суббота, 1 сентября 2012 г.

Слово Пятое

Продолжение. Начало читать Здесь
   Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне».
Братья, Господь наш и Бог Иисус Христос, слад­чайший Вседержитель и Владыка, создатель Ангелов и всей умной и чувственной твари, движимый Своим человеколюбием, из-за великой Своей милости и любви к роду нашему, не только подарил и дарит нам бесконечные дары Свои каждый день, час и мгновение, но и сегодня утром удостоил нас возможности Его про­славить, совершить святое Соборование и помазаться елеем ради нашей пользы. Да умилостивится Господь наш и по молитвам Пресвятой Владычицы нашей Бо­городицы и Приснодевы Марии и всех святых простит прегрешения наша, удостоит нас того, чтобы мы и эту жизнь прожили хорошо, в мире и любви, а после неё попали в Рай, чтобы радоваться и веселиться, про­славляя Святую Троицу.

В прежние времена люди были чистыми и могли разговаривать с Богом. Но затем, когда они согреши­ли и уже не были достойны беседовать со Своим Твор­цом, Святой Дух просветил сперва святых проро­ков, оставивших нам Священное Писание, затем свя­тых апостолов и наконец — Святых отцов, объяснив­ших нам книги нашей Церкви, чтобы мы знали, как строить свою жизнь.
В то время жил человек по имени Моисей. Он с раннего детства имел два дара в сердце своём: лю­бовь к Богу и любовь к ближнему. Подобает и нам, благочестивым христианам, иметь эти две любви. Иметь эти две любви — наше естественное состояние, а не иметь их для нас противоестественно. Какой же должна быть наша любовь в соответствии с волей Бога? Приведу вам слова нашего Господа, сказан­ные в Святом Евангелии: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас»1. Слы­шите, братья мои, что говорит Господь? «Как Я, ро­дившись, был положен в ясли с бессловесными жи­вотными, поруган, осмеян, бит, как Я, жаждал, го­лодал, был наг, принял крестную смерть, пролил кровь Свою за вас, чтобы изъять вас из рук диавола, из ада, так и вы должны любить Бога и своих братьев и, если понадобится, кровь свою пролить ради любви к ближнему».
Есть ли среди вас кто-нибудь, у кого была бы такая любовь к Богу и его братьям, как и у нашего Христа?
— Я, отче
— Чадо моё, совершенная любовь состоит в том, что­бы продать всё своё состояние и раздать вырученные деньги как милостыню, продать себя в рабство, и все полученные средства раздать нищим, не оставив себе ни одной монеты. Можешь сделать так, чтобы стать совершенным? Непосильным тебе это кажется? Тогда слушай дальше. Я расскажу тебе историю про одно­го епископа, который жил на Востоке. Из его провинции сто человек было взято в рабство. Он продал своё имущество и освободил всех, кроме сына бедной вдо­вы: у него не было денег, чтобы освободить мальчика. Тогда епископ сбрил бороду, пошёл к господину это­го ребёнка и предложил обменять себя на мальчика. Юношу освободили, а епископ стал рабом. Он претер­пел великие испытания, и Всеблагой Бог удостоил его дара чудотворения. Наконец господин освободил его, и он опять стал архиереем. Бог хочет, чтобы такую любовь имели и мы с вами. Есть ли среди вас кто-нибудь, обладающий такой любовью, кто сможет поступить, как владыка? Непосильным вам это кажется. Не мо­жете исполнить это, поступите по-другому: не прода­вайтесь в рабство — продайте лишь свои вещи и раз­дайте вырученные деньги как милостыню. Сможете? Если и это слишком тяжело, не раздавайте всего сво­его имущества: отдайте половину, треть, пятую часть. Если и это непосильно, — отдайте восьмую или деся­тую часть. Не можете и этого сделать, хотя бы не бе­рите чужого, не преследуйте и не клевещите на своих братьев. Если же и это невозможно вам выполнить, то, найдя брата своего лежащим в грязи и не желая ему помочь, хотя бы не делайте зла, оставьте его в покое.
Как мы хотим спастись, братья мои? Это нам тя­жело, другое тяжело... Бог милосерд и в то же время справедлив. В конце концов Он может нас и наказать.
У любви, братья мои, есть два свойства: давать нам силы на творение добра и умерщвлять зло. Пред­ставьте себе: мать берёт хлеб, чтобы поесть, но в это время её ребёнок начинает плакать. Забыв о еде, она спешит утешить своё дитя. Что движет матерью? Лю­бовь к ребёнку. Или, скажем, ребёнок плачет, когда мать болеет. И тут она сразу забывает о своей болезни и спешит к своему чаду. Что движет ею? Любовь. Если люблю тебя, то моя любовь сковывает мне руки, и я не смогу ни убить тебя, ни обокрасть, ни предать, ни ото­мстить, ни сотворить тебе другого зла.
Если я говорю тебе, что люблю тебя, то я должен любить не только тебя, но и твоего ребёнка, — толь­ко тогда моя любовь истинна. Если же скажу: «Тебя люблю, а сына твоего ненавижу», моя любовь к тебе ложная и грош ей цена. Если я говорю, что Бога люб­лю (хотя Его и не вижу), а тебя, моего брата, которого вижу каждый день, не люблю, то в таком случае я не кто иной, как лжец. Поэтому, братья мои, если хотим спастись, не будем искать здесь, на земле, ничего ино­го, кроме любви к Богу и нашим братьям.
Моисей постился сорок дней и ночей, очистился и стал подобен Ангелу. Так и мы, братья мои, долж­ны поститься, в особенности в среду (ибо в этот день Христос был предан) и в пятницу (когда Он был рас­пят). Сорок лет Моисей учился. Так и мы с вами тоже должны учиться, изучать науки, чтобы знать, как устроить свою жизнь. И если вы, родители, не выучились грамоте, так пусть хотя бы ваши дети будут грамотны. Неужели не видите, как одичал наш народ, — из-за нашей безграмотности мы уподобились диким зверям. Я советую вам сделать всё возможное, чтобы открыть в ваших селениях школы, чтобы вы понима­ли святое Евангелие и не пребывали во тьме.
Всеблагой Бог, видя доброе расположение Моисея, сделал его еврейским царём, и он правил целых со­рок два года. Также Моисей удостоился чести стать пророком. Что значит пророк? Пророк тот, кого Бог наградил даром знать прошлое и будущее. Так и мы, братья, если творим добро и соблюдаем заповеди Божии, Бог даёт нам, как и всеблагому Моисею, всё, что мы попросим у Него с чистым сердцем. Если же мы делаем зло, забываем о Божественных заповедях и вместо любви питаем друг к другу ненависть и враж­ду, тогда приходит диавол и отравляет наши сердца, так что мы и здесь живём плохо, и после смерти попадаем в вечный огонь ада.
