среда, 5 декабря 2012 г.

Критический разбор Римского учения о папской власти

Проф. В. С. Вертоградов
Основания, заимствуемые из Евангелия, истории апостольской и Церкви Вселенской
Основания, заимствуемые из Евангелия

Главнейшее отличие римско-католического вероучения от православного заключается в догмате о папе, как видимой верховной и непогрешимой главе церкви — Божьем Наместнике на земле.

Учение это, развивавшееся в Западной Церкви во все продолжение средних веков, окончательно провозглашено папою Пием IХ-м на Ватиканском соборе 1870-го года.

Странность и неверность этого догмата для здравого христианского рассуждения очевидна из самых простых соображений. Для церкви имеющей своим главою Самого Иисуса Христа (Ефес. 5, 23), всегда пребывающего с нею до окончания века (Мф. 28, 20), очевидно нет надобности' ни в какой другой главе. У церкви, божественного тела Христова, не может быть человеческая глава. Никто из людей смертных не может быть главою великого тела, имеющего пребывать во все роды века веков (Еф. 3, 21), обнимающего собою не только бесчисленные ряды' поколений, живущих на земле, но и бесчисленные сонмы верующих, отошедших от мира. Все самые высокие, самые святые христиане не более, как члены церкви; сами апостолы называли себя служителями церкви (Колос. 1, 24 — 52).
Равным образом и высокое свойство непогрешимости, очевидно, не может быть приписано никому из смертных людей. Римские католики, называя папу главою церкви и непогрешимым, приписывают ему власть и свойства, приличествующие одному Богу, т. е. как бы обоготворяют смертного человека.
На чем основывается римское учение о папе, как верховной и непогрешимой видимой главе церкви?
Римско-католические богословы утверждают, что сам Иисус Христос, бывши во время своей земной жизни главою основанной им церкви, после себя оставил верховную власть над церковью апостолу Петру, давши ему особенные преимущества пред другими апостолами, высокое свойство непогрешимости, ключи от царствия небесного, сделавши его как бы князем апостолов — монархом всего христианского мира.
В доказательство этой мысли римские богословы указывают преимущественно на три места из Евангелия:
1. Когда Иисус Христос, пришедши в страны Кесарии Филипповой, спрашивал учеников своих, за кого иудеи и сами апостолы почитают Его? Симон Петр, первый из всех апостолов, сказал ему: «Ты еси Христос Сын Бога Живаго». Тогда Иисус Христос сказал ему в ответ: «Блажен ты Симон, сын Ионин; не плоть и кровь открыли тебе это; но Отец Мой сущий на небесах. И Я говорю тебе: „ты Петр (каменный) и на сем камне Я созижду церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи царства Небесного, и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16, 13 — 19).
Из смысла приведенного рассказа видно, что высокие обетования, высказанные здесь апостолу Петру, относятся собственно не к личности Петра, а к его исповеданию—к самой вере христианской, первым исповедником которой здесь явился апостол Петр, но которую разделяли в то же время и все другие апостолы и которая сделалась достоянием всего христианского мира. Петр первый исповедал Христа Сыном Бога Живаго. Это было высокое и святое убеждение, поистине не плотню и не кровию, т. е. не обыкновенным человеческим соображением, а Самим Отцем Небесным открытое людям. Это высокое исповедание — эта вера во Христа, как Сына Божия, стала в человечестве твердым камнем, на котором основалась церковь христианская и стоит до сего времени и будет стоять до скончания века. Симон первый исповедал эту веру и потому первый назван камнем (Петром), взятым от Господа в созидание церкви. Но эта вера не была только личным убеждением Симона.
