пятница, 28 сентября 2012 г.

Только никто нас с тобой слушать не хочет…

Иоанн Кронштадтский и Матрона Московская – пастырь и преемница
Наталья Лясковская
  Многие события и факты в биографиях праведного Иоанна Кронштадтского и блаженной Матроны Московской удивительным образом перекликаются. Их мысли и рассуждения во многом созвучны, хотя встретились они в жизни лишь один-единственный раз. Встреча имела огромное значение для обоих: отец Иоанн разглядел в слепой девочке будущую святую, к которой будут прибегать сотни тысяч верующих и получать скорую и благодатную помощь, а для Матроны его слова стали пастырским напутствием духовной преемнице.
При каких же обстоятельствах произошла эта встреча?
Некоторые люди, воспринимающие мир с позиций примитивно понятого христианства, воображают святую Матрону даже в младые лета непримиримой и грозной. Дескать, она могла проникать в мысли и души людей, предвидеть будущее, поэтому с детства обращалась с окружающими, как строгая мать с неразумными детьми: кого-то стращала, кому-то пеняла, а кому-то и грозила карами да наказаниями. Думаю, при несомненном понимании своей избранности, «странности», раннем осознании возложенной на неё Богом особенной миссии, Матронушка могла и с подружками поиграть, и посмеяться, и к маме приласкаться. А в юности она начала испытывать жгучий интерес к окружающему миру, чистое и свежее любопытство к его устройству, свойственное всякому молодому неиспорченному существу. Матрона очень полюбила поездки с дочерью местного помещика Янькова (того самого, которому советовала позже: скорее всё продавай и уезжай за границу! Да он, на свою беду, не послушался и остался гол как сокол), благочестивой и доброй девицей Лидией Яньковой в паломничества: в Киево-Печерскую лавру, Троице-Сергиеву лавру, другие города и святые места России. Бывали молодые путешественницы и в Петербурге.
В одно из посещений тогдашней столицы Государства Российского, в Андреевском соборе Кронштадта произошло чрезвычайно важное событие, настолько важное, что оно отображено на одном из клейм большой иконы святой блаженной Матроны Московской — её встреча с великим проповедником, святым праведным Иоанном Кронштадтским.
Она запечатлена и в кондаке шестом акафиста святой блаженной Матроне Московской:
«Проповедник святости и праведности жития твоего, блаженная, явися святый отец Иоанн Кронштадтский, повелевая верующим людям в храме расступитися и пропустити к нему юную отроковицу Матрону, именуя ю смену свою и осьмый столп России. И прославиша Господа слышавшии о сем, возглашающе Ему небесную песнь: Аллилуиа!»
  Что значили слова отца Иоанна для Матроны, почему встреча именно с ним имела такое огромное значение для неё? Кем был Иоанн Кронштадтский для России и для всего мира тогда и кем является сейчас?
«В 1989 году Русская Православная Церковь прибавила к сонму русских святых имя протоиерея Иоанна Сергиева, пастыря Кронштадтского. Для Церкви этот акт был лишь официальным закреплением того, что представлялось несомненным большинству православных ещё при жизни отца Иоанна. Только условиями времени можно объяснить затянувшуюся канонизацию «народного батюшки», — пишут А.В. Ефремов и С.М. Сергеев в книге «Великие духовные пастыри России». Однако не только то, что авторы статьи называют «условиями времени», имея в виду правившую Россией богоборческую власть, препятствовало более ранней канонизации этого святого.
Отношение к Иоанну Кронштадтскому его современников было далеко не однозначным, также как и отношение в наши дни к святой Матроне Московской.
В чём же был виноват отец Иоанн? Видимо, в слишком сильной любви народной к своему пастырю — «народному батюшке».
Уже в Духовной академии он много размышлял о смысле Голгофской Жертвы, мечтал о монашестве и о миссионерской деятельности в Китае, Северной Сибири и Америке. «Прочитав Библию с Евангелием и многие творения святителя Иоанна Златоуста, святителя Филарета Московского и других церковных витий, я почувствовал особенное влечение к званию священника и стал молить Господа, чтобы Он сподобил меня благодати священства и пастырства словесных овец», — вспоминал позднее отец Иоанн. Миссия священнослужителя представлялась ему чрезвычайно важной и ответственной: «Какое высокое достоинство, честь, счастье — молиться за людей, за это драгоценное стяжание и достояние Божие! С какою радостию, бодростию, усердием, любовию надо молиться Богу — Отцу человеков о людях Его!»
Он не стал монахом и миссионером, но Господь услышал его молитвы. 10 декабря 1855 г. в соборе Петра и Павла в Санкт-Петербурге отец Иоанн был посвящен во диаконы, а через день, 12 декабря, хиротонисан во иерея к Андреевскому собору Кронштадта, в котором и прослужил 53 года, до самой своей смерти: с 1875 г. — протоиереем, c 1894-го — настоятелем Андреевского собора, c 1898 г. — митрофорным протоиереем. Всю дальнейшую жизнь отец Иоанн прожил в Кронштадте. Его фамилия – Сергиев — вскоре забылась — все называли его «Кронштадтский», да и сам он нередко так подписывался. Иоанн обвенчался с Елизаветой Несвицкой, дочерью протоиерея Андреевского собора Константина Несвицкого, которого Иоанн заменил после кончины последнего. Детей Иоанн и Елизавета не имели, так как, согласно «Краткому житию» Иоанна Кронштадтского в официальном издании Московского Патриархата, супруги «приняли на себя подвиг девства», то есть жили в миру по монашеским правилам. Супруги воспитывали, как своих, двух дочерей покойной сестры Елизаветы Константиновны. Брак Иоанна и Елизаветы поначалу нельзя было назвать счастливым. Через пять лет супружества им было послано тяжёлое испытание: Елизавета Константиновна стала отходить от веры. Запись в дневнике отца Иоанна от 1883 г. свидетельствует, что его «домашние» не говели даже на первой неделе Великого поста и выказывали «неуважение к постановлениям церковным». Однако отец Иоанн относился к жене с терпением, кротостью и любовью, как и подобает по брачному завету «да прилепится одна душа к другой». Он писал: «Нужно любить всякого человека и в грехе его и в позоре его. Не нужно смешивать человека — этот образ Божий — со злом, которое в нём. (…) Смотри на всякого человека, домашний он или чужой, как на всегдашнюю новость в мире Божием, как на величайшее чудо Божией премудрости и благости, и привычка твоя к нему да не послужит для тебя поводом к пренебрежению его. Почитай и люби его, как себя, постоянно, неизменно. Что такое души человеческие? Это одна и та же душа, или одно и то же дыхание Божие, которое вдохнул Бог в Адама, которое от Адама и доселе распространяется на весь род человеческий. Все люди поэтому всё равно, что один человек, или одно великое древо человечества».
Вот и Матронушка к своим родным братьям Михаилу и Ивану, всю жизнь причинявшим ей беды и обиды, относилась с теми же чувствами, что и праведный Иоанн к своим близким: за всю жизнь не сказала им ни слова упрёка. Да и к другим, обижавшим и гнавшим её, никогда не испытывала недобрых чувств, жалела всех.
Страницы: 1 2 3

