пятница, 23 ноября 2012 г.

Вышиванка по льду

Продолжение. Начало Здесь

   Ликвидация неграмотности
Сегодня утром позвонил мне Карпуха:
— Игорь, скажи, как называется человек, который не умеет писать и читать на том языке, на котором думает и говорит.
— «Неграмотный» называется.
— Правильно. А неграмотным что требуется?
— Ликбез. А чего ты об этом спрашиваешь?

— Да вот к сеструхе зашел – с племяшом общаюсь.
— И что?
— Пришел в ужас от его образования.
— А чего в ужас – он же, вроде, отличник?
— Ну, формально – да. Оценки у Васи неплохие, но… Не знаю, как даже сказать… Короче, оказалось, что у них в лицее русский язык не изучают вообще.
— Ну и что? Его и так все знают.
— Да я, в принципе, тоже так думал. Меня всегда больше возмущало, что у них история по-идиотски подается, ну и литература тоже. А  теперь понял, что то всё фигня по сравнению с тем, что нет русского как предмета.
— Ты думаешь…
— Ну, конечно. Он вот всерьез, оказывается, думал, что буква «ы» это не одна буква, а две — мягкий знак и украинское i.
— Смешно. А он не прикололся над своим дядькой?
— Какой там! Я тогда достал «Букварь» — еще тот, по которому я сам учился, — и попросил его вслух прочитать фразу: «Мама мыла раму». Не смог правильно  — прочитал «мьила».
— Ты шутишь?
— Если бы…  Потом попросил написать эту же фразу – тоже не смог. Я тогда продиктовал ему целый абзац — полсотни ошибок в трёх фразах! Не удивляйся – он ведь не даун, они просто с этим не сталкивались, их не только не учили русскому, а наоборот -выкорчевывали.
— А ну-ка, пусть по-русски напишет слово «вышиванка». Он там рядом?
— Сейчас… Написал – «вишыванка» получилась,  – вздохнул Карпуха. – Вот как назвать такое образование, которое таких инвалидов выпускает?
— Слушай, — сказал я, — может, ты утрируешь? Не так все страшно?
— Так. Родной язык – это базовый предмет. Это как передний зуб. И отсутствие переднего зуба сразу выдаст человека, как такого, с которым вряд ли можно иметь дело. То есть если в России сто лет назад занимались ликвидацией безграмотности народа, то здесь в Украине сейчас происходит ликвидация грамотности. Вот это меня сегодня и огорчило.
— Ну, Карпуха, я тебе одно скажу. Это когда все у всех хорошо, то человек без переднего зуба – в глаза бросается. А сейчас – когда кризис – поверь мне, людям уже не до этого.
— Так кризис он ведь пройдет, а вот крыза останется…
Жизнь в переходе

Карпуха возвращался от сестры в растрепанных чувствах. Ярко светило солнце, радостно щебетали птички. В природе весна брала власть в свои руки – всё вокруг капало и таяло. «Вот бы так с украинским национализмом, -  подумал Карпуха. – Но нет, пятый год — зима без оттепелей. Как пришли в холода – так всё в стране и обледенело.»
Проходя парком Шевченко, Карпуха глянул на памятник национальному поэту — с боку тот напоминал императорского пингвина, только без носа. Сделав еще несколько шагов, Карпуха присел на скамейку – напротив Музея русского искусства. В принципе, он любил этот парк, красиво тут – особенно, если сидеть спиной к Тарасу.
Солнце продолжало нагревать землю. Карпуха смотрел на играющих на детской площадке детишек и думал: интересно, какая у них будет жизнь лет так через двадцать? Хотя — разве можно угадать? Можно быть уверенным только в одном – они будут уважать права друг друга куда больше, чем мы. И обучаться на родном языке — будет так же естественно, как и дышать.
— Перепрошую, пане, — Карпухины размышления были прерваны. — Чи дозволите сiсти бiля вас, бо тут не залишилось вiльних лавок?
Над Карпухой, улыбаясь, стоял интеллигентного вида незнакомец — в пальто и шляпе. Из-под пальто выглядывала вышиванка.
— Да, садитесь, пожалуйста, — ответил он и подумал: «Вы и так уже на голове сидите».
Незнакомец сел, помолчал с минуту, глядя на резвящихся и галдящих детишек, а потом спросил:
— Не подскажете: который час?
— Двенадцать, — сказал Карпуха. – А чего вы на русский-то перешли?
— Из вежливости, — ответил незнакомец, слегка наклонив голову.
— Это не вежливость, — задумчиво произнес Карпуха.
— А что же это??
— А сейчас скажу. Вот вы кто по профессии?
— Доцент. Преподаю студентам историю в универе.
— Отлично. Когда ваши студенты на переменах между парами говорят по-русски, вы тоже с ними переходите на их язык?
— Нет, конечно, я им, наоборот, делаю замечания. Они — будущее Украины.
— Ага, а я значит – ее прошлое. Доживу, сдохну, закопают и – наступит на этой земле, наконец, счастье. И это, по-вашему, — вежливость?
— Ну зачем вы так?
— Нет, это вы так зачем — с нашими детьми? У меня вон племяш дообразовывался до того, что в старшем классе писать и читать на родном языке не умеет! А на котором умеет – не говорит и не думает.
— А это нормально, — сказал незнакомец и в его глазах появились кристаллики льда. — Это такой переходный период, а вот уже его дети будут — и писать и думать — на мове.
— А ради чего? Зачем этот переход???
— Как зачем? Чтоб быть дальше от России!
Карпуха посмотрел на своего соседа по скамейке и подумал: « Как же много таких стало – уверенных и настырных!»
— А вы что, — сказал Карпуха, глядя на доцента, – знаете будущее?
— Нет, конечно, но кое-что и так очевидно.
— Это то, что Россия – зло, и от нее нужно держаться подальше?
— Безусловно. Я как историк в этом не сомневаюсь и легко могу привести кучу фактов.
— А наоборот потом не окажется?
— Нет, вся украинская история — это бегство от русского медведя.

