среда, 2 января 2013 г.

Поученіе. Святитель Петръ, митрополитъ Московскій

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
О клеветѣ въ современномъ христіанскомъ обществѣ.
Святитель Петръ, митрополитъ Московскій
Святитель Петръ, Московскій
I. Нынѣ ублажаемый святитель Петръ, митрополитъ московскій, жившій въ трудное время татарскаго ига, не смотря на всю святость своей жизни, Богомъ засвидѣтельствованной въ нетлѣніи его св. мощей, подвергся однажды тяжкой клеветѣ, возведенной на него тверскимъ епископомъ Андреемъ, происходившимъ изъ рода литовскихъ князей и домогавшимся каѳедры митрополита.

Клевета была въ свое время обличена; истина восторжествовала; виновникъ клеветы былъ великодушно прощенъ святителемъ Петромъ, сказавшимъ своему обвинителю: «миръ тебѣ, чадо, не ты виноватъ, а древній ненавистникъ людей, начальникъ клеветы. Отнынѣ берегись лжи, а прошедшее да проститъ тебѣ Господь».
II. По поводу этого печальнаго событія въ жизни святителя Петра, побесѣдуемъ нынѣ, братіе, о клеветѣ, запрещенной 9 заповѣдью закона Божія.
а) Клевета есть величайшій грѣхъ противъ девятой заповѣди закона Божія. Этотъ грѣхъ смертный и въ то же время самый обыденный, но проявляющійся въ весьма различныхъ видахъ. Вотъ почему во всемъ св. писаніи — въ законѣ Моисея, въ псалтири, въ книгѣ притчей Соломоновыхъ, въ книгѣ пророковъ и почти въ каждомъ посланіи новаго завѣта — такъ ревностно преслѣдуется возрастающая и гибельная наклонность къ клеветѣ и вѣроломству.
Вотъ описаніе клеветниковъ три тысячи лѣтъ тому назадъ: «нѣтъ въ устахъ ихъ истины: сердце ихъ — пагуба, гортань ихъ — открытый гробъ, языкомъ своимъ льстятъ... уста ихъ полны злословія и горечи. Разрушеніе и пагуба на путяхъ ихъ». (Пс. V, 10; Рим. III, 14 и 16). Такъ говоритъ св. царь и пророкъ Давидъ.
Вотъ другое описаніе за двѣ тысячи лѣтъ: «наушникъ и двоязычный да будутъ прокляты, ибо они погубили многихъ, жившихъ въ тишинѣ... Ударъ бича дѣлаетъ рубцы, а ударъ языка сокрушитъ кости. Многіе пали отъ острія меча, но не столько, сколько падшихъ отъ языка... Оставляющіе Господа впадутъ въ него; въ нихъ возгорится онъ и не угаснетъ: онъ будетъ посланъ на нихъ, какъ левъ, и какъ барсъ будетъ истреблять ихъ». (Сир. XXVIII, 15, 20, 21 и 26).
Вотъ и еще описаніе, составленное восемнадцать столѣтій тому назадъ братомъ Господнимъ св. ап. Іаковомъ: «языкъ — огонь... языкъ въ такомъ положеніи находится между членами нашими, что оскверняетъ все тѣло и воспаляетъ кругъ жизни, будучи самъ воспаляемъ отъ геенны Ибо всякое естество звѣрей и птицъ, пресмыкающихся и морскихъ животныхъ укрощается и укрощено естествомъ человѣческимъ, а языкъ укротить никто изъ людей не можетъ: это неудержимое зло; онъ исполненъ смертоноснаго яда». (Іак. III, 6—8).
