среда, 21 ноября 2012 г.

Священнослужители о брежневской эпохе


На днях исполнилось 30 лет со дня кончины Леонида Брежнева, который руководил страной без малого 20 лет. Период его правления был отмечен разрядкой международной напряженности, вводом войск в Афганистан, Олимпиадой-80, принятием новой Конституции, строительством БАМа, полетами в космос. Позже все это было названо «эпохой застоя». Для значительной части населения нынешней России брежневская эпоха – существенная часть их собственной жизни.

Опрошенные Regions.Ruпарламентарии оценили эпоху правления Брежнева очень по-разному. Вот некоторые из их высказываний:
«Какой застой, когда шло активное развитие и энергетики, и промышленности, и сельского хозяйства, и космической отрасли, и обороной сферы, и социальное направление укреплялось!»
«Все, что было наработано до Брежнева, включая атомную промышленность, космическую отрасль, самолетостроение, досталось ему в наследство, и самостоятельно под брежневским руководством ничего развиваться уже не могло».
«С уверенностью можно сказать, что 90% советских граждан были тогда счастливыми людьми. Сегодня же примерное такое же количество людей, напротив, счастливыми себя не считают, во многом деморализованы, не уверены в своем будущем».
«Эпоха Брежнева – это не застой и не стабильность, это – период геронтократии, когда страной управляли люди пусть уважаемые, но очень пожилые и в силу этого плохо понимающие, что должны делать».
«Те, кто жил во времена Брежнева, должны радоваться хотя бы тому, что не застали мрачные годы сталинских репрессий, что в людях исчезли присущие им в те трагические годы тотальный страх и подозрительность».
«Какие из этих высказываний вам ближе? Что такое эпоха Брежнева для вас?» — с такими вопросами Regions.Ru обратились к священнослужителям.
  Священник Александр Шумский, клирик храма Святителя Николая в Хамовниках, Прежде всего это была именно эпоха. Никакого застоя не было. Это либералы придумали. С их точки зрения, прогресс – это пропаганда гомосексуализма, распространение наркотиков и порнографии. Если так — да здравствует застой!
На мой взгляд, Брежнев был последним имперским правителем. Я бы сказал, что это была эпоха позитивного неосталинизма.
По своей натуре это был человек русский. Он чувствовал народ, почву. Не будучи человеком образованным и книжным, он был все-таки добрым. При этом он был глубоким и тонким политиком, которого Запад уважал. Смеяться над ним начали уже в конце жизни — когда он и сам хотел уйти, но ему не давали. По сути дела его оболгали.
Заидеологизированность – это «заслуга» Суслова. Вот кто действительно был темной личностью.
Гонений на верующих уже фактически не было. Брежнев сочувствовал простому народу, в том числе и верующим. Это были мои студенческие годы, и я спокойно ходил в церковь.
Эпоха была сложной с массой недостатков. Ну так уберите недостатки, а хорошее оставьте! А наши либералы сделали наоборот. Так, лучшая в мире система образования практически разрушена. О бесплатном здравоохранении я уж и не говорю. Сделайте сначала лучше, чем было раньше, при Брежневе!
Да у него были недостатки, но все-таки это был хороший благонамеренный человек. С любым другим на его месте было бы гораздо хуже.
  Протоиерей Илия Шапиро, сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, Не могу сказать, что какое-то из этих высказываний мне близко. На мой взгляд, это была эпоха глубокого загнивания системы, которая прожила столько же, сколько и сам Сталин – 74 года.
Для системы это было время «выхода на пенсию». Казалось, что она развивается, а на самом деле шла деградация по всем направлениям, и, самое главное, в моральном плане.
Обрушение системы было неизбежно. Давление на Церковь все равно сохранялось, но уже как бы «тихой сапой». Так, было всего девять действующих монастырей. Все контролировалось. Но силы у системы были уже не те.
В двух словах: скучноватая была эпоха.
  Игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, В эти годы я формировался как личность и очень остро ощущал ложь и несвободу. Конечно, тогда было лучше, чем при Сталине, но это действительно был застой. Ведь именно в это время Александр Исаевич написал «Жить не по лжи».
Ложь и фальшь были невыносимы. И сейчас меня тошнит от советской эстрады. А настоящий рок был тогда под запретом. Большинство подпало под идеологическое зомбирование и никак этому не сопротивлялось. Смысл жизни мало кого интересовал.
Но бывало, что люди приходили к Богу, именно отталкиваясь от этой системы тотальной лжи. Это была как бы внутренняя эмиграция. Что творилось с этой системой, меня, например, уже не интересовало.
А как люди жили? Я помню поножовщину в бараках, драки «стенка на стенку». Люди зверели, потому что система уродовала человеческую душу. Жалко людей.
Это была жизнь в сплошном дефиците. Даже русскую классику достать была проблема.
Для меня это эпоха застоя – эпоха лжи и несвободы. В любой компании был стукач. Я рад, что эти времена ушли. Сейчас сложное время, но все же лучше, чем тогда. Открываются храмы и можно говорить, что думаешь.
Страницы: 1 2

