вторник, 30 апреля 2013 г.

Православный календарь 1 мая (18 апреля ст.ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Свтятителя Космы исп., еп. Халкидонского, и сподвижника его прп. Авксентия
Мученика Саввы Готского (372).
Преподобной Афанасии Эгинской
Сщмч. Виссариона пресвитера (1918).
Прмц. Тамары (1942).
Мученика Иоанна Нового из Янины (1526).
Преподобного Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита (820-850).
Прпп. Антония, Евфимия и Феликса Карельских.
Преп. Василия Ратишвили (XIII) (Груз.).
Максимовской иконы Божией Матери (1299).
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Максимовской, глас 4
Днесь светло красуется славнейший град Владимир,/ радостно совершая, Владычице,/ праздник явления Твоего святителю Максиму, в нем бывшаго,/ о немже ныне воспоминаюше и молящеся Тебе, взываем сице:/ о Пречудная Владычице Богородице,/ молися Превечному Архиерею — Сыну Твоему,/ да непоколебиму утвердит Церковь Православную,/ град наш Владимир и всю Русскую землю/ в мире сохранит и спасет в правоверии души наша.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Максимовской, глас 6
Призри на нас, Всепетая Богородице,/ возсияй просвещение сердцем помраченным/ и озари стадо Твое, Пречистая,/ елика бо хощеши и можеши,/ яко Мати сущи Зиждителя,/ и возопий молящим Тя:/ Аз есмь с вами,/ и никтоже возможет на вы.
Pages: 1 2 3

Подготовка к Пасхе: тайм-менеджмент православной хозяйки

Готовясь к празднику Пасхи, важно помнить о том, что кажущиеся такими важными хозяйственные дела совпадают с периодом Страстной Седмицы.
Анастасия Отрощенко
Пасха
Мытье окон, выпекание куличей, многочисленные покупки и украшение дома не должны заслонить от нас главное – службы Страстной. Как все успеть?

Понедельник-вторник—среда
Опытные хозяйки стараются закончить все дела по уборке дома до Великого Четверга. В понедельник, вторник и среду кто-то перебирает вещи в шкафу, убирая зимнюю одежду подальше, кто-то моет окна, люстры и полы, и большинство покупает все, что необходимо для приготовления праздничной еды. По многолетнему опыту знакомых хранительниц домашнего очага, куличи вполне можно приготовить в первые дни Страстной, чтобы потом тяжелое и трудоемкое выпекание не отвлекало от служб. Настоящие сдобные куличи долго не черствеют, испеченные в понедельник—вторник они останутся свежими до самого праздника.
Интересно, что многие опрошенные мной хозяйки в последнее время перестали печь куличи: не хватает сил и времени. Кроме того, их так часто дарят знакомые и прихожане, что без кулича на праздник не остаешься. На Пасху, кстати, чаще всего обмениваются именно такими знаками внимания – крашеными яйцами, куличиками, небольшими сувенирами, сделанными детьми. Далеко не во всех семьях дарят в этот день детям и друг другу подарки, считая, что Пасха – настолько великий Праздник, что никакими материальными вещами отметить его невозможно. Как сказала Мария Асмус, мама 4-х детей: «От подарков мы отказались еще лет 15 назад, потому что иначе вместо мыслей о Страстях Господних я мучилась бы проблемами выбора подарков. Мы с детьми вместе красим яйца, я вместе с ними читаю пропускаемые службы и хожу на крестный ход на Погребение Плащаницы».
Великий Четверг
В Великий Четверг, по возможности, все православные христиане идут в храм на Литургию. Вечером также предстоит служба. Поэтому днем лучше не затевать ничего, требующего серьезных энергетических затрат.
Во многих семьях в этот день красят яйца. В традиционной луковой шелухе яйца варятся около 20 минут, окраска искусственными красителями занимает примерно полчаса. Еще какое-то время уходит на украшение наклейками, обмазывание маслом для блеска и т.д., положив на окраску яиц час-полтора, вы точно не ошибетесь. Конечно, речь идет о более-менее традиционной росписи яиц, художественная темперными красками занимает большее количество времени.
Те хозяйки, которые не любят готовить куличи заранее, ставят тесто вечером в четверг с тем, чтобы печь их в пятницу в первой половине дня.
Великая Пятница
Придти на обе службы Великой Пятницы – вынос Плащаницы и чин погребения — обычно никому из мам с детьми не удается. Либо чередуются муж с женой, договариваясь, кто пойдет на какую службу, либо мама с детьми приходит к крестному ходу.
В Великую Пятницу хозяйки, действующие по определенному расписанию, заканчивают все дела по уборке и готовят пасху. Дело это трудоемкое, потому что творог надо несколько раз протереть через сито. На приготовление пасхи надо положить часа два. В одной знакомой семье существует традиция красить яйца вместе с детьми, а делать пасху вдвоем с мужем – в пятницу вечером, когда малыши спят и не мешают процессу.
Великая Суббота
Литургию в Великую Субботу очень любят посещать дети, именно в это время темное облачение Страстной седмицы меняется на светлое, некоторые девушки и девочки меняют в это же время на голове платочки с темных на белые.
Если все праздничные блюда были приготовлены накануне, то обычно после субботней Литургии их освящают. В некоторых семьях привезти куличи и яйца на освящение – отдельное событие этого дня, в котором всегда принимают участие дети. Если есть традиция украшения дома, то обычно это делают именно в Великую Субботу – веночки на двери и стены, красивые пасхальные подсвечники с красными свечами для праздничного стола. В некоторых семьях хорошей традицией стало украшать дом букетами из живых весенних цветов. Они могут стоять и на столе, вместе с ветками вербы и фигурками птичек-курочек. Сегодня магазины предлагают большой выбор подобных аксессуаров, и украсить в таком стиле дом и стол, не составляет труда.
В некоторых семьях в субботу днем продолжаются активные приготовления к празднику – вплоть до покраски яиц и приготовления пасхи (их освящают уже после Пасхальной Литургии). И все-таки, какими бы важными ни казались недоделанные дела, обязательно найдите время для отдыха. Не важно, на какую именно службу вы собираетесь – на ночную или утреннюю. В любом случае от украшений дома и мытья полов надо себя оторвать – ради того, чтобы почувствовать великую тишину, предшествующую Празднику праздников.
Страницы: 1 2

