среда, 17 июля 2013 г.

Ребенок за компьютером: творец или беглец?

Когда ребёнок получает свободный и неограниченный доступ к компьютеру, я говорю, что это ребёнок, которого родители «потеряли».
Елена Окулова,
детский психолог
Ребенок за компьютером
Такие дети превращаются в Алису из сказки Льюиса Кэрролла и ускользают от своих мам и пап в виртуальный мир — Страну Чудес и Зазеркалье одновременно.

Но вот парадокс. Эти современные вундеркинды, лопоча на профессиональном жаргоне программистов, решая в первом классе задачи, которые раньше мы осиливали только в третьем, доставляют своим родителям те же хлопоты, которые их мамы и папы полвека назад доставляли своим родителям. Они, как и прежде, трусят и капризничают, ленятся и задираются, грубят и получают двойки. И как прежде — отчаянно нуждаются в утешении и помощи взрослых. Да вот беда! Зачастую эту помощь получить не могут. Потому что понять своего ребёнка, живущего в параллельном, компьютерном, мире родителям становится все сложнее и сложнее. Как и ему нас. Выход только один: учиться говорить на одном языке заново. Вот только как?
Почему сбежал Гекльберри Финн
Часто ли дети сбегают от родителей? И по какой причине? Героев чеховского рассказа «Мальчики» поманила в далекую Америку романтика. А куда и от чего бегут современные дети? Может показаться странным, но жажда приключений со времен Чехова нисколько не уменьшилась, и до сих пор остается одной из главных причин детских побегов. Все остальные причины не столь романтичны — это детская безнадзорность, ссоры с родителями, чувство протеста семье, школе, образу жизни, стремление к свободе. Рост числа побегов связывают с такими неблагоприятными социальными сдвигами, как рост числа разводов, миграция семей в поисках лучшей жизни, заполнение детского досуга телевизором и компьютером, что заменило повседневные контакты с родителями и ослабило эмоциональную привязанность к ним. Часты побеги из-за жестокого обращения с ребенком, суровых наказаний и непосильной домашней нагрузки. Нередко подростки совершают демонстративные побеги. В этом случае беглеца можно отыскать в соседнем дворе или дома у приятеля. Ведь цель такого ухода — не жажда свободы, а стремление обратить на себя внимание, надежда быть пойманными и возвращенными домой.
Казалось бы, в основном «романтиками больших дорог» становятся дети из неблагополучных и малообеспеченных семей. А как обстоят дела в семьях обеспеченных? Где к услугам ребенка и телевизор, и компьютер, и различные игровые приставки. Логика подсказывает, что бежать таким детям не зачем и некуда. Ан нет. Я до сих пор не могу забыть своего первого пациента — беглеца в виртуальный мир.
На прием ко мне двенадцатилетнего Антона сопровождала вся семья. Возглавляла эту немногочисленную процессию энергичная мама. Вслед за мамой неторопливо вышагивал солидный, в летах, папа. И замыкала шествие моложавая бабушка, не спускавшая с внука тревожных, любящих глаз. Сам же Антон — пухлый доброжелательный мальчик, — держался чуть в стороне от своих родителей. Поводом для консультации у психолога послужило легкое заикание Антона. Помимо этого у мамы и папы накопилась масса вопросов к сыну, ответов на которые они добиться от него не могли. Почему стал учиться на тройки? Почему не хочет заняться спортом? Почему перестал ходить с папой в театр, а с мамой — кататься на роликах? И самый главный вопрос: «Почему целыми днями просиживает у компьютера»? «Неужели ему ничего больше не интересно»? — вопрошали они.
Как выяснилось, мама и папа мальчика — волевые, активные, — контролировали каждый шаг сына, полностью подавляя его волю. А за малейшее несоответствие Антона тому идеальному образу сына, который сами себе придумали, следовало «наказание». Папа стыдил ребёнка за тройку и ставил в пример маму, которая окончила не только школу с золотой медалью, но и институт с красным дипломом. Когда Антон просил вместо похода на нелюбимых лыжах сходить в кино, мама ставила в пример папу, который каждое утро делает зарядку и обливается холодной водой. Театр, выставки, кружки — все выбирали мальчику родители. Уроки с Антоном делала бабушка.
Полгода назад родители, не интересуясь желаниями сына, записали его в секцию карате. Водила двенадцатилетнего мальчика на занятия все та же бабушка — не дай Бог перейдет дорогу на красный свет! Полноватому и добродушному мальчику было и так неуютно среди подвижных и агрессивных сверстников. А после того, как в спортивной секции кто-то крикнул ему — «Эй, толстяк! А в школе бабушка за партой с тобой не сидит?» — Антон наотрез отказался идти на следующее занятие карате. На любое занятие вообще. И появилось заикание. И тройки в дневнике. Полностью подавив волю ребенка и лишив его уверенности в своих силах, мама и папа стали удивляться, почему на все их вопросы Антон стал отвечать «Не знаю», «Мне все равно», «Мне ничего не хочется».
Передо мной лежали два рисунка. На одном листе был нарисован высокий стройный рыцарь на коне, командовавший огромным войском. На другом — супермен из будущего, преодолевающий сложнейшие препятствия и хитрые ловушки, чтобы уничтожить врага. Это были любимые герои Антона из компьютерных игр. В виртуальной реальности он был не толстым безвольным мальчиком, а сильным, храбрым воином, бравшим на себя ответственность и принимающим важные решения. Каждый день бедный Антон совершал побег из дома, спасаясь от тирании родительской любви. Побег в виртуальный мир…
Понадобилась длительная работа и с самим Антоном, и главное, с его родителями, прежде чем у мальчика вновь появился интерес к реальной жизни, и почти исчезло заикание.
Антон был первым в моей практике беглецом в виртуальный мир. Но после него таких детей я видела у себя на приеме немало.
Страницы: 1 2 3