Это общее убеждение всех других апостолов и всех верующих христиан. Поэтому и другие апостолы, как содействовавшие распространению и утверждению веры во Христа, называются в священном писании: основаниями, на которых зиждется церковь (Еф. 2. 20; Апокал. 21, 14), и все верующие христиане могут быть названы камнями, из которых составляется великое здание Церкви (1 Петр 2, 5). Но самым первым основанием—краеугольным камнем на котором утверждается это здание, равно как и единою главою венчающего его, может быть назван только Сам Иисус Христос (Еф. 2, 20 — 22; 1 Петр 2, 6 —7; 1 Коринф. 3, 11; Еф. 1, 22).
Вера во Христа открыла людям доступ — дала ключи в царство Небесное.
Петр, первый исповедавший веру во Христа, первый и получил высокую власть вязать и разрешать грехи. Но затем и другим апостолам, имевшим одну веру с Петром, так же сказано от Господа: «Что свяжете на земли, будет связано на небесах, и что разрешите на земли, будет разрешено на небесах» (Мф. 18, 18; Иоан, 20, 22 — 23). Апостолы передали эту власть пастырям церкви и она всегда неизменно сохраняется в Церкви, как сохраняется самая вера во Христа.
2. В последней беседе с учениками на тайной вечери Иисус Христос, прекратив возникший между учениками спор о первенстве и, обещав им за терпение и преданность Ему высокую награду в будущем Небесном Царстве, обратился с особенными словами к апостолу Петру: „Симон, Симон! сатана просил, чтобы сеять вас, как пшеницу. Но я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя, и ты, некогда обратившись, утверждай братьев твоих" (Лук. 22, 31-32).
В этих словах римские богословы также видят указания на особенные преимущества Петра перед другими апостолами. По их мнению, Иисус Христос высказывает здесь ту мысль, что Петр, оставшись после Него главою Его последователей, и наделенный свыше высоким даром непогрешимости в вере, должен быть руководителем в вере и для других апостолов и для всех христиан. Но из самого смысла и связи речи очевидно, что здесь нет и речи о каких либо преимуществах, обещаемых апостолу Петру, а есть только печальное предостережение и предсказание о предстоящем ему искушении и падении. Смысл всей речи таков: «Доселе вы были верны мне, пребывали со много в напастях моих (ст. 28-29). Но вот теперь вам предстоит великое искушение. Сатана желал бы рассеять вас от меня, как пшеницу. И ты, Петр, готовый более всех других уверять меня в своей преданности, особенно поддашься искушению, первый изменив мне. Но я молился, чтобы Господь подкрепил вас в искушении, чтобы ваша поколебавшаяся вера не оскудела до конца. Пройдет время искушения, и вы опять обратитесь ко Мне. Помни это, Петр! Ты более всех поддашься искушению; сам изведав человеческую слабость и восставши (обратившись) от падения, будь внимателен к другим, утверждай в вере братьев твоих».
Петр так и принял эти слова, не как обещание преимущества, а как предостережение от падения — ибо вслед за тем усиленно начал уверять Господа, что готов идти за Ним в темницу и на смерть (ст. 33). А Господь в ответ на это еще яснее сказал, что он в эту ночь трижды отречется от Него, и затем еще раз всем апостолам подтвердил, чтобы они были готовы к искушению (ст. 34-38). Нужно принять еще во внимание, что Господь пред этой речью только что обличил в учениках своих стремление к преимуществам (ст. 25-27). Можно ли думать, чтобы вслед за этим обличением Он стал в виду всех давать одному из учеников преимущество перед другими?
Страницы: 1 2 3

