среда, 19 июня 2013 г.

Война учителей

Святой против Льва: чему нас учит конфликт Льва Толстого и Иоанна Кронштадского?
Елена Яковлева
Лев Толстой Святой праведный Иоанн Кронштадтский
В издательстве АСТ вышла книга литературного критика «РГ» Павла Басинского «Святой против Льва. Иоанн Кронштадтский и Лев Толстой: история одной вражды». История отлучения Льва Толстого от Церкви продолжает оставаться одним из самых захватывающих сюжетов. Известный писатель, историк литературы Людмила Сараскина, глава ЦНЦ «Православная энциклопедия» Сергей Кравец обсуждают, исчерпал ли сегодня себя этот конфликт.

Сергей Кравец: К моменту, когда развернулись события с отлучением Льва Толстого, Православная церковь только формально была государственной религией. Да и формальность эта утрачивалась: во второй половине XIX века, после присоединения Средней Азии, в Россию влилось очень много исламских народов. Лозунг Сергея Уварова «Православие, самодержавие, народность» был утопичным еще в момент его появления в 1833 году и никакой серьезной реакционной силы не имел в силу невыполнимости. Людей неверующих, отрицающих православие, как религию и Православную церковь как официальное учреждение, было великое множество. Реакционер и организатор травли Толстого Константин Победоносцев писал: пусть каждый верует, как хочет. Поэтому, на мой взгляд, это не конфликт двух вер или двух религиозных путей.
Случай этот особен другим — тем, что Толстой стал первым «учителем» народа. У Церкви есть предназначение — учительствовать, учить народ. И до Толстого у церковного учительства не было реального конкурента-проповедника. Толстой был первым. И реакция Церкви на него — это не реакция на человека, который «не так верит», а реакция на человека, который «не так учит».
Церковь же в это время, имея замечательных богословов, расцвет церковной науки, выдающихся ученых вроде Болотова, хорошее религиозное образование (недаром же и Владимир Соловьев, и Павел Флоренский учились в духовной академии), не имела Учителя. Иоанн Кронштадтский — последний предреволюционный Учитель от имени Церкви.
И конфликт его со Львом Толстым есть конфликт «Учителя Церкви» и учителя, который проповедует не православное учение. Мне кажется, именно этим была вызвана его острота. Павел правильно пишет: Церковь до последнего тянула с решением об отлучении. Его отлучали как ересиарха. Как учителя иного учения.
Разбирая историю с отлучением, Павел Басинский противопоставляет двух владык — «либерального» Антония Вадковского и более, ну, что ли, «сухого» Иоанникия Руднева. На самом деле, владыка Иоанникий Руднев был одним из лучших архиереев своего времени — наиболее образованных и хорошо настроенных к интеллигенции. Мы обязаны ему сохранением древнегрузинского наследия, потому что, будучи экзархом в Грузии, он прекратил русификацию Грузинской церкви и стал спасать оставшиеся памятники, письменность, монастыри. Он был человеком безукоризненным с нравственной точки зрения, очень серьезным, умным и образованным. Так что конфликт между Церковью и Львом Толстым нельзя списать на неумелые действия не очень интеллигентных иерархов.
Есть ли возможность продолжения этого конфликта сегодня? Думаю, нет. Хотя бы потому, что Церковь вряд ли способна сейчас родить Иоанна Кронштадтского, а литературное светское общество — принять авторитет кого-то, как авторитет Льва Толстого. Но какие-то последствия этого конфликта, несомненно, чувствуются и сейчас — и во взаимном недоверии, и в желании отечественного интеллигента не просто быть одним из членов Церкви, но именно учить.