В древние времена, братья мои, ненавистник добра диавол приложил все свои злые силы и склонил лю­дей к гордости, убийству, блуду, прелюбодеянию, му­желожству, скотоложству и творению таких постыд­ных дел, которые не совершает ни собака, ни осёл, ни другие животные. Самое страшное заключалось в том, что он подвиг людей к тому, что они стали поклоняться: кто солнцу, кто луне, кто морю, кто пти­цам или даже чесноку (как некоторые женщины). Мне кажется, и здесь среди нас есть женщина, которая прикладывает чеснок к голове своего ребёнка и воз­лагает свою надежду на него, а не на Господа. Завтра Бог умертвит её сына, и её сердце будет разрываться от боли. Сними чеснок с головы твоего чада. Всё ещё храните диавольские талисманы? Избавьтесь от них, если хотите, чтобы вас хранил Сам Бог.
Бог, желая уничтожить мир через потоп, пове­лел Ною построить на земле ковчег в триста саженей в длину, пятьдесят в ширину и тридцать в вышину. И строить его сто лет, чтобы люди спрашивали, для чего он это делает, а Ной отвечал им:
— Бог велел мне построить ковчег, так как соби­рается погубить этот мир.
— Ты сумасшедший, Ной. Что случилось? Зачем Богу губить этот мир? — говорили люди Ною.
Но тот продолжал свою работу. Не прошло и ста лет, как ковчег был построен. В то время нашлось только восемь праведных людей: Ной, его жена, трое сыновей и их невесты. Бог, желая сохранить их, повелел Ною обработать ковчег, чтобы в него не проникала вода, и взять собой по паре животных всех родов. Ной вместе с семьёй также вошёл внутрь ковчега и плот­но закрыл его. А люди кругом ели, пили, торговали, бесчинствовали...
Бог ждал, что они покаются. Разверзлись хляби не­бесные, и дождь полил на землю как из ведра. Люди стали бегать и кричать: «Ной, открой нам, чтобы и мы могли зайти в ковчег!» Благословенный Ной отвечал им: «А где вы были все эти сто лет, когда я вам гово­рил о грядущем потопе, а вы смеялись надо мной? Что же я теперь могу сделать?»
Вода поднялась на пятнадцать саженей выше са­мых высоких гор и затопила весь мир. Только восемь человек спаслись: Ной, его жена, трое сыновей и их невесты. Они и положили новое начало человеческо­му роду. Поразмыслите над словами Христа в Святом Евангелии: «Как было во дни Ноя, так будет и прише­ствие Сына Человеческого». То есть, как во времена Ноя люди не верили, а смеялись, пока внезапно не по­стиг их гнев Божий — потоп, погубивший весь мир, так и теперь, христиане, люди не верят во Второе прише­ствие Господа.
Знаю, что и надо мною смеются, говоря: «Теперь пришёл ты, противный монах, чтобы нести здесь отсебятину».
Слова, которые я говорю вам, не мои, а Духа Святого. Мои — только мои грехи. Кто хочет, пусть верит, каждый наделён свободной волей и может поступать, как пожелает.
Я лишь исполняю свой долг, свою работу.
Я обманулся, братья, в молодости мне казалось: «Буду грешить, пока есть возможность, а когда соста­рюсь, то начну делать добро и спасусь». Теперь я стар, грехи пустили корни, и я уже не могу сделать ниче­го хорошего. Итак, будьте внимательны, благородные братья, чтобы не случилось с вами то же, что и со мной, и, пока есть время, творите добро, чтобы спастись.
Через триста лет после Воскресения Христова Всеблагой Бог послал нам святого Константина, ко­торый установил христианское царство. Это царство просуществовало тысячу сто пятьдесят лет. 2 Затем Бог забрал власть у христиан и передал её туркам, пришедшим с Востока, сделав это ради нашего же блага. И вот уже триста двадцать восемь лет этим царством владеют турки. В те времена христиане пошли к султану и попросили даровать им три воз­можности: право строить церкви, право хранить вос­кресенье, не устраивать в этот день базаров, и пра­во иметь школы для обучения своих детей. Бог про­светил султана, и он дал христианам просимое (всё это записано в султанском указе, который хранит­ся в Константинополе). И что? Разве достойны были турки иметь царство? Но Бог дал им его ради наше­го же блага. Почему же Бог не призвал другого царя, ведь рядом с нами столько разных государств, а при­звал издалека, из Красной Яблони3, турок и подарил им наше царство? Потому что Бог знал, что другие народы4 повредили бы нашу веру, турки же нет — дай им денег и можешь делать, что хочешь. Чтобы мы не погибли в аду, даровал нам Бог турка, словно пёс нас охраняющего. На что похоже то, что сделал Бог? Мне кажется, что на тебя. У тебя есть ребёнок, и он мёрз­нет. Что ты сделаешь? Положишь перед ним несколь­ко угольков, чтобы он согрелся. Но ребёнок ещё со­всем неразумный малыш, он тянется ручками, чтобы схватить угли. А ты что делаешь? Чтобы твой ребё­нок не обжёгся, движимый своей любовью, ты забе­рёшь угли и скажешь: лучше пусть моё дитя замёрзн­ет, чем сгорит. Потому что если замёрзнет — ещё сможет согреться, если сгорит — его уже не вылечить. Так поступил и Господь: видя, что нам грозит опас­ность попасть в ад, движимый Своей великой любо­вью, которую он питает к нашему народу, Он забрал у нас это ложное царство, чтобы взамен подарить царство истинное. Христос был распят не для того, чтобы даровать нам тщетное, временное царство, но Царство Небесное и вечное. Теперь наш долг — тыся­чекратно прославить Бога за Его благодеяние. Про­сить Его прежде всего о нашем царе — султане и всех правителях, чтобы Господь просветил их и они пра­вили мудро и справедливо.
Подобным же образом радуйтесь и веселитесь, когда отдаёте ваши долги: харадж, десятину5. Как мученики обрели Рай своей кровью и аскеты своей подвижнической жизнью, так и христиане своими деньгами, которыми платят подати, покупают себе Рай6.
Женщина, когда рожает, испытывает большую боль. Но когда родит, от радости тотчас забывает об испытанных страданиях, зная, что родила в мир но­вого человека. Так и вы, христиане, радуйтесь, ког­да платите, и думайте не о деньгах, которые вынуж­дены отдать, а о награде, которую получите во Второе Пришествие нашего Христа. Когда достаёшь бу­магу на уплату хараджа, что этим показываешь? То, что ты православный христианин. Относись к этой бу­маге как к своему кресту, ты платишь её ради любви ко Господу.

