воскресенье, 24 июня 2012 г.

Что есть счастье


Люди, поздравляя друг друга с Новым годом, да и в других случаях, желают друг другу счастья. Но что такое счастье? Как определить его?


Представление о счастье обычного цивилизованного человека очень далеко ушло от примитивного представления готтентотов: счастье это, когда я захвачу побольше имущества моего ближнего, а несчастье это, когда мое имущество кто-нибудь у меня похитит.
Между тем, даже оставляя в стороне моральную сторону такого представления, оно в корне неверно и по существу: сколько бы не захватили мы имущества, власти, славы, наслаждений — счастливы мы не будем. Материальные предметы не могут принести подлинного счастья, а лишь пресыщение taedium vitae, после которого человека одолевает тоска, еще большая прежней.

Интересно отметить, что слово “счастье” — “тихи,” очень редко встречается в священном Писании, в Новом Завете — ни разу. Это слово слишком произвольное, не точное, само по себе ничего не значащее. Вместо него Святое Писание употребляет другое слово, более ясное, конкретное, указывающее на содержание счастья, слово “радость” — “хара.”
О радости говорит Христос: “Моя радость в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна,” — указывая и на источник этой радости: “Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви” (Ин. 15:10-11).
Вот оно, разрешение векового вопроса. Вот оно, истинное счастье, истинная радость —- в любви Божией, в пребывании с Ним.

Это совершенно ясно подтверждает и святой апостол Павел, говоря: “Царство Божие — не пища и питие, но праведность, и мир, и радость во Святом Духе” (Рим. 16:22).
“И радости этой никто не отнимет” (Ин. 16:22), никто и ничто: ни муки, ни лишения, ни изгнание, ни самая смерть.

Это хорошо знали и знают только люди, своей жизнью показывающие, что они разрешили вековечный вопрос человечества и нашедшие счастье, — христианские праведники, Божии угодники древних и новых времен.

Их пример является загадкой для прочих людей.

Почему эти люди так радостны? — вопрос, который задавали не только древние римские язычники о современных им христианах. Этот вопрос, в той или другой форме, звучит и ныне, из уст новых язычников, наших современников, в значительной свое части формально еще именующихся христианами.

Очень распространен ответ на этот вопрос, внушаемый нам различными сентиментально-романическими западноевропейскими представлениями, что-де древний мир ничего не знал о жизни за гробом, потому люди боялись смерти, а христиане принесли благую весть о том, что за гробом существует жизнь, что Христос всех искупил, всех простил, всем обещал воскресение, вечную жизнь и райское блаженство.

Ответ этот в той или другой форме очень распространен, но он совершенно не точен.
Дело в том, что Христос совсем не обещал райского блаженства. Очень часто из уст Христовых звучит страшное предостережение: “будет плач и скрежет зубов” (Мф. 24:51), “идите от Меня проклятии в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его” (Мф. 25:41), “пойдут сии в муку вечную” (Мф. 25:46).

Больше того, апостол Петр, говоря о страшной опасности вечной муки, нависшей над нами, напоминает, если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный, где явится (1 Пет. 4:18).
Среди либерально-настроенных христиан очень распространено идущее из протестантских кругов мнение о том, что мрачное представление о загробной участи и трудности дела спасения — есть продукт позднейшего времени “мрачных безрадостных аскетов-иноков,” а что в древние первохристианские времена царило “светлое настроение, сознание своей спасенности самым фактом веры во Христа.”

Думающие так, создают себе собственное христианство, не имеющее оснований и подтверждений ни в Евангелии, ни в посланиях апостольских, ни в свидетельствах древнехристианской истории.

Прочтите первохристианскую книгу “Пастырь” Ермы, писателя 1-го века, вы увидите, как требовательны были первые христиане к себе и к другим в вопросе спасения души, как ясно представляли они, что малейший намек на нравственную нечистоту ставит человека перед опасностью вечной гибели. Пафосом страшных слов церковного песнопения — “безмерна есть блудно-живущим мука” — напоена эта книга.

Еще ярче это сознавалось в отношении чистоты веры и верности Церкви.

Таким образом, христианское мировоззрение может показаться гораздо менее светлым, чем даже языческое мировоззрение. Тут загробное “царство теней,” ведущих какой-то смутный образ жизни, о котором в конце концов можно создавать при желании самые разнообразные представления. Есть даже “Елисейские поля” — царство блаженных, достижимое сравнительно легко. В крайнем случае, как самое мрачное, представление о небытии, о полном уничтожении после смерти. Но “я не страдал до моего появления на свет, следовательно, не буду страдать и после ухода из него, ” — говорит Сократ.

