четверг, 11 октября 2012 г.

Священники большого города. Отец Антоний Лакирев

Александр Борзенко
 О ценности опыта школьного учителя для священнослужения, о самом сложном в жизни священника, о дарвинизме и христианстве и о практике исповеди

Возраст: 49 лет.
Образование: биологический факультет МГУ, Смоленская духовная семинария.
Место служения: Тихвинский храм города Троицка.

О преподавании
Преподавать мне хотелось с самого начала. Всю вторую половину 1980-х я занимался репетиторством, учил абитуриентов биологии — я этим зарабатывал. А в начале лета 1990 года отец Александр Мень (он знал, что я занимаюсь репетиторством, и я иногда с ним советовался по этому поводу) выдернул меня из очереди у креста и сказал, что сейчас организуется школа и там нужен преподаватель естествознания. И я согласился. Познакомился с Михаилом Васильевичем Смолой (основатель и директор Пироговской школы. — БГ). Таким образом я оказался в Пироговке.
Кроме биологии, я преподавал химию, географию, черчение и, совсем недолго, английский — что-то вроде домашнего чтения. Это был период, когда никого не было — в середине года нормальную училку не найдешь. Приходилось ложиться на амбразуру. А еще я одно время преподавал информатику.
Когда речь идет о вере, существует такое правило: нельзя отвечать человеку на вопрос, который он не задавал
Со временем то, как я преподаю, в чем-то изменилось. Может быть, это связано с возрастом, а может быть, с чем-то еще. Я постепенно становлюсь снисходительней. Наверное, потому, что я постепенно научаюсь уважать свободу детей быть такими, какие они есть. Для священника это необходимо, ведь, если ты не уважаешь свободу прихожан, ты ни на что не годишься. Один коллега говорил, что единственное, что требуется от священника, — он должен быть добрым. Может быть, так и есть, а все остальное факультативно.
О религиоведении и основах православной культуры
Однажды я некоторое время вел в 9-м классе факультатив по религиоведению. И вот это мне не понравилось. Я учу детей четверть века, я их насквозь вижу. И я видел реакцию — скучно. Тут даже не нужно искать специальных признаков, это сразу видно. С биологией гораздо проще: биология входит в федеральный стандарт, и мне не так важно — скучно детям или нет. Все равно требуется, чтобы дети так или иначе с моей помощью это превзошли. А с тем, что в федеральный стандарт не входит, все обстоит сложнее.
Когда речь идет о вере, существует такое правило: нельзя отвечать человеку на вопрос, который он не задавал. Удивительным образом Христос иногда — даже довольно часто — отвечает не на тот вопрос, который ему задают, но на тот вопрос, который у человека на самом деле есть. Так бывает, что у тебя в душе один вопрос, а на языке другой. Но невозможно говорить о религии в ситуации, когда слушатель никуда не может деться и лишен, по сути, свободы выбора, а вопроса то ли нет, то ли я не могу его нащупать.
Название предмета «Основы православной культуры» — это эвфемизм, то есть вранье
Не думаю, что преподавать религиозные предметы в школе в целом неправильно. Скорее, дело во мне: наверное, разговаривать с подростками на эту тему — не мое.
Впрочем, что такое основы православной культуры, я вообще не понимаю. Как преподавать православную культуру? Как правильно печь блины на Масленицу? Кому это надо, о чем тут разговаривать? А православная культура как таковая умерла, это как древний язык. Конечно, двум или трем людям на весь большой город позарез нужно изучать древнегреческий — флаг им в руки, барабан на шею. Но двум или трем — не больше. Поэтому у меня такое ощущение, что название этого предмета — эвфемизм, то есть вранье. Потому что сказать, что мы преподаем катехизис или Закон Божий, — вроде как неудобно. Такие вещи не проходят безнаказанно, и особенно в школе, потому что дети подобное вранье чуют печенкой — и их немедленно начинает тошнить, и это здоровая, правильная реакция, с которой ничего не поделаешь. Я тоже в университете сдавал экзамены по разным странным предметам, у меня в дипломе две тройки — по политэкономии социализма и по дарвинизму.
О Дарвине, теории эволюции и Большом взрыве
Мне кажется, что теория эволюции, представления о Большом взрыве и другие подобного рода вещи в современной науке — грандиозное свидетельство величия Творца.
