среда, 24 октября 2012 г.

Либерализм не прошел

В Москве состоялся круглый стол «Обострение цивилизационного противостояния. Первые итоги атаки либералов на Церковь и власть» …
23 октября, в столице в редакции журнала «Москва» прошел круглый стол «Обострение цивилизационного противостояния. Первые итоги атаки либералов на Церковь и власть», сообщает наш корреспондент. Мероприятие было проведено Клубом национальной прессы и редакцией журнала «Москва». Организацией конференции занимался заместитель главного редактора «Русской народной линии» Константин Новиков.

Открыл круглый стол председатель Клуба национальной прессы, главный редактор РНЛ Анатолий Степанов. В своем вступительном слове он сообщил, что Клуб решил возобновить проведение круглых столов в связи с напряженной политической обстановкой в стране. Ранее Клуб провел ряд заседаний, посвященных актуальным проблемам. Формат круглых столов Клуба национальной прессы предусматривает базовый доклад и его дальнейшее обсуждение участниками дискуссии.
Необходимость нынешнего заседания продиктована непрекращающимися попытками устроить оранжевую революцию в России с целью дестабилизации ситуации в нашей стране. Участники круглого стола, отметил Анатолий Степанов, должны определить идеи и меры по предотвращению оранжевой революции с тем, чтобы предложить их государственной власти.
Затем с базовым докладом выступил шеф-редактор информбюро «Восток-Центр» Александр Горбатов. По его мнению, приговор по делу Pussy Riot стал первой стратегической победой Русской Православной Церкви, народа России и государственной власти. Кощунство девиц, продолжил он, было одним из сражений в ходе полноценной информационной войны, ведущейся против России. Цель этой акции – нанести сокрушительный удар по Президенту России Владимиру Путину и Святейшему Патриарху Кириллу, между которыми установилось в последнее время конструктивное взаимодействие, крайне опасное для либеральных сил. Александр Горбатов напомнил основные стадии информационной войны против России. В холодное время Запад боролся против коммунистического режима в Советском Союзе, пытаясь использовать Русскую Православную Церковь как альтернативу этому режиму. В начале 90-х годов, когда Русская Православная Церковь окрепла и стала усиливаться, началась атака уже на саму Церковь. С середины 2011 года, когда Владимир Путин решил переизбраться на пост Президента России, стартовала кампания по его дискредитации. Одновременно усилилось давление на Русскую Православную Церковь в связи с ростом ее влияния на общество.
Либеральные силы проявили готовность применить любые средства, вплоть до организации беспорядков с последующими жертвами, лишь бы разрубить связку Президент Путин – Патриарх Кирилл, отметил эксперт. Кощунство Pussy Riot, уверен аналитик, есть тщательно спланированная и хорошо подготовленная акция, с помощью которой ее организаторы хотели проверить реакцию Церкви и государства. Либералы, считает А.Горбатов, рассчитывали на их невнятную вялую реакцию. Каково же было их удивление, когда Церковь и государственная власть проявили в этом деле твердость, бескомпромиссность и принципиальную последовательность. Власть в лице Владимира Путина осудила эту богомерзкую акцию, суд вынес жесткий приговор кощунницам, а Святейший Патриарх Кирилл осудил «предателей в рясе», оправдывающих кощунство, и провел многотысячное молитвенное стояние у Храма Христа Спасителя. В результате этой акции Владимир Путин, считает аналитик, восстановил против себя весь либеральный мир и добавил себе на выборах Президента России, по меньшей мере, 30% голосов избирателей. Сразу после проведения акции западная пресса возвеличила кощунниц, сделав из них героев и жертв. Однако затем, когда гнусная ложь кощунства стала очевидна для всех, западная пресса стала писать о недопустимости оскорбления религиозных чувств верующих. Российские либеральные СМИ также постепенно изменили свою стратегию — от наступательной к оборонительной. В итоге, согласно опросу общественного мнения ВЦИОМ, 80% россиян выступили за введение уголовной ответственности за кощунство. По мнению Александра Горбатова, протестное либеральное движение потерпело сокрушительный крах. «Все признаки нашей победы налицо», — заявил он. Огромную роль в этой победе, по его словам, сыграла патриотическая пресса и, прежде всего, «Русская народная линия». Тем не менее, считает он, выиграно лишь одно, пусть и важное сражение, а информационная война против России продолжается. Поэтому необходимо сформулировать духовно-нравственные основы развития России и определить ее место в мире.