Карпуха усмехнулся, он вдруг представил себе маленького перепуганного поросенка на скользком льду, пытающегося убежать от большого медведя, удивленно сидящего рядом. Визг, хрюканье,  быстрое перебирание ногами, падения, вышивание пируэтов, попытки встать – и всё без малейшего продвижения. Такая себе — вышиванка на месте.

— Интересно, — сказал Карпуха. — Вы — не Бог, и мозг человеческий несовершенен, а получается — вы так это обмозговали, что даже сомнений нет?

— Конечно, нет. Все свидомые украинцы это понимают – договор с русскими не стоит использованной туалетной бумаги.

— Ну хорошо, если вы такой всезнающий, тогда скажите мне — где руки у памятника Тарасу? И что у него в них? Только не оборачивайтесь.

— Руки — в карманах,  — ответил уверенно собеседник. — А держит он руками… Хотя, нет не в карманах – одна в кармане, а в другой…

— Кепка?

— Нет.  Кепка это у Ленина… Ну ладно — сдаюсь. А что?

— Вот видите — вы ежедневно ходите мимо него и любуетесь им — а не можете восстановить в памяти то, что вы много раз видели, — руки за спиной, а в них – пальтишко. Так как же вы можете быть уверенны в ваших умопостроениях насчет будущего мира и Украины? И чем тогда вы отличаетесь от Сталина, которого так ненавидите? Разве что степенью преступлений: он ради светлого будущего – у несогласных жизнь забирал, а вы – только язык. Как вы можете знать, что будет нужно стране через двадцать лет, если вы не знаете, где вы сами  будете через двадцать минут.

— Знаю, — сказал доцент, — буду читать лекцию своим студентам на тему «Россия – цивилизационный тупик». Только вот пару яблок еще куплю.

— Ну-ну, — усмехнулся Карпуха. – Тогда в добрый путь.

Незнакомец вдруг рассмеялся.

— Что это вы на меня смотрите, как Воланд на Берлиоза?  -  спросил он. – Хотите сказать, что Ганнушка разлила подсолнечное масло?

— Ну что вы, — усмехнулся в ответ Карпуха. – Я в отличие от вас – будущего не знаю. Да и трамваи у нас возле парка не ходят. Просто солнце печет как-то не по-мартовски...
Доцент встал, приподнял шляпу и сказал: «Ну то до побачення!» «Якщо буде така нагода», — ответил Карпуха, провожая глазами преподавателя.
Страницы: 1 2