Страстная седмица: гид по неделе

После торжества Недели ваий начинается напряженное восхождение по ступеням страстной недели к вершине Голгофы. Для христиан древности это и была Пасха — крестная.
Фреска Мануила Панселина в соборном храме монастыря Ватопед (Афон), XIV век Фреска Мануила Панселина в соборном храме монастыря Ватопед (Афон), XIV век
Страстная неделя для нас, христиан современности стала актуальным переживанием подвига Христа, необходимым, чтобы достойно встретить Пасху торжественную, Пасху Воскресения.

За восклицаниями «Осанна в вышних!» следует призвание ко вниманию, сосредоточенности и молитве. На утренней службе понедельника Страстной недели нас встречает песнопение: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас». Тропарь «Се Жених грядет в полунощи…» поется первые три дня Страстной недели. Эти слова отсылают к евангельской притче о десяти девах (Мф. 25. 1-13). Душа не должна погрузиться в сон в ожидании Жениха – Христа. От степени нашего внимания и сосредоточенности зависит близость к Царству Божиему. И это один из важнейших смыслов Страстной.
На этом последнем отрезке великопостного пути нас ожидают Страсти и Смерть Христовы. В древности последняя неделя поста, предпасхальная, называлась «Великой». Воздержание в эту неделю усиливалось. Предписывались строжайший пост на хлебе, соли и овощах, советовалось полное неядение в пятницу и субботу. «…эти шесть дней Пасхи обыкновенно все проводят в сухоядении т. е. вкушают под вечер только хлеб с солью и водою; некоторые же усердно удлиняют неядение: иные же и всю неделю до пения петухов в воскресенье проводят без пищи» свидетельствует св. Епифаний Кипрский.
Каждый день Страстной недели – Великий. Бабушки из курской деревенской глубинки называют Страстную неделю Страшной неделей.
Великий Понедельник Страстной недели: Иосиф Прекрасный и иссохшая смоковница.
В этот день, как говорит синаксарь из Постной Триоди «…память творим блаженного Иосифа Прекрасного, и изсохшия смоковницы…».
Иосиф, последний сын ветхозаветного патриарха Иакова является прообразом Христа. Завистливые братья сначала скрывают его в пересохшем водяном рве, а затем продают работорговцу за тридцать сребренников. Иосиф, ставший начальником египетской земли, дает своим братьям пшеницы, когда среди израильтян свирепствует голод. Подобно Иосифу, Христос пострадал от зависти единоплеменных Ему Иудеев и был предан своим учеником за тридцать сребренников. Заключенный в темный ров — гроб, Христос своей властью восстает от мертвых и, спасая нас от греха, так же как Иосиф раздавал пшеницу, утоляет наш духовный голод Таинством Евхаристии: «…человеколюбно искупает нас таинственным пшеницедательством, яко Сам Себе за нас давый, и яко питает нас Небесным Хлебом, своею живоносною плотию». Это первая тема понедельника Страстной недели. В Священной историй более чем за 3600 лет проявляется предуведомление о Христе и Его Страстях. Для нас время спрессовано, оно сжимается в тугую пружину, которая развернется в День Пасхи. В дни Страстной недели переживаем и то, что было на заре истории, и то, что произошло две тысячи лет назад и переживается нами сегодня с неизменным чувством новизны. Образы Священной истории сплетаются в причудливый и прекрасный узор.
Один из элементов этого узора – образ иссохшей смоковницы из евангелий от Матфея (Мф. 21. 19-22) и от Марка (Мк. 11. 20 -23). Господь проклял смоковницу на которой не оказалось плодов. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит в беседе на Великий Понедельник Страстной недели: «Бесплодная смоковница при дороге с одними листьями — это я, и вы, брат и сестра, возлюбленные. К нам с вами часто приходит и рано и поздно Насадитель жизни нашей, Господь Иисус Христос, алчущий нашего спасения, приходит, чтоб утолить голод души нашей, чтобы стать для нее хлебом жизни. И, увы, почти всегда находит в нас только заботы о житейском — одни листья; плодов же веры, всеусильного попечения о спасении душ наших нет как нет». И это предупреждение для всякого христианина идущего путем Страстной недели, переживая предательство Христа, Его страсти и смерть на Голгофе, мы не должны прийти к Пасхе без духовного плода. Образ смоковницы должен устрашать «…не делающих прикладного добродетелей плоды», то есть «устрашая всякого, кто не приносит плод, добродетели приличествующий.».
Рефреном хвалитных стихир (поющихся в конце утреннего богослужения) Великого понедельника Страстной недели служат слова о том, что Господь идет к мучению, которое принимает на Себя по собственной воле: «Грядый Господь к вольной страсти…», «Достигшее верни спасительную Страсть Христа Бога», «Господи, грядый к страданию». Эта мысль – повод для сугубого покаяния: «Изсохшия смоковницы за неплодие, прещения убоявшеся братие, плоды достойны покаяния принесем Христу, подающему нам велию милость». То есть убоимся проклятия бесплодной смоковницы и принесем плоды покаяния. С этой мыслью вступаем в Великий Вторник.
Страницы: 1 2 3 4 5