суббота, 27 октября 2012 г.

Священники большого города. Отец Алексий Уминский

Настоятель храма Святой Троицы в Хохлах — о том, что церковь — это не идеология, а идеал, о конфронтации церкви и общества и разных прочтениях церковной истории
Александр Борзенко
Возраст: 52 года
Образование: Московский областной педагогический институт
Работа: настоятель храма Святой Троицы в Хохлах, духовник Свято-Владимирской гимназии
Про родителей и чтение
Мои родители — классическая советская интеллигенция: мама — учитель, папа — инженер, член партии. Не думаю, что они могли предположить, что их сын станет священником. Наверное, если бы им такое сказали, они просто не поверили бы.
Я крестился, когда мне было двадцать лет. Не могу сказать, что в  жизни случались какие-то колоссальные катаклизмы, катастрофы, которые резко меняли мой внутренний мир. В Евангелии Иисус говорит о том, что Царствие Небесное вызревает в каждом человеке незаметно — как семя сеется в поле, и никто не видит, как оно растет. Я даже не знаю, когда и кем было в меня всеяно это семя — скорее всего, моими неверующими родителями. Сущностные, содержательные вещи, которые они в себе имели и хранили, были мне естественным образом переданы — видение мира, любовь, которая их соединяет, отношение к друзьям, радость о прекрасном.
Кроме того, были книги. В студенческие годы мы уже читали книги, которые были в самиздате, ходили по рукам. Тогда чтение было иным. Книга в семьсот страниц давалась тебе на одну ночь, и надо было ее не просто прочесть по диагонали, а впитать в себя. Мы были тогда, как губки — в 18–20 лет я прочел всего Платона, потому что была жажда. Сейчас я не могу удержать книгу в руках более сорока минут, перестаю читать, потому что перестаю понимать, что читаю, мозги не справляются. А в то время я не просто прочел огромное количество книг — помню их до сих пор и какие-то вещи могу цитировать по памяти. Это была удивительная эпоха передачи поколенческой эстафеты.
Про комсомольское детство и хипповую юность
В школе я был не просто хорошим комсомольцем — я был примерным активистом. Ходил со значком, заседал в каком-то комсомольском штабе, ходил на собрания. Мне был прямой путь в ЦПШ (Центральная партийная школа. — БГ). При этом отличником никогда не был — все мои тройки и двойки возмещались активностью. А когда поступил в институт, это все резко кончилось, потому что я вдруг увидел мир свободных людей и свободных идей. Это были 70-е годы. Уже через месяц после поступления я носил длинные волосы и джинсы с заплатками. Суворовский бульвар, кафе «Аромат», которое все звали «Вавилон», и прочая хипповская тусня в течение многих лет. Я объехал автостопом весь Союз, неоднократно был в милиции, где меня пытались стричь и сажать в спецприемник. Словом, молодость была бурная.
В то время я и крестился. Институт окончил с трудом, потому что где-то «на картошке» у меня из-под майки вывалился крестик. На прямой вопрос преподавателя: «Зачем ты носишь крестик?» — ответил, что я верующий православный христианин. Мне грозило исключение, но один наш преподаватель — он читал курс марксизма-ленинизма и научного атеизма — выступил против. На профессорском заседании он сказал: «Вы что, не понимаете, что у этого хиппи Уминского связи с Западом? Если его исключить, завтра по «Голосу Америки» про всех нас скажут, и мы огребем огромный скандал». Таким странным образом он меня спас, и я совершенно уверен, что поступил так умышленно — это был очень неглупый человек. Свой дикий предмет он преподавал с такой иронией, что всем было ясно — всерьез это воспринимать не стоит. Я остался в институте, но сессию пятого курса сдать не смог, потому что перетусовался. Тем не менее у меня были хорошие отношения с преподавателями (подозреваю, многие из них были верующими), и через год они помогли мне закончить обучение.