Бандеровская ОУН в годы войны. Какие цели ставили бандеровцы



Провозглашение Акта независимости Украины в июле 1941 года в Тернополе. Слева портрет С. Бандеры, в центре — А. Гитлера, справа — Е. Коновальца).
На этот вопрос мы уже в значительной степени ответили в предыдущих материалах. Вернее сказать так: на этот вопрос уже частично ответили документально сами же функционеры (Бандера, Стецько и др.) ОУН-бандеровцев. Однако, для полной ясности приведем несколько программных официальных документов этой организации накануне и во время Великой Отечественной Войны.
В декабре 1940 р.ОУН-бандеровцев издала «Манифест Организации Украинских националистов под руководством Степана Бандеры». Весь этот документ изобилует националистическими лозунгами и примитивной пропагандистской демагогией. Приведем лишь несколько положений из этого документа.
"Разваливая навсегда ужасную тюрьму народов — Московскую империю — творим новый справедливый строй и закладываем основы нового политического уклада мира"1.  (Здесь и ниже выделено мной — В. М.)
Эти намерения о «новом строе» и «новом политическом укладе», как видим, полностью соответствовали нацистскому «новому порядку» в Европе и мире.
И дальше:
«Несем новый строй Восточной Европе и подмосковной Азии». Следовательно, в «Манифесте» бандеровцы безоговорочно декларировали, что они идут в фарватере той политики, которую провозгласили и претворяли в жизнь Гитлер и нацисты.
В специальной инструкции «Программные документы ОУН Бандеры», датированной апрелем 1941 г., специально выделены «политические постановления». Приведем несколько из них:
"...ОУН борется за Украинское Суверенное Соборное государство, за освобождение порабощенных Москвой народов Восточной Европы и Азии, за новый справедливый строй на руинах Московской империи СССР.
3. ОУН становится во главе тех украинских революционных течений и сотрудничает с теми революционными движениями порабощенных Москвой народов и с теми государствами, которые стремятся к полному развалу СССР. ОУН считает союзниками Украины все государства, политические группировки и силы, которые заинтересованы в развале СССР и в создании ни от кого независимого Украинского Суверенного Соборного Государства"2.
Если в предыдущих документах провозглашались общие, даже абстрактные лозунги, и такие же планы, то уже в мае в 1941 г. ОУН-бандеровцев издала новую инструкцию под названием «Политические указания ОУН Бандеры», где в несколько закамуфлированной, но достаточно определенной, форме говорится:
"...Собственной борьбой, построением собственного государства собственными силами и по собственной инициативе получить себе роль субъекта и партнера, участника войны и сотворца нового строя на руинах Московской империи.
Отбрасываем роль обсерватора (созерцателя) и пассивно-выжидательную позу во время событий, которые будут происходить на украинской земле, а в частности против войны других государств против Москвы и их владычества«3.
Из выше сказанного можно судить о том, что бандеровцам еще накануне войны стало достоверно известно о войне гитлеровской Германии против Советского Союза, к которой они также так интенсивно готовились. Однако, они не хотели, как видим, быть обычными обсерваторами (созерцателями) событий, а стремились занять роль „субъекта и партнера“ в этой войне „против Москвы“. Но чьим партнером» и чьим «сотворцом нового строя» они мечтали и хотели так немедленно стать? Вполне понятно «чьим»! Гитлеровской Германии!
Дальше в той же инструкции отмечено:
«...Государства, которые ведут борьбу с Москвой и не относятся враждебно к Украине, трактуем как естественных союзников». (Выделено в документе — В.М.).
В Центральном государственном архиве высших органов государственной власти Украины есть документ, который дополняет вышеприведенные положения. Он именуется «Борьба и деятельность ОУН во время войны». Этот документ — довольно некачественный отпечаток машинописной формы, однако отдельные места читаются четко. В нем выделены, в частности, такие установки: «Политические указания», «Акции на ЗУЗ» (Западно-украинских землях — В.М.), «Указания в первые дни организации государственной жизни» и другие.
Здесь, в частности, отмечено:
"Когда советармия расшатана, режим ослабляется, КА (Красная Армия — В.М.) не способна при решительном натиске изнутри оказывать длительное сопротивление — ОУН начинает вооруженную борьбу, вооруженное снабжение, ТОТАЛЬНУЮ (выделено большими буквами — В.М.) борьбу. Это значит: ОУН выходит явно и славно на арену жизни. Начинается взрыв Украинской Революции"4.
И дальше:
"Борьба должна быть твердой, рьяной, безоглядной и беспощадной. Героической, альказарской (альказары — защитники городов-крепостей во времена средневековья — В.М.).
... На ЗУЗ может быть лишь пресса националистического содержания, как в целом и издательская деятельность: это самое касается всех прочих средств пропаганды (радио, театр, фильм и т. д.), в то же время публичные собрания, где распространялись бы националистические идеи и кличи, запрещаются...
... Воспитание молодежи вообще и воспитание ее проводников должны безраздельно принадлежать ОУН."5.
В подразделении «Меншинова (то есть: национальная — В.М.) политика» отмечено:
«Национальные меньшинства разделяются на а) дружественные нам, то есть членов до сих пор порабощенных народов, и б) враждебные нам — москали, поляки, жиды... Истреблять в борьбе, в первую очередь тех, кто будет защищать режим: переселение на их земли, истреблять главным образом интеллигенцию, которую не допускать ни к каким руководящим органам, и вообще делать невозможным продуцирование интеллигенции... Польских крестьян ассимилировать... Предводителей уничтожать... Ассимиляция жидов исключается».
В пункте «Загальні пригадки» приказано:
"а) Наша власть должна быть страшной для ее противников. Террор для чужестранцев-врагов и своих-предателей — творческая свобода, дыхание новых идей украинца-хозяина собственной земли должно из каждого чина, в их каждом шаге пробиваться"6 (Здесь и выше выделено мной — В. М.).
Страницы: 1 2 3