В своем выступлении главный редактор журнала «Москва» Владислав Артемов заявил, что акция Pussy Riot — это лишь один эпизод вечной непримиримой информационной войны, которая ведется против России уже столетие. России приходилось вести несколько оборонительных войн, организованных западной цивилизацией. Обороняясь, наша страна усиливалась и расширялась, постепенно став самостоятельной цивилизацией. Россия, по его мнению, всегда была Православной Империей, даже в советский период, по духу оставаясь ею. Затем Владислав Артемов описал процесс дехристианизации Запада, проповедующего либерализм, который направлен на духовное разложение. В данное время Запад, продолжил публицист, находится в кризисном состоянии, из которого он может выйти лишь в результате кровавой войны и перераспределения мировых ресурсов. Россия играет роль Удерживающего. Владимир Путин попытался выйти из-под контроля Запада, сделав Россию самостоятельным государством, в результате на него была совершена атака. Информационная кампания ведется Западом не против собственно государственной власти, а против русской цивилизации. Ибо Россия является единственным препятствием для установления неоколониализма. Владислав Артемов отметил, что Россия непобедима в прямом бою, ее можно победить только одним способом – внесением внутренней смуты. Далее Владислав Артемов высказал свое мнение о нынешней российской оппозиции, отметив ее бездарность и неэстетичность. По его мнению, большую роль в противодействии атакам играют СМИ, ибо личное мнение граждан формируется именно прессой. Бояться надо не за верующих людей, устойчивых перед западной пропагандой, а за религиозно нейтральных людей, коих большинство в нашей стране, считает он. Церковь же атакуется потому, что она является символом независимости России. В заключении главный редактор журнала «Москва» призвал каждому противодействовать информационным атакам на своем месте, совершая малые дела.
Сопредседатель общественной организации «Журналисты России» Дмитрий Терехов кратко напомнил историю информационной войны против России. В начале 90-х годов не было борьбы против Русской Православной Церкви, так как либералы считали ослабевшую Церковь лишь «элементом фольклора». Кроме того, они рассчитывали использовать Церковь в своей борьбе с коммунистами. С конца 90-х годов Церковь набирает силу и увеличивает свое влияние на общество. Тогда либералы почувствовали для себя опасность усиления Церкви и стали бить тревогу. В 2003 году произошла первая атака на Церковь. Тогда были организованы антицерковные выставки «Осторожно, религия» и «Запретное искусство». Именно в то время, напомнил публицист, был поднят вопрос о необходимости принятия закона, вводящего уголовную ответственность за оскорбления святынь, не только религиозных, но и национальных и государственных, например, флага и герба. В конце 2011 года произошел перелом в информационной войне, связанный с планами по переизбранию Владимира Путина на президентский пост. Либералы попытались склонить Святейшего Патриарха Кирилла к тому, чтобы он выступил против Путина, принял участие в оранжевом протесте или, по крайней мере, его одобрил и поддержал. Однако Святейший Патриарх не только не примкнул к оранжевому движению, а наоборот его осудил, проведя молитвенное стояние у Храма Христа Спасителя. Тогда либералы поняли, что Церковь стала основной опорой государственной власти, поэтому для того чтобы разрушить российскую государственность, необходимо разрушить Русскую Православную Церковь. Акция Pussy Riot и попытка устроить оранжевую революцию, по его мнению, окончились полным поражением. Более того, они привели к консолидации православных граждан России. Дмитрий Терехов также согласен, что было одержано важное, хотя и первое сражение в информационной войне против России.
Страницы: 1 2 3

Зачем слушать Церковь, мужа и родителей?