Святитель Митрофанъ Воронежскій

Н. Тальбергъ.
Къ стопятидесятилѣтію со дня его преставленія.
Святитель Митрофан Воронежский  Россия,  Санкт-Петербург. Дерево, левкас, темпера. Одна доска. Оклад: серебро, чеканка, канфарение, золочение. 16.8 × 13.2 см, 1830-е годы Оклад — 1837 год,  мастер А. З.
Святитель Митрофанъ Воронежскій родился въ 1623 году въ предѣлахъ Владимірской области — въ той землѣ, по которой, въ серединѣ XII в., слѣдовалъ св. кн. Андрей Боголюбскій съ чудотворной иконой Божіей Матери, ставшей величайшей святыней Россіи. Твердую основу ея закладывалъ сей первый русскій Самодержецъ во Владимірѣ на Клязьмѣ.

О родителяхъ св. Митрофана извѣстно только изъ его завѣщанія, въ коемъ говорится: «Я родился въ міръ сей отъ благочестивыхъ родителей и воспитанъ ими въ непорочномъ благочестіи Восточной Церкви, въ православной вѣрѣ». Исходя изъ того, что синодикъ его начинается лицами, облеченными въ іерейскій санъ, можно предположить, что онъ принадлежалъ къ духовному званію.
Первая половина его жизни протекла въ міру. Былъ онъ тогда священникомъ, носилъ имя Михаила, былъ женатъ, имѣлъ сына. О немъ онъ сердечно заботился и въ дальнѣйшемъ. Служителемъ алтаря былъ онъ въ с. Сидоровскомъ (при рѣчкѣ Молохтѣ, правомъ притокѣ р. Тезы, впадающей въ Клязьму), находившемся въ 17 верстахъ отъ Шуи и 111 верстахъ отъ Владиміра.
Овдовѣвъ на сороковомъ году жизни, о. Михаилъ удалился въ Успенскую Золотниковскую общежительную пустынь, въ 34 верстахъ отъ Суздаля, основанную старцемъ Іоною Головцынымъ въ первой четверти XVII вѣка. Тамъ въ 1663 г. принялъ онъ постригъ съ именемъ Митрофана. Его строгая иноческая жизнь не укрылась отъ взоровъ вѣрующихъ. Братія Успенскаго Яхромскаго монастыря (въ 40 верстахъ отъ Владиміра) обратилась къ духовной власти съ просьбой назначить къ нимъ настоятелемъ іеромонаха Митрофана. Желаніе ея было удовлетворено. Въ іюнѣ 1665 года онъ былъ «благословенъ во игуменскій чинъ» блюстителемъ патріаршей каѳедры (во время удаленія патр. Никона отъ дѣлъ), митр. Сарскимъ и Подонскимъ Павломъ. Св. Митрофанъ всю свою жизнь скорбѣлъ, что, по иноческому послушанію, вынужденъ былъ преступить обѣтъ о безъисходномъ пребываніи въ мѣстѣ своего постриженія.
Десять лѣтъ игуменъ Митрофанъ и внѣшне и духовно устроялъ Яхромскую обитель. Имъ выстроенъ былъ храмъ во имя образа Спаса Нерукотвореннаго, возведенъ нижній этажъ монастырскаго зданія. Воспоминаніемъ вещественнымъ о немъ осталось пріобрѣтенное имъ для обители богато украшенное Евангеліе.
Игуменъ Яхромскій сдѣлался хорошо извѣстнымъ патріарху Іоакиму (Савелову), правившему съ 1674 г. по 1690 г. Послѣдній былъ однимъ изъ крупныхъ первоіерарховъ русской Церкви XVII вѣка. Онъ воодушевленъ былъ желаніемъ поднять въ глазахъ паствы значеніе духовенства. Онъ почиталъ нужнымъ улучшить матеріальное положеніе пастырей, чѣмъ ослабилась бы зависимость ихъ отъ пасомыхъ. Съ другой стороны, патріархъ стремился поднять на большую высоту самыхъ духовныхъ лицъ, строго и твердо борясь съ ихъ недостатками. Патріархъ Іоакимъ отстаивалъ неповрежденность вѣроученія и обрядовъ, боролся съ расколомъ, оберегалъ паству отъ иновѣрныхъ вліяній. Придавалъ онъ большое значеніе дѣлу просвѣщенія. Созданная имъ при Печатномъ дворѣ типографія, переведенная потомъ въ Заиконоспасскій монастырь, послужила ячейкой для будущей Московской Духовной Академіи. Святитель Митрофанъ въ своей архипастырской дѣятельности воспріялъ много отъ патр. Іоакима.
Въ 1675 году Патріархомъ поручено было святителю Митрофану управленіе обширной Троицкою Унженскою обителью. Основана она была около 1440 г. извѣстнымъ подвижникомъ, строителемъ монастырей, преп. Макаріемъ Желтоводскимъ или Унженскимъ († 1444), на рѣкѣ Унжѣ въ Костромскомъ краѣ. Въ началѣ XVII вѣка установилась тѣсная связь съ монастыремъ бояръ Романовыхъ. Въ концѣ смутнаго времени — въ послѣдніе мѣсяцы 1612 или въ началѣ 1613 г.