четверг, 27 сентября 2012 г.

Священники большого города. Отец Владимир Лапшин

Яков Кельберт
О том, почему церковь не прачечная, а Бог не бюрократ, о разных приходах и вербовке священников
  Отец Владимир Лапшин:
 Возраст: 64 года. 
Образование: Московская духовная семинария. 
Место служения: храм Успения Пресвятой Богородицы в Успенском Вражке (Москва).

 Как я стал священником
Если б я был неверующим человеком, я бы сказал, что это все случайно. В определенном возрасте я понял, что мне очень трудно совмещать мою профессию, работу с церковной жизнью. Я работал изыскателем, геодезистом, каждый год уезжал на восемь-девять месяцев в экспедиции. Мне было очень трудно, и в какой-то момент я понял, что надо менять работу. И мне отец Александр Борисов сказал: «Ты можешь попробовать поступить в семинарию». Были разные трудности. Поступить было нелегко. Когда я уже заканчивал семинарию, меня пытались вербовать. А когда я отказывался, мне говорили: «Ну вы же хотите стать священником? Вы понимаете, что никогда не станете священником, если не будете с нами сотрудничать?» Я тогда так сказал: «С одной стороны, умом я вроде бы понимаю, что, наверное, так. Но с другой стороны, я все-таки верующий человек, и сердцем мне верится, что в этой жизни не только вы решаете, но и Господь тоже что-то делает…» И действительно, через полгода после этого разговора я все-таки стал священником. Это был 1987 год, что-то стало меняться в нашем обществе. Страна готовилась к тысячелетию крещения Руси, Господь вмешался, и вот произошли какие-то чудеса.
Мне говорили: «Ну вы же хотите стать священником? Вы понимаете, что никогда не станете священником, если не будете с нами сотрудничать?»   
Отец Александр Мень, например, с детства, с рождения знал, что будет священником; у меня этого не было. Я до 30 лет был вполне неверующим человеком, только в 30 пришел в Церковь, стал молиться, ходить на службу. В 36 я поступил в семинарию, в 39 ее окончил. У меня все это очень трудно и поздно происходило.
О жизни прихода
Приход — это не комбинат ритуальных услуг. Это прачечная заинтересована в том, чтобы привлечь клиентов, в чем-то им уступить, а Церковь — это семья. А семья создается изнутри, а не снаружи, и заманивать в нее людей извне как-то странно. У нас рождаются дети — вот, на этой неделе родились два младенца, они здесь крестятся, воспитываются, растут, женятся. Часть прихожан со мной еще с тех пор, как я служил в подмосковном селе, а они были моими духовными чадами, затем в храме Космы и Дамиана — они и там были. И вот их дети родились, выросли и теперь уже сами стали мамами или папами. Здесь же они венчаются, дети их крестятся и опять становятся прихожанами этого храма.
 Как говорили многие святые отцы, спасаемся мы все вместе, а в одиночку, сами по себе, только грешим. 
Иногда кто-то приходит и говорит: «Мне с вами хорошо, можно я здесь останусь?» Если ты готов принять нашу общину, мы готовы принять тебя. Есть же такая поговорка, что со своим уставом в чужой монастырь не лезут. Если ты приходишь в этот приход и тебе здесь нравится, значит, ты принимаешь эту общину с теми правилами, которые в ней есть. Но, в принципе, никаких особых правил у нас и нет, единственное правило — не опаздывать на литургию и чаще ходить в церковь. Желательно каждую неделю или в крайнем случае раз в две недели. Вот и все основные правила.
Как говорили многие святые отцы, спасаемся мы все вместе, а в одиночку, сами по себе, только грешим. Господь говорит: «Царствие Божие среди вас». Оно вот, среди нас, в нашем общении. Святые отцы говорили: «Ты видел брата своего, ты видел Бога своего». Христос для того и пришел, для того и Церковь создал, для того и существует эта семья.
Как найти свой приход
К сожалению, часто бывает, что тот или иной приход ассоциируется с тем или иным священником, настоятелем. Мне кажется, это неправильно, потому что любой священник должен собирать людей не вокруг себя, а собирать вокруг Христа и вести их ко Христу. Конечно, у каждого прихода могут быть свои особенности, и каждый настоятель, будучи частью общины, оказывает определенное влияние на ее облик, но это должно быть как-то опосредованно. А не так, чтобы «каков поп, таков приход» и такова община.
Почему наши прихожане приходят именно в этот храм? Половину прихода я привел к вере, ко Христу, я их крестил, обратил, занимался их катехизацией; некоторые из них прошли через Православный университет отца Александра Меня. Кто-то, наверное, ходит из послушания: у нас много тех, кто проходил катехизацию у отца Георгия Кочеткова, и он им просто сказал: «Будете к Лапшину ходить» — вот они и ходят. А почему другие ходят, я не знаю.
 Это как рыбы ищут, где глубже, человек неверующий ищет, где лучше. А верующий человек делает хорошо там, где он есть. 
Церковь — это семья. Нельзя вокруг разных семей ходить — подыскивать. Это как рыбы ищут, где глубже, человек неверующий ищет, где лучше. А верующий человек делает хорошо там, где он есть. Неважно, в какой ты храм придешь, — куда пришел, там и делай хорошо. Не надо ходить и искать, «где мне понравится», «где мне подойдет».
Конечно, в приходе, как и в любой семье, есть свои правила, законы. Но если вас что-то совсем не устраивает в вашем приходе — добивайтесь, разговаривайте со священниками, пробуйте что-то изменить, просите, собирайте людей и делайте что-то вместе. Если не хватает любви, теплоты — несите это туда, создавайте!
Помню, как я сам приходил к отцу Александру Меню в Новую Деревню и говорил: «Отец Александр, мне здесь духовности не хватает». Он отвечал: «Не хватает духовности — поезжай в Лавру». Я один раз туда съездил, к тому же с маленькими дочками в воскресный день. После этого мне как-то сразу духовности в Новой Деревне стало хватать. Вот так и здесь, в нашем храме, прихожане говорят, что им чего-то не хватает, чего-то слишком много; я всегда прислушиваюсь, что-то советую.
Страницы: 1 2

