пятница, 26 июля 2013 г.

Борьба церкви с язычеством в королевстве Меровингов

Дряхлов Владимир Николаевич,
кандидат исторических наук, доцент
Институт (филиал) Московской государственной юридической академии. Киров.
Druids Cutting Mistletoe on the Sixth Day of the Moon (c.1890) Henri Paul Motte Анри Поль Мотт. Резка омелы на шестой день Луны  Druids Cutting Mistletoe on the Sixth Day of the Moon (c.1890) Henri Paul Motte
Анри Поль Мотт. Резка омелы на шестой день Луны
Само содержание борьбы с язычеством предполагало, что сначала главные усилия и внимание церковнослужителей должны быть обращены на устранение наиболее зримых и материально воплощенных проявлений языческих верований — культовых мест язычников в виде капищ, священных источников, рощ и деревьев. Именно вблизи и вокруг них разворачивались культовые действия, непримиримо осуждаемые церковью, в первую очередь — жертвоприношения и праздненства в честь природных сил.

Почитание священных деревьев и рощ — одно из типичных проявлений первобытных верований многих народов мира, переходивших от родового строя к раннеклассовому обществу в окружении древних лесов — греков, римлян, кельтов, славян, финно-угров и пр.
По своим историческим корням оно является одним из наиболее древних представлений человека о существовании потустороннего и могущественного мира и о необходимости поклонения ему в той или иной форме. Э. Тэйлор в рамках своей анимистической теории природы признал, что попытки более или менее однозначно объяснить суть первобытных представлений о священных деревьях оказываются не вполне удачны: "Бывает весьма трудно определить, считается ли такое дерево имеющим подобно человеку свою, неразрывно связанную с ним, жизнь и душу или только обитаемым наподобие фетиша посторонним духом, для которого дерево служит не более как телом"1.
Наиболее крупное, величественное по своему облику дерево, роща деревьев определенной породы на фоне остального смешанного леса воспринимались первобытным человеком как нечто особенное, выдающееся, что могло соотноситься в его сознании с тем, что господствует над ним в повседневной жизни — с божеством. Такое божество, предположительно, осознавалось как живущее внутри дерева (наподобие древесного духа) или поблизости, как владеющее этим деревом и пространством вокруг него, подобно тому, как человек владел своим жилищем и землей около него.
Источники, повествующие о сохранении языческих верований в раннее средневековье в Западной Европе, весьма разнообразны. Среди них можно
выделить сочинение Я. Гримма, где впервые в большом объеме были собраны примеры почитания священной силы деревьев2.
Единственным и наиболее приемлемым методом борьбы с почитанием язычниками священных деревьев являлась их вырубка. Э. Тэйлор утверждал, что именно "с христианства начинается движение против священных деревьев и рощ"3. Однако, если обратиться к источникам, самые ранние идеи такого рода появились уже в Ветхом Завете. В некоторых его книгах речь шла о том, как приверженцам чистоты веры следует относиться к священным местам неиудейских верований: "...Вырубите священные рощи их"4. Уничтожение священных рощ в те времена по своему происхождению восходило к военной стратегии государств Древнего Востока, когда вместе с угоном скота и пленных в целях нанесения противнику наибольшего и трудно восстановимого ущерба вырубались его виноградники и сады.
Активная вырубка священных деревьев произошла во время религиозной реформы иудейского царя Иосии в 622 г. до н. э., направленной на утверждение преобладающего значения культа Яхве. В ходе реформы были уничтожены многие проявления древних ханаанейских культов, в том числе, и священные рощи5.