Про школу и театр
После института мама взяла меня за шкирку и устроила преподавать французский в свою школу, потому что опасалась, что меня может унести в какую-нибудь совсем неожиданную сторону. Так я стал учителем и одновременно увлекся театром и стал актером в театре-студии Розовского. Свое учительство я переживал с большим трудом — меня просто тошнило от всего, что я видел в советской школе, и театр служил отдушиной. А потом и в театре стало как-то тяжело, и я понял, что что-то в моей жизни не так. В этот момент моя знакомая (теперь очень близкий мне человек, прекрасная художница Елена Черкасова) взяла меня за ручку и привела в храм к священнику, который и стал впоследствии моим духовником. Я не помню, что именно он тогда сказал, но эти слова попали в нужную точку, и после этого в театр я уже не пошел.
Про отца Иоанна Крестьянкина
Вскоре я поехал в Псково-Печерский монастырь, где встретился со старцем, отцом Иоанном Крестьянкиным. Эта встреча стала, наверное, решающей в моей жизни. Я ехал к нему с одним желанием — взять благословение уйти из школы. Все что угодно, но уйти из школы, потому что невыносимо — советская система, дети, звонки, классные часы, родительские собрания, педсоветы.
Псково-Печерский монастырь я увидел впервые. Это было похоже на сказку — монастырь в снегу, в глубоком доле среди огромных сосен. Как будто детский сон вдруг стал явью. До сих пор этот образ возникает в моих воспоминаниях как образ Царствия Небесного.
А когда я увидел отца Иоанна — как он служит, улыбается, как толпятся вокруг него люди — по мне мурашки побежали. Я пробрался к нему через огромную толпу и только успел спросить: «Благословите уйти из школы!» А он улыбнулся и ласково сказал: «Да что ты, милый мой, работай! Работай!» И после этого я вернулся в школу в таком упоении! Я так полюбил свою работу! Я стал хорошим учителем, проработал почти десять лет. Когда я двадцать два года назад выпускал свой класс, то уже был в сане дьякона. Каждому своему ученику подарил Евангелие, хотя это был 1990 год, и все было запрещено.
Сложно сказать, что в конечном счете стало решающим фактором на пути к священству — все сложилось, как в калейдоскопе. Раскололась скорлупа, и появилась открытость. И в этой открытости возникла жажда говорить с Богом.
Страницы: 1 2

Православный календарь 28 октября (15 октября ст.ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Преподобный Евфимия Нового, Солунского (889).
Преподобномученик Лукиан, пресвитер Антиохийский (312).
Святитель Иоанн, еп. Суздальский (1373).
Сщмч. Лукиана Печерского, в Дальних пещерах (1243).
Святые мученики Сарвил и Вевея, сестры его (II).
Святителя Дионисия, архиеп. Суздальского.
Собор 23 новомучеников Минской епархии
Святителя Савина, епископа города Катаны в Сицилии (760).
Святителя Афанасия исп., еп. Ковровского
Святителя Варсиса еп. Едесского (378).
Иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» (XIX).
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Тропарь преподобного Евфимия
глас 8
В тебе, отче, известно спасеся еже по образу:/ приим бо Крест, последовал еси Христу,/ и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней,// темже и со Ангелы срадуется, преподобне Евфимие, дух твой.
Кондак преподобного Евфимия глас 2
Волнений множества невлажно преходя,/ безплотныя враги струями слез твоих крепко погрузил еси,/ богомудре Евфимие преподобне,/ и, чудес дар прием,/ исцеляеши страсти всякия,// моли непрестанно о всех нас.
Тропарь преподобномученика Лукиана глас 4
Воздержанием постничества и мучения кровию/ ты, стяжав венец неувядаемый, священномучениче Лукиане,/ Антиохийская похвало,/ о нас моли Христа Бога,// творящих святую память твою.
Кондак преподобномученика Лукиана глас 2
В пощении первее просиявшаго,/ и во страдании второе светяща,/ вси, яко светило пресветлейшее,/ Лукиана песньми славно почтим,// молящаго непрестанно о всех нас.