Беседовала Ксения Кабанова
О здравии душевном и телесном
Сегодня авторитеты не в моде. Все слишком дорожат своей мнимой свободой мысли и действия, чтобы признать чье-то влияние на себя. Ведь это значит объявить кого-то выше, лучше и ценнее себя. Авторитеты сегодня легко низвергаются, а понятие незыблемого авторитета часто дискредитируется. «Ну как можно иметь незыблемым авторитетом того или это, если они такие-разэтакие?!» – громко заявляет общество, похожее на бунтующего подростка. Кого признавать своим авторитетом, как создавать авторитет и чем поддерживать его – об этом мы беседуем с протоиереем Евгением Попиченко.

– Отец Евгений, в последнее время в обществе еще более обострились подростковые настроения по отношению к участию Церкви в общественной жизни. Все чаще звучит возмущение: «Чего вы нам тут указываете что хорошо, а что плохо? Почему это вы претендуете на авторитетность?!»
– Авторитет – это профессионал в области своей деятельности, это человек, организация или сообщество, которые знают, что говорят и отвечают за свои слова своим опытом. Пожарник, пришедший на урок в школу и рассказывающий детям о правилах пожарной безопасности, говорит не только по инструкции. Школьники слышат какие-то «скучные прописные истины», а пожарник за своим рассказом видит все те трагические случаи, которые были в его личном профессиональном опыте. Только поэтому он авторитетно объясняет, что ради сохранения своей жизни и жизни ближних нужно определенные правила соблюдать. А школьники уже сами решают, прислушаются ли они к этому авторитету или будут проверять сказанное на своем горьком опыте.
В этом смысле Церковь – тоже авторитет, только не в пожарной или дорожной безопасности, а в сфере духовной и нравственной безопасности. Она из личного опыта знает незыблемые духовные законы, впаянные в нашу жизнь. Знает и то, что, если под лозунгом какой-либо идеологии, демагогии, моды человек эти законы нарушает, то неизбежно следует крушение его жизни: нравственные катастрофы, кризисы определенного возраста, разводы, озлобление на все и всех и так далее.
Поэтому, когда возникает угроза государству, семье или личности, Церковь как любящая мать предупреждает своих чад и предлагает им помощь. Но почему-то сегодня стало очень модным кричать на всех углах о вмешательстве Церкви в жизнь государства. В какие сферы государства Церковь может вмешиваться, если у нее нет никаких рычагов влияния: она не пишет законы, не цензурирует СМИ, не распоряжается военными ресурсами? Церковь может только свидетельствовать и предупреждать об опасности, как в фильме «Джентльмены удачи» один из героев предупреждает прохожих: «Ты туда не ходи! Сюда ходи. А то снег башка попадет, совсем мертвый будешь». Нас предупреждают об опасности, а дальше возникает вопрос доверия, поэтому в общественной позиции Церкви не может быть никакого насилия.
– Сегодня духовных авторитетов помимо Церкви создано предостаточно: тут и экстрасенсы, предупреждающие об опасностях, и обучающие народ мудростям жизни юмористы, всевозможные звезды, «духовно прозревшие» на Тибете и точно знающие, под какой снег башку нужно подставлять. Почему православные отрицают этот плюрализм авторитетов?
– О да! Духовных авторитетов предостаточно. Включишь телевизор и видишь: тут артист рассуждает о том, как нужно семью создавать, там популярная дамочка утверждает основы эмансипации, а здесь спортсмен вещает о времени и вечности. Конечно, можно обсуждать с популярными людьми вопросы создания семьи или проблемы добра и зла, но не нужно ждать, что они обязательно изрекут какую-то истину, исходя из личного (далеко не всегда удачного) опыта.
Арнольд Шварценеггер однажды сказал: «Люди, которые говорят, что все на свете знают, очень раздражают нас – тех, которые, действительно, все на свете знают». Речь идет не об отдельно взятых священниках. Церковь обладает тем, чего нет ни у одного другого духовного авторитета – мы обладаем критерием истины, Евангелием, словом Самого Бога. Вот по евангельской шкале и нужно проверять все, что нам предлагается. Например, обсуждается бывшим министром культуры М. Швыдким вопрос «допустимо ли материться в общественных местах» – берем Евангелие и читаем: «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф.12. 36 – 38). Матерное слово не только праздное, но еще и греховное, поэтому православному человеку уже не нужно выслушивать авторитетные доводы на тему «материться или нет».