Православный календарь 24 ноября (11 ноября ст.ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Великомученика Мины (304).
Мученика Виктора и мц. Стефаниды (II).
Мученика Викентия (304).
Преподобного Феодора Студита, исп. (826).
Блаженного Максима, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1434).
Преподобного Мартирия Зеленецкого (1603).
Мученика Стефана-Уроша III Дечанского (ок. 1336) (Серб.).
Святителя Мартина Милостивого, еп. Турского.
Преподобной Милицы, царицы Сербской (Серб.).
Сщмч. Евгения пресвитера (1937).
Явление Иверской-Мироточивой иконы Божией Матери в Монреале.
Поученіе. Святой мученик Викентій
Поученіе Преподобный Ѳеодоръ Студитъ
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Тропарь святаго Мины, глас 4.
Яко Безплотным собеседника/ и страстотерпцем единовсельника,/ сошедшеся верою, Мино, восхваляем тя,/ мира мирови испроси/ и душам нашим велия милости.
Кондак великомученика Мины, глас 4
Воинства исхити привременнаго/ и нетленнаго показа тя Небеснаго общника,/ страстотерпче Мино,/ Христос, Бог наш,// Иже мучеников нетленный венец.
Тропарь преподобнаго Феодора Студита, глас 8.
Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светилъниче,/ монашествующих Богодухновенное удобрение,/ Феодоре премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси,/ цевнице духовная,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобнаго Феодора Студита, глас 2.
Постническое и равноангелъное житие твое/ страдальческими уяснил еси подвиги/ и Ангелом совсельник, Богоблаженне, явился еси, Феодоре./ С ними Христу Богу моляся/ не престай о всех нас.
Кондак мучеников Виктора, Стефаниды и Викентия, глас 4
Иже славе, Господи и всех Содетелю,/ Ты в мире явил еси украшенных добродетельми страстотерпцы и мученики,/ да омут непобедимую победу.
Блж. Максима, Христа ради юродивого. Тропарь, глас 5.
Наготою телесною и терпением/ обнажил еси вражия коварствия,/ обличая неподобное его деяние,/ зельне стражда солнечный вар/ и нуждныя великия студени,/ мраза и огня не чул еси,/ Божиею помощию покрываемь,/ Максиме премудре,/ о верою творящих память твою честно/ и усердно притекающих к мощем твоим/ моли избавитися от бед/ и падения избежати.
Кондак блаженного Максима, Христа ради юродивого, глас 2
Вышния красоты желая,/ нижния сладости и телесная одеяния в ничтоже вменил еси/ и нестяжание паче суетнаго мира возлюбил еси./ Ангельское житие проходя,/ скончался еси, блаженне Максиме:/ с нимиже Христа моли непрестанно о всех нас.
Прп. Мартирия Зеленецкого. Тропарь, глас 2.
От юности, Богоблаженне, Христа возлюбив,/ отечество оставил еси/ и, всех мирских мятежей уклонився,/ в тихое пристанище пречестныя обители Богоматерни достигл еси;/ отнюдуже уведев непроходную пустыню,/ крестовидною зарею показанную,/ желательне ю обрел еси,/ и, в ней вселився,/ иночествующих собрал еси,/ и сих ученьми своими, яко лествицею восходною на Небо,/ трудолюбие тщался еси возводити к Богу,/ Емуже молися, Богомудре Мартирие,/ даровати душам нашим велию милость.
Кондак преподобного Мартирия Зеленецкого, глас 8
Отечества, преподобие, и всего мирскаго мятежа/ уклонитися возжелел еси,/ и, в пустыню вселився,/ тамо во блаженнем безмолвии жестокое житие показал еси,/ и чада послушания и смирения в нем возрастил еси./ Сего ради, дерзновение стяжав ко Святей Троице,/ еже молитися, Богоблаженне, о нас, чадех своих, ихже собрал еси,/ и о всех правоверных, да зовем ти:/ радуйся, отче Мартирие,/ безмолвия пустыннаго любителю.
Тропарь мученика Стефана-Уроша III, Дечанского, Сербского, глас 4
В терпении добрострадальных подвиг твоих/ многообразный раны претерпел еси,/ и по кончине своей/ венец от Бога с мученическими лики восприемлеши,/ и в земли кротких достойно водворяешися, блаженне,/ о нас Христа Бога моли/ даровати душам нашим велию милость.
Ин тропарь мученика Стефана-Уроша III, Дечанского, Сербского, глас 4
Царство, еже на земли добре окормляя, страдальче,/ и, багряницу нося, смиренно стяжал еси мудрование,/ нищих посещая и сим хлеб раздробляя,/ тем Пребожественная Троица/ Царствия купно и мученичества венцем увязе тя.
Кондак мученика Стефана-Уроша III, Дечанского, Сербского, глас 3
В царех благочестно пожив/ и страдания путь прошед, веледушне,/ и страдальцем равночестен венечник явился еси,/ и церковь твоя прославляет тя славно,/ святыми благоуханными мощми твоими освящаема,/ темже почитаем и тайно вопием ти:/ от бед избави нас молитвами твоими, святе.
Ин кондак мученика Стефана-Уроша III, Дечанского, Сербского, глас 4
Другаго Константина стяжа тя Церковь благочестием, блаженне,/ и кротостию, правдою и милостынями,/ но и великомученика и страдальца истинна./ Темже и, тобою красящися, вопиет:/ Стефан мне похвала и утверждение.
Иверской-Мироточивой (Монреальской) иконы Богородицы. Тропарь, глас 1.
От святыя иконы Твоея, / о Владычице Богородице, / миро благодатное источила еси обильно, / верныя Твоя во изгнании сущия утешила еси / и неверныя светом Сына Твоего просветила еси. / Темже и припадаем к Тебе, Госпоже, со слезами: / милостива нам буди в час судный, / да некако толикую милость Твою восприявше, / яко презорливи наказани будем, / но подаждь нам Твоими молитвами плод духовный принести / и спаси души наша.
Pages: 1 2 3