Клевета, уязвляющая и оскорбляющая нашихъ ближнихъ, приравниваетъ клевещущаго человѣка, по словамъ священнаго писанія, къ змію и дьяволу. Языкъ лжеца подобенъ жалу ядовитой змѣи. Псалмопѣвецъ говоритъ: «они злое мыслятъ въ сердцѣ, всякій день ополчаются на брань, изощряютъ языкъ свой, какъ змѣя; ядъ аспида подъ устами ихъ». (Пс. СХХХІХ, 3 и 4). «Вино ихъ», говорится во Второзаконіи, «ядъ драконовъ и гибельная отрава аспидовъ». (Второз. XXXII, 33).
Спаситель сказалъ клевещущимъ фарисеямъ: «вашъ отецъ діаволъ; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Онъ былъ человѣкоубійца отъ начала и не устоялъ въ истинѣ, ибо нѣтъ въ немъ истины. Когда говоритъ онъ ложь, говоритъ свое, ибо онъ лжецъ а отецъ лжи». (Іоан. VIII, 44).
Клеветники часто гордятся собой, ибо гордость одно изъ отличій злого духа, чье самое имя дьяволъ — значитъ клеветникъ. Многіе, къ сожалѣнію, не только потакаютъ этимъ грѣшникамъ, но и развиваютъ въ нихъ самодовольство.
Сѣмена клеветы, обильно разбрасываемыя ежедневно, безконечно плодородны. Имъ, какъ сѣменамъ крапивы, не нужно вспаханной почвы.
б) Большею частью клевета гибельна уже въ самомъ зачаткѣ своемъ, такъ какъ она создается для пораженія и разрушенія. «Нечестивые натянули лукъ, стрѣлу свою приложили къ тетивѣ, чтобы во тьмѣ стрѣлять въ правыхъ сердцемъ». (Пс. X, 2). А между собой со всей откровенностью, какъ сказано въ книгѣ Премудрости Соломона, оправдываютъ свои дѣла. «Устроимъ ковы праведнику, ибо онъ въ тягость намъ и противится дѣламъ нашимъ, укоряетъ насъ въ грѣхахъ противъ закона и поноситъ насъ за грѣхи нашего воспитанія». (Прем. II, 12).
Каждое поколѣніе, въ свою очередь, видитъ къ несчастію, что эта ненависть злыхъ къ добрымъ, выказывающаяся жестокими поступками и злобными рѣчами, составляетъ часть всемірной исторіи. Это униженіе, эти презрѣніе и насмѣшка, распространяемыя безыменными клеветниками, составляютъ часть дани, воздаваемой порокомъ добродѣтели.
Въ древнія времена люди убивали пророковъ и проливали кровь невинныхъ, въ наше же время они весьма часто поражаютъ злословіемъ.
Во всѣ вѣка тщеславные люди, завистливые соперники и всѣ, кто ненавидитъ праведныхъ, обостряютъ свой языкъ, какъ бритву, чтобы поразить доброе имя тѣхъ, кого они считаютъ своими врагами. Такъ человѣка, по призванію своего долга принимавшаго дѣятельное участіе среди своихъ собратьевъ, всегда стремившагося дѣлать лишь доброе, несомнѣнно многіе будутъ преслѣдовать бурей безмѣрныхъ обвиненій. Не допускается, что-бы онъ могъ говорить правду, чтобы поступки его были правильны; его имя какъ бы сигналъ къ шипѣнью всякаго рода вражды, злобы или раздразненнаго порока. Простодушные люди могутъ обмануться и подумать, что тотъ, противъ кого скопляется такъ много вражды, долженъ быть очень дурнымъ человѣкомъ. Они забываютъ, что все это еще въ болѣе сильнѣйшей степени обрушивалось на всѣхъ лучшихъ людей, которыхъ когда-либо видѣлъ міръ. Они забываютъ, что подобное преслѣдованіе чуть не довело псалмопѣвца до отчаянія, что оно чуть не заставило мягкаго и благочестиваго пророка Іеремію проклясть день своего рожденія, охватило своимъ адскимъ вихремъ всѣхъ пророковъ, наклеветало на Іоанна Крестителя, что онъ одержимъ бѣсомъ, назвало Самого Господа Іисуса Христа самаряниномъ, и одержимымъ бѣсомъ (Іоан. VIII, 48), окутало своимъ ядовитымъ покровомъ всю жизнь и дѣянія св. апостола Павла; сдѣлало въ языческомъ мірѣ названіе христіанина равнозначущимъ злодѣю, изгнало изъ Рима блаж. Іеронима. Еще и теперь поносятъ истинныхъ рабовъ Божіихъ.