Для ветхозаветных пророков почитание священных деревьев подлежало безоговорочному осуждению прежде всего потому, что вблизи них находились идолы богов и места для совершения жертвоприношений в их честь, а под сенью таких деревьев женщины обычно занимались культовой проституцией6.
В раннее средневековье для представителей церкви, занятых крещением населения и искоренением язычества, отрицательное отношение к культу священных рощ и деревьев было вызвано не только уважительным следованием ветхозаветным указаниям. Поклонение рощам и деревьям являлось для клириков одним из главных, причем прилюдно зримых, воплощений отвергаемого ими язычества.
Как на Руси, так и в Западной Европе борьба церкви против почитания населением священной силы деревьев была частью общей борьбы против языческих верований и их пережитков, а также против культовых обрядов, которые их сопровождали. Подавляющая часть источников о борьбе церкви с проявлениями язычества связана с землями королевства Меровингов (особенно с севером и северо-востоком Галлии), откуда христианство начало свое распространение в соседние области, заселенные в большинстве язычниками.
С почитанием священных деревьев христианская церковь столкнулась с самого начала борьбы за умы населения. Пока христианство по своему социальному составу оставалось религией небольшой части городского населения, культ священной силы деревьев особо не привлекал внимание церковнослужителей. В меровингские времена по мере продвижения проповеди христианства в сельскую округу церковь и ее миссионеры уже не могли смотреть сквозь пальцы на языческое почитание священных деревьев.
St. Martin of Tours Bishop  Священные деревья стали падать под ударами топоров миссионеров уже со второй половины IV века. Активным борцом зарекомендовал себя епископ и миссионер Мартин Турский (336 — 397), собственноручно разрушавший в округе Тура деревенские капища.
Сюжет об уничтожении Мартином священной сосны и об оказанном ему при этом противодействии галльских крестьян является классическим примером отношения миссионеров к священным деревьям и ответной реакции язычников. Рубке дерева предшествовала проповедь среди собравшихся сельчан. Обращаясь к ним, Мартин "увещевал, говоря, что нет ничего священного в этом дереве: лучше бы последовали тому Богу, которому он служит, дерево же следует срубить, ибо оно посвящено демону"7.
Собравшиеся язычники для проверки истинности его слов связали Мартина и положили на то место, куда должна была упасть сосна. "После этого язычники сами с великой радостью и ликованием стали рубить свое дерево... И вот начала сосна понемногу раскачиваться и уже грозила рухнуть. Стоявшие невдалеке монахи были в отчаянии и, напуганные явной опасностью, потеряли всякую надежду и веру, приготовившись увидеть несомненную смерть Мартина. А он, бестрепетно уповая на Бога, ждал, когда же сосна с великим шумом рухнет на него. И вот она уже нависла над ним, вот уже падает, он, вскинув навстречу ей руку, сотворил спасительный знак креста"8. По рассказу Сульпиция, падавшее дерево чудотворной силой было отброшено в противоположную сторону и послужило примером истинности его проповеди.
Уничтожение священной рощи в отличие от рубки отдельного дерева требовало от служителя церкви гораздо больших затрат физических сил и времени. Причем, уничтожение рощи должно было быть осуществимо в наиболее короткое время, чтобы убедительно проявить торжество христианской веры в глазах собравшихся людей. Этого можно было добиться только при использовании дополнительной и к тому же массовой рабочей силы.
Страницы: 1 2 3