Средневековые ведовские процессы

Демонология от Блаженного Августина до XVIII века
Ольга Игоревна Тогоева
кандидат исторических наук, Институт всеобщей истории РАН

Говоря о средневековой демонологии, нужно прежде всего понять, что она возникла не в позднее Средневековье или раннее Новое время, о котором принято говорить как о периоде «охоты на ведьм». Первые демонологические идеи возникли еще в эпоху поздней Античности и развивались на протяжении длительного времени, претерпевая значительные изменения, закончив формирование ближе к XVI—XVII векам.

Первая более или менее полная теория об отношениях человека с дьяволом возникла в IV веке новой эры в трудах Блаженного Августина. «Открытием» выдающегося теолога стала установленная им тесная связь между приверженностью людей суевериям и демонологией: в его сочинениях впервые была высказана идея о том, что вмешательство дьявола является основной причиной впадения человека в грех и, соответственно, главным условием осуждения ведьм и колдунов. Августин развил в своих сочинениях идеи епископа Лионского Иринея, который во II веке новой эры ввел само понятие дьявола в христианскую экзегезу: Августину принадлежала идея о том, что люди заключают союз с дьяволом или с его приспешниками, демонами, и из этого союза вырастают все их злодеяния. Вместе с тем для Августина влияние дьявола и его демонов на человека представляло собой иллюзию: он считал, что демоны, в отличие от ангелов, не могут создать ничего реального, они творят лишь «воображаемые видения» — фантазии, которыми, собственно, и питаются люди, вступающие с ними в контакт.
Концепция Августина имела основополагающее значение для развития демонологии в Западной Европе. Она была воспринята средневековыми теологами вплоть до XIII века. В частности, в совершенно неизменном виде эта теория оказалась изложена в XII веке в Декрете Грациана, который являлся основой всего канонического права не только эпохи Средневековья, но и Нового времени.
 Отношение Грациана к магическим практикам становилось ясно уже по первым строкам посвященного им раздела: предсказателями он называл тех, кто под видом «лживой религии» (т.е. ереси) выдавал свои пророчества за истинное знание. Всех «авгуров, прорицателей и колдунов» он считал необходимым отлучать от церкви за их попытки при помощи демонов предсказать будущее, которое в действительности ведомо лишь Господу и его ангелам. Епископам Грациан рекомендовал всячески бороться с магическими практиками, имеющими хождение в их диоцезах, и искоренять «преступные секты», в которые вступают местные жители, полагающие, что все происходящее с ними там является реальностью. На самом же деле, писал Грациан, никаких ночных путешествий с демонами, никаких собраний в потайных местах, никакого обмена опытом между членами «секты» не происходило. Все это им снилось — вот почему концепция сна была очень важна для средневековых демонологических трактатов — либо эти «видения» навевали им демоны.