Стяжавшая любовь. Книга первая

Продолжение. Начало Здесь
Удовиченко Вера Федоровна
Савчук Анастасия Николаевна
Отдадут вам церковь!
Макиенко Мария Мироновна
с.Березна
Черниговская область
Стяжавшая любовь Наше село очень большое — оно считается поселком городского типа. Имея фабрики, школы и постройки бытового назначения, наше село в советское время не имело храма, что было большой скорбью для верующих. Нам предлагали открыть храм в помещении электростанции, а наш сельский храм святых апостолов Петра и Павла оставался закрытым.

Собралось нас несколько человек, и поехали мы к Матушке просить молитв и совета. Рассказали ей о своей беде, жалуясь на то, что нам отдают электростанцию, в которой невозможно открыть храм. "Матушка, там же мазут!” — говорили мы ей. Старица посмотрела на иконы и возмутилась: «Мазут! Там и мазут, там и блуд!» А потом начала своеобразную беседу с небесными покровителями нашего сельского храма: «Ну, апостолы Петре и Павле, как? Отдадим церковь? Да, отдадим! Сначала отдадим Лавру — так, да? А потом апостолов Петра и Павла, да? — и после молитвы обратилась к нам. — Не слушайте их, отдадут вам церковь, большой церковь отдадут». Вскоре слова блаженной подтвердились. Бог услышал ее молитвы. В начале возобновились богослужения в Киево- Печерской Лавре, а потом в храме апостолов Петра и Павла. Откровение о том, что происходило в здании електростанции, как выяснилось, также не было напрасным.
Макиенко Мария МироновнаМакиенко Мария Мироновна
У меня болел брат, и я поехала спросить Матушку — будет ли он жить? Старица сразу не ответила, но через какое-то время вышла на улицу и начала копать яму, с усердием раскидывая землю. Все присутствующие наблюдали за этими действиями блаженной и переживали: «Это кто-то умрет». И через несколько дней умер мой брат.
Макиенко Мария Мироновна Храм св. ап. Петра и Павла, с. Березна
К Матушке часто приезжала из Москвы жена генерала Валентина, которую блаженная очень любила. Она была свидетелем напряженной духовной борьбы Старицы с духами злобы поднебесной. Однажды, ночуя в келии блаженной, она услышала громкий стук. Низкий мужской голос требовал: «Матушка, откройте! Матушка, откройте!» Старица приказала испуганной женщине: «Молчи!» — и не открыла двери. Женщина начала просить Старицу: «Откройте — зима на улице!» Но святая открыла ей духовную сущность происходившего, указав на беса. Матушка начала усиленно молиться — и тогда женщина поняла, кто стучит в дверь! Послышался страшный шум и сильный удар в дверь.
Как-то мы трапезничали у Старицы и она, предложив нам пищу, попросила: «Оставь еще на шестерых человек». Мы удивились: «Да нет же никого!» Вскоре постучали в дверь и вошли шестеро посетителей, которых Матушка сразу же пригласила на трапезу.
Наняли мы однажды машину, которую вел молодой неженатый человек, и поехали к Матушке. С нами было двое грудных детей. Перед нашим приходом, как нам рассказывали потом, Матушка попросила: «Кипятите молоко — дети приедут». Мы вошли, но наш водитель остался на улице, стесняясь войти. Матушка видела его духовными очами и сокрушалась: «Зовите — еще одно дитя там!» — Старица назвала водителя так потому, что он был еще неженатый и совсем молоденький.
С моими подругами я собралась поехать в Почаев, но по дороге предложила посетить Матушку для того, чтобы взять благословение на благополучное паломничество.
Старица очень хорошо нас приняла, благословила и на обратном пути попросила заехать к ней. Возвращаясь, одна из моих подруг начала сокрушаться: «Ну вот, прокатала грошики, прокатала — нет грошиков». А другая моя подруга утешала ее: «Да не плачь за этими деньгами — деньги будут!» Приехали к Матушке. Она нас встретила со словами: "Прокатала грошики, прокатала — нет грошиков...”, — и в точности повторила разговор подруг.

