суббота, 6 октября 2012 г.

Ум окрыленный


Теперь «надлежит нам привести в порядок мысль и помышление и окрылить мысль, чтобы она возвысилась от земного к небесному через естественное созерцание сущего, — говорит старец Иосиф Исихаст. — Когда же очистятся чувства, то удостаиваемся и созерцания духовного. Итак, когда мысль... водворяется в созерцание сущего и просвещается частым явлением умопостигаемой и мысленной Божественной росы, подобной посылавшейся евреям Божественной манне, то, питаясь тем, что созерцает, она научается бороться со своими врагами — бесами!» [14, 217].

«Нужно совершенно пренебречь помыслами и не желать собеседования с ними, любым способом достичь полного безгласия ума, поскольку только так можно сохранить душу в безмятежии, и молитва будет действовать эффективно. Известно, что из ума мысли направляются в сердце и тревожат его... Прежде чем приступить к священному труду — молитве, будем иметь в виду, что на всем ее протяжении от нас требуются горячее желание и надежда с верой, полная самоотдача и безграничное терпение, связанное с упованием на любовь Божию... Для внутренней молитвы необходимо внимание. Вот почему отцы говорят о соединении поста и молитвы. Пост держит ум в постоянном бодрствовании и готовности на всякое благое дело, молитва же привлекает Божественную благодать» [11, 73—74], — излагает опыт святогорцев митрополит Иерофей.
Вот Царь твой и Господь всех распялся за тебя и искупил тебя от рабского служения бесам, дав тебе заповеди как противоядие от страстей, чтобы, исполняя их, ты избавился от побеждающих тебя страстей.
Он говорит тебе: «Не любодействуй! Усердно трудись, сражаясь с воюющими против тебя страстями, чтобы сохранить целомудрие. Поскольку, если ты не принудишь себя к целомудрию и потерпишь поражение, то неизбежно станешь блудником! Не кради, чтобы быть верным. Если же не принудишь себя оставаться верным, неизбежно станешь вором. Не будь сребролюбцем, чтобы быть милосердным. Не чревоугодничай, чтобы быть воздержанным. Имей в себе любовь, чтобы не стать завистливым...» И так далее — обо всех добродетелях и Божественных заповедях Господних, которые даны нам как противоядие! Чтобы приобрести их и сохранить, нужно сражаться и одержать победу над противными им пороками, которые из-за долгого навыка обрели силу второй природы. Диавол же укрепляет их, привычка питает, а наше бренное человеческое естество склоняется к ним. Вот они три коварные и великие силы, воюющие против души и Божественного закона!» [14, 219—220]. Далее старец Иосиф указывает: «Вооружим и ум против мысленных его противников. Тогда, если враг нападет посредством мечтаний, ум немедленно отразит его чары и, как высоко парящий орел, воспарит посредством Божественных помышлений» [14, 222].
«Священный мир, как веяние Святого Духа, тонок, немедленно отступает от души, ведущей себя неосторожно в присутствии его, нарушающей благоговение, нарушающей верность послаблением греху, позволяющей себе нерадение... Если ты пресытишься, в особенности упьешься, — святой мир перестанет в тебе действовать. Если разгневаешься, — надолго прекратится его действие. Если позволишь себе дерзость, — он перестанет действовать. Если... заразишься пристрастием к вещи, к какому-либо рукоделию или особенным расположением к человеку, — святой мир непременно отступит от тебя. Если попустишь себе услаждение блудными помыслами, — он надолго, весьма надолго оставит тебя, как не терпящий никакого зловония греховного, в особенности блудного и тщеславного... Отклоняй от себя все воспоминания, самые важнейшие, приходящие тебе во время молитвы, пренебрегай ими. Не богословствуй, не увлекайся в рассматривании мыслей блестящих... Священное молчание, наводимое на ум во время молитвы ощущением величия Божия, вещает о Боге возвышеннее и сильнее всякого слова» [10, т. 2, 210], — делится духовным опытом святитель Игнатий Кавказский.