Страницы: 1 2 3 4

Православный календарь 2 сентября (20 августа ст. ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Святого пророка Самуила
Собор Московских святых
Святые мученики Севир и Мемнон сотник и с ними тридцать семь мучеников

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Тропарь пророка Самуила
глас 2
Дар многочестен дан бысть неплодней утробе/ и принесен в жертву, яко всесожжение благоприятно, Господеви своему,/ послужив Тому в преподобии и правде,/ тем тя почитаем, пророче Божий Самуиле,// яко молитвенника о душах наших.
Ин тропарь пророка Самуила глас 5
От матере умоленный, тезоимените дания Божия,/ от Бога звания во младенчестве сподобися,/ честный пророче Самуиле,/ добре пасый непокоривыя люди/ и царем явивыйся устроитель,/ и о нас, верно чтущих тя, моли Истиннаго Бога,/ да спасет души наша.
Ин тропарь пророка Самуила, общий глас 2
Пророка Твоего Самуила память, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:/ спаси души наша.
Кондак пророка Самуила глас 8
Яко многочестный дар, прежде зачатия вдан Богу,/ и из млада Тому, яко Ангел, послужил еси, всеблаженне,/ и сподобился еси предбудущая вещати./ Темже вопием ти:// радуйся, пророче Божий Самуиле, архиерею великий.
Ин. кондак пророка Самуила глас 8
Помазателю царский,/ паче же святаго боговидца Давида,/ великий Самуиле,/ потщися умолити о нас,/ да помажемся Святаго Духа мастию/ и будем странни неприязни,/ якоже Давид нечистому духу Саулову
Pages: 1 2 3