Но развѣ І. Христосъ не назвалъ блаженными и страждущихъ отъ злословія? Развѣ не сказалъ Спаситель намъ: «блаженны вы, когда будутъ поносить васъ и гнать, и всячески злословить за Меня». (Мат. V, 11). Но, во всякомъ случаѣ, нѣтъ сомнѣнія, что лучше ежедневно слушать ложь сотни клеветниковъ, чѣмъ уподобиться имъ, хотя бы на одинъ часъ, или пріобрѣсти хотя ничтожнѣйшую часть ихъ презрѣнныхъ выгодъ.
Оружіе клеветника покажется, пожалуй, менѣе звѣрскимъ, чѣмъ ножъ убійцы, но само убійство тѣмъ ужаснѣе, чѣмъ утонченнѣе его исполнитель.
Если найдется не мало людей, у которыхъ составляетъ ремесло сталкивать съ пути тѣхъ, кого они почтили своей ненавистью, то еще болѣе вреда во всѣхъ классахъ общества творятъ праздные умы, которымъ нуженъ толчокъ зложелательства, чтобы нарушить свое томительное однообразіе.
Страницы: 1 2

Православный календарь 3 января (21 декабря ст.ст.)

Рождественский пост.
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Мученица Иулиания и с нею 500 мужей и 130-ти жен, в Никомидии пострадавших
Святитель Петр, митр. Московский и всея России
Благоверная княгиня Иулиания Вяземская
Преставление блж. Прокопия, Христа ради юродивого, Вятского (1627).
Святитель Филарет, митр. Киевский
Святой Антоний II (Багратиони), католикос-патриарх всея Грузии
Святой мученик Фемистоклей
Преп. Макария постника, настоятеля Хахульского монастыря (XI) (Груз.).
Сщмч. Леонтия диакона (1940).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Молитвы:
Cвт. Петра, митр. Московского, всея России чудотворца. Тропарь, глас 4.
Яже прежде безплодная, земле, ныне веселися:/ се бо Христос светильника в тебе показа,/ яве сияюща в мире/ и исцелевающа недуги и болезни наша./ Сего ради ликуй и веселися со дерзновением:/ святитель бо есть Вышняго,/ сия соделоваяй.
Cвт. Петра, митр. Московского, всея России чудотворца. Ин тропарь, глас 8.
Ликуй светло, благославнейший граде Москва/, имеяй в себе архиерея Петра,/ яко зарю солнца, всю Россию чудодеянии озаряюща:/ той бо немощи врачует/ и недуги, яко тьму, прогонит от вопиющих ему:/ радуйся, иерарше Бога Вышняго,/ тобою сия пастве твоей соделовающаго.
Cвт. Петра, митр. Московского, всея России чудотворца. Ин тропарь, глас 4.
Благоверно пожив в мире,/ житием чистым просветився,/ учением святительства приим паству,/ апостолом наследниче./ Тем прием дар чудес от Бога, отче Петре,/ моли Христа Бога/ да спасет души наша.
Cвт. Петра, митр. Московского, всея России чудотворца, кондак, глас 4.
Явися днесь пресветлая память твоя, святителю преблаженне Петре,/ в мире светло сияющи/ и являющи всем Божественное сияние.
Cвт. Петра, митр. Московского, всея России чудотворца, кондак, глас 2.
Взбранному и дивному нашел земли чудотворцу,/ днесь любовию тебе притекаем, песнь, Богоносе, плетуще,/ яко, имея дерзновение ко Господу,/ многообразных избави нас обстояний, да зовем ти:/ радуйся, утверждение граду нашему.