Говоря о Христе, старец Иосиф пишет, что «Он выкупил нас. И поэтому нам должно с крайним послушанием и великим смирением служить Ему, соблюдая все святые заповеди Его! И если окажемся мы верными рабами, тогда Он как дар даст нам Свою Божественную благодать, освободит нас от страстей и дарует нам Свое Небесное Царствие, говоря: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю» (Мф. 25, 21). ...И когда умными очами через умную молитву соединишься с Ним, Он научит тебя не говорить лишнее и неполезное, равно как и не просить о чем-то прежде времени. Как дитя, лепечущее на лоне Отца своего, с чистою душою говори то, что содержится в глубине сердца твоего и кажется тебе полезным... Итак, когда приступаешь к исполнению долга своего, молитвы, приступи с великим смирением и сокрушенным сердцем, прося милости Божией, но не потому, что Он должен дать тебе благодать, а потому, что ты пребываешь в узах и просишь Его милостиво освободить тебя, говоря так: «Владыка, Сладчайший Господи наш Иисусе Христе, ниспошли мне святую благодать Твою и освободи меня от уз греховных! Просвети тьму души моей, чтобы уразумел я безграничную милость Твою, возлюбил и достойно возблагодарил Тебя, Сладчайшего моего Спасителя и Бога, достойного всяческой любви и благодарения. Ей, благий мой Благодетель, многомилостивый Господи, не отними от нас богатую милость Твою, но смилуйся над Твоим творением. Знаю, Господи, тяжесть прегрешений моих, но ведаю и несказанную милость твою. Вижу тьму безчувственной души моей, но с доброй надеждой верю и ожидаю Божественного просвещения Твоего и избавления от лукавых грехов и гибельных страстей моих молитвами Сладчайшей Твоей Матери, Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, и всех святых. Аминь».
Не переставай молиться так до последнего твоего издыхания, Бог же силен исполнить прошение твое [14, 220, 217, 218, 221].
«Однако, если ум утомляется проговаривать всю молитву, ее следует сократить: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя»; или же: «Господи, помилуй мя»; или: «Господи Иисусе». Когда христианин преуспеет в творении молитвы... волна умиротворения и благодати охватит его. «Нужно пребывать в этой сладости, которая явится тебе, и не прерывать молитву. Даже для совершения положенного тебе правила. Удержи эту теплоту сердечную и воспользуйся даром Божиим, ибо речь идет о великом даре, который Бог послал свыше. Эта теплота окончательно поможет приковать ум к словам молитвы, сойти в сердце и оставаться там» [11, 75—76].
«Основная цель Иисусовой молитвы — воссоединение «раздробленного» человека... Человек, по словам Писания, создан «по образу Божию» (см.: Быт. 1, 27. — Сост). Бог триипостасен, то есть имеет одну сущность в трех ипостасях (Отец, Сын и Святой Дух). То же происходит и с душой, поскольку она, как мы знаем, — образ Божий. Она нераздельна, но в ней несколько сил, а именно три — ум, желание и воля. Все они должны находиться в единстве и устремляться к Богу. По святому Максиму, естественное состояние трех сил заключается в том, чтобы уму познавать Бога, желанию желать и любить только Бога и воле творить волю Господа. В этом осуществление заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Мк. 12, 30). ...Грех раскалывает это единство трех сил души. Ум не знает Бога, желание больше любит творение, а не Творца, воля испытывает муки от страстей. Полное рабство души... Это мы и устраняем с помощью Иисусовой молитвы. Возвращение начинается с сосредоточения ума. Цель — оторваться от окружающих предметов, вернуться в самого себя и затем подчинить желание Богу» [11, 52-53].
«Умная, или внутренняя, молитва есть тогда, когда молящийся, собрав ум внутрь сердца, оттуда не гласным, но безмолвным словом воссылает к Богу молитву свою, славословя Его и благодаря, сокрушенно исповедуя пред Ним грехи свои и испрашивая у Него потребных себе благ» [17, 194].
«Пусть четки никогда не выходят из твоих рук, потому что это шнур, за который мы дергаем один, два, пять, десять раз, заводя двигатель, пока наконец духовное масло не разогреется и наша духовная машина непрестанной молитвы не тронется с места. Даже когда твоя машина тронется с места, не оставляй их, чтобы и других это не побудило оставить их, хотя они еще и не тронулись с места» [19, 53].
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Не заглушайте совесть свою!