Все изменилось, однако, в XIII веке, и прежде всего благодаря трудам Фомы Аквинского. Именно Аквинат ввел в описание отношений людей с дьяволом понятие «умысел». Он настаивал на личной ответственности ведьм и колдунов за совершенные ими злодеяния и полагал, что человек в данном случае выступал не жертвой происков Нечистого, но являлся активной стороной этого союза: он сам заключал договор с дьяволом или его демонами, а затем использовал их умения в собственных целях.
Томистская идея об активной роли адептов дьявола оказала сильнейшее влияние на последующую традицию восприятия колдовства — прежде всего как отдельного, самостоятельного греха, а затем — как умышленно совершенного (и абсолютно реального) преступления. Как свидетельствуют папское законодательство и документы юридической практики, уже со второй половины XIII века ересь и колдовство стали трактоваться как два    самостоятельных деликта, расследование которых тем не менее должен был осуществлять один и тот же суд — суд инквизиции. Данное положение вещей было впервые письменно зафиксировано в середине XIII века, в понтификат Александра IV (1254—1261). Однако наиболее интересным с этой точки зрения оказался понтификат Иоанна XXII (1316—1334).
Иоанн XXII был человеком крайне мнительным и искренне верившим в колдовство: он постоянно опасался, что на него наведут порчу или отравят. Если судить по письмам, выходившим из его канцелярии, Иоанн XXII считал колдовство таким же реальным и важным преступлением, как и ересь. В 1320 году он постановил, что отныне любые случаи магии (вызов демонов, поклонение им, заключение с ними договора, использование в преступных целях освященной гостии или восковых фигурок) подпадают под юрисдикцию инквизиции. Именно в его понтификат, в 1319—1321 годах, были проведены консультации с наиболее значительными европейскими теологами по вопросу о том, что такое колдовство и нужно ли его отличать от ереси. В результате этих консультаций в 1326 году Иоанн XXII издал знаменитую буллу Superilliusspecula, в которой говорилось о том, что отныне все случаи колдовства подлежат расследованию в суде инквизиции, и их следует наказывать так же, как ранее наказывали за впадение в ересь. Таким образом, он выделял ведовские процессы в самостоятельное судопроизводство.
С точки зрения Иоанна XXII и его последователей, колдовство отличалось от ереси самой своей сутью. Если ересь заключалась в сознательном отказе от следования догматам католической церкви и, как следствие, в принадлежности к секте, доктрина которой была осуждена как противная христианской вере, то под колдовством понимались прежде всего запрещенные практики, производимые при помощи вполне материальных предметов, которые при удачном стечении обстоятельств могли быть представлены в суде в качестве неоспоримых вещественных доказательств вины того или иного человека. К последним относились различные записки с подозрительными текстами (в более поздних демонологических трактатах «превратившиеся» в договоры с дьяволом), неопознанные жидкости и субстанции, предметы одежды, восковые фигурки и т.д. Благодаря такому подходу уже в XIV веке в европейской судебной практике колдовство начинает рассматриваться не как иллюзия, но как реальность.
Страницы: 1 2

Мессианские пророчества пророка Даниила

Протоиерей Виталий Косовский,
академик, профессор КДА, кандидат Богословия
 "Они* ушли, имена их исчезли вместе с ними, но писания заставляют вспомнить их".
Древнеегипетский писец
  В истории человечества не так много книг, к которым могут быть отнесены эти слова древнеегипет­ского писца, жившего 3 ООО лет на­зад. Поразительная вневременность и глобальность Библии — сложный феномен, о котором часто думают, пытаются его понять.

