пятница, 7 декабря 2012 г.

Гибель империи

 Урок еще не окончен
Александр Данилов
Бытует мнение, что моему собеседнику известны самые сокровенные тайны президента России. Кроме того, архимандрита Тихона (Георгия Шевкунова) называют человеком, близким к ФСБ. Но наша беседа с наместником московского Сретенского монастыря, ответственным секретарем патриаршего совета по культуре, членом Высшего церковного совета РПЦ началась не с вопроса о Путине и чекистах. Мы говорили о его литературной деятельности.

Год назад отец Тихон написал книгу под названием «Несвятые святые» и другие рассказы». Ее герои — миряне, священники и монахи Псково-Печерской обители. Недавно это произведение попало в список финалистов престижной литературной премии «Большая книга». К слову, несколько лет назад документальный фильм «Гибель империи. Византийский урок», сценаристом которого был автор «Несвятых святых», получил еще одну награду — статуэтку «Золотого орла», присуждаемую Национальной академией киноискусства России.
Однако дело даже не в премиях. Общий тираж книги отца Тихона на сегодняшний день составляет 1 млн. 100 тыс. экземпляров. До этого в России столь массово издавались только романы о Гарри Поттере. «В чем причина такой популярности, что ищут читатели в «Несвятых святых»?» — поинтересовался я.
— Сейчас Церкви уделяют много внимания. И зачастую о ней отзываются негативно. В жизни священников или монахов находят недостатки, которые, безусловно, имеют место. Хотя многое — просто плод фантазий. Но людям, видимо, хочется узнать, понять, почему человек приходит в храм, что, грубо говоря, он может там получить. Это вообще сегодня один из основных вопросов: «А что мне дадут в церкви?» Я не ставил себе задачу дать на него ответ. Было желание рассказать о Церкви, бытие которой сильно отличается от привычного многим мира, о том, что, как правило, скрыто от человека, не знающего глубоко жизнь храма и монастыря. И самое главное, о чем сказано в «Несвятых святых» — об общении человека и Бога, и как удивительно и прекрасно это происходит. Вот, пожалуй, главные цели, которые я ставил перед собой, приступая к работе над книгой.
— И вы добились своего?
— Если удалось хоть немножко приоткрыть полог, скрывающий от обыденного мира подлинную церковную жизнь, если хоть на йоту это получилось, то для меня это огромное достижение. Но здесь уже судить не мне, а читателям.
— «Несвятые святые» были переведены на несколько иностранных языков. Давайте уточним, на какие.
— Греческий, сербский. Месяц назад в библиотеке конгресса США состоялась презентация английского перевода. Весной в Париже будем представлять ее французский вариант. И сейчас уже заключены договоры о переводе на румынский, болгарский, шведский, испанский, китайский и арабский языки.
— Наверное, в первую очередь вашу книгу публикуют те, кто связан с выпуском церковной литературы?
— Нет, в большинстве своем этим занимаются светские издательства.
— А отзывы зарубежных читателей до вас доходили?
— Да. И они очень теплые. Сужу по мнению греков, сербов и американцев. Добрая реакция, разумеется, не может не радовать. Причем в США книгу читают люди неправославной культуры — протестанты, например.
— Вы этим удивлены?
— Буду откровенен, эти отклики для меня стали неожиданностью.
— Российские либералы, ознакомившись с тем, что вы написали, сделали вывод: «Несвятые святые» — книга о том, как монахи Псково-Печерского монастыря боролись с советской властью. Что вы об этом думаете?
— В книге есть история о том, как в пятидесятые-шестидесятые годы братия мужественно отстаивала свою обитель. Рассказ совершенно реален. Но чтобы прям уж так боролись с советской властью... Не было у них такой задачи. Они знали, что эта власть рано или поздно рухнет, а торопить события — не в их компетенции.
Горькие плоды информационных полей
— На ваш взгляд, как должны строиться отношения церкви и государства?
— Я бы использовал здесь слово «симфония». Приведу пример. При нашем Сретенском монастыре есть детский дом, где работаем и мы, и представители государства. Субсидируется это учреждение из казны и за счет средств Церкви. Вот это и есть симфония, о которой я говорю. Сейчас мы участвуем в разработке государственной стратегии в области культуры, образования и воспитания. Это тоже образец симфонии — т. е. объединенных усилий Церкви, общественности и институтов власти. И такая модель отношений была испытана веками. Три года назад мы начали кампанию по противодействию детскому и подростковому пьянству. Здесь тоже — совместные усилия. Не говорю уже об охране нашего церковного и культурного достояния — древних храмов и монастырей.
— Но если бросить взгляд в прошлое, мы увидим, что почти три столетия подряд — от Петра Великого до Февральской революции — делами церкви ведали не патриархи, а чиновники, занимавшие должность обер-прокурора Святейшего правительствующего синода.
— Неправильно, антиканонично, когда государство берется управлять Церковью. Но все же это было не «мертвое время» для Церкви. В «синодальный период» просияли великие святые Киево-Печерской лавры, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский. Но все же вмешательство чиновников в жизнь Церкви пользы ей не приносило. Сейчас уникальное своего рода время, когда никакого государственного давления Церковь не чувствует. Долго ли это продлится?..
— В нынешнем году для российских СМИ одним из главных ньюсмейкеров была церковь. Она попала под шквал яростных информационных атак: скандал с часами патриарха Кирилла, дело Pussy Riot и т. д. В чем, по-вашему, была причина этой шумихи?
— Церковь стала занимать в жизни России столь важное место, что многим это пришлось не по вкусу. Есть люди, которых просто тошнит от одного упоминания о патриархе, епископах, священниках, верующих мирянах. И на них были рассчитаны эти хорошо спланированные акции.
Однако нельзя сказать, что нет нашей вины. Необходимо больше внимания обращать на благочестие духовенства. Или, выражаясь мирским языком, строже следить за дисциплиной священнослужителей. Нужно сделать так, чтобы даже те редкие случаи их недостойного поведения, о которых мы знаем, были сведены к минимуму.
Но нельзя не заметить и того, что пресса с большим усердием выпячивает малейшие негативные стороны церковной жизни. Но при этом молчит о многих сотнях детских домов, о больницах, о помощи огромному числу людей, о 35 000 восстановленных храмов и монастырей, о многих других проектах, в которых приняла участие Русская православная церковь.
С другой стороны, нельзя конечно же, закрывать глаза на вопиющие факты. Когда священник в пьяном виде наезжает на людей — об этом обязательно нужно писать и говорить.
Страницы: 1 2