И так нужно поступать с любой проблемой. Ведь цена вопроса слишком высока – вечная жизнь человеческой души. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф.16, 26). Вечная жизнь наших душ уже началась, но она принципиально зависит от того, как мы проживем короткий промежуток времени от нашего рождения до смерти. От того, что мы наберем за всю свою жизнь – наберем ли мы всякой мути и гнили или чистоты и святости – зависит наша вечность.
А наша земная жизнь настолько переполнилась всякого рода «легализованными грехами», что Церковь, зная цену человеческой души, вынуждена постоянно категорично свидетельствовать: «это яд, это помойка, это отрава, будьте осторожны!». Когда человек предстанет пред Богом, то там не за кого будет спрятаться, нельзя будет развести руками и сказать: «Простите, так получилось, мне сказали, что гомосексуализм – это нормально, вот я и…».
Не получится оправдаться, так как есть четкая евангельская шкала: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 9 – 10).
– Если все духовные авторитеты нужно подвергать проверке, возникает вопрос: священнослужители не исключение?
– Конечно, не исключение. Их нужно проверять в первую очередь. Иногда батюшки произносят фразы типа: «Церковь говорит…» – а на самом деле имеют в виду что-то свое, вовсе не совместимое с церковным преданием. На самом деле эта фраза подразумевает всего несколько случаев: во-первых, «Церковь говорит», когда заявляет что-то от лица Вселенского Собора, во-вторых, от лица Священного Синода и, в-третьих, когда опирается на Священное Писание. Чтобы распознать высказывание от лица Церкви от чьей-то личной «импровизации», мы сами должны хорошо знать Писание и Предание, а также основные факты церковной истории.
– В Римской Католической Церкви есть догмат о непогрешимости Папы в вопросах веры. У православных такого догмата нет. Нужно ли проверять Патриарха, или он является непререкаемым авторитетом?
– Непререкаемых авторитетов всего два – это Священное Писание и Священное Предание, то есть опыт жизни Церкви, выраженный в святоотеческом наследии и постановлениях Вселенских Соборов. Но из той же церковной истории мы видим, что Патриархи были очень разными людьми, которые порой заблуждались даже в некоторых догматических вопросах. И это происходило как в западной церкви, так и в восточной.
Однако у нас есть принципиальное отличие от католиков. Они считают Папу непререкаемым авторитетом, заместителем Христа на земле, управляющим всей церковной жизнью. В Православии нет такого отношения к Патриарху, так как Церковью управляет не Патриарх, а Дух Святой. Христос говорит об этом своим ученикам: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит» (Ин.16, 13).
Поэтому когда в управлении Церковью возникают какие-то ошибки (ведь людям свойственно ошибаться), Дух Святой, высшая сила, направляет эти ошибки на благо.
Вспомним пример с Патриархом Никоном (1652 – 1666 годы патриаршества): когда начали приводить в порядок богослужебные книги и богословские тексты, часть православных ушли в старообрядческий раскол. По земным меркам раскол в Церкви – это трагедия. Но, по мысли отца Андрея Кураева, происшедшее предотвратило еще большие нестроения в будущем. Когда Петр I взял курс на европеизацию Русской Православной Церкви, людей, настроенных на непослушание, на бунт, в лоне Церкви уже не было, что и позволило хоть как-то выживать в условиях церковных реформ императора. Также потом Святым Духом были направлены на благо Церкви и петровские реформы. Поэтому мы на Литургии молимся за Патриарха, а также за все священство Богу: «их же даруй Святым Твоим Церквам в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих, право правящих слово Твоея истины».
Вместе с тем, сегодня мы видим лукавые подмены, когда дело начинается с заявлений в стиле: «Но ведь нет непререкаемых авторитетов, Патриарх – не Христос, его-то обсуждать и критиковать можно», – а заканчивается антагонизмом к самой Церкви и Христу. Людям, берущим на себя смелость обсуждать, осуждать и злословить Предстоятеля, отдельных иерархов и священников, надо без всяких иллюзий понимать, что такого рода «критика» – это самое банальное хамство.
Страницы: 1 2