Ин кондак преподобномученика Лукиана глас 4
Яко святитель благочестно пожив/ и священномучения венец прият,/ идольския жертвы погасил еси,/ добрый пастырь Христову стаду бысть, премудре Лукиане./ Сего ради тя почитаем, песньми вопиюще:/ от бед избави нас присно молитвами своими.
Тропарь святителей Иоанна и Феодора Суздальских глас 8
Яко апостолом единонравных учителей Суждальския страны,/ и целителей душ и телес премудрых,/ и служителей Богу благоприятных,/ к ракам честных мощей ваших притекающе,/ ублажаем вас, святителие Богоблаженнии, Феодоре и Иоанне,/ в песнех же и пениих, радующеся, славим Христа,/ даровавшаго вам благодать исцелений/ и граду нашему Суждалю великое в вас утверждение.
Тропарь святителя Иоанна, епископа Суздальского глас 8
Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ Суждалю пресветлый светильниче,/ святителем Богодухновенное удобрение, Иоанне премудре,/ учением твоим паству твою просветил еси;/ святителю блаженне, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Ин тропарь святителей Иоанна и Феодора Суздальских, древний глас 8
Яко апостолом единонравнии,/ и учителие Суждальстей стране,/ и целителие душам и телесем предобрии,/ и служителие Божий благоприятный,/ к ракам честных мощей ваших притекающе,/ святителю великий Иоанне и Феодоре Богоблаженнии,/ сошедшеся днесь, любовию память вашу светло празднуем в песнех и пениих,/ радующеся и Христа славяще,/ Иже таковую благодать даровавшаго исцелений/ и граду Суждалю великое утверждение.
Ин тропарь святителя Иоанна, епископа Суздальского глас 8
Управляя Церковь Божию Соборную и Апостольскую, / соблюдая заповеди Божия, / вельми добре упас стадо словесных овец; / зломысленным церковником молитвою своею прозрети повеле, / и научи, якоже прежде святый Леонтий, / поспешник спасению Русския земли, учитель Ростовский, / прежде связа и паки благослови; / тако святый епископ Суждальский, / напастем, притекающим к тебе, избавниче, чудотворче Иоанне, / моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак святителей Иоанна и Феодора Суздальских глас 8
Б ожественных и пречестных святителей Христовых и чудотворцев Иоанна и Феодора,/ вернии, поюще, да ублажим, / яко днесь, в память их притекающе к ракам мощей их, / молим многообразных нас обстояний избавити, да вопием вам:/ радуйтеся, граду нашему и Церкви Христовей великое утверждение.
Кондак святителя Иоанна, епископа Суздальского глас 8
Богомудрым учением и святым житием,/ яко светильник, сиял еси в Церкви Божией;/ темже Божественнаго заступления сподобился еси,/ внегда ослепнути очесем злоумышленных клеветников твоих,/ ихже прозрети сотворив молитвою твоею,/ вспять возвратился еси во град твой,/ и добре упасл еси стадо словесных овец;/ ихже чадом помогай и нам, молитвами твоими,/ святителю Христов Иоанне.
Ин кондак святителей Иоанна и Феодора Суздальских глас 8
Яко добродетелей учители,/ молитвами вашими подаете чтущим вас любовию/ добродетелей исправление/ и соблазнов избавление.
Тропарь священномученика Лукиана Печерского глас 4
И нравом причастник, и престолом наместник апостолом быв, деяние обрел еси, Богодухновенне, в видения восход. Сего ради, Слово Истины исправляя, и веры ради пострадал еси даже до крове, священномучениче Лукиане, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак священномученика Лукиана Печерского глас 4
Во священстве и иночестве благочестно пожив/ и мучения путь прошед,/ мучителя и бесовская полчища посрамил еси/, темнее, почитающе тя, тако вопием ти:/ от бед избави ны присно твоими мольбами, отче наш Лукиане.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Спорительница хлебов глас 3
Пречистая Дево Марие, Мати Царя небеси и земли,/ благоутробно призираеши на любящих Сына Твоего, Христа Бога нашего,/ и труждающихся во имя Его вечнаго ради спасения,/ и подаеши им вся обильно к наслаждению./ Спорительнице сущи хлебов им,/ избавляя их всякия нужды и утеснения,/ и устрояя им, рабом Твоим сущим, избавление вечныя муки и жизнь вечную.
