четверг, 13 октября 2011 г.

Икона «Покров Пресвятой Богородицы»

Икона «Покров Пресвятой Богородицы»


Икона «Покров Пресвятой Богородицы»

Псково-Покровская (Явление Богородицы старцу Дорофею) икона Божией Матери


Псково-Покровская (Явление Богородицы старцу Дорофею) икона Божией Матери

Эта икона находится во Пскове, в Покровской церкви. Она написана на проломе стены в память чудесного избавления Пскова в 1581 году от упорной осады Польским королем Стефаном Баторием.
На ней изображено бывшее тогда благочестивому старцу Дорофею чудесное явление Пресвятой Богородицы с преподобными Антонием Киево-Печерским и Корнилием Псковским, с благоверными князьями Василием Киевским, Гавриилом и
Тимофеем Псковскими и Николаем-юродивым Псковским (об этом явлении чит. под 15-м августа в сказании о Псково-Печерской иконе).
Икона эта названа Псково-Покровскою по месту своего нахождения и прославилась чудесами. Бухарев И.Н., протоиерей. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы

Псково-Покровская (Явление Богородицы старцу Дорофею) икона Божией Матери


Псково-Покровская (Явление Богородицы старцу Дорофею) икона Божией Матери

Псково-Покровская икона Божией Матери


Псково-Покровская икона Божией Матери

Псково-Покровская икона Божией Матери (Явление Богородицы старцу Дорофею)


Псково-Покровская икона Божией Матери (Явление Богородицы старцу Дорофею)

Псково-Покровская икона Божией Матери


Псково-Покровская икона Божией Матери

Россия, XVII-XVIII век, 69,5 х 59,7 см
Дерево, левкас, темпера
Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

День празднования: 14 октября (1 октября по старому стилю).

Эта икона написана в память о чудесном заступлении Пресвятой Богородицы загород Псков во время его осады войсками польского короля Стефана Батория в августе 1581 года. Услышав о приближающемся неприятеле, псковский
владыка обратился в Псково-Печерский монастырь с просьбой принести в город чудотворные иконы Божией Матери «Успение» и «Умиление», что и было исполнено.
27 августа, на следующий день после того, как польские войска окружили Псков, Божия Матерь явилась благочестивому старцу
Дорофею, который молился в своей келье за городом. Старец видел Её грядущей по воздуху с сонмом святых, поддерживаемой за руки преподобными Антонием Киево-Печерским и Корнилием Псково-Печерским. Пресвятая Богородица указала старцу Дорофею место на стене, где следовало дать бой осаждавшим, и велела принести туда Печерские чудотворные образы.
Через несколько дней начался приступ. Он был так силён, что враги пробили выстрелами из пушек пролом и завладели двумя башнями, где водрузили свои знамёна. Оборонявшиеся начали ослабевать, и в эту роковую минуту по приказу воевод к пролому были принесены мощи благоверного князя Гавриила и чудотворные иконы. До самой ночи продолжалась кровавая сеча. Баторий отступил.
Вскоре у самого пролома в стене была воздвигнута церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, и для неё написана Покровская икона по видению старца Дорофея, отчего её ещё называют «Явление Божией Матери старцу Дорофею». На иконе изображены Покровский монастырь, Покровская башня, Троицкий собор и некоторые другие храмы, река Великая,
крепостные стены, Мирожский и Печерский монастыри. Также изображены Богородица и святые князья Василий-Владимир Киевский, Всеволод-Гавриил и Довмонт-Тимофей Псковские, архиепископ Новгородский и Псковский Нифонт,
преподобные Антоний Киево-Печерский и Корнилий Псково-Печерский, блаженный Никола Псковский, а также святые преподобные Евфросин Псковский и Савва Крыпецкий. Изображён и сам старец Дорофей.
В 1944 году из Пскова немцами был вывезен старинный список Псково-Покровской иконы Богородицы. В 1970 году неожиданно стало известно его местонахождение. Икона экспонировалась на одной из мюнхенских выставок
как экспонат из частного собрания. 31 августа 2001 года образ был передан патриарху Московскому и всея Руси Алексию II послом Германии в РФ. В 2002 году икона вернулась на своё место в главном храме Псковской области – Троицком соборе.

Икона “Покров Пресвятой Богородицы”


Икона “Покров Пресвятой Богородицы”

Россия, Москва, последняя треть XIX го века, 32 х 26,5 х 3 см.

Икона „Покров Пресвятой Богородицы”


Икона „Покров Пресвятой Богородицы”
Киево-Печерская Лавра, 1901 год.