Людмила Сараскина: Мне трудно согласиться с тем, что это конфликт двух учителей. Мне трудно считать учителем веры священника, который в своем дневнике просит у Бога скорейшей гибели величайшему русскому писателю, мировому гению. «Господи, не допусти Льву Толстому, еретику, превзошедшему всех еретиков, достигнуть до праздника Рождества Пресвятой Богородицы...» Такая молитва из уст православного исповедника, его многолетняя грубая брань по адресу Толстого, к художественному творчеству которого батюшка, кажется, никогда и не прикасался, ужасают. Это, в моем понимании, религиозное помрачение и фанатизм, которые не учат ни добру, ни любви. Лучше бы злая ругань о. Иоанна никогда не выходила ни из его уст, ни из-под его пера, восклицает Басинский. Но она — «вышла», громкая, безобразная, ей не было удержу, и Толстой был трижды прав, что никогда не отвечал на нее... Нельзя одновременно любить проклинаемого и проклинающего — это суждение Н. С. Лескова, ставшее эпиграфом книги, я как раз полностью разделяю.
Хочу сказать несколько слов и о другом историческом персонаже — К.П. Победоносцеве. Этот «злой колдун» (А. Блок), чиновник, при котором Россия «экономически росла, но духовно разлагалась» (о. Сергий Булгаков), свел народное просвещение к церковно-приходским школам и урокам церковного пения, полагая, что российское общество неспособно пользоваться благами образования, а подлежит только воспитанию в духе традиционного православия. Он запрещал религиозно-философские диспуты, увлечение Л. Толстым считал эпидемическим сумасшествием и вменил себе в обязанность ограждать подданных от «опасности чрезмерного образования». Жестко противился женскому образованию, допущению женщин в университеты: ничего, кроме акушерских курсов, им не полагалось. Современники не зря называли его Торквемадой — великим инквизитором, кощеем православия. Бердяев даже сравнил его с Лениным по тому, что он творил с русской культурой: запрещал, отменял, ставил препоны. Четверть века Победоносцев «подмораживал» Россию", и я думаю, что она «слиняла в три дня» (В. Розанов), во многом из-за операции «подмораживания». Бессмысленно подмораживать то, что гниет. Это серьезный урок и нашему времени, которое привыкло смотреться в зеркало прошлого.
Хотелось бы сказать и о сегодняшних отношениях интеллигенции и Церкви.
Лет 10 назад мы стали получать от Русской православной церкви очень важные сигналы, свидетельствующие, что она идет навстречу обществу. В чем это пока что выразилось? В заявлениях о православном дресс-коде, о введении в среднюю школу Основ православной культуры, об уголовной ответственности за богохульство, об организации молельных комнат в школах и вузах, о создании кафедр теологии при университетах.
Но у меня возникает вопрос: эти все нововведения мыслятся как дополнительное образование или как нечто вместо базового образования? Кажется, что именно ВМЕСТО.
Из школьной программы убрана астрономия — вместо нее молельные комнаты? Резко сокращены часы на преподавание литературы в школе. Упразднен сам предмет «русская литература» — теперь преподается предмет «русский язык и литература». Учащиеся фактически лишены возможности осмыслить культуру прошлого как почву для саморазвития. Ученик более не рассматривается как самостоятельно мыслящая личность, теперь он должен лишь воспроизводить некоторую часть полученной информации. Естественно предположить, что цель такого образования — создание потребителя, «управляемой массы». Обречен на деградацию учительский корпус, занятый подготовкой к ЕГЭ. Идет разгром гуманитарного, в частности, филологического и философского образования: сокращают прием студентов на классические отделения и на философские факультеты.
Дело Победоносцева живет и побеждает — я участвовала в полемике, где услышала и такую фразу: «...русская литература лезет не в свое дело. Она задает ненужные вопросы — есть ли Бог? Есть ли бессмертие? Мы вам давно на эти вопросы ответили, а она продолжает мутить воду».
Страницы: 1 2

