воскресенье, 27 января 2013 г.

Деркульский старец Феофан | Авва

Деркульский старец Феофан | Авва
После закрытия и разрушения Мгарского монастыря в советские годы архивы обители были утрачены, монастырское кладбище уничтожено, древние постройки разрушены.
  После того, как в 1993 году Мгарский Спасо-Преображенский монастырь был возвращён Православной Церкви, обитель стала возрождаться, начала увеличиваться братия. Обустраивая обитель, братия собирает по крупицам и сведения об истории монастыря, стремится её восстановить. И вот стало известно ещё об одном подвижнике благочестия, бывшем насельнике Мгарского монастыря — архимандрите Феофане.

  Архимандрит Феофан — в миру Федор Петрович Обмок — родился 7 июня (ст. ст.) 1896 года, в селе Крутой Берег Полтавской Губернии в семье бедных крестьян Петра и Вассы Обмок. От роду Федор был очень слаб здоровьем, рос хилым, болезненным. Да и сама жизнь не очень баловала: совсем нелегким было его детство, не долго он рос в семье. Рано пришлось познать горе: когда был ещё ребёнком, умерла мама. Когда она умирала, отец в отчаянии обратился к ней: «На кого оставляешь сына?». — «На Матерь Божию!» — твёрдо ответила она. Вскоре умер и отец. Было тогда Федору всего семь лет.
На попечение отрока взял родной дядя, у которого была своя семья, свои заботы. Слабый, болезненный мальчик оказался обузой в семье дяди, которой с трудом приходилось сводить концы с концами. Поэтому решено было определить Федора в Лубенский Спасо-Преображенский монастырь, куда его вскоре и отвезли.
Обрывочны сведения о жизни старца, очень мало мы знаем о его детстве, юности, пребывании в монастыре, где он подвизался почти 20 лет. Сам отец Феофан в одном из писем своим духовным чадам вспоминал: «Я ... с Украины, полтавский, жил в Лубенском Спасо-Преображенском монастыре, с детства сиротой с семи лет».
Большой школой для него стал монастырь. Здесь он сформировался как высокий молитвенник и истинный подвижник. Здесь он приобрёл многие знания, многое научился делать, обогатился жизненным и духовным опытом.
Вначале Федор обучался в церковно-приходской школе на средства монастыря, при котором жил, и, видимо, был способным учеником, так как по окончании полного курса обучения ему предоставили возможность продолжить учёбу в церковно-учительской школе, а затем — в духовном училище при монастыре.
В 1915 году, по окончании учёбы, Федор был зачислен в монастырь послушником. Был разгар первой мировой войны, многих послушников мобилизовали, но Федора в армию не призывали из-за слабости здоровья. По силам в монастыре ему давали и послушания, которые он нёс в трапезной и на кухне, где научился хорошо готовить, особенно рыбные блюда. Ухаживал за монастырским двором, следил за его чистотой, полол траву, поливал цветы, мёл дорожки, зимой убирал снег. С особой любовью он ухаживал за могилами старцев и монахов в монастырской ограде. Он приходил к ним рано утром, до начала службы. Наведёт порядок, зажжёт лампадки, всё умело и быстро сделает, а уходить не хотелось. Так благостно становилось на душе. Казалось, что само время останавливалось, и освободившиеся от его власти не лежат под тяжёлыми могильными плитами, а незримо находятся рядом, ведут с ним безмолвную беседу.
Святителей Иоасафа Белгородского и Афанасия, патриарха Константинопольского — покровителей монастыря отец Феофан почитал как своих небесных покровителей. Постоянно в батюшкиной келии перед иконой этих двух святых теплилась лампадка.
Но скоро пришёл конец этой размеренной жизни. После 1917 года страна была втянута в затяжную кровопролитную гражданскую войну, которой, казалось, не будет конца. 6 августа 1919 года в обитель ворвались красноармейцы. Монастырь был закрыт, 17 ни в чём не повинных иноков и игумена Амвросия расстреляли, оставшихся в живых монахов подвергли принудительному выселению.
В 1920 году в монастырском храме возобновилось богослужение, в обитель возвратились некоторые её насельники, в том числе и послушник Федор. В монастыре вновь затеплилась духовная жизнь. Федор вернулся к своим привычным послушаниям, которые выполнял с прежним усердием.
В 1923 году, когда Федору исполнилось 27 лет, он был рукоположен в сан диакона архиепископом Полтавским Григорием (Лисовским). В этом сане Федор служил в монастырском храме, а через год тем же владыкой был рукоположен в сан священника. Начальствующие обители, считаясь с его слабым здоровьем, не принуждали его принимать монашество. Сан был принят целибатом (т. е. обет безбрачия). С 1930 по 1933 год отец Федор нёс ещё и послушание делопроизводителя монастыря. Обязанности заставили научиться печатать на пишущей машинке.
В 1935 году Лубенский Спасо-Преображенский монастырь закрывается окончательно. Отцу Федору пришлось покинуть родные края, переехать на Донбасс, куда его пригласили духовные чада. Архиепископ Августин назначил его настоятелем храма Архангела Михаила в селе Крымское (нынешний Славяносербский район Луганской епархии).
Исключительной скромностью, непритязательностью, простотой в общении и добротой отец Федор расположил к себе сердца своих пасомых. Здесь проявилось его усердие к молитве, большую часть времени он проводил в храме. Свободные минуты проходили на Донце, т. к. полюбилась ему рыбная ловля. Как вспоминают пожилые люди, отец Федор раздавал пойманную рыбу нуждающимся.
Так незаметно пролетели два года. Наступил 1937 год, ставший роковым для многих, в том числе и для отца Федора. Поехал летом батюшка в Старобельск на престольный праздник. Жила тогда там юродивая Параскевушка. После службы подходит она то к одному священнику, то к другому и говорит: «Ты бери восемь, а ты бери двенадцать». А отцу Федору сказала: «Спеши быстрей домой, одевайся теплей, а то снег, мороз будет, да возьми с собой десяточку: ни больше, ни меньше, только десяточку».
Случившемуся батюшка не придал значения. Со временем забылись и слова Параскевушки. Наступила поздняя осень. Однажды, возвратившись после вечерни в дом, где жил один, управившись с делами, помолившись, он лёг спать. В полночь разбудил стук в дверь. От неожиданности быстро вскочил с постели, спросил: «Кто?». Последовал ответ: «Милиция, открывайте!». Когда открыл, вошли два милиционера. Объясняться долго не стали, один сказал: «Отец, собирайся!». Сразу всё стало ясно. Быстро собрался. Когда выходили на улицу, успел ещё машинально замкнуть за собой дверь. За углом стоял «чёрный ворон», прозванная так народом милицейская машина, увозившая по ночам людей в неизвестность.
Скорый суд решил: заключенный лишается свободы сроком на 10 лет, с содержанием в лагере строгого режима. В тот же день отвезли на вокзал, вывели на перрон, заполненный народом, который вталкивали в вагоны. Затем поезд тронулся в далёкий путь, конечным пунктом которого был Дальний Восток — Магаданская область, печально известные всем лагеря на Колыме. Среди ехавших много было священников, причиной ареста которых, как и отца Федора, была проводимая в стране политика массового закрытия церквей. Священников под любым предлогом подвергали аресту, а храм закрывали, часто навсегда.
Как для отца Федора, так и для всех, прибывших в лагерь, началась новая жизнь. Пришлось смиряться с положением заключённого, социально опасного элемента, изолированного от общества, а также довелось ощутить на себе безграничный произвол лагерного начальства.
Страницы: 1 2