дерево, холст; масло, золочение, „холодные эмали”; размер:90х71х3 см


Икона Образ Покрова Пресвятой Богородицы


Икона  Образ Покрова Пресвятой Богородицы

XIX в. Новозыбково (Брянской обл.) Доска, ковчег, две сквозные врезные шпонки.
Левкас, паволока не просматривается. Темпера, золото.

Строго симметричная двухярусная композиция изображена в разрезе церкви Богородицы во Влахернах (Константинополь). В центре сложной композиции в самом средоточии в овальной золотистой Славе («мандорле») представлена Богоматерь в полный рост в позе Оранты, держащая в руках Своих благодатный покров. Она стоит в окружении ангелов «Господних» числом
семь. Над ними два парящих ангела поддерживают красный расшитый звездами покров. По обе стороны от Богородицы - Церковь небесная: пророки, святители, мученики… Среди них Иоанн Богослов и Иоанн Предтеча. На нижнем ярусе, отделенном от верхнего серо-голубыми облаками, представлен развернутый сюжет «Чуда с Романом Сладкопевцем». В центре на амвоне — Роман Сладкопевец, воспевающий Богородицу. Он облачен в красный стихарь с золотым оплечьем и золотым подольником, в руках у него развернутый свиток с текстом сочиненного им кондака: «Дева днесь Пресущественного
рождает…» Справа от Романа стоит полуобнаженный Андрей Юродивый, указывающий своему ученику Епифанию на созерцаемое им чудо - явление Богоматери на воздухе «с пророками, апостолами и чинми ангельскими» (Жития святых 1904, стр.73). Слева от них за колонной в отдельном сегменте - «Явление Богородицы Роману Сладкопевцу». Слева на круглом
постаменте представлен Константинопольский патриарх Геннадий поддерживаемый с обеих сторон епископами; спарва от них под пурпурным с золотом киворием стоят царь Лев и царица Феофания. На самом верху в купольном полукружье в круглой золотой Славе («мандорле») на парящих облаках Тот, к Кому обращены все взоры и все моления, — образ Спасителя. Облачение Богоматери: синий хитон, красный мафорий и темные сапожки. Христос облачен в розовый хитон и красный гиматий обильно пробеленные золотом. Плащи, рясы, хитоны, гиматии святых ангелов и молящихся в основном красного, розового, зеленого и синего цветов. Объем одежд моделирован высветлениями «в краску» с темными «притинками» складок и золотыми пробелами. Карнация исполнена светло-коричневой охрой по оливковому санкирю тонкими плавями разбеленной краской основного тона. Объем подчеркнут белильными пробелами на веках, на линиях и крыльях носа. Волосы формированы штрихами светло-серой и черной краски. Руки обведены темным контуром. Архитектурный стаффаж состоит из высокой
трехнефной постройки, которую фланкируют по бокам белоснежные колокольня и баптистерий. Нимбы золотые с белильной обводкой, средник отделяет от полей киноварная рамка. Поля золотые, опушь красно-синяя с белильной обводкой. Надписи на нимбах выполнены черным полууставом, читаются свободно. Надпись на верхнем поле выполнена вытянутым полууставом
киноварью: ОБРАЗ ПОКРОВА ПР(ЕСВЯ)ТЫЯ Б(ОГОРОДИ)ЦЫ. Икона декоративна. Колорит построен на соотношении контрастных цветов. Обильное применениезолота придает иконе праздничное «звучание».
Иконография.Покрова Пресвятой Богородицы связана с рассказом о явлении Богоматери Андрею Юродивому (в Хв.) в храме Богоматери во Влахернах близ Константинополя, где по преданию хранился мафорий (плащ, покрывающий голову) Богородицы,
принесенный из Иерусалима. Находясь в храме во время богослужения, Андрей, с которым был и отрок Епифаний, увидел Богородицу. С ней явились Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов и много других святых. Богородица, помолившись вместе со всеми, сняла с себя мафорий и простерла его над молящимися с благословением. Основой композиции нижнего яруса послужил
другой сюжет: «Чудо возвращения голоса Роману Сладкопевцу», произошедшее во время торжественной службы в константинопольском храме св. Софии в присутствии императорской семьи, придворных и др. Оба сюжета - «Покрова
Богоматери» и «Чудо с Романом Сладкопевцем», по мнению академика И.Грабаря, первоначально изображались отдельно, но поскольку дни памяти «Покрова» и Романа следует по церковному календарю один за другим (1 и 2 октября), то произошла контаминация обеих сцен. Это мнение оспаривает Э.С.Смирнова (Смирнова. «Живопись Великого Новгорода», Москва 1976г.,
стр. 224), считая, что включение фигуры Сладкопевца придает композиции не иллюстративное, а «общественно-символическое значение, подчеркивая тему прославления Богоматери». В России иконография «Покрова» существует, в основном, в двух вариантах: «Новгородский вариант» с изображением только Богоматери и «суздальский» («среднерусский») с
дополнительным изображением Романа Сладкопевца-творца кондаков в честь Богородицы. Появление «новгородского» варианта относится к XIV в., «суздальского» - к XV в. Данная икона относится к «суздальскому» изводу.