Православный календарь 25 октября (12 октября ст.ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Мучеников Прова, Тараха и Андроника (304).
Преподобный Космы, еп. Маиумского, творца канонов (ок. 787).
Святой Ефросинии (Мезеновой) схимонахини Сибирской (1918).
Преподобных Амфилохия, игум. (1452),Макария, Тарасия и Феодосия Глушицких.
Мученицы Домники (286).
Свтятителя Мартина Милостивого, еп. Турского (ок. 400).
Святителя Николая исп. митр. Алма-Атинского (1955).
Прпеподобного Симеона Нового Богослова
Преподобномученицы Анастасии Римляныни, девы (Греч.).
Святителя Вильфрида, архиеп. Йоркского (709) (Кельт. и Брит.).
Святого Эдвина, короля и мученика (633) (Кельт. и Брит.).
Перенесение из Мальты в Гатчину: части древа Животворящего Креста Господня, десной руки св. Иоанна Крестителя
Филермской иконы Божией Матери
Иерусалимской  икона Божией Матери(48),
Ярославская-Смоленская икона Божией Матери (1642),
Рудненская икона Божией Матери(1687)
Калужская икона Божией Матери.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Молитвы:

Тропарь преподобного Космы глас 8
Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ архиереов богодухновенное удобрение,/ Космо премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобного Космы глас 8
Украшен добродетельми, Космо богодухновенне,/ Церкве Христовы украшение был еси:/ песньми бо украсил еси сию, блаженне./ Но молися ко Господу избавитися нам от всяких козней ратника, тебе зовущим:// радуйся, отче требогате.
Тропарь преподобных Амфилохия, Макария, Тарасия и Феодосия Глушицких глас 8
Светильники светлыя явльшеся,/ доброту земную мудренно оставльше,/ и идоша во внутреннюю пустыню, Амфилохие, Макарие, Тарасие и Феодосие,/ смирение и всякую добродетель извыкше,/ и обретоша безсмертие,/ постом и бдением и прочим воздержанием себе приносяще Христу,/ и ныне на Небесех Престолу Христову предстоите./ Молите, отцы Богомудрии, Амфилохие, Макарие, Тарасие и Феодосие,/ умирити мир и спастися душам поющих вас,/ и согрешений оставление даровати/ чтущим всечестную память вашу.
Кондак преподобных Амфилохия, Макария, Тарасия и Феодосия Глушицких глас 8
Яко светила незаходимая мысленнаго Солнца, просветисте вселенную,/ верным души и телеса лучами чудес ваших озаряюще,/ независтно подаваете от недуг исцеление,/ темже, сошедшеся верою, вас в песнех восхвалим,/ яко найти премудрыя наставники и к Богу ходатаи,/ и непрестанно вопием:/ радуйтеся, отцы Богомудрии Дионисие и Амфилохие.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Иерусалимской глас 4
Богорадованная Владычице,/ препрославленная Мати щедрот и человеколюбия,/ всемилостивая о всем мире Ходатаице!/ Прилежно раби Твои ко Твоему предстательству прибегаем,/ и ко пречудному образу Твоему со умилением, припадающе, молимся:/ молитву теплую Сыну Твоему и Богу нашему сотвори,/ о Всепетая Царице Богородице,/ да от всяких болезней и печалей нас Тебе ради избавит,/ и от грехов всяких свободив,/ Царствия Своего Небеснаго наследники ны покажет:/ велие бо и неизреченное яко Мати к Нему дерзновение имаши/ и вся от Него испросити можеши,/ Едина во веки преблагословенная.
Ин тропарь Божией Матери пред иконой Ее Иерусалимской глас 3