Православная духовность. Глава 1-я. Определение понятия «православная духовность»

Митрополит Иерофей (Влахос)
Посвящается моим духовным чадам,
которые последовали «тернистыми путями» пастырского служения и монашеского жительства
Предисловие
Богословие Православной Церкви, по крайней мере в течение некоторого времени, переживало, как известно, состояние своего рода «вавилонского пленения» у бого­словской мысли Запада. Разумеется, речь идет не о святоотеческом богословии нашей Церкви, а о влиянии, ко­торое испытали православные богословские школы.

Это влияние проявляется главным образом в способе формулирования и изложения некоторых истин веры. В качестве примера можно привести понятие так называемо­го «удовлетворения божественной справедливости», мне­ние, согласно которому первородный грех есть наследст­венная вина, передающаяся от поколения к поколению. Результатом этого влияния стало обмирщение в Церкви, в частности в богословии и пастырстве. Следует сказать, что православный народ не претерпел подобного влияния и в большинстве своем остается верным Православному Преданию.
Сейчас многие стремятся обрести и пережить духов­ный опыт нашей Церкви. Этому стремлению способству­ют как богословские сочинения, так и церковные традиции благочестия. Православное Предание направляет и про­низывает всю церковную деятельность: проповедничест­во, пастырское служение, дела милосердия и благотвори­тельность.
Из Православия постепенно изгоняется варлаамизмкак принцип западного богословия и духовной жизни. Изучение и издание святоотеческих творений пробужда­ют интерес к православной церковной жизни, православ­ной духовности.
Однако совершенно необходимо определить основы православной духовности, поскольку нередко, обращаясь к учению святых отцов, мы воспринимаем его в известной мере в толковании западного богословия, то есть неко­торые аспекты святоотеческого учения понимаются не­верно. Таков случай с терминами «практис» (делание) и «теориа» (созерцание), которые часто используются, но при этом толкуются в западном ключе. И мы совершаем ошибку, если перетолковываем эти термины, а не употреб­ляем их в духе Православного Предания.
Содержание настоящей книги составляет краткое вве­дение в православную духовность. Автор не ставит своей целью в полном объеме исследовать данный предмет, а лишь намеревается совершить своего рода «малый вход» в область Православного церковного Предания.
Надо заметить, что смысл термина «духовность» при­менительно к Православной Церкви лучше было бы пере­дать словосочетанием «духовная жизнь», поскольку речь идет не о каком-то абстрактном состоянии (как в западном богословии), но о действии Святого Духа в человеке. Од­нако в этой книге несколько условно используется все же термин «духовность», при том что мы анализируем смысл этого термина с точки зрения Православного Предания и подчеркиваем отличие его от иного, ложного понимания духовности. Таким образом, с одной стороны, мы идем навстречу современному человеку, которому привычнее слово «духовность», а с другой — мы понимаем этот тер­мин в сугубо православном смысле.
В этой книге основные элементы православной духов­ности изложены простыми словами. Чтобы не слишком утомлять читателя, я опускаю многие ссылки, которые ин­тересующиеся могут найти в других моих публикациях.
Данная работа — всего лишь краткое введение, как уже было сказано, «малый вход». Блажен тот читатель, которому она поможет совершить свой «великий вход» в православную духовную традицию, как бы на «литургию верных», причаститься трезвящей и одновременно пьяня­щей благодати Святого Духа.
Архимандрит Иерофей (Влахос)