Поученіе. Преподобный Павелъ Ѳивейекій | Авва

Поученіе. Преподобный Павелъ Ѳивейекій | Авва
  Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Промыслъ Божій о человѣкѣ.
Преподобный Павел Фивейский;  http://svavva.ru
  I. Преподобный Антоній, подвизавшійся 70 лѣтъ въ пустынѣ египетской, подумалъ однажды, что нѣтъ въ этой пустынѣ другого отшельника и что онъ первый пустынножитель въ Ѳиваидѣ; но Господь во время сна открылъ ему, что есть во внутренней пустынѣ другой отшельникъ, который раньте его началъ вести пустынную жизнь и угодилъ Богу трудами своими.
Читать далее »

Поученіе. Преподобный Іоаннъ кущникъ | Авва

Поученіе. Преподобный Іоаннъ кущникъ | Авва
Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Въ чемъ состоитъ любовь къ Богу
Преподобный Иоанн Кущник  ; http://svavva.ru/
 I. Св. препод. Іоаннъ, нынѣ прославляемый, назывался кущникомъ, потому что подвизался въ кущѣ, или шалашѣ, при домѣ своихъ родителей, жилъ онъ въ V вѣкѣ, происходилъ отъ богатыхъ и знатныхъ родителей, жившихъ въ Константинополѣ.
Читать далее »

Скитский патерик. Избегай в обыкновенных разговорах своих божбы и клятвы, хотя бы ты и правду говорил | Авва