Выражение монашеского опыта (продолжение)

 Старец Иосиф Исихаст
Часть 1. Письма к  монашествующим и мирянам
11  «Я, когда пришел на Святую Гору, нашел многих из отцов в делании и созерцании»
Старец Иосиф Исихаст Когда любовь нашего Господа распалит душу человека, мера более не имеет над ним власти, и он выходит за пределы ограничений. Поэтому она «вон изгоняет страх» и, если он что‑то пишет, если что‑то говорит, впадает в неумеренность. Но что бы он ни говорил в это благодатное мгновение, перед пламенным сиянием божественной любви всего, что он говорит, мало. Затем, когда сократится сердце и облако отойдет восвояси, тогда приходит черед мерки и он ищет меры ради рассуждения.

Итак, все, что я вам написал, было сказано с одной целью: чтобы согреть теплоту вашей души, чтобы побудить вас к ревности и вожделению нашего сладчайшего Иисуса. Как и в войсках делают полководцы, которые рассказывают о подвигах доблестных воинов и этим понуждают их воевать мужественно.
И жития и слова святых, которые они написали и оставили нам, имеют ту же цель. Также и душа, которую Бог создал таким образом, если не слышит часто о таковом высоком и чудесном, то впадает в сонливость и нерадение. И только этим – чтением и полезными повествованиями она прогоняет забвение и обновляет старое здание.
Я, когда пришел на Святую Гору, нашел многих из отцов в делании и созерцании. Старых и святых людей.
Был старец Каллиник. Прекрасный подвижник. Сорок лет затворник. Упражняющийся в умном делании и вкушающий мед божественной любви, бывший и для других полезным. Он вкусил восхищение ума.
Пониже его жил другой, старец Герасим. Превосходный безмолвник. По происхождению хиосец1. Удивительный подвижник. Упражняющийся в умной молитве. Девяноста лет. Жил на вершине пророка Илии2 семнадцать лет; борясь с бесами и страдая от непогоды, пребыл непоколебимым столпом терпения. У него были непрекращающиеся слезы. Услаждаемый помышлением об Иисусе, совершил он свою беспопечительную жизнь.
Повыше был старец Игнатий, незрячий много лет. Долгие годы духовник. Старец девяноста пяти лет. Молящийся умно и непрестанно. И из‑за молитвы уста его испускали благоухание, так что беседа с ним вблизи его уст доставляла радость.
Был и другой, еще более удивительный, у святого Петра Афонского3 – отец Даниил, подражатель Арсения Великого. Крайне молчаливый, затворник, до конца дней служивший литургию. Шестьдесят лет он ни на один день не помышлял оставить божественное священнодействие. А в Великий пост во все дни служил преждеосвященные литургии. И, не болея до последних дней, скончался в глубокой старости. А литургия его продолжалась всегда три с половиной или четыре часа, ибо он не мог от умиления произносить возгласы. От слез перед ним всегда увлажнялась земля. Поэтому он не хотел, чтобы кто‑то посторонний находился на его литургии и видел его делание. Но меня, поскольку я очень горячо его просил, меня он принимал. И каждый раз, когда я ходил к нему, три часа шагая ночью, чтобы предстоять при этом страшном воистину божественном зрелище, он говорил мне одно или два слова, выйдя из алтаря, и сразу скрывался до следующего дня. Он совершал до конца жизни умную молитву и всенощное бдение. У него и я взял устав и нашел величайшую пользу. Ел он двадцать пять драми4 хлеба каждый день и весь возносился ввысь на своей литургии. И пока земля у него под ногами не превращалась в грязь, не заканчивал литургию.
Были и многие другие созерцательные отцы, которых я не удостоился увидеть, так как они скончались на год или два раньше. И мне рассказывали об их удивительных подвигах, поскольку я этим интересовался. Шаг за шагом обходил горы и пещеры, чтобы найти таковых. Потому что мой старец был добрым и простым, и после того как я приготавливал ему пищу, он давал мне благословение на поиск таких примеров, полезных для моей души. А когда уже я его похоронил, тогда обследовал весь Афон.
Был один в некой пещере, который должен был плакать семь раз в день. Это было его делание. А ночь целиком проводить в слезах. И возглавие его было всегда мокрым. И его спрашивал служивший ему, который приходил два–три раза в день, ибо он не хотел иметь его рядом с собой, чтобы тот не прерывал его плач:
– Старче, почему ты столько плачешь?
– Когда, дитя мое, человек созерцает Бога, от любви у него текут слезы, и он не может их удержать.
Были и другие, меньшие: отец Косма и иные. И великие, и если кто‑то захочет о них написать, ему потребуется слишком много бумаги.
Сейчас все они умерли здесь и живут вовеки там.
А сегодня не слышно ни о чем подобном. Ибо множество материальных попечений и забот и почти совершенное пренебрежение трезвением завладели людьми, и многие не только не хотят найти, узнать, делать это, но, если услышат, что кто‑нибудь говорит о чем‑то подобном, сразу враждебно восстают против него. И считают его неразумным и глупым, потому что жизнь его не похожа на их и вменилась им в посмеяние.
И происходит нечто подобное бывшему во времена идолопоклонства. Тогда, если ты поносил идолов, тебя побивали камнями и со злобой предавали злой смерти. А теперь каждая страсть занимает место идола. И если ты обличишь и осудишь страсть, которой, как ты видишь, все побеждаются, то все кричат: «Побейте его камнями, ибо он оскорбил наших богов!»
Последнее: поскольку я никого не принимаю, ни для кого не делая исключений, и даже слышать не хочу, как живут или что делают мир–монахи, я всегда – мишень для осуждения. А я не прекращаю днем и ночью молиться об отцах и говорить, что они совершенно правы. Только я не прав, когда соблазняюсь из‑за них. Ибо они видят глазами, которые им дал Бог. Разве не буду не прав и виноват, если скажу: «Почему они не видят так, как вижу я?»
Бог всяческих да помилует всех по молитвам преподобных богоносных отцов.
Страницы: 1 2 3 4 5 6

