пятница, 21 декабря 2012 г.

Апокалипсис сегодня: несбывшиеся предсказания

Олег Антоненко
Несбывшиеся пророчества конца света:
  • Конец тысячелетия как конец света
  • Ислам и конец света
  • Прогноз от Кампанеллы
  • В ожидании кометы
  • Космические путешественники-самоубийцы
  • Конец второго тысячелетия
  • Коллайдер и «черная дыра»
Идея столкновения Земли с небесным телом очень популярна у предсказателей конца света

Столетие за столетием меняются эпохи и люди. Однако завораживающая идея конца света – массовой гибели человечества — остается неизменной, меняются лишь предсказания.
Само выражение «конец света» уже давно стало расхожим и используется в случаях, когда жизни людей, не говоря уже о жизни всего человечества, ничто не угрожает.
Неудача на вступительных экзаменах, проигрыш любимой команды или потеря мобильного телефона – все это «конец света».
В Евангелии от Марка сказано: «Сказал Господь Своим ученикам: небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец».
Слова писания можно трактовать как то, что люди должны жить, не ведая страха, поскольку их ожидает вечная жизнь. Однако страх, связанный не только с неизбежным личным концом того или иного человека, но и с одномоментной гибелью всего человечества, продолжает будоражить умы людей, вооруженных новейшими знаниями.
Только на протяжении последних двух тысяч лет были сотни предсказаний, связанных с концом света.
Согласно распространенному поверью, майя предсказали конец света 21 декабря 2012 года. И объяснение ученых о том, что эта дата просто обозначает конец одной и начало другой эры лет по календарю майя, многих не убеждает.
Вспомним некоторые из несбывшихся пророчеств конца света.
Сильвестр II предсказывал конец света в 1000 году
Папа Римский Сильвестр II, он же Герберт Орильякский, он же Герберт Реймский, — известный средневековый ученый и церковный деятель, имя которого окутано легендами.
Он предсказал конец света 1 января 1000 года. Конец света не наступил, хотя его очень ожидали. В следующем году в результате восстания в Риме понтифик вместе с императором были изгнаны в Равенну.
После возвращения в Рим Папа прожил недолго и в 1003 году умер.
По мнению многих современников Сильвестра II, Папа сделал неточное предсказание, и концом света должно было стать наступление тысячелетия не рождения, а смерти Иисуса Христа.
То есть датой второго пришествия Христа должен был стать 1033 год.
О том предсказании те, кто его делал, в последующие после 1033-го годы предпочитали не вспоминать.
Предсказание Папы Иннокентия III, а также 1666 год
Во времена Крестовых походов страхи христиан были связаны с исламом
Будучи Папой на рубеже XII и XIII веков, Иннокентий III конец света решил связать не только с христианством, но и с ростом ислама.
Он назвал датой конца света 1284 год. Комбинацию святой отец составил нехитрую. Этот год — 666-й после образования ислама.
Свое предсказание Папа делал во времена Крестовых походов, времена межрелигиозной вражды.
Сам Папа до своего предсказания не дожил. А если бы дожил, то стал бы свидетелем падения власти крестоносцев на Востоке.
Число 666 по известным причинам христиане любили добавлять и к другим цифрам и датам и делать мрачные прогнозы.
С особым страхом, например, ожидали приближения 1666 года. В Европе по мере приближения этого года нарастала паника, связанная с датой, содержащей «число зверя».
В Англии страх усилился после произошедшего в том году в Лондоне страшного пожара. Однако затем, как мы знаем, наступил 1667 год.
Солнечная теория Томмазо Кампанеллы
В советские времена Томмазо Кампанеллу любили как автора коммунистической утопии «Город Солнца».
Погибнуть Земля, по его мнению, должна была как раз из-за Солнца. По мысли Кампанеллы, Солнце должно было столкнуться с Землей в 1603 году.
Столкновения не произошло, да и предсказанный Кампанеллой коммунизм – по крайней мере, таким, каким его видел гуманист — тоже не наступил.
Столкновение с Солнцем и создание всемирного государства с общими женами и четырехчасовым рабочим днем, о которых писал Кампанелла, в ближайшее время не предвидится.
Комета Галлея
В интернете много шутят по поводу панических настроений, связанных с концом света
Теории столкновений с небесными телами — вообще один из самых популярных сюжетов конца света.
Особое место в этих теориях занимает яркая короткопериодическая комета Галлея, возвращающаяся к Солнцу каждые 75-76 лет.
Последнее прохождение кометы через перигелий было в феврале 1986 года, а следующее ожидается в 2061 году.
Прохождение кометы наблюдали не одно тысячелетие, с ней связывали многие трагические события: эпидемии, смерти правителей, болезни и голод.
Возможное столкновение с кометой популяризовал в статьях и в романе «Конец света» французский астроном Камиль Фламарион.
Он был уверен, что комета уничтожит все живое на планете в 1910 году.
Тогда комета действительно прошла относительно близко от Земли, на расстоянии 0,15 астрономических единиц (одна астрономическая единица – приблизительно равна расстоянию от Земли до Солнца).
Страницы: 1 2

Православный календарь 22 декабря ( 9 декабря ст.ст.)