Нужно понимать, что конфликт между дарвинистами и христианами — это, по сути, конфликт между дарвинистами и протестантами. Потому что именно для протестантов характерен библейский вербализм (представление о том, что Писание следует понимать буквально. — БГ). Это достаточно древняя вещь, возникшая еще у иудеев, — хотя у иудеев библейский вербализм не был единственным подходом. В истории православия тоже полно вербализма, но опять-таки, он никогда не был единственным представлением, а у большинства протестантов только такое и есть. И, честно говоря, я не очень понимаю, почему православные христиане должны в конфликте с дарвинизмом выступать на стороне протестантов, при том что исходная идеологема протестантизма — о том, что Слово Божье в части о происхождении мира следует понимать буквально, — нам не близка.
Многие научные теории через века опровергаются, но дарвиновская теория, как к ней ни относись, верна она или не верна, является одним из величайших достижений человеческой мысли за все 50 тысяч лет существования человечества. Мало что в истории интеллектуальной культуры сопоставимо по значимости с этой идеей. И этого достаточно для того, чтобы о ней рассказывать в школе. И вообще, в школе, как я уже говорил, существует федеральный стандарт — и преподаватель в любом случае обязан преподать программу.
О том, как становятся священниками
Я думаю, что у всякого священника с самого начала всегда есть призвание, которое он в какой-то момент осознает: в какой именно — зависит от перипетий личной биографии каждого; на то, чтобы осознать призвание и согласиться на него, нужны определенное время и усилия — все-таки решение стать священником подразумевает перемену жизни. Я осознал призвание довольно давно, еще в советское время. Однажды я пришел в церковь на службу и ясно почувствовал, что мое место здесь. Между этим моментом и тем днем, когда я откликнулся на это призвание, наверное, лет десять.
Когда у тебя уже есть некоторое направление и ты сам уже знаешь, что хочешь служить, — дальше слово за Богом: он устраивает рукоположение каким-то своим способом. Насколько я знаю из рассказов коллег, очень трудно отследить тот момент, когда нужный человек посмотрит в нужную сторону и примет нужное решение.
Теоретически существует некий механизм, с помощью которого становятся священниками — в каждой епархии есть семинария, люди ее заканчивают, пишут прошение правящему архиерею, анкету, автобиографию и прочее. Но на практике бывает по-разному. Например, какому-то священнику нужен в приход еще один священник. Он знает кого-то из семинаристов — очника или заочника. А бывает, сидит благочинный, ломает голову, что надо открывать приход в каком-нибудь разрушенном храме и надо кого-то туда поставить. Мне кажется, в этом одно из важнейших преимуществ христианства — у Бога нет общих решений ни для каких случаев. Теоретически правильной жизни не получается. Получается «как-то».
В моей жизни был период, когда я не мог подумать, что стану священником. Я закончил университет в 1985 году, а преподавать ушел в 1990-м. Продолжать заниматься наукой было бессмысленно — надо было или уезжать, или менять профессию. Считанные единицы из моего поколения остались и не сменили профессии, и им можно только аплодировать.
В эти пять лет я все-таки пытался заниматься наукой — не скажу, что совсем неуспешно, но и не особенно замечательно. И чем дальше, тем четче я понимал, что занимаюсь не тем, чем хочу. Мне казалось, что надо делать диссертацию, а на самом деле внутри было ощущение, что не надо этого ничего, что надо что-то другое. И так страшно — особенно для советского человека — поставить точку и бросить. Как? Какой ужас! Сейчас все-таки по-другому, а тогда переменить свою судьбу было страшно, хотя понятно, что никакой судьбы нет, а есть только твой ответ на призвание Божье. Это было время, когда я шел в противоположную сторону. И потом еще раз — когда я ушел из Пироговки и пошел работать директором в государственную школу — как бы поднялся по карьерной лестнице. Но тут уж мне гораздо меньше понадобилось времени, чтобы понять, что нужно драпать. Не потому, что плохая работа, а потому, что это не мое.
Я пытался чего-то достичь, добиться, сделать из своей жизни что-то несоответствующее замыслу Божьему, и что-то получалось, но я становился до такой степени несчастным, что жить дальше было невозможно. Мне в каком-то смысле повезло, потому что я успел осознать, что двигаюсь не туда, — раньше, чем уперся в стену лбом.
В 2001 году я уволился из директоров и поступил на заочное отделение семинарии.
Страницы: 1 2

Подвизаться с радостью…

Начало Здесь
 
  Публикуем продолжение беседы корреспондента AgionOros.ru с игуменом монастыря святого Павла архимандритом Парфением (Мурелатосом).
Старец Парфений, более 56 лет подвизающийся на Святой Афонской горе, – один из наиболее почитаемых в греческом мире духовников.