Сегодня одна из самых насущных проблем современной России – проблема выбора. Выбора между правдой и ложью. Живя в чудовищном по своей силе информационном потоке, неимоверно увеличившимся за последние пару десятилетий, различать их становится все сложнее и сложнее…
Как нам не ошибиться? Как отделить зерна от плевел, как внять несущему истину и отвергнуть лжесвидетельствующего?

Об этом и многом другом корреспондент «Московских ведомостей»  Мария Медведева беседует с протоиереем Александром Салтыковым, настоятелем московского храма Воскресения Христова в Кадашах, деканом факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
— Отец Александр! Что такое лжесвидетельство и почему это – тяжкий грех?
— Вопрос о лжесвидетельствовании очень актуален. В мире  постоянно  идет  борьба  добра и   зла, правды и  лжи. Дело в том, что в этом грехе соединяются две вещи — ложь и свидетельство. Свидетельство предполагает, конечно, истину. Ложь — это обычно некоторое публичное высказывание, направленное на достижение намеченной  цели любым путем. Ложь,  конечно,  аморальна. В христианстве, как  нигде,  показывается  колоссальная  греховность лжесвидетельства.  В  Евангелии  сказано,  что  отец лжи – дьявол. В лжесвидетельстве  ложь  выдает  себя  за  истину  с  особенной, я  бы  сказал,  наглостью.  Если говорить о Христе — помните его лжесвидетелей на суде?  «Пришли  два  лжесвидетеля и  сказали: Он  говорил: могу  разрушить  храм  Божий и в  три  дня создать  его (Матф. 26, 41). Имеются  ввиду действительные слова  Христа: разрушьте  храм  сей  и  Я  в  три  дня воздвигну  его (Ин.2, 19)». И  здесь  же  подчеркивается,  что  Христос   храмом  назвал  Самого  Себя,  имея ввиду  будущую  казнь и  Свое  воскресение из мертвых (Ин.2, 21). Причем  Он   не  говорил: «могу  разрушить  храм», а  указал,   что Его  оппоненты  сами  его  разрушат. Но Его  слова  были  искажены.  В этом тексте очень хорошо показана природа лжесвидетельства.
Лжесвидетельство бывает разным. Бывает в виде чистой клеветы. А бывает так, что лжесвидетельствующий берет правду и ее переворачивает. Как бы выворачивает наизнанку. Как старались это делать нечестивые иудеи против Иисуса Христа в только  что  приведенном  примере. Или   в  другом  эпизоде: «Отвещаша ему иудее: мы закон имамы, и по закону нашему должен есть умрети, яко Себе Сына Божия сотвори» (В русском переводе: «Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим». (Св. Евангелие от Иоанна 19:7)
Это было, конечно, самое явное лжесвидетельство, потому что Он был истинным Сыном Божиим, что и  показано очень  ясно всем учением  Иисуса  Христа и  прочими текстами  Нового  Завета Они же его называют клеветником, лжецом и именно лжесвидетелем. Хотя лжесвидетели — они! Этим совершается страшнейший в истории человечества грех. Интересно, что Пилат, услышав это, «паче убояся». То есть, Пилат, услышав, что речь идет о Сыне Божием (он ведь тоже был человеком по-своему верующим) убоялся. Это были такие вопросы, значения которых он сам не понимал, но тем не менее чувствовал, что это вопросы чрезвычайно большие, нечто огромное, вопросы о глубочайшем отношении человека с Богом. Он испугался. А они не испугались. Настолько это лжесвидетельство было в их душах сильно укоренено.
Ошибка, намерение и «шестое чувство»
— Отличается ли с духовной точки зрения лжесвидетельство намеренное, т.е. когда человек подготовился к этой лжи (в суде или перед другим человеком свидетельствует) и ситуация, когда человек, недостаточно разобравшись в деле, будучи неуверенным, правда это или ложь, передает ее. Несут ли они равную ответственность с том и другом случае?
— Если человек лжет сознательно  и его свидетельство разумно, то его слова в таком случае являются очевидной клеветой.  А если он по неведению что-то сказал, то это ошибка, невольная клевета.
— Если нечистоплотные люди человеку наговорили, вложили ему эту мысль, ввели человека в заблуждение и он не разобрался, не проверил, и в сердцах идет и свидетельствует ложь?