Страницы: 1 2

Православный календарь 18 июля (5 июля ст.ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Преподобного Афанасия Афонского
Обретение честных мощей Преподобного Сергия, игумена Радонежского (1422)
Преподобномученицау великаю княгиню Елисавету и инокиню Варвару (1918)
Святого Арсения, еп Тверского (1409).
Собор Тверских святых.
Собор 23 свв. Лесбосских (Греч.).
Преподобный Агапит исповедник (1936).
Преподобного Лампада Иринопольского (X).
Новомч. кн. Игоря Константиновича Романова,
Новомч. кн. Иоанна Константиновича Романова,
Новомуч. кн. Владимира
Св. Морвенны, покровительницы Морвеннстоу (VI) (Кельт. и Брит.).
Иконы Божией Матери, именуемой «Экономисса».
Поученіе. Препод. Аѳанасій аѳонскій. (Почему праведники иногда умираютъ несчастной смертью?).  Прот. Григорій Дьяченко
Поученіе. Обрѣтеніе мощей преподобнаго Сергія, радонежскаго чудотворца. (Уроки изъ его жизни). Прот. Григорій Дьяченко
Поученіе. Обрѣтеніе честныхъ мощей препод. отца нашего Сергія, радонежскаго чудотворца. (О любви къ отечеству). Прот. Григорій Дьяченко