Как человеку почувствовать радость и духовное утешение от аскезы? Многие подвизаются без радости, словно через силу.
— Это божественное состояние, Божий дар. Когда человек начинает молиться и подвизаться, перестаёт судить других – он проявляет этим свою жажду быть вместе с Господом. И Бог никогда не оставляет его труд и стремление незамеченным.
Например, русские установили своеобразный «мировой рекорд»: великое число мужчин и женщин стали Христа ради юродивыми. Их жизнь была настоящим великим чудом! Они не судили власти и своих ближних, а всем сердцем хотели быть со Христом.
  Вспомним житие святителя Луки Войно-Ясенецкого. Какая у него была тяжелая жизнь! Сколько мучений, страданий, козней он претерпел. И несмотря ни на что, он находил способы и возможности проповедовать Слово Божие. Он жил в условиях гонений, но Благодать и духовная радость наполняли его жизнь. Сегодня память святителя Луки жива и множество чудес совершается по его молитвам.
Расскажите о добродетели послушания. Что она значит для монаха?
— Монах, который с первых шагов иноческой жизни не будет иметь духовного наставника, не будет оказывать послушания своему старцу, будет осуждать направо и налево – полностью опустошит себя. Если у инока есть самохотение, своеволие – значит он в состоянии прелести, вне себя.
Именно добродетель послушания освящает и спасает человека.
Послушание без рассуждения должен оказывать послушник своему старцу. Если он скажет ему выбросить какую-то вещь (например, вот этот стол) в пропасть – должен это сделать. Такое послушание угодно Богу.
Святитель Василий Великий, будучи епископом Кесарийским, однажды пришёл в один общежительный монастырь. Он спросил игумена:
— Есть у тебя монах, отличающийся своим послушанием?
— Да, есть такой.
— Приведи его сюда, я посмотрю на него.
Пришёл этот монах, и Василий Великий говорит ему: «Вымой мне руки». Он вымыл руки. Затем Василий говорит: «А теперь я тебе вымою руки», монах отвечает: «Как тебе угодно, Владыко».
Потом святой говорит:
— Когда я пойду в алтарь, напомни мне, чтобы я рукоположил тебя в дьякона.
Монах беспрекословно послушался и этого повеления. А святой, рукоположив его на следующий день во пресвитера, взял его с собой в епископию за его послушание.
Что Вы думаете об ежегодном отпуске монахов? Это явление получило в современных общежительных монастырях широкое распространение…
— Монах не должен с легкостью покидать свой монастырь и колесить по миру. Инок должен оставаться в своей обители.
Но все мы люди. Раз в три года, пять, семь, десять лет можно и навестить своих родителей. Я, например, первый раз выехал из монастыря через двадцать лет после принятия пострига. Все эти вопросы надо оставить на усмотрение игумена.
Что бы и когда бы ни делал монах – об этом должен знать игумен монастыря. Это особенно важно, потому что, когда человек действует в послушании своему духовному руководителю, Бог не попускает случиться с ним искушению.
Многие современные люди смущаются, когда видят масштаб православных монастырей (большие постройки, величественные здания, большие земельные владения). Что можно сказать по этому поводу?

Первые монахи на Святой Горе Афон жили в небольших хижинах и пещерах. Святой Афанасий Афонский, придя на Святую Гору, первое время тоже подвизался в небольших ветхих кельях. Но потом он основал Великую Лавру, размеры которой производят на нас впечатление и сегодня. Такой тип монастыря был раньше не характерен для Афона и деятельность преподобного не всем пришлась по душе. Большие здания, дороги, башни – всё это вызывало возражения и афонские отцы пожаловались на него императору и патриарху. И только с их вмешательством конфликт и недопонимание удалось разрешить.
Афанасий Афонский построил Великую Лавру не для того, чтобы нарушить традиции афонского монашества, а чтобы сохранить его на века. Деревянные каливы и кельи погибли бы при первом же пожаре, а монастырь святого Афанасия был построен таким образом, чтобы простоять до скончания века. Важно, что преподобный действовал по Божьему благословению. Не случайно экономиссой Великой Лавры является Сама Пресвятая Богородица1.
— Многие монахи смущаются комфортом в обители: мягкими матрасами, комфортными креслами…
— Смотри в чём тут дело. Во-первых у нас в монастыре (да и почти в каждой обители) есть люди немощные и пожилые. Им такие вещи необходимы и никакого духовного вреда не принесут. Если монах хочет, он может снять матрас с кровати, отнести его на склад и постелить себе вместо мягкой постели простое одеяло.