Иногда говорят, что непреходя­щая сила Библии порождена общече­ловеческой и внеисторической значимостью содержащихся в ней иска­ний и решений. Но возникает воп­рос: почему именно эти сочинения, составляющие Библию, а не ше­девры древнеегипетской, шумеро­аккадской или другой древней лите­ратуры содержат вневременные и глобальные ценности?
Ветхий Завет создавался в XII— II вв. до Р. X. Язык его был обращен к современникам, отнюдь не к гря­дущим поколениям. Значит, «язык» Ветхого Завета содержит нечто, способное преодолевать простран­ственно-временные барьеры. В чем же вневременность Библии, в чем ее притягательная сила? В том, что в ней слышен голос пророчеств, глас Бога, который беседует со Своим на­родом, учит его, ведет его, касается самых глубин человеческих. Через Слово Божие очень близко слышно «дыхание» Божие, то, чего нет в про­изведениях человеческих, лишенных благодати. Одной из книг, которые заставляют вспоминать о ее авторе, является Книга пророка Даниила.
Пророк Даниил (Prophète Daniel)
Даниил (судья Божий, т. е. отк­рывающий от лица Бога Его волю) — четвертый из больших пророков, ис­тория которого в книге, носящей его имя, передана необычайно подроб­но. "Он, по мнению некоторых, был потомок Давида, или, по крайней мере, происходил из царского рода и еще юношей был отведен в Вавилон в числе прочих пленных иудеев»1. Одаренный прекрасными душевны­ми и телесными качествами, Даниил научился здесь языку и мудрости халдеев и вместе с тремя своими то­варищами — Ананией, Азарией и Мисаилом — под именем Валтасара был принят на службу при царе и жил в царском дворце (см.: Дан. 1, 1—7). Там он проявил величайшую стойкость в своей приверженности к отеческой вере (см.: Дан. 6, 10—24), ревностно соблюдая все ее предписа­ния. Язычники всячески мучили Да­ниила, неоднократно обрекали на смерть, но он не изменил своему Богу. За это Господь не только убе­рег его от гибели, но открыл ему в ряде видений тайны грядущего вплоть до “конца дней”, с повелени­ем все увиденное записать, но запи­санное «скрыть до времени»:
«А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение» (Дан. 12, 4).
Что же содержало это пророчес­тво? Оказывается, Даниил предска­зал ряд важнейших исторических со­бытий, которые произошли на Вос­токе с VI по II в. до Р. X.: Даниилу было открыто, что Вавилонское царство падет под ударами мидян и персов, а Персидское царство, в свою очередь, будет покорено завоевате­лем, который придет с запада, т. е. Александром Македонским. Царство последнего после его смерти распа­дется на ряд государств, и между ца­рями произойдут великие войны.
Один из этих царей, особо над­менный и нечестивый, захватит Святую Землю, осквернит храм Яхве и станет свирепо преследовать вер­ных истинному Богу. Но этого царя постигнет злая участь: он «будет сок­рушен — не рукою» (Дан. 8, 25). Пос­ле чего «царство же, и власть, и вели­чие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, Которого царство — царство вечное, и все властители будут служить и по­виноваться Ему» (Дан. 7, 27). А вмес­те с тем произойдет воскресение из мертвых, «и многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни веч­ной, другие на вечное поругание и пос­рамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда» (Дан. 12, 2—3). Заканчи­вается пророчество словами: «Бла­жен, кто ожидает и достигнет тыся­чи трехсот тридцати пяти дней» (Дан. 12, 12).
Особое место в Книге прор. Дани­ила занимает пророчество о семидеся­ти седминах (см.: Дан. 9, 24-27), где говорится о пришествии Мессии —Христа — и о судьбах веры, Церкви Христовой и всего мира.
Даниил был пророком, но кто та­кой пророк?
Под словом «пророк» подразу­меваются посылаемые Богом люди, задача которых состоит не только и не столько возвестить будущее, но исправить греховную жизнь совре­менников, направив их на истинный путь веры и поклонения Единому Богу2: «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали Его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1, 22; 1 Кор. 4, 3).
«Пророк — это тот, кто по Бо­жественному вдохновению говорит народу о воле Божией и о будущем» — так определяет это понятие Джош Мак-Дауэлл3.