Сравните с этим страшную картину вечных мук, вечного ада, и вы увидите, что либеральный взгляд на причины радостности первых христиан в корне ошибочны.

И тем не менее радостность христианская и была, и есть.

Она ярко сияет с каждой строки житий мучеников, подвижников и тихо светится в жизни иноков, в жизни христианских семейств. Собственно, только она одна заслуживает по-настоящему этого названия. И чем более духовен человек, тем ярче и совершеннее его радость. Эта радость, эта светлость мировоззрения не покидала первых христиан и среди мук, и у порога смерти.

Страницы: 1 2

Православный календарь 25 июня (12 июня ст.ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Преподобного Онуфрия Великого (IV).
Преподобного Петра Афонского (734).
Обретение мощей (1650) и второе прославление (1909) блгв. вел. кн. Анны Кашинской.
Преподобного Арсения Коневского (1447).
Преподобного Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких (1561).
Прпп. Онуфрия и Авксентия Вологодских (XV-XVI).
Преподобного Стефана Озерского, Комельского (1542).
Прп. Онуфрия Мальского, Псковского (1492).
Прпп. Иоанна, Андрея, Ираклемона и Феофила Египетских (IV).
Св. Иоанна, воина Египетского.
Прп. Онуфрия, игумена Катромского.
Св. Юлиана Дагазского (Греч.).
Новомч. еп. Онуфрия (1938) и иже с ним: Антония, Варсонофия и Иосифа (1937), и архиерея Александря Харьковского.
Св. Олимпия, еп. и исп. пострадавшего во Фрасе (IV).
Св. Тиомофея пустынника Египетского (IV).
Св. Кунеры, девы Рененской (451) (Нидерл.).
Св. Иоанна-Торнике Святогорца Афонского и Грузинского (X).
Обретение мощей блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1672).
Собор всех Святых Свято-Онуфриевского монастытря в Иаблечне (Польша).
Чудотворной иконы Божьей Матери (XIV) и св. Онуфрия (XIV) из Свято-Онуфриевского монастытря в Польше.
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Прп. Онуфрия Великого. Тропарь, глас 1.
Желанием духовным пустыни достигл еси, богомудре Онуфрие,/ и яко безплотен в ней многолетне подвизался еси трудолюбне,/ соревнуя пророкам Илии и Крестителю:/ и от руку ангельску таин божественных насладився,/ ныне во свете Святыя Троицы купно с ними веселишеся./ Моли спастися нам, твою память почитающим.
Прп. Петра Афонского. Тропарь, глас 4.
Мир оставил еси, Петре, Господа ради своего/ и крест восприим на рамо свое,/ на гору достигл еси Афонскую,/ якоже древле фесвитянин Илия./ И в ней пребыв пощением, и молитвами, и бдением,/ Бога милостива творя,/ и Пречистую Богородицу Молебницу предлагая,/ сего ради вопием ти:/ моли Христа Бога, да спасет души наша.
Кондак Прп. Петра Афонского, глас 2.
Удалив себе человеческаго сожительства,/ в пещерах каменных и разселинах пожил еси,/ желанием Божественным и любовию, Петре, Господа твоего,/ от Негоже венец приял еси./ Моли непрестанно спастися нам.
Прп. Петра Афонского. Кондак, глас 3.
Сиянием Духа Пресвятаго,/ Богомудре, просвещся,/ оставил еси яже в житий молвы,/ пустыню же достигл еси, преподобие отче,/ возвеселил еси иже над всеми Бога и Зиждителя,/ сего ради прославляет тя Христос, блаженне,/ великий Дародатель.
Блгв. вел. кн. Анны Кашинской. Тропарь, глас 3.
Днесь восхваляем тя, преподобная мати,/ великая княгине инокине Анно:/ яко бо лоза плодовита посреде терния,/ процвела еси во граде Кашине твоими добродетельми,/ всех удивила еси чудным твоим житием,/ темже Христу Богу угодила еси,/ и ныне, радующися и веселящися,/ пребывавши с лики преподобных жен,/ наслаждающися райския красоты и веселия./ Молим убо тя:/ моли о нас Человеколюбца, Христа Бога нашего,/ даровати нам мир и велию милость.
Блгв. вел. кн. Анны Кашинской. Ин тропарь, глас 4.
Просветившися Божественною благодатию, преподобная,/ и правостию умною душу твою привязавши в любовь Христову,/ тленныя, и красныя, и временный нивочтоже вменила еси./ Крестным знамением на мысленный враги мужески вооружившися,/ постническими подвиги, постом и молитвами/ углие страстей угасила еси, достославная Анно,/ и по смерти источавши благодать притекающим к мощем твоим./ И ныне, в Небеснем чертозе с мудрыми девами предстоящи Христу,/ моли о нас, почитающих святую память твою.