Православный календарь 8 декабря (25 ноября ст.ст.)

Рождественский пост.
В этот день:

Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Священномученика Климента, папы Римского (101),
Святителя Климента Охридского.
Священномученика Петра, архиеп. Александрийского (311).
Преподобного Петра, молчальника (ок. 429).
Священномученика Серафима, архиеп. Смоленскиго,
Мученик Николай Копнинский (1938)

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Молитвы:
Введения во храм Пресвятой Богородицы. Тропарь, глас 4.
Днесь благоволения Божия предображение, / и человеков спасения проповедание, / в храме Божии ясно Дева является, / и Христа всем предвозвещает. / Той и мы велегласно возопиим: / радуйся смотрения Зиждителева исполнение.
Введения во храм Пресвятой Богородицы. Кондак, глас 4.
Пречистый Храм Спасов,/ многоценный Чертог и Дева,/ священное Сокровище славы Божия,/ днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи,/ яже в Дусе Божественном,/ Юже воспевают Ангели Божии:/ Сия есть селение небесное.
Тропарь Климента и Петра общий, глас 4.
Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их/ в мире управи живот наш.
Тропарь Климента, глас 4.
Иже от Бога чудодействы/ преславно удивляя вселенныя концы мира,/ священный страдальче,/ паче естества морю составы водам содеваеши разделение/ в честней памяти твоей/ всегда притекающим усердно в Богозданную ти церковь/ чудесным твоим мощем,/ и по всенародном
Тропарь Петра, глас 8.
От вышняго суда Христова предстательствова стаду,/ на пажитех благожизненных упасл еси всемудрыми твоими догматы,/ отгнав Ария, яко волка некроткаго,/ вшедшаго в них безбожными учении./ Темже и душу твою положил еси за них,/ пастырь нареклся еси, яко рече Господь,/ иерарше Петре блаженне,/ моли Христа Бога грехов оставление даровати/ чтущим любовию святую память твою.
Кондак Климента и Петра общий, глас 4.
Церкве недвижимии и Божественнии пиргове,/ благочестия Божественнии столпи воистинну крепцыи,/ Клименте с Петром всехвальнии,/ вашими молитвами соблюдите вся.
Кондак Климента, глас 2.
Божественнаго винограда священноодеянна/ всем лоза явися,/ каплющи сладость премудрости,/ молитвами твоими, всечестне,/ да тебе исткану, яко багряницу,/ песнь мысленную принесем,/ Клименте святе,/ спаси рабы твоя.
Кондак Петра, глас 3.
Православными повелении Церковь просветил еси,/ за нюже и пострадав, Богоблаженне отче,/ Ария отступника отгнав,/ темже твою пречестную память совершающе,/ православно вопием:/ радуйся, Петре, каменю вере.
Тропарь святителя Климента Охридского, глас 4.
Словесы наставил еси языки в веру Христову,/ делы же возвысил еси себе к Божественней жизни,/ святителю Клименте равноапостольне,/ чудесы сияя приступающим к тебе верно/ и знаменьми озаряя Церковь преславно,/ сего ради честную твою память славим.
Ин тропарь святителя Климента Охридского, глас тойже.
Яко труба Архангела Божия/ оглашавши роди словенстии на вся веки/ и к чудеси преславному утверждения людей твоих в Православии/ прилагавши неиждиваемо чудеса велия даже доныне./ Темже с любовию почитаем присночестную память твою,/ святителю Клименте равноапостольне, и молим:/ молися о душах наших.
Кондак святителя Климента Охридского, глас 3.
Храм твой, святе, врачевство духовное/ преславно показуется верно приступающим,/ всех бо различных болезней избавляет,/ страсти же душ всяческия усыпает./ Сего ради тя, всеблаженне,/ тепла предстателя именуем.
Pages: 1 2 3