Pages: 1 2 3

Беседы на Книгу Бытия. Беседа 5. Патриархи. Часть 2-я

Продолжение. Начало Здесь
Священник Олег Стеняев
Никакая информация не пропадает бесследно!
     Растление происходит вначале на духовном уровне. Пропаганда разврата, идущая, к примеру, по телевизору, входит в ум человека, и у человека появляется потребность все это реализовать в жизни. Говорухин снял фильм “Так жить нельзя”, в котором были такие кадры: два человека в видеосалоне смотрели фильм об убийстве. Выйдя из салона, один из них сказал другому: “Пойдем, убьем кого-нибудь”. И они пошли и убили.

Потом их арестовали, и они перед кинокамерой рассказывают, как к ним пришла мысль совершить это убийство. Недавно была напечатана статья о том, как пятнадцатилетняя девочка решила убить десятилетнего мальчика, потому что пропали ее перчатки и она его заподозрила. Нашла в соучастники себе другого десятилетнего мальчика, завели жертву в овраг и убили. Откуда такая жестокость? А все оттуда же – от телевизора. Через него мы впускаем в свои дома грех, жестокость, насилие. Телевизор может впустить в ваш дом любого, и не одного, а карнавал, и всех нагишом. Любое бесстыдство, любое преступление, любую веру.
Один ученый, занимающийся изучением мозга, говорит, что никакая информация не пропадает бесследно. Рано или поздно возникает необходимость ее реализовать. И если ты идешь по улице и у тебя вдруг возникает желание совершить грех, это желание вовсе не беспричинно. Значит, ты или сейчас, или ранее видел этот грех и он не дает тебе покоя. Господь Иисус Христос говорит: всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5, 28).
Ваш дом – это святое святых, куда никого не надо впускать. Дом должен быть освящен священнослужителем, и надо заботиться о том, чтобы было не на словах, а на деле Мой дом – моя крепость. А для православных это звучит так: Мой дом – это мой храм. Апостол Павел учит, что семья – это домашняя церковь. И мужчина будет прежде всего отвечать за то, в каком состоянии эта домашняя церковь.
И вот раб Авраама увидел деву, не познавшую мужа. Он не доверял себе, этот благочестивый человек, он решил довериться Господу и внутренне поставил условие: если я скажу то-то, а она мне ответит то-то, то это будет означать, что сия дева и есть та избранница, которая нужна Исааку. Почему такие условия? Чтобы не ошибиться – ведь много дев может подойти к колодцу в это время. Эта дева сделала все именно так, как он себе и представил. Девица должна быть не только целомудренной, но и трудолюбивой. Внимательно относитесь к тому, как ваши дети проводят свое свободное время, приучайте их к труду. Я знал одну молодую семью, получившую квартиру и ставшую жить отдельно от родителей: к ним надо было специально приезжать и готовить еду – сами молодые ничего не умели. Мы видим, что Ревекка трудолюбива. И вот раб Авраама сосватал Ревекку и везет ее к Исааку. Исаак ждет, волнуется. Исаак пришел из Беэр-лахай-рои, ибо жил он в земле полуденной. При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить, и возвел очи свои, и увидел: вот, идут верблюды. Ревекка взглянула, и увидела Исаака, и спустилась с верблюда. И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало, и покрылась (Быт. 24, 62-65).
Мы видим, что Ревекка не бежит навстречу Исааку, а взяла покрывало и накрылась. Что это значит? Покрывало на голове женщины – это знак власти над ней мужа. Иногда говорят о женщине – опростоволосилась. Это означает: вышла из-под власти мужа. И в этом мы видим целомудрие Ревекки.