г. — туда пріѣзжалъ будущій царь Михаилъ съ матерью, инокиней Марѳой. Они молились у гробницы преп. Макарія о благополучномъ возвращеніи изъ плѣна митроп. Ростовскаго Филарета, отца Михаилова, мужественно державшаго себя подъ Смоленскомъ, въ составѣ московскаго посольства, во время переговоровъ съ польскимъ королемъ Сигизмундомъ III, и имъ увезеннаго въ Польшу. По освобожденіи митр. Филарета, на основаніи Деулинскаго перемирія (1618) съ поляками, царь Михаилъ Ѳеодоровичъ совершилъ въ 1619 г. паломничество въ Унженскій монастырь съ цѣлью возблагодарить «за нѣкоторыя угодника Божія чудеса и помощь, оказанныя великому государю и родителямъ его во время ихъ печали». Въ 1619 г. состоялось и общее прославленіе преп. Макарія. Съ этого же времени Унженская обитель была «учинена наравнѣ съ Соловецкимъ монастыремъ», а игумены ея получили право ежегодно пріѣзжать къ царю и патріарху съ образомъ преп. Макарія и со св. водою послѣ дней празднованія преподобнаго (19-го января и 25-го іюля). Этимъ установлена была близкая связь игуменовъ съ государями. Особенно почиталъ монастырь царь Ѳеодоръ Алексѣевичъ (1676—1682).
Въ многолюдной и богатой обители, въ бытность патріархомъ Іоакима, обнаружились непорядки. Требовалось назначеніе туда опытнаго настоятеля. Выборъ патріарха остановился на игуменѣ Митрофанѣ.
Семь лѣтъ управлялъ послѣдній Унженскою обителью, оправдавъ полностью довѣріе патр. Іоакима. Въ 1680 г. освященъ былъ сооруженный имъ теплый каменный храмъ въ честь Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы, украшенный утварью и иконами.
Патріархъ, высоко цѣня св. Митрофана, поручалъ ему рядъ важныхъ дѣлъ, не относящихся непосредственно къ Унженскому мон. Въ 1677 г. онъ «дозиралъ святыя церкви въ ветлужскихъ селѣхъ». Въ томъ же году, иг. Митрофанъ, по патріаршему порученію, отбиралъ въ городахъ Галичѣ и Юрьевцѣ Повольскомъ въ монастыряхъ и церквахъ старопечатные служебники и безденежно раздавалъ служебники новой печати. Онъ былъ также назначенъ первымъ «десятильникомъ» Унженской области. Въ обязанности «десятильниковъ» (по нашему — благочинныхъ) входилъ объѣздъ два раза въ годъ своей «десятины» (отвѣчавшей тогдашнему уѣзду), съ посѣщеніемъ монастырей и приходовъ, обязанныхъ за то извѣстной данью имъ и архіереямъ.
Въ бытность св. Митрофана игуменомъ, въ обитель стекались богатыя пожертвованія. Особенно одарялъ монастырь ближній бояринъ и дворецкій Богданъ Матвѣевичъ Хитрово (1615—1680), близкій къ царю Алексѣю Михайловичу и извѣстный своимъ недоброжелательствомъ къ патр. Никону. Св. Митрофанъ цѣнилъ Хитрово за его попеченіе объ Унженской обители.
Привозя икону преп. Макарія въ Москву, св. Митрофанъ велъ бесѣды съ царемъ Ѳеодоромъ Алексѣевичемъ, относившимся къ нему съ большимъ уваженіемъ. Видѣлся онъ съ государемъ и совершая въ столицѣ чреду священнослуженія. Царь и остановилъ свой выборъ на немъ, когда возникъ вопросъ о назначеніи епископа въ новоучрежденную Московскимъ соборомъ 1681—1682 гг. Воронежскую епархію.
2 апрѣля 1682 г. состоялось поставленіе св. Митрофана во епископа Воронежскаго патр. Іоакимомъ въ сослуженіи съ шестнадцатью архипастырями. Новому іерарху пришлось задержаться въ Москвѣ для проведенія тамъ ряда неотложныхъ дѣлъ, связанныхъ съ ближайшимъ устроеніемъ вновь созданной епархіи.
Столица переживала тогда исключительное время. 28 апрѣля 1682 г. скончался царь Ѳеодоръ и обострился вопросъ о преемствѣ престола. Патр. Іоакимъ поддерживалъ Нарышкиныхъ, боярина А. С. Матвѣева, долголѣтняго сотрудника царя Алексѣя, ближайшихъ сподвижниковъ царя Ѳеодора, постельничаго И. М. Языкова и стольника А. Т. Лихачева, выдвигавшихъ царевича Петра, минуя старшаго Іоанна, рожденнаго отъ М. И. Милославской. Десятилѣтній здоровый, крѣпкій, съ дѣтства развитой, царевичъ Петръ, конечно, имѣлъ всѣ, — кромѣ законныхъ, — преимущества передъ 15-лѣтнимъ и малоумнымъ Іоанномъ. Онъ и былъ провозглашенъ царемъ. Съ этимъ не могли примириться Милославскіе, въ особенности же властная царевна Софія. 15 мая они, используя стрѣльцовъ, подняли возстаніе, закончившееся провозглашеніемъ царями Іоанна и Петра, царевны же Софіи правительницей государства. Большинство Нарышкиныхъ, Матвѣевъ и многіе другіе были убиты безчинствовавшими нѣсколько дней стрѣльцами. 25-го іюня епископъ Митрофанъ участвовалъ въ вѣнчаніи на царство Іоанна V и Петра I, причемъ подносилъ патріарху Іоакиму державу для врученія государямъ.
Страницы: 1 2 3 4 5