Мч. Иулиании. Тропарь, глас 4.
Агница Твоя, Иисусе, Иулиания/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою,/ но, яко жертву непорочную, приими мя, с любовию пожершуюся Тебе./ Тоя молитвами,/ яко милостив, спаси души наша.
Мч. Иулиании. Кондак, глас 3.
Девства добротами преочищена, девице,/ и мучения венцы, Иулиание, ныне венчавшися,/ даеши сущим в нуждах и недузех исцеление и спасение,/ приступающим к раце твоей:/ Божественную бо благодать Христос источает и жизнь вечную.
Блгв. кн. Иулиании Вяземской. Тропарь, глас 2.
Благочестно в законе поживши/ и благими делы украсившися,/ яко крепкий адамант, явися,/ целомудренная святая благоверная княгине Иулиание,/ тленную славу и добротство телесное презревши,/ злокозненнаго врага победила еси,/ целомудрия ради мученическую смерть прияла еси./ Сего ради от Христа Бога нетленным и вечным венцем венчавшися,/ ныне с лики мученик ликуеши/ и нам велия чудеса, приходящим ко гробу твоему,/ обильно источавши./ Темже ти вопием:/ молися Христу Богу о всех нас,/ верою и любовию страдания твоя почитающих.
Блгв. кн. Иулиании Вяземской. Кондак, глас 2.
Воспоем днесь Благодетеля всех Бога,/ прославльшаго в России Иулианию Богомудрую,/ да молитвами ей подаст душам нашим/ грехов оставление и велию милость.
Блж. Прокопия. Тропарь, глас 4.
Иже на земли Христа ради волею в буйство преложися,/ и мира сего красоты отнюд возненавиде,/ и плотская играния увядив постом и жаждою/ и на земли леганием,/ от зимы студению и мразом,/ и от зноя солнечнаго и дождя/ и прочил тяготы никогда же уклонися под кров,/ и на теле своем не имея одеяния,/ Божиею помощию покрываем,/ и душу очистил еси добродетельми своими, яко злато в горниле,/ Прокопие премудре,/ с верою творящим память твою честно/ и усердно притекающим к мощем твоим,/ прославляюще твое святое успение,/ Христу Богу молися, благоюроде,/ да избавит ны Господь от варварскаго нашествия и междоусобныя брани/ и мир мирови дарует/ и душам нашим велию милость.
Блж. Прокопия. Ин тропарь, глас 4.
Велию любовь ко Господу в себе имея,/ все претрудное житие твое/ во граде Хлынове, юродствуя, провел еси, блаженне Прокопие,/ зной и мраз, глад и жажду благодушно терпя,/ биение и поношение от людий безбожных/ радостно принимал еси, подвижниче добропобедный,/ любовию же и добром велиим за зло воздавая,/ мнозем предрекал еси их ожидающее/ и от недугов исцелял еси, беззлобие,/ тем же, наслаждался ныне в сонме святых,/ моли Господа помиловати град и люди, тя почитающия.
Блж. Прокопия. Ин тропарь, глас 8.
Ангельски живя на земли богоугодно,/ многия скорби и труды терпеливо неся,/ добродетельми и дарованиями от Бога украсився,/ предвещая грядущая и исцеляя болезни,/ безмолвно, непрестанно моляся,/ юродствуя, скрыв дарования своя,/ ныне наслаждался в селениих святых,/ святый блаженне Прокопие,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Блж. Прокопия. Ин кондак, глас 8.
Многою любовию к Богу пламенея,/ любви и смирению людей безмолвно учил еси,/ деянием будущая являя,/ недуги и болезни целил еси./ На путь спасения нас настави,/ от язв греховных исцели,/ Прокопие блаженне,/ о всех нас Христа Бога моли.
Блж. Прокопия. Кондак, глас 2.