Мерилл Ф. Унгер в своем «Биб­лейском словаре Унгера» пишет: "Пророк не только провозглашает волю Бога и Его приговор, не только защищает истину и праведность, не только свидетельствует о превос­ходстве нравственности над ритуа­лом, — он также тесно связан с бла­гими намерениями Господа относи­тельно Израиля"4.
«Британская энциклопедия» на основе Книги прор. Исаии так опре­деляет пророчество:
"Литературная запись древнеев­рейских пророчеств в Книге прор. Исаии показывает, что под проро­чеством понималось прежде всего слово или устное высказывание, вы­ражающее для слушателей волю Бога с помощью Его избранного послан­ца. Предсказания, обещания или уг­розы при этом ставятся в зависи­мость от реакции слушающих (Ис. 1, 18—20), либо же служат “знамением” предстоящих событий (Ис. 7, 14), поскольку все происходящее в ко­нечном итоге подчиняется целям Господней воли. Исаия придает большое значение важности вави­лонских богов, — пишет далее эн­циклопедия, — и противопоставляет их Яхве, чтобы предсказать их дейс­твия (см.: Ис. 12, 21—24; 18, 3). Пред­сказания пророков касаются не пре­допределенной судьбы людей, но провозглашают цель живого Бога"5.
Здесь уместно указать, что талмудисты не признавали Даниила пророком. "Даниил, — читаем в Мидраше, — не был пророк, если даже сравнивать с тремя последними про­роками, но зато он был провидец и апокалиптик, чем не были те«6. “Не­сомненно, — говорит блж. Иероним, — что у евреев не считали Даниила между пророками, но между теми, которые написали агиографы». По словам современных блж. Иерониму иудеев, отнесение Книги прор. Дани­ила к “писаниям” было обусловлено его жизнью при иноземном дворе7.
Некоторые древние и современ­ные критики подвергали сомнению подлинность Книги прор. Даниила, находя кое-какие «погрешности» в ее тексте. Одни сомневались, что она написана в 600—538 гг. до Р. X., дру­гих смущало наличие в тексте слова «симфония»(Дан. 3, 5), третьих — что о ней молчит Сирах и т. д. Насколь­ко обоснованны эти сомнения?
Иудейский историк Иосиф Фла­вий говорит: “Окончив жизнь, Дани­ил стяжал вечную память, ибо книги, которые он, написав, оставил, чита­ются у нас еще и ныне. И мы удосто­веряемся в них, что он беседовал с Богом. Оставил же сие записанным, что и сделало для нас ясным точ­ность и непреложность его проро­честв”. Иосиф Флавий считает оск­вернение Иерусалимского храма Ан­тиохом Епифаном точным исполне­нием пророчества Даниила (см.: Дан. 11, 31) "произнесенного за 408 лет"8. В пользу этой книги свидетельствует и тот факт, что она существовала до времен Маккавейских, так как известно, что "эта пророческая книга была показана Александру Македон­скому, когда он взял Иерусалим и вошел в него (332 г. до Р. X.), и в ней указано на пророчество Даниила о том, что греческий царь ниспровер­гнет царство персидское"9.
Прор. Даниил указывает на себя как на современника Вавилонского плена. И действительно, его книга носит следы вавилонского проис­хождения, на ней лежит отпечаток данной эпохи. И в первую очередь — это язык книги: еврейский и арамей­ский. По отзыву библеистов, еврей­ское наречие книги Даниила сходно с языком современной плену Книги прор. Иезекииля, арамейское — с языком “послепленных” книг Ездры и Неемии. Вполне соответствует эпохе написания книги пророка Да­ниила наличность в ней персизмов и вавилонизмов, т. е. слов из персид­ской и вавлонской терминологии.
Даже то, что считалось прежде ошибкой со стороны пророка (имена и личности Валтасара и Дария Мидя­нина), оказывается теперь, благода­ря новейшим открытиям в области ассириологии, несомненной прав­дой. Поэтому неудивительно, что в глазах беспристрастных ученых данная особенность Книги прор. Дании­ла является одним из убедительных доказательств ее подлинности. «Чем чаще я читаю Книгу пророка Дании­ла, — говорит Ленорман, — тем яс­нее выступает предо мною верность картины древнего Вавилона. Такую картину мог написать только современник и очевидец». "Книга Дании­ла, — замечает другой ученый — Менакт, — с величайшей точностью воспроизводит халдейскую цивили­зацию эпохи Навуходоносора. Апокрифист не мог так писать"10.
Страницы: 1 2