Страницы: 1 2

Православный календарь 28 сентября(15 сентября ст. ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Великомученика Никиты († ок. 372).
Святителя Акакия, исповедника, епископа Мелитинского (обретение мощей, III).
Мучеников Максима, Феодота, Асклиады (Асклипиодоты) († 305-311).
Обретение мощей первомученика архидиакона Стефана (415).
Преподобного Филофея пресвитера, в Малой Азии (Х).
Святителя Иосифа, епископа Алавердского († 570) (Груз.).
Преподобномученика Макария Солунского († 1523).
Мученика Иоанна Критского († 1811).
Мученика Порфирия († 361).
Бирюков Игнатий, архимандрит, преподобноисповедник
Бороздин Иоанн, протоиерей, священномученик
Цветков Николай, протодиакон, священномученик
Леонович Иаков, священник, священномученик
Новоникитская иконаБожией Матери
Молитвы:
Тропарь великомученика Никиты глас 4
Мученик Твой, Господи, Никита/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего:/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.
Ин тропарь великомученика Никиты глас 4
Крест Христов яко некое оружие усердно восприим, и к борению врагов притекл еси,/ и за Христа пострадав, последи огнем священную твою душу Господу предал еси,/ отонудуже и даров исцеления от Него сподобился еси прияти,/ великомучениче Никите./ Моли Христа Бога, спастися душам нашым.
Кондак великомученика Никиты глас 2
Прелести посек державу стоянием твоим/ и победы приим венец во страдальчествех твоих,/ со Ангелы, славне, радуешися,/ Никито тезоименитe,// с ними Христа Бога моля непрестанно о всех нас.
Тропарь первомученика и архидиакона Стефана глас 4
Царским венцем венчася/ твой верх от страданий,/ ямсе претерпел еси по Христе Бозе,/ мучеников первострадальче Стефане,/ ты бо, иудейское обличивый неистовство,/ видел еси твоего Спаса одесную Отца:/ Того убо моли о душах наших.
Тропарь первомученика и архидиакона Стефана глас 4
Подвигом добрым подвизался еси,/ первомучениче Христов, и апостоле, и архидиаконе Стефане,/ и мучителей обличил еси нечестие,/ камением бо побиен от рук беззаконных,/ венец от яже свыше десницы приял еси/ и к Богу взывал еси,
Ин тропарь первомученика и архидиакона Стефана глас 3
Апостолом совсельник/ и страстотерпцем первострадалец,/ Христов служитель, прехвальне Стефане,/ первее бо совершив мучения течение,/ безчисленныя роды человек равно Подвигоположнику Христу приведе./ Темже яко апостола и страдальца верховнаго/ чтуще тя, молим:/ моли Христа Бога/ даровати нам велию милость.
Кондак первомученика и архидиакона Стефана глас 6
Первый сеялся еси на земли Небесным делателем,/ всехвальне Стефане,/ первый на земли за Христа кровь излиял еси, блаженне,/ первый от Него победы венцем увязлся еси на Небесех,/ страдальцев начало,/ венечниче, мучеников первострадальне.
Кондак первомученика и архидиакона Стефана глас 3
Владыка вчера нам плотию прихождаше,/ и раб днесь от плоти исхождаше,/ вчера Царствуяй плотию родися,/ днесь раб камением побивается,/ того ради и скончавается,// первомученик и Божественный Стефан.
Pages: 1 2 3