Если человек имеет доброе духовное расположение, подобные внешние вещи ему не повредят.
Но, естественно, роскошь в монастыре неприемлема. Всё должно быть в меру. Всегда можно найти золотую середину.
— Что Вы можете сказать о церковном пении?
— Партес и пение западного образца противоречат Преданию. Православным является византийское пение. Оно помогает нам молиться. Западные образцы церковного пения не для храма, а для улицы.
Какой совет можете дать по чтению духовной литературы?
— Ветхий и Новый Завет, толкования и святоотеческая литература.
Страницы: 1 2

Православный календарь 12 октября (29 сентября ст.ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Преподобного Кириака отшельника (556).
Обретение мощей святителя Иоанна (Максимовича), епископа Шанхайского и Сан-Францисского, Чудотворца (РПЦЗ).
Мученников Дады, Гаведдая и Каздои (IV).
Священномученика Иоанна, архиеп. Рижского (1934)
Преподобного Феофана Милостивого
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Тропарь преподобного Кириака глас 1
Пустынный житель, и в телеси Ангел,/ и чудотворец показался еси, богоносе отче наш Кириаче,/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцеляеши недужныя и души верою притекающих к тебе./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак преподобного Кириака глас 2
Чистотою душевною божественно вооружився/ и непрестанную молитву, яко копие, вручив крепко,/ ссекл еси демонская ополчения,/ Кириаче, отче наш,// молися непрестанно о всех нас.
Кондак преподобного Кириака отшельника глас 8
Яко поборника крепкаго и заступника, / чтущи тя священная лавра всегда,/ празднует летне памяти./ Но яко имея дерзновение ко Господу,/ от врагов находящих соблюди ны, да зовем:/ радуйся, отче треблаженне.
Pages: 1 2 3

ФСБ Обличает: ОУН-УПА – обыкновенный фашизм — часть 2

Бульбовцы, Мельниковцы, Бандеровцы

«В 1941 году не успели еще немцы подойти к старой советско-польской границе, как в Ровно явился Боровец Тарас, лет ему до 40, с отрощенной большой бородой, родом он из села Быстричи, Людвипольского района, Ровенской области. Боровец пытался устроиться на руководящую работу в Ровенскую областную полицию, но его почему то не приняли.

После этого Боровец поехал в Сарны, где сгруппировал вокруг себя бывших петлюровцев и организовал «Полисскую Сич», и в эту «Сич» стал вербовать население Полесья, т.н. Полищуков. Организация «Сич» была организована с согласия немцев.
В первое время Боровец вел борьбу с оставшимися в лесах Полесья частями Красной Армии.

Вооружением и продуктами питания Боровца снабжали немцы.
Тогда же Боровец назвал себя атаманом «Полесской Сичи» и присвоил себе псевдоним «Тарас БУЛЬБА».
В конце 1941 года штаб «Бульбы» начал издавать в Олевске свою газету, которая называлась «Полесская Сич».
«Бандеровцы» отнеслись к «Бульбе», как к самозваному атаману, называя его «Атаманией».
Операции по уничтожению оставшихся в селах Полесья частей Красной Армии «Бульба» проводил совместно с частями немецкой армии.
Создавая отряд до 3000 человек, «Бульба» поставил своей задачей отряд еще увеличить, за счет немцев его вооружить и одеть, а потом от немцев уйти, но немцы его замысел разгадали и попытались его обезоружить, но он скрылся в леса. Это относится, примерно, к осени 1942 года.
Отколовшись от немцев «Бульба» попрежнему вел борьбу против партизан, но стал нападать и на немцев.
Пытаясь привлечь «Бульбу» на свою сторону, немцы в конце 1942 года раза два с ним вели по этому вопросу переговоры, но они не увенчались успехом. Центрами «Бульбы» были Олевск и Сарны.
  Весной 1943 года немцы начали подвергать аресту «мельниковцев», были арестованы Улас Самчук и Демодолгопольский, Мисченко Андрей скрылся.
Основанием к аресту послужила помещенная в газете «Волынь» антинемецкая статья Улас Самчука под названием: «Так было, так будет». Кроме того Самчук направлял свои антифашистские статьи в бульбовскую газету под названием «Земля и влада», впоследствии «бульбовцы» издавали газету «Оборона Украины».