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Тропарь преподобного Афанасия Афонского
глас 3
Еже во плоти житию твоему/ удивишася ангельстии чини:/ како с телом к невидимым сплетением изшел еси, приснославне,/ и уязвил еси демонские полки./ Отонудуже, Афанасие,/ Христос тебе воздаде богатыми дарованьми,/ сего ради, отче, моли/ спастися душам нашим.
Кондак преподобного Афанасия Афонского глас 8
Яко невещественных существ зрителя изрядна/ и деятельна сказателя всеистинна,/ взывает тя стадо твое, Богоглагольниче:/ не оскудей, моля о рабех твоих,/ избавитися напастей и обхождений, вопиющим ти:/ радуйся, отче Афанасие.
Тропарь преподобного Сергия глас 8
От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне,/ и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися:/ мужески в пустыню вселился еси/ и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси./ Тем, быв Троице вселение,/ чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою,/ и исцеления всем подая обильно.// Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша.
Тропарь общий преподобным Сергию и Никону глас 8
Яко трисветлаго солнца светозарный звезды,/ Троическим светом озаряете сердца верных,/ сосуда Света Пресвятыя Троицы явльшеся,/ и предивным вашим житием иноком бысте твердии законоположителие/ и церквам благолепие, и благоверным, и святителем, и всем людем,/ вся бо демонския скверны отгнавше отсюду/ вашими чистыми учении и делы,/ добре упасосте стадо, собранное вами,/ но и ныне молим вас:/ посещайте чад своих, яко имущий дерзновение ко Святей Троице,/ Богомудре Сергие с чудным учеником своим Никоном,/ и молите Христа Бога, да спасет души наша.
Тропарь преподобнаго Сергия глас 8
От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне,/ и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися,/ мужески в пустыню вселился еси/ и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси./ Тем быв Троице вселение,/ чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою,/ и исцеления всем подай обильно./ Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша.
Ин тропарь преподобного Сергия, игумена Радонежского глас 4
Днесь пресветло красуется царствующий град Москва,/ яко светолучными зарями, молниями чудес твоих осияемь,/ всю вселенную созывает/ похвалити тя, Богомудре Сергие;/ пречестная же и славная обитель твоя,/ юже во Имя Святыя Троицы многими труды твоими создал еси, отче,/ имущи в себе стада ученик твоих,/ веселия и радости исполняется./ Мы же, празднующе преславное обретение честных мощей твоих, в земли сокровенных,/ яко цвет благоуханен и кадило благовонно,/любезно я лобызающе, различная исцеления приемлем/ и твоими молитвами грехов прощения сподобляемся,/ отче преподобне Сергие,/ моли Святую Троицу/ спасти души наша.
Кондак преподобного Сергия глас 8
Днесь, яко солнце пресветло, возсиявше от земли,/ честныя мощи твоя нетленны обретошася,/ яко благоуханный цвет, множеством чудес сияюще,/ и всем верным источающе различная исцеления,/ и веселяще избранное твое стадо,/ еже мудре собрав, добре паствил еси./ О нихже и ныне Троице предстоиши, моляся,/ и воинству победительная на враги даровати,// да вси вопием ти: радуйся, Сергие богомудре.
Ин кондак преподобного Сергия, игумена Радонежского глас 8
Взирающе на предлежащий честный твой гроб,/ в немже скрыся, яко многоценное сокровище, святое трудолюбное твое тело чистоты,/ мы, чада твоя суще жалостная,/ в удивлении един со единем вещающе, вопием:/ отче наш Сергие, моли Святую Троицу/ и нам спастися, твоим чадом.
Тропарь преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны глас 1
Смирением достоинство княжеское сокрывши, богомудрая Елисавето, сугубым служением Марфы и Марии Христа почтила еси. Милосердием, терпением и любовию себе предочистивши, яко жертва праведная Богу принеслася еси. Мы же, чтуще добродетельное житие и страдания твоя, яко истинную наставницу усердно просим тя: святая мученице великая княгине Елисавето, моли Христа Бога спасти и просветити души наша.
Кондак преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны глас 2
Величие подвига веры кто повесть? Во глубине земли, яко в раи светлости, страстотерпица великая княгиня Елисавета со ангелы во псалмех и пениих радовашеся и, убиение претерпевающи, о безбожных мучителех взываше: Господи, прости им грех сей, не ведят бо, что творят. Тоя молитвами, Христе Боже, помилуй и спаси души наша.
Ин кондак преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны глас 5
От славы царственныя, вземши Крест Христов, прешла еси к славе небесней, молящи врагов, и обрела еси радость вечную, святая мученице княгине Елисавето, с Варварою мученицею. Темже молим вас: молите о душах наших.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Экономисса глас 4
Предстательство страшное и непостыдное,/ не презри, Благая, молитв наших,/ Всепетая Богородице, Милостивая верных Домостроительнице,/ утверди православных жительство,/ спаси страну нашу/ и всех православно живущих в ней защити,/ зане родила еси Бога, Едина Благословенная.
Pages: 1 2 3

Как справляться с гневом ребенка

Кэмпбелл Росс,
доктор медицины
Введение
Как справляться с гневом ребенка. Кэмпбелл Росс,   доктор медицины Дорогие родители,
Я знаю, что вас глубоко тревожит будущее ваших детей. Меня тоже. Вы пытаетесь понять, почему семьи в нашем обществе разучились смотреть в будущее с оптимизмом, и это вызывает в вас чувство растерянности.