Православный календарь 27 июля (14 июля ст.ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Святого Апостола Акилы (I).
Преподобного Еллия  монаха, Египетского (IV).
Святого мученика Иуста (I).
Преподобный Стефан Махрищский (1406)
Преподобный Никодима Святогорца (1809).
Святых кн. Владимира и блг. кн. Агриппины Ржевских чудотворцев.
Священномученика Константина пресвитера (1918).
Священномученика Николая пресвитера (1933).
Преподобный  Онисим чудотворец, иже в Магнезии (ок. 284-305).
Мч. Иоанна Мерва (Туркменистан.).
Св. Маркеллина, иерея (Нидерл.).
Св. Ираклия, патр. Александрийского (246).
Поученіе. Св. ап. Акила. (Вѣрующіе должны быть единодушны). Прот. Григорій Дьяченко
Поученіе. Препод. Еллій монахъ. (О средствахъ борьбы съ искушеніями). Прот. Григорій Дьяченко
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Молитвы:
Тропарь апостола Акилы
глас 3
Апостоле святый Акило,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.
Кондак апостола Акилы глас 4
Яко велие солнце, Церковь тя стяжавши,/ славне Акило,/ светлостьми учения твоего просвещает/ верно чтушия тя,// Господень апостоле.
Тропарь преподобного Никодима Святогорца глас 3
Мудрости благодатию, отче, украшенный,/ труба богогласная показался еси Духа/ и добродетелей наставник, Никодиме Богоглаголивый,/ всем бо подаеши спасительная учения,/ жития чистаго показуя сияние/ богатством Божественных твоих словес,/ имиже, яко свет, мирови возсиял еси.
Кондак преподобного Никодима Святогорца глас 8
Яко таинника изряднейшаго добродетельнаго жития и благочестия,/ богоноснаго учителя Православия, празднует тя Церковь,/ с Небес бо дарования приемый,/ озарявши Божественными твоими писании вопиющих ти:/ радуйся, отче Никодиме.
Тропарь преподобного Стефана Махрищского глас 8
Православия ревнителю,/ благочестия наставниче и чистоты,/ ищущим спасения путеводительный светильниче,/ монашествующих Богодухновенное удобрение,/ преподобнаго Сергия духовный собеседниче,/ Стефане премудре,/ ученьми и добродеяньми твоими души просветил еси/ и пустыни населил еси,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Стефана Махрищского глас 8
Чистотою душевною божественно вооружився,/ блаженную жизнь совершил еси,/ в пустыню, яко во град, вселився,/ благодать приял еси от Бога/ исцеляти недуги приходящим к честней твоей раце/ и всех возвышати к Божественней высоте,/ темже, имея дерзновение ко Святей Троице,/ поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, преподобне Стефане, постником удобрение.
Pages: 1 2 3

«Неужели вся наша разумная жизнь нужна, только лишь для того, чтобы состариться и лечь мясом в ямку»?

Как Вы думаете, дорогие читатели, насколько актуальна тема юбилейного года 1025-летия Крещения
Интервью с Владыкой Ионой (Черепановым), в преддверии 1025-летия Крещения Руси…
Киевской Руси для нашей сегодняшней жизни и для каждого из нас? Что откликается в наших душах, когда мы заглядываем в прошлое?