Покров Богородицы


Покров

Россия, Вологда
середина , XVI века

Икона "Покрова Пресвятой Богородицы"


Икона

Покров Пресвятой Богородицы.

XIX век
Дальше »

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы — 14 октября


Покров Пресвятой Богородицы — праздник Православной Церкви, принадлежит к числу великих. Праздник Покрова установлен в XII в. в память о видении блаженному Андрею и его ученику св. Епифанию во время богослужения в константинопольском Влахернском храме Пресвятой Богородицы со святыми и Ангелами, стоящей на воздухе и простирающей Свой головной покров
(омофор) над молящимся народом. По преданию, это событие произошло в 910 г. при константинопольском императоре Льве Премудром и патриархе Макарии. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы отмечается только Русской Православной Церковью, в которой был введен св. благоверным князем Андреем Боголюбским.

Иконография. Празднование Покрову Богородицы (1октября) было установлено на Руси в XII в. (около 1160 ?) при князе Андрее Боголюбском в память видения византийскому святому Андрею Юродивому (+936). Согласно Житию ему во время службы во Влахернском храме в Константинополе было видение Богоматери в окружении святых: Богоматерь в знак покровительства и защиты простерла свой мафорий (плащ, закрывающий голову, - одежда замужних женщин на востоке) над молящимися в храме. В службе «Покрову» поется, что Богоматерь явилась «на воздусе». Праздник Покрова является одним из наиболее важных (относится к числу «великих») в русском церковном календаре (в греческих церковных книгах не встречается). Смысл праздника - моление о покровительстве Пресвятой Девы, о покрове Богородицы, о Ее молении за каждого смертного.

Вероятно, на сложение иконографии «Покрова» оказал определенное влияние и еженедельно (по пятницам) совершавшийся во Влахернской церкви обряд, когда над образом Богоматери поднимался особый покров. Древнейшее изображение «Покрова» сохранилось на Суздальских вратах (ок. 1233 г.). В XIV в. сформировалось два основных извода этого праздника.
Новгородский, в котором ангелы держат мафорий над молящейся Богоматерью, и суздальский, в котором Богоматерь держит покров сама. Позднее появились модификации этой иконографии, сочетающие два основных извода. В конце XVI в. под воздействием иконографии Богоматери «Моление о народе», появился извод, в котором Богоматерь изображалась в молении ко Христу, представленному в небесном сегменте вверху слева, в их руках появились свитки с текстами: Богоматерь обращалась ко Христу с молитвой, на которую Он давал ответ, изображенный на свитке. Изображение Романа Сладкопевца в композиции «Покрова» связано с тем, что этот святой, творец песнопений в честь Богоматери, получил поэтический дар от Богоматери (иногда в композиции изображается сцена явления Богоматери во сне Роману, после чего он обрел поэтический дар), кроме того, поцерковному календарю день его памяти совпадает с «Покровом».

Акафист Покрову Пресвятой Богородицы

Молитвословия праздника Покрова Пресвятой Богородицы


Слово въ день Покрова Пресвятыя Богородицы. Прав. Іоаннъ Кронштадтскій


Слово въ день Покрова Пресвятыя Богородицы. Свт. Иннокентій, архіеп. Херсонскій

22. Слово въ день Покрова Пресвятыя Богородицы. Архіеп. Димитрій Муретовъ


Слово въ день Покрова Божіей Матери. Митр. Арсеній Москвинъ

Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы Протоиерей Артемий Владимиров

Дорожимъ ли мы Омофоромъ Пречистой? Архіеп. Аверкій Таушевъ

Покровъ Пресвятыя Богородицы. Архіеп. Аверкій Таушевъ

Почему русскіе люди чтутъ праздникъ Покрова Божіей Матери. Свт. Филаретъ (Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій

Видео

Покров Божией Матери

Православный календарь 14 октября(1 октября по ст.ст.)

Православный календарь 14 октября(1 октября по ст.ст.)