Кавказский рубеж

Кавад Раш
Штурм аула Солта. Рубо Франц Алексеевич
Рос­сий­ская ис­то­ри­о­гра­фия — это не­что, по ма­ло­ду­шию и убо­же­ст­ву мыс­ли до сих пор не под­да­ю­ще­е­ся объ­яс­не­нию. Ис­то­ри­ки вне­д­ри­ли в со­зна­ние со­граж­дан, что Кав­каз­ская вой­на — это дей­ст­вия кру­то­го «про­кон­су­ла Кав­ка­за» Ер­мо­ло­ва и по­дав­ле­ние мя­те­жа Ша­ми­ля. Меж­ду тем, вой­на на Кав­ка­зе и за Боль­шой Кав­каз на­ча­лась да­же не с по­яв­ле­ния рус­ских пол­ков в Ти­ф­ли­се, хо­тя ес­ли взять за ос­но­ву да­же эту од­ну да­ту (1800 г.), вой­на дли­лась не­пре­рыв­но бо­лее ста лет. От­дель­ный Кав­каз­ский кор­пус дал сот­ни об­ще­на­ци­о­наль­ных ге­ро­ев и име­на слав­ных пол­ков.

Кав­каз — по­ня­тие ге­о­по­ли­ти­че­с­кое и це­ло­ст­ное, и имен­но та­ко­вым пред­став­лял­ся все­гда глав­ным вра­гам Рос­сии со вре­мён Пе­т­ра I. Для Бри­та­нии Кав­каз и Ка­с­пий — крат­чай­ший путь к Ин­дий­ско­му оке­а­ну, а поз­же — к Су­э­цу.
На са­мом де­ле пря­мые во­ен­ные дей­ст­вия у во­рот Боль­шо­го Кав­ка­за на­чал мо­ло­дой Пётр дерз­ки­ми Азов­ски­ми по­хо­да­ми, со­здав­ши­ми Флот. Он уже тог­да за­ма­хи­вал­ся на Ин­дию, а не «фор­точ­ку» ру­бил в Ев­ро­пу. За съём­ку До­на и кар­ту его бас­сей­на царь был из­бран в Па­риж­скую ака­де­мию. Он и в ака­де­ми­ках у нас пер­вый. Что же оз­на­ча­ет для нас и все­го ми­ра по­ня­тие «Боль­шой Кав­каз»? Гра­ни­цу это­го ге­о­по­ли­ти­че­с­ко­го яв­ле­ния с ге­ни­аль­ной точ­но­с­тью и не­при­нуж­дён­но дал «кав­ка­зец» Пуш­кин в стро­ках:
Как про­слав­лен­но­го бра­та
Ре­ки зна­ют Ти­хий Дон;
От Арак­са и Ев­фра­та
Я при­вёз те­бе по­клон.
По­мни­те от­вет Жу­ков­ско­го ге­не­ра­лу Па­с­ке­ви­чу: «Рус­ской гра­нью стал Аракс»? Эти гра­ни­цы сов­па­да­ют и с ан­тич­ным пред­став­ле­ни­ем о пре­де­лах Боль­шо­го Кав­ка­за за­дол­го до дня, как Пом­пей с вол­не­ни­ем всма­т­ри­вал­ся в очер­та­ния Кав­каз­ских гор, где не­ког­да был при­ко­ван к ска­ле Про­ме­тей. Карс, ко­то­рый за сто­ле­тие че­ты­реж­ды штур­мо­ва­ли рус­ские пол­ки, до 1917 го­да с при­ле­га­ю­щей об­ла­с­тью вхо­дил в со­став Рос­сий­ской им­пе­рии.
Как мо­жет оша­лев­ший от во­ров­ст­ва и тур­по­ез­док рус­ско­языч­ный «элек­то­рат» вспом­нить о рус­ском Кар­се, ес­ли он на­прочь за­был про рус­ские Из­ма­ил, Оча­ков, Одес­су, Хер­сон, Ни­ко­ла­ев и До­нецк?
По­сле рас­па­да СССР мы ещё по инер­ции дер­жав­ной на­зы­ва­ли по­гра­нич­ный ок­руг «Кав­каз­ским». Вско­ре, то ли из-за ок­ри­ка за­оке­ан­ско­го, то ли по хро­ни­че­с­ко­му ма­ло­ду­шию и сла­бо­с­ти в ко­лен­ках, пе­ре­име­но­ва­ли в «Се­ве­ро­кав­каз­ский»! Меж­ду тем тур­ки, ве­до­мые су­по­ста­том, ос­но­ва­ли во вче­раш­нем рус­ском Кар­се уни­вер­си­тет и на­сту­па­тель­но на­зва­ли его «Кав­каз­ским». По­ли­ти­ки ма­ло­ду­шие со­се­дей и симп­то­мы «мед­ве­жь­ей бо­лез­ни» за­се­ка­ют точ­нее сверх­чут­ких сейс­мо­гра­фов.
Ге­рой Боль­шо­го Кав­ка­за граф Па­с­ке­вич-Эри­ван­ский, не зная о ба­бь­ей по­лит­кор­рект­но­с­ти, с сол­дат­ской пря­мо­той от­ре­зал: «Вез­де Рос­сия, где вла­ст­ву­ет рус­ское ору­жие». Сей­час от та­ких слов по­ли­ти­че­с­кие им­по­тен­ты вро­де Гор­ба­че­ва, ис­по­ве­ду­ю­щие, что по­ли­ти­ка — ис­кус­ст­во воз­мож­но­го, тут же бе­гут ме­нять пам­пер­сы...
Страницы: 1 2

Православный календарь 20 июня (7 июня ст.ст.)