Мощи преподобного Ионы Киевского
Видим ли мы в нём ресурс для будущего? Об этом спросила я и себя. И вот, милостью Божией, представилась возможность именно в праздничные дни, побывать на святой Киевской земле, в Свято-Троицком Ионинском монастыре. Так случилось, что в иконной лавке монастыря, я увидела необычную иконографию жития преподобного Ионы Киевского, покровителя и чудотворца этой славной обители. Глядя на надпись на иконе, мысли заставили задуматься о цели и плодах жизни временной, о прошлом и будущем. Благодаря возникшим размышлениям и состоялось незапланированное, но очень интересное интервью с настоятелем монастыря, удивительно интересным человеком, многогранной, неординарной личностью, — с всеми любимым Владыкой Ионой!
Интервью с Владыкой Ионой (Черепановым), в преддверии 1025-летия Крещения Руси…
Беседу вела: координатор Алчевской молодёжки – Елизавета Дьяченко.
Вопрос Елизаветы Дьяченко (Далее Е.Д.): Благословите, Владыка, выразить Вам свою благодарность за особую икону преподобного, где, на фоне жития святого Ионы Киевского, помещён, очень актуальный, как мне кажется, текст из Псалтири, сразу же, откликнувшийся в душе: «…Истомилась душа моя, желая во дворы Господни…». Скажите, это фотография фрагмента храмовой росписи?
Ответ: Нет. Собственно, это цитата из 83 главы Псалтыри, а по кругу иконы написан тропарь преподобному. Есть у нас один очень хороший художник, инок, который для монастыря в честь иконы Божией Матери «Отрада» («Утешение») в селе Большая Ольшанка Васильковского района, нарисовал целую серию иконочек, отражающих жизнеописание преподобного Ионы Киевского. Он очень хорошо разбирается в иконописи и это чисто проявление его художественного таланта, выраженного в отношении к личности преподобного Ионы. Наш художник, человек образованный, креативный, поэтому-то его творчество и откликается в душах.
Е.Д.: Владыка, эта цитата сформировала во мне следующее размышление: цель жизни христианской, по святым отцам, заключает в себе стяжание Духа святого, можем ли мы сказать, что внешне оно проявляется делами милосердия, миссионерской работой, а внутренний мотив любого доброделания, должен содержать в себе желание приблизиться к Богу, «во дворы Господни»?
Владыка: Да! А зачем иначе жить. Если мы знаем, что человек создан для вечной жизни с Богом, то какой еще вариант может быть, как не жизнь с Богом?! На самом деле и у атеистов тоже самое, так как каждый человек задумывается, зачем он живет. Помню, во времена моего воцерковления меня очень поразила чеховская «Палата №6». Тогда меня потрясли размышления одного из героев, о том, для чего человек стремится к совершенству. Для чего его нужно воспитывать дома, затем в начальной школе, затем в старшей, для чего он приобретает знания, неужели вся наша разумная жизнь нужна, только лишь для того, чтобы состариться и лечь мясом в ямку? Для чего человеку дано безграничное совершенствование? Если человек еще не нашел для себя Бога, то все равно он задумается для чего и почему живет. Люди, которые упорно не хотят верить в Бога, все равно понимают, что для чего-то жить нужно. И в силу гордыни или неправильного воспитания и зацикленности на своей самости, многие себе просто не позволяют верить в Бога и придумывают всякие вещи в оправдание, например: я живу для детей, для науки, для всеобщего блага. То есть, люди придумывают разные вроде бы возвышенные причины, но если все эти причины сопоставить с величием вечной жизни с Господом. Понятно что они меркнут, и являются не более чем трагикомичными и это действительно и трагично и комично когда человек на пороге смерти думает о подобных глупостях.
Интервью с Владыкой Ионой (Черепановым), в преддверии 1025-летия Крещения Руси…
Е.Д.: Можно ли сделать вывод, что значимые жизненные цели говорят о том, какой плод к своей смерти человек приобретает в течение жизни?
Владыка: Да, наши дела говорят о том, что останется после нас...
Е.Д.: Владыка, если применить Ваши слова к празднуемой в этом году юбилейной дате Крещения Руси, как можно кратко охарактеризовать результат прошедших 1025 лет?
Владыка: Мне кажется, что в контексте праздника, уместнее говорить скорее о двух датах, в одной. Сама цифра 1025 даже в произношении разделяется на две даты, поэтому лучше рассматривать 1000-летие Крещения Руси и 25-летие истории Русской Церкви, пережившей период, сравнимый со вторым Крещением. Объясню свою мысль так: история Крещения и просвещения Руси до 1988 года, это история становления Руси, как православной державы, это и история расколов и гонений со стороны царской власти и со стороны потом безбожной власти. Это и возвышение Церкви и попытка тотального воздействия во времена Петра I или Екатерины, мы знаем времена кровавого гонения советского периода, потому, действительная дата 1000 лет — это глобальная, монументальная история нашей Церкви, это монолит. А хвостик празднуемой даты — 25 лет — это тоже очень важные годы, практически их можно обозначить, как годы второго Крещения. Или правильнее сказать: история 1000-летия крещения Руси и 25-летие потепления отношения государства и Церкви, когда стало возможным совершенно безгранично и открыто исповедовать свою веру.
Собственно, это потенциал, накопившийся за годы безбожия, когда желающие верить, и жить по Божьему, не имели такой возможности. Людей ограничивали или физически или информационно, перенаправляли их просветительную или духовную энергию совершенно куда-то в другое русло. А когда этот потенциал выстрелил, мы с вами знаем, какое количество храмов построено, какой всплеск веры, какой интерес к духовной литературе возник у народа. Начались бурно открываться храмы, монастыри, издаваться книги. Действительно это стало временем второго крещения Руси, например, на территории Украины, количество приходов возросло в десятки раз. Это колоссальное явление в истории Православия. Потому празднуемая дата — «два в одном»: 1000 и 25.
И в тоже время, находятся люди, для которых этот праздник — пустой звук. Для части народа — это повод осознания единства между славянскими народами. Для другой части — повод для превозношения, что именно нас крестили, не какой-то другой город, а именно Киев. То есть всё очень неоднородно и каждый для себя уже сам определяет, что для него этот праздник значит, и вообще каждый находит для себя свое «нечто» в общем праздновании.
Pages: 1 2