— Это ошибка. Но ведь совесть человека должна взаимодействовать с разумом! Разум и совесть в каком-то роде перекликаются в нас. Разум говорит: вот так-то, а совесть говорит: нет, не так. Замечательно, что Бог  вложил  в  человеческую  душу особый  проверяющий  орган – совесть. И через нее каждый человек как-то  действительно слышит глас Божий.
Бывает и так,  что  человек  слышит  голос  совести — а слышит  его  каждый – но  старается  его  заглушить. Это  значит,  что  у   него -  поврежденная  совесть. Тогда человек сочиняет клевету, а совесть свою  заглушает. То есть орган взаимодействия с Богом  частично бездействует.
К сожалению, это  встречается  очень  часто.  Но следует  иметь   в виду,  что есть еще  и понятие «сожженная совесть». В древней Руси, в древней письменности было это крайне  важное понятие — сожженная совесть. То есть, возможна, к  сожалению,  ситуация, когда она перестает работать и даже  может  как бы  умереть. Когда ее голоса нет. Вообще, с Богом мы взаимодействуем через сердце (по Евангелию). Но есть еще совесть, которая, конечно же, связана с сердцем.  Из сердца исходят и добрые, и злые мысли. Но совесть — это тот  удивительный  орган души, из которого из которого  исходят только добрые помышления. Совесть — особый орган для взаимодействия души с Высшим началом.
— А насколько обосновано мнение, что совесть — это Ангел-хранитель человека?
— Нет, это не в прямом смысле Ангел-хранитель. Потому что Ангел-Хранитель — это личность, отдельная от нас, хотя   и  приставленная   к  каждому   из  нас. А совесть — это орган взаимодействия души с  Богом. Это такой «радиопередатчик», который ориентирован на Высшее.
— Как шестое чувство?
— Да, если хотите, особое чувство, но я предпочитаю  говорить -  орган души. Ведь душа состоит из многих органов: как органами тела являются руки, ноги, глаза, уши и прочие, так и   душа имеет органы: разум, затем веер чувств, также воля, стыд, совесть, любовь…
Но для нас в данном случае речь идет о совести, потому что совесть есть орган, который проверяет с помощью Божией, посредством общения с Богом истинность наших слов и решений. Почему мы об этом заговорили?
Потому что если человек сознательно клевещет, подавляет в себе совесть или ее не слышит — это очень тяжелая вина. Если человек несознательно клевещет, то он обманут сам.
Страницы: 1 2 3 4 5

Православный календарь 7 Октября (24 Сентября, ст.ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Первомученицы равноапостольной Феклы (I).
Преподобного Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца (1581)
Преподобномученика Галактиона Вологодского (1612).
Преподобного Стефана (Симона) Сербского
Святой король Владислав Сербский
Святого Гавриил Седмиезерный (Зырянов) (1915).
Священномучеников Андрея и Павла пресвитеров, прмч. Виталия и мчч. Василия, Сергия и Спиридона (1937).
Преподобного Коприя Палестинского (530).
Преподобного Авраамия, игумена Мирожского.
Мирожская икона Божией Матери
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем

Молитвы:
Тропарь первомученицы равноапостольной Феклы
глас 4
Словесем Павловым научившися, богоневестная Фекло,/ и верою утвердившися от Петра, богозванная,/ первомученица явилася еси и первострадальница в женах,/ возшла еси на пламень, яко на место благоцветущее,/ звери и юнцы устрашишася тебе, вооружися бо Крестом./ Тем моли, всехвальная, Христа Бога,// спастися душам нашим.
Кондак первомученицы равноапостольной Феклы 2
глас 2
Уязвивши твое сердце, добродево, любовию Христовою,/ обручника временнаго, яко небрегома, преобидела еси,/ и на огнь дерзнула еси,/ зверей же уста заградила еси/ и, спасшися от них, прилежаше, Павла ищущи,// Фекло первострадальная.
Кондак первомученицы равноапостольной Феклы глас 8
Девства добротою просияла еси,/ и мученичества венцем украсилася еси,/ Апостольству вверяешися, дево, яко преславная,/ и огня убо пламень в росу преложила еси,/ юнца же ярость молитвою твоею укротила еси,/ яко первострадальная.