Проповеди
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Священнномученика Феодота Анкирского (303).
Собор Ивановских святых.
Мученицы Калерии (Валерии), Кириакии (284-305).
Прп. Даниила Скитского, Египетского.
Сщмч. Андроника (Никольского), архиеп. Пермского (1918)
Священномученика Маркеллина, папы Римского, и мчч. Клавдия, Кирина и Антонина
Сщмч. Маркелла, папы Римского, мчч. Сисиния и Кириака диаконов, Смарагда, Ларгия, Апрониана, Сатурнина, Папия и Мавра воинов и Крискентиана, мцц. Прискиллы, Лукины и Артемии царевны
Сщмчч. Александра Махетова, Александра Осетрова, Александра Преображенского, Валентина Белова, Вениамина Луканина, Виктора Никифорова, Владимира Белозерова, Михаила Денисова, Николая Конюхова, Николая Онянова, Николая Рождественского, Павла Аношкина, пресвитеров, Григория Смирнова диакона, мчч. Афанасия Жуланова, Александра Зуева (1918).
Сщмч. Николая, иерея (1919).
Мц. Потамиены девы, Александрийской.
Мц. Зинаиды в Кесарии Палестинской.
Свт. Колмана, еп. Дроморского (VI) (Кельт. и Брит.).
Мч. Ликариона Ермопольского, Египетского (Греч.).
Прп. Панагия (Паисия) Кефалонского (Греч.).
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Сщмч. Феодота Анкирского. Тропарь, глас 4.
И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, Богодохновенне,/ в видения восход,/ сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Феодоте,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.
Pages: 1 2 3

О пропаже и возвращении настоятельницы Покровского монастыря


Игуменья Калисфения (Шамайло) В одиннадцатом часу вечера (!) в пятницу игуменья Каллисфения (Шамайло) зачем-то была вызвана в митрополию (по источникам «Нового Региона» – лично секретарем Митрополита Киевского и всея Украины Владимира Александром Драбинко).

Машина довезла ее вместе с келейницей до Киево-Печерской Лавры, где находится комплекс зданий митрополии. С тех пор вот уже третьи сутки о судьбе монахинь ничего не известно. Их телефоны не отвечают.
Последний раз настоятельница выходила на связь, когда около полуночи вызывала из Лавры такси. Водитель прождал ее полчаса и уехал.
Вместе с тем, в самой митрополии утверждают, что «ничего об этой истории не знают».
В последнее время Покровский монастырь также упоминался в скандальной публикации о некоей Панько, которая якобы выдавая себя за послушницу монастыря (для придания себе имиджа богобоязненной альтруистки) совершала финансовые махинации при помощи вышеупомянутого Драбинко и мужа – замначальника службы Госуправделами (той самой ДУСи).
Согласно другой публикации, «этому предшествовали регулярные приезды групп мужчин крепкого телосложения, которые устраивали обыски в монастыре в поисках денег, которые выманивала некто Панькова у своих клиентов, проводя встречи на территории монастыря по просьбе этого же владыки, который представил Панькову матушке как спонсора».
Обновление 1: По моим источникам в в тот же день попал в автомобильную аварию влиятельный в митрополии мужчина (но остался жив).
Обновление 2: (от «Обоза»): "Где именно такси ожидало пропавших монахинь, и по какой причине встречу нельзя было перенести на другой день, сейчас разбираются правоохранительные органы. Владыка Александр от комментариев отказался, ссылаясь на тайну следствия. В то же время, как сообщил «Обозревателю» источник в правоохранительных органах, на территории Киево-Печерской Лавры были найдены сим-карты, принадлежащие монахиням. Милиция Киева открыла уголовное производство по ст. 115 УК Украины — умышленное убийство.
Обновление 3: Мне сообщают, будто на входе в здание митрополии, в которое якобы Драбинко вызвал игуменью, ее встретил тот самый -упомянутый ЗДЕСЬ — Бут с группой товарищей крепкого телосложения, и еще перед встречей с Драбинко грозился бросить в подвал, чтобы та «образумилась».
Обновление 4: Драбинко вроде бы признал на допросе наличие Бута в своем предбаннике, а сам Бут арестован
Обновление 5: Злые языки распускают слухи, что вызов игуменьи происходил в ходе грандиозной пьянки с участием того же Бута и «пацанов»
Обновление 6: Совсем уж невероятные сплетни которым мы, конечно же, не поверим — Драбинко задержан!
Страницы: 1 2 3