Возбранному и дивному в праведницех мужу,/ волею во юродство претворившуся,/ мира сего красоты возненавидел еси,/ плотская мудрования увядил еси постом и жаждею,/ студению мраза, снега, и зноя, и дождя,/ и от прочил воздушныя тяготы никогда же уклонися/ и очистил еси себе, яко злато в горниле, Прокопие блаженне,/ всей Вятской земли похвала и утверждение.
Pages: 1 2 3

О развитии идеи «Киевского патриархата» в украинском униатстве

Окончание. Начало Здесь
Петрушко Владислав Игоревич
Вместе с тем Иоанн XXIII предпринял ряд мер, способных в глазах украинских униатов компенсировать негативно встреченное ими улучшение отношений Ватикана с Русской Православной Церковью и Советским Союзом.

В частности, понтифик учредил несколько новых униатских экзархатов и еще более увеличил число епископов Украинской Греко-католической Церкви в диаспоре. В 1959 г. был учрежден отдельный экзархат для украинских греко-католиков в Германии30, во главе которого был поставлен епископ Платон Корниляк31. В 1960 г. был также учрежден униатский экзархат во Франции32, его возглавил епископ Владимир Маланчук33. В 1962 г. был образован украинский экзархат в Бразилии34, экзархом стал епископ Иосиф Мартынец. Наконец, в 1963 г. был открыт экзархат для украинских униатов в Англии и Уэлсе35, во главе которого был поставлен епископ Августин Горняк36. Кроме того, Иоанн XXIII в 1961 г. основал в составе украинской греко-католической митрополии Филадельфии епархию в Чикаго37, епископом утвержден Ярослав Габро38. Еще один униатский архиерей — Андрей Сапеляк39 — был поставлен в 1961 г. епископом-помощником римско-католического архиепископа Буэнос-Айреса, апостольским визитатором для украинских греко-католиков в Аргентине40.
Другим важнейшим достижением Иоанна XXIII в стала достигнутая им договоренность с советским руководством об освобождении из заключения главы греко-католиков Галиции митрополита Иосифа Слипого.
С началом понтификата Павла VI восточная политика Святого Престола значительно изменилась. Позиционируя себя в качестве продолжателя курса Иоанна XXIII, новый Папа, тем не менее, выработал свою собственную политическую линию в таких вопросах, как отношение к украинским униатам, развитие экуменического диалога с Православными Церквями и межгосударственные отношения Ватикана и СССР. Павел VI стремился компенсировать негативную реакцию в радикально настроенных политических кругах Запада, которую вызвали резкие перемены в восточной политике Святого Престола при Иоанне XXIII. Продолжая контакты с Московским Патриархатом и советским руководством, Павел VI, уравновешивал их мерами, призванными успокоить Запад и убедить его в том, что Ватикан сохраняет приверженность своим традиционным политическим ориентирам. Такая двойственность курса Павла VI вновь обусловила повышенное внимание Святого Престола к украинским униатам.
Ввиду наметившихся перемен в восточной политике Ватикана представители украинской националистической эмиграции и западных спецслужб пытаются использовать трибуну II Ватиканского собора, продолжающего свою работу при Павле VI, для организации новых акций, направленных против Московского Патриархата и Советского Союза. Возвращение Иосифа Слипого убеждало лидеров украинской эмиграции и униатский епископат в возможности уступок со стороны руководства СССР.
Греко-католические иерархи в тесном контакте с представителями националистической эмиграции (которым оказывали покровительство спецслужбы США и других стран Запада) вновь обратились к идее учреждения Киевского патриархата и начали разрабатывать масштабную церковно-политическую программу оказания нажима на СССР. Ее итогом должна была стать уже не только консолидация греко-католической диаспоры, но и легализация Униатской Церкви в советской Украине. Покровительство Павла VI украинским греко-католикам подвигло их на решительные действия. Их кульминацией стало выступление Иосифа Слипого 11 октября 1963 г. на 2-й сессии II Ватиканского собора, в котором митрополит призвал участников собора создать Киевский униатский патриархат41.