Рождественский пост.
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы.
Св. пророчицы Анны, матери прор. Самуила.(1100 г. до Р.Х.).
Святителя Софрония, архиеп. Кипрского (VI).
Преподобного Стефана Новосиятеля
Мученицы Валерии Аквитаинской (II).
Сщмч. Владимира Виноградова, священника (1919).
Сщмч. Василия Ягодина, прот.(1937)
Иконы Божией Матери, именуемой «Нечаянная Радость».
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы. Тропарь, глас 4.
Днесь безчадия узы разрешаются, / Иоакима бо и Анну услышав, Бог / паче надежды родити тем яве / обещавает Богоотроковицу, / из Неяже Сам родися Неописанный, Человек быв, / Ангелом повелев вопити Ей: / радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы. Кондак, глас 4.
Празднует днесь вселенная Аннино зачатие,/ бывшее от Бога,/ ибо та породи паче слова Слово Рождшую.
Иконы Богородицы «Нечаянная Радость». Тропарь, глас 4.
Днесь вернии людие / духовно торжествуем, / прославляюще Заступницу усердную рода христианскаго / и притекающе к пречистому Ея образу, взываем сице: / о, Премилостивая Владычице Богородице, / подаждь нам нечаянную радость, / обремененным грехи и скорбьми многими, / и избави нас от всякого зла, / молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.
Иконы Богородицы «Нечаянная Радость». Кондак, глас 6.
Не имамы иныя помощи,/ не имамы иныя надежды,/ разве Тебе,
Владычице./ Ты нам помози,/ на Тебе надеемся/ и Тобою хвалимся,/ Твои бо есмы раби,/ да не постыдимся.
Pages: 1 2 3

Заповедь 1: «Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии разве Мене», часть 3-я

Продолжение. Начало Здесь
«Нравственное богословие для мирян» СПБ 1901
прот. Евгений Попов
Почитай Бога умом

Атеизм (безбожие)

  «Рече безумен в сердце своем: несть Бог» (Пс.13,1). Мысль, что есть существо высочайшее и самобытное, Бог превечный, глубоко положена в душе человеческой и составляет для человека такую же действительность, как действительно то, что сам человек существуете на свете, или как верно, что дом не может построиться сам собой, часы не пойдут без мастера: стоит только среди светлой ночи стать в поле пред небом, усеянным звездами, и душа заговорит о Боге.