Православный календарь 22 ноября (9 ноября ст.ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Мучеников Онисифора и Порфирия
Мученика Александра Солунского (305-311).
Святителя Нектария, митр. Пентапольского, Эгинского чудотворца (1920) (Греч.).
Преподобного Иоанна Колова (V).
Преподобную Матрону Царьградскую
Священномученика Димитрия Бояркинского (1937)
Прп. Феоктисты Лесбоской (881).
Прп. Онисифора, исп. Печерского, в Ближних пещерах (1148).
Мч. Антония (V).
Прпп. Евстолии (610) и Сосипатры царевны (ок. 625).
Прпп. Евфимия и Неофита Сербов, Афонских (Греч.).
Священномученика Парфения, еп. Ананьевского (1937)
Священномученика Иосифа диакона (1937)
Преподобного Симеона Метафраста.
Священномученика Константина Немешаева (1937)
Иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница» (X).
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Иконы Богородицы «Скоропослушница». Тропарь, глас 4.
Богородице притецем, сущии в бедах, / и святей иконе Ея ныне припадем, / с верою зовуще из глубины души: / скоро наше услыши моление, Дево, / яко Скоропослушница нарекшаяся. / Тебе бо рабы Твои в нуждах / готовую Помощницу имамы.
Иконы Богородицы «Скоропослушница». Кондак, глас 8.
В мори житейстем обуреваемии,/ треволнению подпадаем страстей и искушений./ Подаждь убо нам, Госпоже, руку помощи, якоже Петрови Сын Твой,/ и ускори от бед избавити ны, да зовем Ти:/ радуйся, Всеблагая Скоропослушнице.
Мчч. Онисифора и Порфирия. Тропарь, глас 4.
Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы пришла нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами/ спаси души наша.
Кондак мучеников Онисифора и Порфирия, глас 2
Мученик двоица, пострадавше крепко,/ вражию гордыню на землю низложисте,/ озарившеся благодатию несозданныя Троицы,/ славнии Онисифоре и Порфирие,// молитеся непрестанно о всех нас.
Свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского. Тропарь, глас 4.
Преподобнически пожив, яко мудрый иерарх, / прославил еси Господа / добродетельным житием, Нектарие преподобне. / Темже, Утешителя прославлен силою, / Божественными мощми твоими, / демоны отгониши и болящия исцеляеши, / верою приходящия ти. /
Тропарь святителю Нектарию, Эгинскому чудотворцу, глас 1
Силиврии отрасль и Эгины хранителя, в последняя лета явльшагося, добродетели друга искренняго, Нектария почтим вернии, яко божественнаго служителя Христова: точит бо цельбы многоразличныя благочестно вопиющим: слава Прославльшему тя Христу, слава Давшему ти  чудес благодать, слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак святителю Нектарию, Эгинскому чудотворцу
Взбранный Нектарие ПентАполя Митрополите и Эгинский чудотворче, приносим ти прошения о болящих сродниках наших; изряден бо явился еси целитель раковыя язвы и прочих недугов, всей вселенней благодать даруя, сего ради единеми усты и единем сердцем воспеваем ти присно: Радуйся, Нектарие, Архиерею Божий.
Pages: 1 2 3