Проблемы создания Киевского греко-католического патриархата вслед за митрополитом Слипым в своем выступлении 20 ноября 1963 г. также коснулся украинский униатский епископ из Аргентины Андрей Сапеляк. Он отмечал, что существующие в Католической Церкви восточные униатские патриархаты имеют крайне немногочисленное количество приверженцев, тогда как украинские греко-католики, которых намного больше, чем других униатов, до сих пор не имеют своего патриархата42.
  В то же время двойственность курса Папы Павла VI стала причиной того, что в Ватикане отсутствовала единая позиция по вопросу об Украинском патриархате, а среди иерархов курии имелись как сторонники, так и противники его учреждения. Последние опасались, что усиление униатов отрицательно скажется на экуменическом диалоге с Московским Патриархатом и вызовет раздражение советских властей. По этой причине рассмотрение вопроса об учреждении Киевского униатского патриархата на соборе так и не состоялось, хотя Павел VI был склонен использовать вопрос о патриархате в качестве «козыря» в переговорах с Москвой. В итоге Святой Престол в качестве компромиссного варианта утвердил за митрополитом Иосифом Слипым лишь титул верховного архиепископа, хотя и с правами, близкими тем, которыми обладали патриархи Восточных Униатских Церквей. Тем самым Украинская Греко-католическая Церковь все же объединялась в единую структуру во главе с верховным архиепископом и общим синодом.
Таким образом, после II Ватиканского собора украинские униаты диаспоры консолидировались и стали проявлять значительную активность, чем также была оказана моральная поддержка греко-католикам, нелегально действующим на территории СССР, которые также расширили свою деятельность.
Перемены в восточной политике Ватикана при Павле VI также нашли свое отражение в реорганизации деятельности всех Униатских Церквей и сообществ, находящихся в юрисдикции Рима. Эта программа, отходившая от курса Иоанна XXIII на развитие дружественных отношений с Православными Церквями, была изложена в принятой II Ватиканским собором «Декрете о Восточных Католических Церквах»43.
Страницы: 1 2 3 4

Православная Церковь при новом Патриархе, часть 9-я

Продолжение. Начало Здесь
Социальное служение современной Русской православной церкви как отражение поведенческих стереотипов церковного социума, ч.3
Борис Кнорре
  Церковный деловой этикет и «презумпция виновности»
В церковных организациях существует особый де­ловой этикет, который представляет собой весьма свое­образную систему взаимоотношений церковных людей, немало отличающуюся от той, что принята в светском обществе.

Эта система отражена главным образом в пись­менных деловых обращениях, нормах приветствия и про­щания, нормах общения служителей церкви между собой и с мирянами.
Церковный этикет отражает высокую корпоратив­ную самооценку, характерную для священнослужителей. Сами деловые обращения называются в церковных ор­ганизациях не заявлениями, а прошениями, они часто начинаются с помпезных вычурных форм, выглядящих в контексте современной коммуникативной стилистики достаточно искусственными: «испрашивая благословения Вашего Высокопреподобия», «обращаясь к Вашей святы­не» и т. п. Имеется богатый спектр обращений в зависимости от священного сана адресата. В случае обращения к диакону или иерею используется форма «Ваше Преподо­бие», к протоиерею, игумену или архимандриту — «Ваше Высокопреподобие», к епископу — «Ваше Преосвящен­ство», к архиепископу — «Ваше Высокопреосвященство», к митрополиту — «Ваше Высокопреосвященство» или «Ваше Блаженство», к патриарху — «Ваше Святейшество»1. Не только церковные титулы, но и руководящие должности (директор, председатель, президент, руководи­тель), обозначающие руководителя организации, пишутся с прописных букв.