Скитский патерик. Избегай в обыкновенных разговорах своих божбы и клятвы, хотя бы ты и правду говорил | Авва
Продолжение. Начало Здесь
Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.
Мф. 5, 33–37
Без всякой причины не клянись небом – оно есть Престол Божий, ни землей – она есть подножие ног Его, ни святыней какой-либо, ни своей главой – она есть премудрое создание Божие. Помни: божба или клятва, в обыкновенных разговорах употребляемая, происходит от неимения надлежащего страха Божия. Произноси имя Божие благоговейно, трепетно.
Читать далее »

Православный календарь 28 января (15 января ст.ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Преподобного Павла Фивейского
Преподобного Иоанна Кущника
Преподобного Варлаама Керетского (XVI).
Преподобного Мавра, ученика прп. Венедикта (584) (Кельт. и Брит.).
Священномученика Михаила Самсонова, пресвитера (1942).
Преподобномученика Пансофия
Преподобного Прохора
Преподобного Гавриила
Святого Максима Ноланского.
Преподобной Иты пустынницы (570) (Кельт. и Брит.).
Святые Саломии Уджармской и Перожавры Сивнийской (IVв.) (Груз.).
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Павла Фивейского и Иоанна Кущника. Тропарь , глас 4.
Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их/ в мире управи живот наш.
Павла Фивейского. Кондак, глас 3.
Я ко светило незаходящее мысленнаго Солнца,/ сошедшеся, днесь восхвалим в песнех:/ возсиял бо еси сущим во тьме неразумия,/ вся возводя к Божественней высоте,/ фивеев украшение, Павле преподобие, отцев и постников твердое основание.
Преподобного Иоанна Кущника. Кондак, глас 2.
Возлюбив, премудре, нищету неокрадому,/ родителей твоих богатство возненавидел есй/ и, Евангелие в руках твоих держа,/ последовал еси Христу Богу, Иоанне,/ моляся непрестанно о всех нас.
Преподобного Иоанна Кущника. Ин.Кондак, глас 2.
Вышних улучити, премудре, желая,/ долу красных, мудре, преобидел есий/ и, Христу обнищавшему сообнищав,/ радуяся, последовал еси, Иоанне./ К Нему же прилежно не престай моляся о всех нас.
Преподобного Иоанна Кущника. Ин кондак, глас 3.
Уклонился еси житейскаго треволнения,/ и к пристанищу Божественному управил еси, блаженне, шествия своя,/ и источил еси исцеления, яко струи,/ верою и любовию, Иоанне, к тебе притекающим и вопиющим:/ предстани в День Суда восхваляющим светоносную память твою, отче,/ и страстей и мук избави.
Варлаама Керетскаго. Тропарь, глас 1.
Божественною свыше просветився благодатию, преподобие,/ мир оставил еси,/ житейскую печаль и всяк мятеж мира сего/ любве ради Христовы со дерзновением отвергл еси,/ евангельски Христу последовал еси,/ и, Того ярем взем, во всем воли Его повинулся еси,/ и весь разум и сердце к Нему неуклонно возложил еси,/ Христа ради тело свое изнуряя постом и бдением, в молитвах своих не усыпая,/ Бога милостива творя и Пречистую Богородицу Молебницу предлагая,/ и сего ради от Бога восприем власть и силу на сопротивнаго врага,/ не убояся воздушныя и морския тяготы и студени, ниже уклонися,/ и морскою пучиною в мале ладиице по водам шествие творя,/ против зельнаго обуревания плаваше,/ промышлением Божественнаго разума направляем,/ и около Святаго Носа непроходимый путь морский/ от ядовитаго червия/ благопроходен человеком без вреда сотворил еси молитвами своими,/ и многим терпением во временней жизни подвиг совершил еси,/ и, равноангельное житие пожив,/ темже и по преставлении источаеши чудес благодать/ иже верою приходящим к тебе, Варлааме, преблаженне отче наш,/ вопием ти: моли Христа Бога,/ да спасет души наша.
Варлаама Керетскаго. Кондак, глас 2.
Все умное свое желание к Богу вперив,/ и Тому невозвратно от души последовал еси,/ и житейския молвы отринув,/ в молитвах, и слезах, и злостраданиих плоть свою изнуряя,/ добре подвизався противу невидимаго врага кознем,/ и, победив я, веселяся, прешел еси к Небесным чертогом,/ и ныне со Ангелы Святей Троице предстоя,/ отнюду же и Всевидящее око, твоя труды видев,/ даром чудес по преставлении обогатило тя есть,/ иже тебе с верою почитающим/ исцеление подаваеши невидимо/ и молишися непрестанно, сохраняя отечество свое и люди/ от враг видимых и невидимых ненаветны,/ да вси тебе вопием:/ преподобие отче наш Варлааме,/ моли непрестанно о всех нас.
Pages: 1 2 3