Блгв. вел. кн. Анны Кашинской. Ин кондак, глас 8.
Скоропослушную помощницу, вси, сущий в бедах,/ благочестно воспоем, Анну святую,/ днесь любовию сошедшеся во обретение честных мощей ея./ Воспоем песнь Единому в Троице Богу, радующеся,/ сподобльшему нас видети пречистое сокровище честных мощей ея:/ от мног бо лет сокровены быта,/ напоследок же нам явлены/ и источают многа и различна исцеления./ Яко да молитвами ея к Богу/ от всяких находящих зол избавимся,/ радостною душею и веселием сердца благодарная воспоем, глаголюще:/ радуйся, утверждение граду нашему.
Блгв. вел. кн. Анны Кашинской. Кондак, глас 4.
Яко пресветлая звезда,/ явилася еси в Российстей земли, во граде Кашине,/ преподобная мати Анно,/ во всех благочестивых и верных женах,/ аки крин, процвела еси чистым и непорочным твоим житием,/ во инокинях же совершенными твоими труды и подвиги,/ и возшла еси к Вышнему граду, радующися и веселящися,/ яко добре совершивши твое течение,/ и ныне честныя твоя мощи,/ аки бисерие драгое, явишася,/ на исцеление всем, приходящим с верою./ Тем и вопием ти:/ радуйся, всекрасная душею,/ и моли Христа Бога/ о спасении душ наших.
Прп. Арсения Коневского. Тропарь преподобнаго, глас 1.
Божественною любовию возгоревся,/ мирская пристрастия от души отвергше,/ тесным путем постничества во след Христа/ невозвратным умом шествовал еси, Арсение всеблаженне,/ от Негоже и мзду трудов твоих на Небесех восприим,/ поминай нас, чтущих святую память твою и вопиющих:/ слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.
Прп. Арсения Коневского. Ин тропарь, глас 4.
Духом Божиим наставляемый,/ возлюбил еси безмолвие,/ в немже евангельски подвизающуся,/ пречудный Афонский дар -/ Богоматере икона, даровася ти, всеблаженне,/ и, образ добродетелей быв стаду твоему,/ Арсение отче наш,/ к Горнему торжеству возшел еси,/ идеже со Ангелы ликовствуя,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.
Прп. Арсения Коневского. Кондак, глас 8.
Трисиятельнаго Божества сиянием просветив сердце твое, преподобие,/ световиден весь явился еси добродетельми,/ яко и Гору Афонскую свет трудолюбия твоего озари,/ идеже святую икону Солнца истиннаго,/ Христа, и Его Пречистыя Матере в дар приим,/ на остров Нева езера пришед,/ обитель устроил еси, всеблаженне./ Тем, верою и любовию к тебе притекающе, радостно вопием:/ радуйся, пресветлый светильниче, Арсение, отче наш.
Прпп. Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких. Тропарь, глас 8.
Прежде отвержением мира,/ яко морскаго треволнения, избегосте, отцы преподобнии,/ послежде же, изволением Божиим,/ в водах морских кончину блаженную приясте/ и к неболезненному покою преставистеся от земли радующеся./ Тем и по кончине от Христа Бога прославистеся чудесы обильно,/ теплии в бедах верным помощницы показастеся,/ и ныне на Небесех предстояще Престолу Христову,/ Вассиане преблаженне и Ионо преславне,/ молитеся присно о душах наших.
Прпп. Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких. Кондак, глас 2.
Яко сокровище богатно,/ верным Божественная благодать/ из морских недр издаде мощи ваша, отцы преблаженнии,/ и в месте пусте целы и невредимы обретошася преславно,/ и тако вас ради ныне славится Бог,/ Емуже со дерзновением предстояще ныне на Небесех,/ Вассиане и Ионо досточуднии,/ молитеся непрестанно о всех нас.
Pages: 1 2 3

1812 год. День за днём. 24 июня

А в это время Бонапарт переходил границу...
Владимир Высоцкий
В 2 часа утра 24 июня 1812 года Наполеон приказал начать переправу на русский берег Немана через 4 наведённых моста выше Ковно. Передовые части наполеоновской армии подошли соблюдая полную тишину, не разводя огней. В кратчайший срок (буквально за пару часов) понтонеры французского инженера генерала Жана-Батиста Эбле навели под Ковно (Каунасе) три моста на расстоянии всего ста сажен один от другого.