  После этих арестов остальные «мельниковцы» весной 1943 года ушли в подполье и соединились с «Бульбой»…
  Примерно в мае 1943 года «Бандеровский провод» издал приказ обезоружить «бульбовцев» и после этого между ними началась вооруженная борьба.
«Бульба» не согласился сложить оружие, сопротивлялся и в свою очередь обратился к «бандеровцам» с воззванием объединиться для совместной борьбы с немцами и советскими войсками за «самостоятельную» Украину.
«Бульба» предлагал для руководства вооруженными силами создать военный политический совет, в состав которого должны были войти представители от «Бульба» и «бандеровского» провода.
«Бандеровцы» согласились вести переговоры. Примерно летом 1943 года в селе Даничев, Мерижецкого района состоялась конференция по этим переговорам.
  В первый день конференции между «бульбовцами» и «бандеровцами» были достигнуты соглашения, но на второй день, когда должны были быть приняты окончательные решения, «бандеровцы» на конференцию не явились, а подвели в село Даничев свои отряды и продефилировали мимо дома, где находились представители «Бульбы» и на этом переговоры закончились.
Я лично считаю, что эти переговоры были сорваны по настоянию немцев.
Вооруженная борьба после неудавшейся конференции усилилась, но «Бульба» в печати продолжал призывать «бандеровцев» к «перемирию», прекратить братоубийственную войну.

После того, как «Бульба» не смог договориться с «бандеровцами», он в конце сентября 1943 года издал приказ свои отряды распустить, оружие спрятать и всем разойтись по домам.
Это мероприятие «Бульбы» « бандеровцы» описали в своей прессе, как его капитуляцию.
Зимой 1943/1944 г.г. издание «бульбовской» литературы снова оживилось. «Бульбовцы» издавали большое количество листовок, в которых разоблачали «бандеровцев», как агентов гестапо. Особенно характерная в этом вопросе листовка под названием «Зозулене яйце».
В конце декабря 1943 года «Бульба» по связям из села Тудоров прибыл в Гощу к Борису Галецкому в сопровождении одного из своих адъютантов.
В Гоще «Бульба» у Галецкого прожил 2-3 дня, где встретился с «бульбовцами» Николаем Бабинским – председателем районной «Просвиты» Гощинского района, Ящинским Евгеном. Эти указанные лица отправили его а Ровно, откуда он поехал через Варшаву в Женеву, где со слов «бульбовцев» Галецкого и Бабинского, он должен встретиться с Андреем Левицким, где подготовить материалы для выступления на международной арене по вопросам Украины. Среди «бульбовцев» также имели место суждения о том, что «Бульба» в Женеве должен вести переговоры с представителями английского правительства и, что якобы связь с представителями английского правительства по вопросу Украины уже установлена.
С 26 по 29 января я имел ряд встреч с «бульбовцами», связи села Тудоров, гощанского района. В разговоре с «бульбовцами» Ивасюком Вадимом, Долгополюком Петром, Сосновским Сеньком и Демчуком Ефимом они мне сообщили, что в Гощаковском районе находится близкий соратник «Бульбы» по боевой деятельности в прошлом «партизан», под псевдонимом «Кивай».
«Кивай», указанным мною выше «бульбовцам» дал указание – в Красную Армию по мобилизации не идти, 2-3 недели перепрятаться, а потом все «бульбовцы» будут организованном порядком отправлены в Полесские леса.
ХХХ
Среди «бульбовцев» также имеют место суждения о том, что предстоит, якобы, объединение «бандеровцев» с «бульбовцами» и что многие «бандеровцы» боясь перед народом ответственности за проделанные преступления, стараются перебежать к «бульбовцам».
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7