В своей книге я пытаюсь дать один из возможных ответов на этот вопрос.
Источником большинства проблем, возникающих в нашем обществе, являются незрелые способы выражения гнева. Почему это так? Потому что навыкам правильного обращения с гневом надо учить. Они не приходят сами собой. Необходимо учить в семье зрелому отношению к гневу.
Трагедия состоит в том, что в наше время это редко делается.
Гнев — это чувство, которое люди плохо понимают. Почему мы испытываем его, как мы его выражаем, можно ли по-иному, не так, как мы это делаем сейчас, справляться с неприятностями? Если мы, родители, не будем знать, что такое гнев и каковы приемлемые способы его выражения, то не сможем научить своих детей правильному поведению в критических ситуациях.
В этой книге мы рассмотрим некоторые существенные характеристики гнева, а также способы его выражения, присущие нам самим. Мы также поговорим о различных этапах жизни наших детей и о формах выражения гнева на каждом этапе.
Перед всеми нами стоит цель: достигнуть такого уровня, когда мы не будем согрешать в гневе. Это нелегкая задача, но Бог поможет нам в ее выполнении.
Росс Кэмпбелл, доктор медицины.
Сигнальная Гора, Теннеси. 1995
1. Ваш ребенок и гнев
Это может показаться странным, но главная опасность, которая грозит вашему ребенку на любом жизненном этапе — это его собственный гнев. Проблема настолько важна, что, недооценивая ее, можно нанести большой вред личности ребенка или даже погубить его.
Любая из проблем, которые могут возникнуть у ваших сына или дочери, — от плохих оценок до испорченных взаимоотношений и возможного самоубийства — напрямую связана с незрелыми формами выражения гнева. Необходимо сделать все возможное, чтобы уберечь своего ребенка сейчас и в будущем.
Насилие охватило семьи и общество. Только мы, родители, в состоянии научить своих детей адекватному обращению с гневом. Но в большинстве семей этого не происходит. В результате дети усваивают недопустимые способы выражения гнева. Родители сами не научились управлять своими чувствами, и, следовательно, передают детям неправильные представления.
Дети в основе своей беспомощны, поэтому они ищут способы контролировать свой мир. Ребенок взрослеет и в нем растет потребность быть независимым. Это стремление само по себе вовсе не плохо. Но в каждом возрастном периоде оно должно осуществляться соответствующими способами.
Вы хотите воспитать в своих детях уважение к другим людям и к авторитету? Значит, они должны научиться правильно вести себя при возникновении конфликта как в раннем возрасте, так и во взрослой жизни, когда проблемы и деликатные вопросы придется решать самостоятельно. Правильное воспитание — единственный способ помочь ребенку контролировать свой гнев. Ваше умение справляться с гневом послужит для него примером, которому он будет следовать в дальнейшем. В обществе или по телевидению мы, к сожалению, не увидим примеров зрелого выражения гнева.
Вы хотите, чтобы ваши дети стали цельными людьми? Слово “цельность” определяется как “здоровье, нерастленность, полнота, честность, единство”. Цельный человек обладает внутренним единством, и во всех ситуациях он проявляет постоянство характера.
Цель этой книги — помочь вам воспитать своих детей цельными людьми. Я предлагаю вам определение качеств цельного человека. Необходимо объяснить это детям, как только они станут достаточно взрослыми, чтобы понять, о чем идет речь, и затем по мере взросления ребенка снова возвращаться к этому определению и объяснять его вновь и вновь.
Цельный человек будет всегда...
— говорить правду
— держать обещания
— отвечать за свое поведение
Неумение управлять своим гневом и пренебрежение к авторитетам — враги цельности. Человек, выступающий против авторитета, испытывает искушение лгать и нарушать обещания, а после этого оправдывать свое негативное поведение.
Когда я работал над этой книгой, скандал среди молодых членов королевской семьи в Англии достиг, по-видимому, своего пика. В одной из книг о принце Чарлзе было процитировано его высказывание. Он утверждал, что, давая супружеский обет, не собирался хранить его. После выхода этой книги в свет один из представителей англиканского духовенства выразил сомнение, что принц Чарлз сможет в будущем быть достойным королем Англии. Если он однажды, давая священный обет, не был честен, то не исключена возможность, что он поступит так еще раз.
Хотя вашим детям не предстоит давать королевские обеты, но обещания, которые они дают, и обязательства, которые они на себя берут, не менее важны.
Страницы: 1 2 3