Октябрь 13th 2011 - edit

Русская Православная Церковь отмечает память святых:
В этот день:

Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы. Прот. Артемий Владимиров
Апостола от 70-ти Анании (I).
Преподобного Романа Сладкопевца (VI).
Празднование в честь Хитона Господня и

Столпа Животворящего.
Люблинской иконы Божией Матери(IX),
Псково-Покровскойиконы Божией Матери (1581),
Браиловскойиконы Божией Матери (1635),
Барской икон Божией Матери.
Гербовецкая икона Божией Матери
Касперовская икона Божией Матери
Преподобного Саввы Вишерского, Новгородского (1461).
Священномученика Алексия пресвитера (1918).
Священномученика Михаила пресвитера (1920).
Священномученика. Александра, Георгия, Николая пресвитеров, мч. Иоанна (1937). Преподобномученика Феодора (1940).
Мученика Домнина Солунского (ок. 284-305).
Преподобномученика Михаила, игумена Зовийского, и с ним 36-ти преподобномучеников (780-790).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!


Молитвы
Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы
глас 4
Днесь, благовернии людие, светло празднуем,/ осеняеми Твоим, Богомати, пришествием,/ и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем:/ покрый нас честным Твоим Покровом/ и избави нас от всякаго зла,/ молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего,// спасти души наша.

Кондак Покрова Пресвятой Богородицы глас 3
Дева днесь предстоит в церкви/ и с лики святых невидимо за ны молится Богу,/ Ангели со архиереи покланяются,/ апостоли же со пророки ликовствуют:// нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Тропарь преподобного Саввы Вишерского, Новгородского глас 4
От юности твоея весь Богу поработился еси, блаженне, / и Того ради любве отечество и род оставил еси, / в пустыню вселився / и в ней жестокое житие показав, / чудес дарования от Господа приял еси, / Савво преподобне, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Саввы Вишерского, Новгородского глас 8
Отечества, преподобне, удалився/ и вселився в пустыню,/ и тамо на столп вшед, идеже жестокое житие показал еси,/ и многих житием удивив,/ отнюдуже дарование чудес от Христа приял еси,/ поминай нас, чествующих память твою, да зовем ти:/ радуйся, Савво, отче наш.

Тропарь апостола Анании глас 3
Апостоле святый Анание,/ моли Милостиваго Бога/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостола Анании глас 2
В молитвах теплейший заступниче/ и просящим скорейший послушателю,/ прими моление, Анание, наше/ и Христа моли помиловати ны,// Единаго во святых Почивающаго.

Тропарь преподобнаго Романа Сладкопевца глас 8
В тебе, отче, известно спасеся еже по образу:/ приим бо крест, последовал еси Христу/ и, действуя, учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души вещи безсмертней./ Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Романе, дух твой.

Кондак преподобнаго Романа Сладкопевца глас 8
Божественными добродетельми духа/ измлада украсився, Романе премудре,/ Церкви Христове пречестное украшение был еси:/ пением бо прекрасным украсив ю, блаженне./ Тем молим тя: подаждь желающим Божественнаго дарования твоего,/ яко да вопием ти:/ радуйся, отче преблаженне, красото церковная.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Псково-Покровской глас 4
Днесь светло красуется Богоспасаемый град Псков/ и вся страна Российская/ пришествием Матери Бога Вышняго/ на избавление града сего от варварскаго пленения./ Услыша плач и слезы раб Своих,/ скоро приклонися на мольбу к Сыну Своему и Богу нашему,/ и молением Своим гнев Божий укроти и весь мир просвети,/ и град сей от скорби на радость премени./ О, дивному знамению,/ како Пресвятая Владычице прииде на воздусе и в церковь Свою/ и на забрало града Пскова / и призва угодников своих, благоверных князей,/ и поноси в людех беззаконие./ И Своею пречистою рукою указоваше на поганаго злаго варвара/ и его совет на разрушение./ Возвеселися, Богоспасаемый граде Пскове/ и все Православие, имеюще такову Заступницу непобориму./ Днесь притецем, вернии,/ в дом спасительный Владычицы Богородицы,/ светло празднуя,/ и ко святому Ея образу со слезами припадем, вопиюще и глаголюще:/ О Всемилостивая Госпоже Владычице Богородцие,/ молися Сыну Своему Христу Богу нашему/ спасти православныя люди и град сей избавити от огненнаго запаления/ и от нахождения поганых и междоусобныя брани,/ и спасти души наша яко Милосердая.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Псково-Покровской глас 8
Заступнице христиан, Предстательнице граду нашему Пскову,/ услыши молитву раб Своих, Владычице Богородице,/ и скорым Своим пришествием светолучными зарями раб Своих возвесели/ и торжествовати устрой, в беде и в сетовании возвесели,/ и завеща во граде молити Святую Троицу,/ и Сама обещася молити Ю./ О, преславному чудесе,/ како Небесная Царице к земным прийде избавити рабы Своя погибающия./ О, дивному знамению,/ како вразумляют; е рабы Своя, како бы умолити Святую Троицу./ О, Всемилостивая Владычице Богородице,/ аще не бы Ты предстояла, молящи за ны,/ кто бы нас избавил от толикия беды,/ яко не имамы иныя помощи и надежды, разве Тебе, Владычице,/ Твой бо раби, да не погибнем,/ и потщися на умоление раб своих присно,/ Богородице, чтущих Тя.