Обычно такая эстетизированная форма обращений сопровождает письма или письменные обращения ни­жестоящего к вышестоящему. Она характерна как для сотрудников-мирян, так и для клириков при обращении к священнослужителям более высокого положения.
В письменных деловых обращениях подчиненных к вышестоящим сотрудникам заложено не только воз­величивание адресата, но и такое же вычурное самопринижение обращающегося. Типичными являются подписи, содержащие слова: «недостойный послушник (или послуш­ница) Вашего Высокопреподобия», «нижайший послушник Вашего Преосвященства», «смиренный послушник такой- то», «многогрешная раба такая-то». Интересно, что такие подписи оказались очень распространены даже в прогрес­сивном Отделе внешних церковных связей Московской патриархии. Наигранное возвышение адресата и такое же наигранное самозанижение отправителя выливается, по выражению игумена Петра (Мещеринова), в своеобразный клерикализм с делением на «властителей» и «холопьев». Заметим, что общепринято, когда руководитель без каких- либо оговорок начинает обращаться к подчиненным на «ты». Разумеется, ситуация не предполагает симметрии...
На самом деле здесь проявляется укорененный в цер­ковной традиции «стереотип виновного», «должника» — позиция актора, который заведомо признает, что не со­ответствует требованиям... В итоге он подталкивается не к осознанию исправления огрехов, а к настрою на «ам­нистию»... По церковному учению самопризнание вины должно поддерживать в человеке желание нравственного самосовершенствования, но получается наоборот. Он ока­зывается «тотально виновным», «виновным априори», по требованию этикета. У такого «виноватого в целом» исче­зают основания для конкретного осознания, в чем он имен­но виноват... Виноватый «во всем» на самом деле оказыва­ется не виновен ни в чем...
Понятно, что в реальности церковные сотрудники оказываются психологически в положении «узника, меч­тающего о свободе», они, разумеется, часто бывают не со­гласны с руководителем, но церковный этикет обязывает их все замалчивать, уходить даже от вполне доброжела­тельного разговора о проблемах организации. В итоге несогласие из-за отсутствия обратной связи трансформи­руется в недовольство и реальные сбои в работе. Такие «виноватые» подчиненные часто обсуждают начальника за его спиной, компенсируя тем самым свое униженное состояние. Показателен случай, когда одна церковная со­трудница, затеяв судебное разбирательство против рек­тора Российского православного института в 2006 г., не будучи в служебном подчинении у него, продолжала под­писываться в своих деловых обращениях к нему: «Вашего Высокопреподобия недостойная послушница», и это ни­чуть не мешало ей вести с ним тяжбу, как только для этого представилась подходящая возможность...
В церковной системе отношений есть то, что волей- неволей умаляет персональную ответственность человека в обмен на его добровольную капитуляцию как личности и как работника. Принципиальное значение здесь имеет категория «искушение», также происходящая из мона­стырского быта, но получившая в деловых отношениях референт, позволяющий списать все личные проступки на «воздействие извне», действия «бесов» и пр. Показатель­ный пример приводит миссионер протодиакон Андрей Кураев, вспоминая свой разговор с проректором (буду­щим) Московской духовной семинарии, состоявшийся в 1988 г. в связи с несправедливым занесением ему выго­вора в личное дело:
— Чем я согрешил? Какая самоволка? Я ехал по при­глашению митрополита, члена Синода. Моя поездка была согласована с ректором Академии.
В ответ мне говорят, что моя в вина в том, что я не написал прошение на имя этого проректора... Опять не со­глашаюсь:
— Какое прошение? Я же не прошусь, а исполняю уже данное мне послушание! Видя, что его доводы меня не убедили, проректор до­бавил:
— Ну, понимаешь, Андрей, ведь идет Великий пост. Это время не может обходиться без скушений...
Вот с той поры меня тошнит от преизобилия нашего церковного словесного «елея». Ему ведь КГБ велел меня приструнить, а он начал благочестивые турусы на колесах громоздить»2.
Страницы: 1 2 3