Тропарь преподобномученика Галактиона Вологодского глас 5
Днесь град Вологда тобою всемирне хвалится,/ возсиял бо еси пресветло яко солнце/ и чудесы твоими град и веси, преподобне Галактионе, озарил еси./ И ныне молися Господеви/ избавитися душам нашим от прелести вражия/ спастися граду нашему от поганскаго и всех противных наития,/ и испроси у Христа Бога любовию чтущим тя/ прегрешений прощения/ и просящим твоея помощи от всякия скорби избавление, и вопиющим к тебе:/ Бог наш с нами, прославивый угодника Своего, яко же благоволи.
Ин тропарь преподобномученика Галактиона Вологодского глас 4
Днесь град Вологда тобою хвалится, преподобне,/ возсиял бо еси пресветло, яко солнце,/ грады и веси чудесы твоими озаряя./ И ныне, преподобномучениче Галактионе,/ Господеви молися стране нашей от нахождения сопротивных избавитися,/ и у Христа Бога прегрешений наших оставление испроси,/ и от всякия скорби избавление подаждь любовию чтущим тя,/ и вопиющим верно:/ Бог наш с нами, прославивый угодника Своего, якоже благоволи.
Кондак преподобномученика Галактиона Вологодского глас 4
Благочестно на земли пожив/ и мучения венец приял еси, пречестне,/ древом во главу от нашедших градоразорителев убиен еси,/ добрый ученик Спаса Христа,/ оставив отечественный свой град и други/ странствовати любве ради Христовы Евангельски изволил еси./ Сего ради тя почитаем, песньми вопиюще:/ от бед избави нас присно молитвами твоими,/ угодниче Божий Галактионе, отче наш.
Тропарь преподобного Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца глас 4
Глас Божественный,/ иже во Евангелии, услышав, преподобне отче Никандре:/ приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы,/ и прием крест, последовал еси Христу,/ мир оставль, в пустыню вселился еси,/ пощением же и бдением Небесный дар восприим,/ и души недужных приходящих к тебе с верою исцелявши:/ темже и со ангелы срадуется, преподобне, дух твой.
Ин тропарь преподобного Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца глас 6
Светило незаходимаго света стране нашей явился еси, Богоблаженне, / доблественне претерпев вражия озлобления, / биение и раны яко одежда нетления вменишася тебе, / со зверьми бо брався, и от человек злых прободения прияв, / о тех молился еси, не постави им греха сего, глаголя; / темже Владыце Христу уподобился еси, достохвальне Никандре, отче наш, / молися о душах наших.

Кондак преподобного Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца
глас 1
Яко лучу тя солнечную Христос показа, преподобне,/ сияеши бо в земли Российстей чудес благодатию,/ и отгонявши тму страстей же и скорбей, от приходящих к тебе с верою:/ темже почитаем твою память, Никандре/ отче наш, и вопием ти: радуйся пустынножителей красото,/ и стране нашей похвала и утверждение.
Ин кондак преподобного Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца глас 8
Во избрание Богосиянная звезда веры,/ иже возсия в Рустей земли, отче преблаженне Никандре,/ слезами и постом и бдением и молитвами удручал тело свое,/ темже и обрете Небесную жизнь,/ и радостно тайно со Ангелы ликовствуя, да зовем ти: радуйся, отче преподобне Никандре пустынный жителю.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Мирожской глас 4
Яко звезда пресветла возсия в Российской земли/ от иконы честнаго образа Твоего, Богородице Дево,/ из обою очию текущи слезы Твоя, яко река,/ и видевше народи псковскии, мужи и жены и с чады,/ с плачем молящеся образу Твоему, сице глаголюще:/ О Пресвятая Владычице Богородице,/ не забуди грешных раб Твоих,/ молящися Христу Богу нашему спастися нам.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Мирожской глас 7
Заступнице христианом непостыдная/ и Предстательнице граду нашему Пскову,/ не презри моления нас грешных,/ и видящих от Твоего честнаго образа слезы текуща из обою очию,/ и молящуся прилежно,/ но предвари яко Блага на помощь нашу, верно к Тебе прибегающим,/ услыши наша моления, Богородице,/ и избави нас от нахождения поганых,/ ускори же на молитву нашу и потщися на умоление,/ заступающи присно, Богородице, чтущих Тя;/ радуйся, Дево, христианом похвале.
Pages: 1 2 3