Православный календарь 6 декабря (23 ноября ст.ст.)

Рождественский пост.
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Свт. Амфилохия, еп. Иконийского (после 394).
Святителя Григория, еп. Акрагантийского в Сицилии (VI-VII).
Благоверного. вел. кн. Александра Невского, в схиме Алексия (1263).
Святителя Митрофана, в схиме Макария, еп. Воронежского (1703).
Святителя Дионисия I, патр. Константинопольского (XV).
Прпмч. Серафима (Тьевара) иеромонаха (1931),
Св. Иоанна Васильева исп. (1932),
Свщмч. Бориса (Воскобойникова), еп. Ивановского, (1937),
Свщмч. Елеазара Спиридонова пресвитера и мч. Александра (1937).
Сщмч. архим. Григория (Перадзе) пострадавшего в Освенциме (1942). (Груз.)
Мученика Сисиния, еп. Кизического (III).
Мученика Феодора Антиохийского (IV).
Святого Трудона, Маастрихтского

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Молитвы:
Блгв. вел. кн. Александра Невского. Тропарь, глас 4.
Яко благочестйваго корене/ пречестная отрасль был еси, блаженне Александре:/ яви бо тя Христос, яко некое Божественное сокровище Российстей земли,/ новаго чудотворца, преславна и Богоприятна./ И днесь сошедшеся в память твою верою и любовию,/во псалмех и пениих радующеся, славим Господа,/ давшаго тебе благодать исцелений,/ Егоже моли спасти град сей,/ и державе Российской Богоугодней быти,/ и сыновом Российским спастися.
Блгв.вел.кн.Александра Невского. Кондак, глас 8.
Яко звезду тя пресветлу, почитаем,/ от востока возсиявшую и на запад пришедшую:/ всю бо страну сию чудесы и добротою обогащавши/ и просвещавши верою чтущия память твою, Александре блаженне./ Сего ради днесь празднуем твое успение, людие твой сущий:/ моли спасти Отечество твое и вся притекающия к раце мощей твоих/ и верно вопиющия ти:/ радуйся, граду нашему утверждение.
Свт. Митрофана. Тропарь, глас 4.
Правило веры и образ кротости/ словом и житием пастве твоей, отче смиренномудре Митрофане, был еси./ Темже и во светлостех святых/ солнца светлейши возсиял еси,/ венцем нетления и славы украшаемь,/ моли Христа Бога/ стране нашей и граду твоему в мире спастися.
Свт. Митрофана. Кондак, глас 8.
Воздержанием тело духу поработив,/ душу же равноангельну сотворив,/ святительскою одеялся еси одеждою, яко венец священства,/ и ныне, всех Владьце предстоя,/ моли, всеблаженне Митрофане, умирити и спасти души наша.
Свт. Амфилохия и свт. Григория. Тропарь, глас 4.
Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их/ в мире управи живот наш.
Кондак Григория свт., глас 4.
Светолучными сиянии Церковь Святаго Духа световодит/ светлое совершающия твое успение,/ преподобие отче всеблаженне Григорие.
Ин кондак Григорию свт., глас 8.
Яко добродетелей учителя и святителем украшение/ Церковь, поющи тя, славит, Григорие,/ молитвами твоими подаждь чтущим тя любовию/ добродетелем исправление и соблазн избавление,/ яко непобедим.
Кондак святаго Амфилохия, глас 2.
Божественный гром, труба Духа,/ веры садоделателю и сечиво ересей, иерарше Амфилохие,/ Троицы угодниче великий,/ со Ангелы предстоя присно,/ моли непрестанно о всех нас.
Pages: 1 2 3