Православный календарь 29 сентября (16 сентября ст. ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Мученицы Людмилы, кн. Чешской (927).
Святителя Киприана, митр. Московского, всея России чудотворца (1406).
Перенесение мощей прав. Алексия Московского (2001).
Великомученицы Евфимии всехвальной (304).
Преподобного Кукши Одесского, исп. (1964).
Мученицы Севастианы (ок. 86-96).
Священномученика Григория пресвитера (1937).
Священномученика Сергия (Лосева) (1942).
Мученицы Мелитины (ок. 138-161).
Преподобного Дорофея, пустынника Египетского (IV).
Мучеников братьев Иосифа и Исаака Грузинских (808).
Призри на Смирение. иконы Божией Матери
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Тропарь великомученицы Евфимии
глас 4
Агница Твоя, Иисусе, Евфимия/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и Тебе ищущи страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою;/ но яко жертву непорочную приими мя,/ с любовию пожершуюся Тебе.// Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.
Ин тропарь великомученицы Евфимии всехвальной глас 4
Жениха твоего Христа возлюбивши/ и свещу твою светлу уготовльши,/ добродетельми возсиявши, всехвальная Евфимие,/ тем возшла еси с Ним на брак,/ венец страдания от Него приемши./ Но от бед избави нас,/ чтущих верою память твою.
Кондак великомученицы Евфимии глас 4
Во страдальчестве твоем добре подвизалася еси/ и по смерти ны освящаеши чудес точеньми, всехвальная./ Темже твое успение святое поем,/ верою притекающе/ в божественный храм твой,/ да избавимся недугов душевных// и чудес благодать почерпем.
Тропарь святителя Киприана, митрополита Московского глас 4
Иже от Бога свыше Божественною благодатию совершен/ и благими нравы украшен,/ Духом Святым просвещен,/ совершив святыню в страсе Божий,/ сподоблен бысть благодати Божественнаго Духа,/ пасый Церковь Божию Русския митрополии,/ постом вся поборая, волнение претерпе,/ гонение преминув, святаго Петра митрополита всегда себе в помощь призывая,/ и сего помощника имея,/ и того стопам последуя./ Служитель благоприятный,/ заповеди Божия соблюдая,/ Духом Божиим наставляемь,/ просвещая верныя люди учением словес твоих,/ пощением украси житие свое,/ ярем Господень измлада восприим,/ и паче всех Христа возлюби./ Того ради и архиерейским седалищем почтен,/ и, яко светозарное солнце, от Сербския земли происшед,/ и по вся концы русский земли добродетелию просияв,/ светило явися мирови,/ и преставися ко Господу от сея жизни в вечный покой,/ великий архиерею Божий, Киприане митрополите,/ учителю и наставниче Русския земли,/ всегда предстоя Престолу Пресвятыя Троицы,/ моли Господа прилежно об архиереех и о всех христианех,/ да спасет тебе ради души наша.
Кондак святителя Киприана, митрополита Московского глас 2
Необорим столп Православия,/ вере Христове утверждение,/ церквам украситель, премудрый учитель,/ сербское воспитание, русское процветение,/ Господнею любовию распалаемь,/ Духу Пресвятому дом явися/ и душу, яко жертву непорочну, Господеви принесе,/ досточудне и всечестне Киприане, святителю Христов,/ сего ради вселися в широту райскую,/ предстоя Христу в лице святых,/ Емуже молися и спасай град и люди от поганых нахождения,/ яко да зовем ти:/ радуйся, отче Киприане,/ учителю премудрый.
Ин кондак святителя Киприана, митрополита Московского глас 6
Святителю Христов, пастырю добрый,/ учителю небесныя мудрости,/ светильниче света духовнаго,/ Киприане досточудне,/ не престай молитися за паству свою,/ за любящих и чтущих тя,// града нашего крепкий заступниче.
Тропарь мученице Людмиле, княгине Чешской глас 4
Оставльша тьму идолослужения / и с горячей любовию прияв свет Православныя веры Христовы, / явися ты, святая Людмило, яко звезда утренняя, / и светом святости твоея / истинный день Богопочитания в Честей земли начав.
Pages: 1 2 3