Старец Порфирий Кавсокаливит (Баирактарис)

Мы знаем, что до конца мира не оскудеет благодать, обитающая во святых угодниках Божиих.
Старец Порфирий Кавсокаливит (Баирактарис)  Местночтимый святой  Элладской Церкви  Икона написана в Святой обители Преображения в Милесси Старец Порфирий Кавсокаливит (Баирактарис). Местночтимый святой  Элладской Церкви. Икона написана в Святой обители Преображения в Милесси
И тем не менее, когда самому приходится столкнуться с носителем этой благодати, то кажется, что стал невольным свидетелем времен древних и прикоснулся к одному из отцов, не принадлежащему к нашему времени. Одним из таких носителей благодати Божией и был блаженной памяти старец Порфирий, с которым Господь сподобил меня встретиться.

Духовные дары отца Порфирия кажутся невероятными в наше рациональное время. Его восприимчивость ко всему окружающему была сверхъестественной, по сравнению с нашим падшим состоянием. Он понимал язык птиц и знал все о них, откуда они прилетели и куда они держат свой путь. Он мог внутренними очами созерцать самые недра земли, бездны морские и недосягаемые космические пространства. Он видел залежи угля и нефти, он видел древние города, погребенные под землей, видел древние события так, как будто он являлся непосредственным свидетелем их, видел места освященные молитвой, видел ангелов и нечистых духов, видел саму душу человека. Он мог взглянуть на человека и сразу определить его болезнь телесную и душевную. Ему были открыты тайные помышления человеческие. От его прикосновения люди исцелялись, хотя сам он всю жизнь болел и никогда не просил Господа о том, чтобы самому быть исцеленным. Он никогда не искал ничего для себя, но только для славы Божией и пользы ближнего. Кроткий и смиренный, отец Порфирий с годами только приумножал в себе эти благодатные дары, никогда не приписывая их себе, но только Богу.
Старец Порфирий, в миру Евангелос Баирактарис, родился 7-го февраля 1906 года в Греции, в селе святого Иоанна Карустия, около Аливери, в провинции Эвиа. Его родители были бедные, благочестивые крестьяне. Все образование Евангелос получил в двух классах начальной сельской школы. Работал он с малых лет, сначала дома по хозяйству, пася овец, работая в огороде, а затем в 8-летнем возрасте на угольной шахте, а позже за прилавком магазина.
В ранней юности Евангелос прочел житие святого Иоанна Кушника. Оно на него произвело такое сильное впечатление, что он решил все оставить и уйти на Святую Гору Афон. Много раз он пытался туда попасть, но каждый раз что-то препятствовало. Наконец, когда ему исполнилось 14 или 15 лет, он достиг Святой Горы.
Господь так устроил, что на корабле, на котором плыл Евангелос из Солуни на Афон, находился и его будущий старец иеромонах Пантелеимон. Он сразу взял юношу под свое покровительство и, выдав его за своего племянника, помог ему попасть на Святую Гору, ибо в таком юном возрасте туда не пускали.
По прибытии на Афон отец Пантелеимон взял Евангелоса в свою Георгиевскую келию на Капсокаливии, где он подвизался вместе со своим братом — отцом Иоанникием. В этой келии когда-то спасался известный старец Хаджи-Георгий.
Таким образом Евангелос приобрел сразу двух опытных наставников. Он с радостью предал им себя в полное послушание. Единственно на что он мог пожаловаться так это на то, что старцы не достаточно много от него требовали. Он ходил все время босой — зимой и летом — по горным, каменистым тропам Святой Горы, мало спал, укрываясь одним одеялом, а ложем его был твердый пол его келии. Жил он всегда в келии с открытым окном, даже когда на дворе шел снег. Работал он без устали: вырезал по дереву, колол дрова, собирал улиток, носил на спине издалека мешки с землей для огорода, ибо Капсокаливия довольно скалистое место и само по себе там ничего не растет.