Твоего предстательства уверение/ и милосердия Твоего явление/ икона Иерусалимская нам, Владычице, показася/ пред нею же души наша в молитве изливаем/ и верою Тебе вопием:/ воззри, Милосердая, на люди Твоя,/ вся скорби наша и печали утоли,/ утешение благое в сердца наша низпосли/ и спасение вечное душам нашим, Пречистая, испроси.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Иерусалимской глас 5
Не отрини, о Милосердая Мати,/ слез и воздыханий наших,/ но прошения наша милостивно приимши,/ пред Иерусалимскою иконою Твоею/ молящихся людей веру укрепи,/ умилением сердца их исполни,/ и крест земнаго жития нести им помози,/ елика бо хощеши можеши.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Иерусалимской глас 4
Заступнице от враг иноплеменных Необоримая Калужския земли, / и Избавительнице от смертоносныя язвы Милостивая! / Избави рабы Твоя от всяких бед и болезней, / с верою и любовию прибегающия к чудотворней иконе Твоей, / и спаси души наша.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Калужской глас 4
Заступнице от враг иноплеменных Необоримая Калужский земли/ и Избавительнице от смертоносныя язвы Милостивая!/ Избави рабы Твоя от всяких бед и болезней,/ с верою и любовию прибегающий к чудотворней иконе Твоей,/ и спаси души наша.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Калужской глас 6
Не имамы песней, ниже словес,/ како достойно восхвалити Тя,/ Мати Христа Бога нашего,/ явления ради чудотворный иконы Твоей земли Калужстей,/ токмо можем вопити Тебе:/ не отврати милости Твоей от нас/ и низпосли ю всем, притекающим к цельбоносней иконе Твоей.
Pages: 1 2 3

Ефрем Филофейский — Апостол Америки

Великий современный подвижник проигумен афонского монастыря Филофей, старец Ефрем (в миру — Иоаннис Мораитис) родился 24 июня 1928 года в городе Волос (Греция). 19-ти лет он оставил мир и переселился на Святую Гору Афон, став послушником святого старца Иосифа Исихаста, безмолвника и пещерника.
Великий современный подвижник проигумен афонского монастыря Филофей, старец Ефрем (в миру — Иоаннис Мораитис) родился 24 июня 1928 года в городе Волос (Греция). 19-ти лет он оставил мир и переселился на Святую Гору Афон, став послушником святого старца Иосифа Исихаста, безмолвника и пещерника.

Масштаб личности и дела Старца Ефрема достойны его духовного отца. Он возродил обитель Филофей на Афоне, а после этого за короткий срок создал на Американском континенте девятнадцать монастырей, которые стали духовным оазисом для жаждущих благодати Божией американцев. Сейчас старец Ефрем постоянно проживает в основанной им обители Святого Антония в Аризоне (США) и творит непрестанную молитву о своих духовных чадах и спасении всего мира.

Издательский Дом «Святая Гора» опубликовал уникальный сборник проповедей и бесед старца Ефрема Филофейского. Книга, получившая название «Искусство спасения», стала квинтэссенцией его богатейшего духовного опыта за почти шестьдесят лет монашеской жизни. Наставления отца Ефрема – это настоящее опытное богословие – старец не теоретизирует и не философствует, а рассказывает о том, что было открыто ему на вершине его духовного опыта в результате многих лет непрестанных подвигов и духовной борьбы.
Большая часть из проповедей и бесед собранных в книге «Искусство Спасения» обращена к мирянам и относится к периоду поистине апостольской деятельности старца в США и Канаде. Об этом периоде жизни старца известно мало и поэтому он заслуживает отдельного обстоятельного разговора.