Тропарь Хитону Господню и Животворящему Столпу глас 8
Днесь празднует Святая Церковь, чтущи Столп Животворящий и Хитон Господень, иже Свет просияша во вся концы вселенныя и жизни святое миро источиша. Сего ради Всесвятей Богоматери и рождшемуся от Нея Христу покланяемся во спасение душ наших.

Кондак Животворящему Столпу и Хитону Господню глас 8
В Горней борьбе за мя непобедимый помощниче, Столпе святый и Богоосиянный, мир просвещаяй, яко молния освещаяй Небесноподобную пелену — свыше истканный Хитон Господень, украшаяй же воспевающия и празднующия торжество твое, даруй сугубое озарение и радость поющим ти: радуйся, Столпе, Богом осиянный.

День за днемъ. Краткие духовные размышления на каждый день

Прекрасное душеполезное чтение для любой православной семьи.

«Отвергнись себя». (Матѳ. 16, 24).

Какъ часто душа, жаждущая достигнуть этого полнаго отреченiя, вопрошаетъ себя, какъ утолить эту жажду, какимъ образомъ побороть всѣ затрудненiя и преграды. Самый большой камень преткновенiя является въ насъ самихъ, въ нашемъ себялюбiи. Отреченiе отъ самого себя является первымъ условiемъ смиренной духовной побѣды, могущей освободить насъ отъ всякихъ оковъ и внести съ собой полный миръ въ жизнь нашу. Въ чемъ же состоитъ это самоотреченiе, мы часто не понимаемъ это слово во всей его полнотѣ; ни самообладанiе, ни разумная разсчетливость, ни даже подчиненiе низшихъ свойствъ нашей души высшимъ цѣлямъ, не есть еще полное самоотреченiе. Въ духѣ христiанскомъ самоотреченiе надо понять въ полномъ смыслѣ этого слова; отречься отъ себя — значитъ, не знать себя, отказаться отъ себя, прямо не существовать въ своихъ собственныхъ глазахъ. Для этого необходимо выйти изъ себя и, всецѣло отдавшись Господу, постоянно проникаясь Его духомъ, дойти до полнаго самозабвенiя, поглощая свою жизнь жизнью ближнихъ. Въ прежнiе годы, вчера еще быть можетъ, мы относили многое къ себѣ, мы не были равнодушны къ похвалѣ и порицанiю людскому, мы допускали нѣкоторую долю наслажденiя въ удовлетворенiи нашихъ личныхъ потребностей, нынѣ же, отдавшись Господу — мы твердо рѣшились относить все, безъ исключенiя, къ Господу Iисусу Христу; жить и дѣйствовать только для славы Его, постоянно свидѣтельствуя о Немъ нашею жизнью, — и тогда только и намъ будетъ возможно сказать, съ Апостоломъ Павломъ: «Уже не я живу, но живетъ во мнѣ Христосъ». [Гал. 2, 20].

Публикуется по изданию 1908 года

22. Слово въ день Покрова Пресвятыя Богородицы. Архіеп. Димитрій Муретовъ

Слово въ день Покрова Пресвятыя Богородицы. Свт. Иннокентій, архіеп. Херсонскій

Слово въ день Покрова Пресвятыя Богородицы. Прав. Іоаннъ Кронштадтскій

Слово въ день Покрова Божіей Матери. Митр. Арсеній Москвинъ

Дорожимъ ли мы Омофоромъ Пречистой? Архіеп. Аверкій Таушевъ

Покровъ Пресвятыя Богородицы. Архіеп. Аверкій Таушевъ

Почему русскіе люди чтутъ праздникъ Покрова Божіей Матери. Свт. Филаретъ (Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій

Видео

Покров Божией Матери

Pages: 1 2 3