Святые отцы александрийской школы историю сватовства Ревекки и встречи ее с Исааком истолковывали духовным образом. Согласно этому толкованию, Авраам – это образ Бога Отца. Бог Отец посылает своего распорядителя за невестой. Исаак – это образ Иисуса Христа. Ревекка – невеста Христова, символизирует собою Святую Церковь. А кто же раб? Раб – это Дух Святой. Ревекка едет на верблюде. Сторонники александрийской школы считали, что в Писании нет ни одного лишнего или случайного слова. Почему она едет именно на верблюде? У верблюда – два горба. Это символы Ветхого и Нового заветов. Церковь должна опираться на Писание и руководствоваться Духом Святым – вот смысл этого толкования. Дух Святой подсказывает: Христос – жених перед невестой.
Целомудрие веры
Целомудрие веры – это очень важный вопрос. Иногда человек идет по городу и видит надпись: христианское собрание. И он решает, что ему надо туда обязательно сходить, ведь он же христианин. Сектанты обычно придерживаются принципа конфессиональной анонимности и скрывают свое подлинное наименование. Это делается для того, чтобы заманить непосвященного в ловушку.
В свое время мне довелось прочитать книгу, которую написал некто Юрий Скрижалич, иезуит, живший в XVII веке. Это был очень интересный человек, одержимый стремлением обращать русских людей в католицизм. Прибыв в Москву, он добился встречи с государем, царем Алексеем Михайловичем. Царь сразу понял цель его приезда, но так как для ареста его причин не было, решено было направить его в “командировку” в Сибирь, якобы по государевым делам. Отправили, ежемесячно давали жалование, но никаких дел не поручали. И вот от безделья он начал писать книги. В его книге описан случай, как он в ссылке встретился с протопопом Аввакумом. Узнав о существовании раскольников, он вначале подумал, что это латинизированные раскольники, как и у нас сейчас появилось много латинствующих батюшек, и решил поговорить с Аввакумом. Но тот спросил его: “Какой ты веры, ты кто, говори?” – Отвечает: “Латинской”. – “Уходи, не буду с тобой разговаривать”.
Мне это напомнило ряд библейских текстов – в Библии часто встречается ситуация, когда тот или иной праведник видит Ангела Божия, и первый его вопрос: “Ты кто?” И если Ангел свидетельствует о той миссии, которую ему дал Господь, то разговор становится возможным. В противном случае – никаких разговоров. Мы должны соблюдать целомудрие веры. Дают тебе какую-нибудь якобы христианскую книжку – посмотри, есть ли там благословение патриарха или епископа. Если нет, то эту книгу лучше не читать. Сейчас многие хвалят чужую веру. Феодосий Печерский говорил так: Кто хвалит чужую веру, тот свою хулит, а кто хвалит свою веру и чужую разом, тот двоеверец. И кто тебе скажет: и ту и другую веру Бог дал – ты скажи ему: разве Бог двоеверен?
Сейчас появилось много болтунов: любая, мол, вера – от Бога, Бог един, но пути к нему разные. И в Христа верят, и в Будду, и в других “богов”. Когда слышите такое, спросите, подобно Феодосию Печерскому: “Разве Бог двоеверен?” В Писании сказано: один Господь, одна вера, одно крещение (Еф. 4, 5).
В монашеской литературе описывается такой случай. Один монах отправился из монастыря в город, устал дорогой. Видит: в город едет телега, и управляет телегой иудей. Монах попросил разрешения просто подержаться за эту телегу – так идти было легче. Стали двигаться вместе. По дороге иудей стал ругать настоятеля монастыря, откуда был тот монах. Многое из сказанного было справедливо, и монах все время молчал. Подъехали к городу и стали прощаться. Иудей говорит монаху: “Скажи, что все это – правда и ты все это знаешь”. Тот в ответ сказал только: “Может быть”, – на том и расстались. Монах сделал в городе все свои дела и хотел вернуться в монастырь, но у монастыря его встречает старец и говорит: “Тебе нельзя сюда”. – “Почему?” – “А ты не монах уже”. – “Как не монах?!” – “Да, ты уже и не христианин”. Видите, как все сложно, какова цена одного слова. В Писании сказано, что за каждое слово человек даст отчет: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф. 12, 37).
Страницы: 1 2 3