В 1960 году один из величайших православных богословов XX столетия о. Иоанн Романидис (1827—2001) в письме афонскому монаху и церковному писателю Феоклиту Дионисиатскому писал: «Святогорцы должны немедленно направить своих представителей в США и основать там монашеские обители, в противном случае Православие на Американском континенте ожидает неизбежная гибель». Несколько лет спустя воплотить задуманное удалось усилиями всего лишь одного человека, котором удалось совершить, казалось бы, невозможное.
Отец Ефрем (Мораитис) впервые приехал в Канаду в 1972 году по приглашению своих духовных чад. Несколько лет спустя такие визиты в США и Канаду стали носить регулярный характер. Старец беседовал с людьми, наставлял, утешал, проповедовал… Постепенно все более очевидной становилась потребность американцев в живом слове Евангелия и их искание настоящей духовной жизни.
В основу миссионерской деятельности старец Ефрем положил открытие православных мужских и женских монастырей, которые становились духовными центрами, притягивавшими тысячи неравнодушных людей, воспринимавших обители как «частичку Неба на земле».
  По словам известного греческого историка и богослова отца Георгия Металлиноса «православные монастыри являются наиболее эффективными миссионерскими центрами. Жизнь в обители, наблюдение за жизнью монахов и участие в богослужении гораздо эффективнее действуют на проходящих оглашение чем сухие схоластические слова. Инославные хотят узнать живое Православие и прикоснуться к нему изнутри».
Монастыри старца Ефрема появились во многих регионах США и Канады: Нью-Йорке, Техасе, Флориде, Вашингтоне, Южной Каролине, Пенсильвании, Иллинойсе, Калифорнии, Мичигане, Монреале и Торонто. Общее число обителей основанных старцем Ефремом на настоящий момент составляет девятнадцать, а еще два монастыря находятся на стадии строительства. Это число может возрасти еще, так как многие миряне жертвуют землю и выступают с инициативой создания все новых и новых обителей.
Все монастыри старца Ефрема общежительные. Они руководствуются афонским уставом и в основу своей жизни положили заветы Иосифа Исихаста. Многие насельники американских и канадских обителей неоднократно посещали Святую Гору и даже жили некоторое время в афонских монастырях, желая познакомиться с монашеским преданием в первоисточнике.
  К числу насельников обителей основанных Ефремом Филофейских относятся люди разных социальных сословий и национальностей: наряду с греческими иммигрантами в США, это перешедшие в Православие представители разных народов и религий (мормоны, мусульмане, индуисты, будисты, иудеи, католики и протестанты).
Американская Православная Церковь к моменту переезда старца Ефрема в США находилась в глубоком кризисе. Модернистские нововведения архиепископа (впоследствии Вселенского патриарха) Афинагора (Спиру)1 привели к утрате Церковью своего исихастского и аскетического характера. Американское Православие потеряло духовную глубину и вселенскою перспективу, превратившись всего лишь в этнографический клуб для тоскующих по Родине иммигрантов.
Старец Ефрем спас американское Православие от растворения и ассимиляции по протестантскому образцу. Его деятельность способствовала выходу Церкви из своей национальной замкнутости и приходу в нее новых людей.
Отношение к старцу Ефрему было в православной среде первоначально настороженным. Христианство Ефрема Филофейского, на первый взгляд, казалось слишком суровым и аскетичным, но когда люди сами познакомились со старцем и его учениками поближе – лед непонимания растаял: греки-иммигранты всей душой полюбили обители отца Ефрема.

Сегодня тысячи людей по воскресным и праздничным дням со всех уголков США и Канады приезжают в основанные старцем монастыри. Они охотно и с радостью выстаивают многочасовые монастырские службы и меняют свое отношение к вере под влиянием увиденного.
Страницы: 1 2