Посему дойти до отрицания не только Откровения и Промысла Божия, но и самого бытия Бога, дойти до такой крайности, можно не иначе, как намеренно, или насильственно. Для этого надобно заглушить в себе при­родное убеждение о Богe,—убеждение, которое остается и в духах падших (Пс.13; 1Кор.1,14) (всего чаще развращенная жизнь наделяет человека таким неверием (Иак.2,19). Отсюда вина безбож­ника—вина ужасная.
 Пантеизм (всебожие)
Св. Писание нигде не сливает Бога с Его творением, и мир произошел не из существа Божия, а из ничего, по всемогущему слову Бога. Итак особое есть мир, и осо­бое отличное от мира и личное существо есть Бог: «той есть прежде всех» (Кол.1,17), «сын над всеми Бог» (Рим.9,15). (Деист чрез­мерно отдаляет Бога от мирa, а пантеист не в меру приближает божество к миpу). Затем, если б все су­ществующее было Бог или развитие божества, то в мирe не было бы перемен и недостатков, так как Бог ни­когда не изменяется и совершен во всех своих свойствах, во всей своей жизни. А между тем мы видим каж­дый день и на каждом шагу перемены, как в природе нас окружающей, так и в самих себе. В таком слу­чае и самые грехи разумных существ нужно было бы отнести к Богу, что, очевидно, будете верх безумия.
Дуализм (верование в два начала: доброе и злое)
Можно, ли представить, чтоб были два равносильные, независимые божества, одно — доброе, а другое — злое, и отсюда два начала действий в мирe? Но так как две всемогущие силы вместе быть не могут и необходимо для каждой от­делить или вообразить особенные пределы; то в данном месте и в данное время человеку все-таки нужно находиться во власти одной которой либо из них, или быть под за­висимостью одного божества, что также ни с чем несо­образно. Нет; истинный Бог—один от вечности, как верховное начало всего. Он ни с кем, так сказать, не борется. Противная же Ему сила произошла в последствии, и эта сила, т. е. зло, или грех, сама в себе показывает не силу, а одно бессилие, или немощь. Понятие «злое начало, злая сила» в смысле злого бога непримиримо с понятием об истинном Боге, так как Бог может быть только добрым. До каких странностей и явных противо­речий доходит человек неверующий!
 Материализм (будто все из материи, которая вечна)
Материализм, объясняющий все существующее из материи, которая будто бы одарена для бытия своего силой,— есть также один из страшных видов неверия. Исклю­чая бытие в мире чего либо духовного, называя все веществом, материализм отвергает и все святое, низводит человека в состояние одной животной жизни: «да ямы и пием, утре бо умрем» (1Кор.15,32), вот что думают в себе люди с таким убеждением. Это значит — человеку сравнить себя со скотом, которого закалают (Пс.48,13). И не значить ли это, вместе с тем, отказаться от здравого смысла, чтоб например, и свою душу и свободу считать только движением материи, чтоб миру, который изменяется и через каждые 12 месяцев получает новую цифру года, предоставить право неизменного вечного бытия? Справедливо, посему, Цер­ковь подвергает анафеме, (в неделю православия) и такого рода неверующих.
 Рационализм (гордое умствование о предметах веры)
Предметы веры нужно объяснять и содержать в духе же веры. Философия, имеющая свое значение в науке, по предметам веры добровольно должна смириться «в послушаниe Христово» (2Кор.10.5). Иначе человеку не понять божественной истины. Покоряя свой ум святому откровению вполне, а не частью только, человек с услаждением усвояет себе бо­жественную истину. Но лишь только он начнет высокоумствовать в предметах веры, лишь только позволит себе говорить: «что мне апост. Павел?» и встретит множество недоумений и противоречий; потому что ум наш не только ограничен, но и вследствие грехопадения Адама покрыт каким-то мраком относительно высоких духовных истин, таит в себе какое-то противление божественному.
 Натурализм (отрицание чудес Божиих)
 «Аще дел (т. е. чудес и знамений) не бых сотворил в них... греха не быша имели», сказал Спаситель об евреях, не поверивших и чудесам Его (Ин.14,24). После  этого отрицать даже одно какое либо чудо (например, как евреи прошли по Чермному морю), составляет большой грех. Но говорить, будто совсем «не бывает чудес» или ста­раться объяснить чудеса обыкновенным образом, силами природы, не самое ли богопротивное неверие? Нет, чу­деса необходимы для высших целей Божиих, например, для подкрепления в людях веры и для обличения лживых верований и неверия. В чудесах виден особенный мило­стивый Промысл Божий о Церкви. Чудеса, однако, не нарушают течения дел во всей природе, как только временные, редкие и местные нарушения законов природы. Чудеса, вместе с тем, несомненно свышеестественные дела Божии; так например, нетление мощей и бывающие на глазах всех исцеления у святых мощей, из каких же зако­нов природы могут быть объяснены?
  Мистицизм (искание в вере только таинственного и чудесного)
 «Аще хощети внити в живот, соблюди заповеди» (Мф.19,17). Зна­чит в спасении души главнеe всего требуются добрые дела. И лучше в простоте сердца трудиться для Господа Бога добрыми делами, чем искать в вере только таинственного и чудесного. «Ложный мистик, между тем, укло­няется труда и подвигов для спасения души; он только любит рассуждать о том, что нужно жить по-духовному; он даже с презрением смотрит на свое внешнее положение, на свои обыкновенные обязанности, будто бы препятствующие его духовному совершенству; он любит таинственные толкования свящ. Писания; думает в каждом обстоятельстве видеть особенное чудо, ожидает себе во всем чудесной помощи. Таким образом, он доходит ино­гда до совершенно-ложных представлений и верований. В самой вере неверие!
 Фанатизм (изуверство)
 «По ревности гоних Церковь Божию» (Фил.3,6). Дух христианства, действительно, есть дух сильный и пламенный; но вместе, с тем это дух разумный, кроткий и терпеливый. Христос-Спаситель запретил апостолам, когда они со своей стороны находили нужным низвести огонь с неба на те селения, которые не приняли Его евангельской проповеди (Лк.9,54-55). Так, совершенно богопротивны истязания «во имя веры», —делает ли их человек над самим собой (например, в расколе самосожжение, решимость больного на перекрещивание в проруби) или допускает над другими, т. е. над теми, которые мыслят и веруют иначе или только противятся принятию православия.
Индеферентизм (будто все веры равны)
 «Едина вера, едино крещение» (Еф.4,5). А возможно ли подумать, чтоб Бог, чистый и праведный, с одинаковым благоволением принимал и убеждения христианина, который признает Иисуса Христа своим искупителем, и веру еврея, который напротив ненавидит Христа, и религию маго­метанина, для которого Магомет, человек развращенный, выше всех пророков? Если б все было равно, кто бы как ни веровал, да был бы честным человеком по сво­ей вере, — в таком случай Спаситель не обличал бы заблуждений фарисеев и верований саддукеев. Нет; отда­вать одинаковую честь всем верам, между тем как они различны по смыслу и к различному образу жизни располагают,—это значит не иметь никакого уважения ни к истине, ни к добродетели;—значит одобрять всякое заблуждение и всякие безнравственные правила, в роде тех, какие, например, можно встретить в алкоране. Такое равнодушие к единой истинной, или православной, вере, которая необходимо должна же быть между прочими верами, хуже и самого неверия.
Страницы: 1 2