Все послушания, возлагаемые на него старцами, он исполнял с радостью. Однажды они поручили ему собирать улиток на отлогих скалистых склонах. Забравшись высоко по сыпучим камням, юный послушник устроился на краю пропасти и стал складывать улиток в свой мешочек, как вдруг камни под ним покатились вниз и он вместе с ними низринулся в пропасть. С его уст едва успел сорваться крик: «Пресвятая Богородица!,» — и тут же какая-то сила взяла его и поставила на противоположной стороне этого ущелья. Весь дрожа от волнения, с благодарностью в сердце к Преблагословенной Владычице, вернулся Евангелос в свою келию совершенно невредимым.
Юный подвижник не знал праздности и у него не было ни одной свободной минуты, ум и сердце его все время были заняты молитвой. Он научился хорошо читать и помогал старцам на клиросе и сам постоянно читал в келии святое Евангелие, которое знал почти наизусть.
Георгий Папазахос, профессор медицинского факультета Афинского университета, который много лет был личным врачом старца Порфирия, рассказывает со слов старца следующий случай.
  "Когда мне было 16 лет, — рассказывал ему отец Порфирий, — однажды, после приобщения Святых Таин, я почувствовал такую любовь ко Христу в своем сердце, что счел необходимым уединиться в лес и там стал молиться. Душа моя взывала к возлюбленному Господу: «Слава Тебе, Боже! Ты во мне, ничтожном грешнике. Ты, мой Христос, распятый за меня, претерпевший муки ради меня и понесший грехи мои. Чем я могу отблагодарить Тебя? Какие страдания я могу понести за Тебя? Господи, пошли мне рак! Пошли мне, Господи, рак, чтобы я мог пострадать с Тобою.» Он стал постоянно повторять эту молитву, а затем исповедал это своим старцам. Они посоветовали ему больше так не молиться, ибо Господь лучше знает, что ему нужно. С тех пор он никогда уже не просил болезни. «Но, — заключил старец, — Господь в конце концов послал мне рак, хотя и на склоне моих лет. Так что я могу пострадать с Ним хотя бы немного.»

Неизвестно когда точно, но очевидно вскоре после его водворения на Афоне, Евангелос принял монашество с именем Никита.
Однажды юный Никита, придя рано в церковь, стоял в темном углу и молился. Тут в храм вошел 90-летний русский старец, монах Димитрий, бывший офицер царской армии. Оглядевшись по сторонам и никого не заметив, он стал на молитву, делая земные поклоны. Во время молитвы старца осияла такая благодать, что он стоял посреди храма не касаясь пола. Божественная благодать, излившаяся на святого старца, коснулась и юного инока Никиты, сердце которого готово было принять ее. Его чувства не подлежат описанию. По пути назад в келию, после приобщения Святых Таинств, его сердце переполняла такая радость и любовь к Богу, что, воздевши руки к небу, он громко восклицал: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!.»
Он всю свою жизнь хранил благодарную память об этом русском старце, через которого Господь возродил его Своей Божественной благодатью.
Когда я посетил отца Порфирия в 1986 году, уже слепого и прикованного к одру болезни, то он, узнав откуда я, тут же вспомнил русского монаха Димитрия и, прослезившись, сказал, что его старец был русский, и попытался произнести единственные русские слова, которые он знал: «Пресвятая Богородица, спаси нас!» Весь облик старца, как он мне запомнился на всю жизнь, излучал свет, радость и любовь, это был самый светлый человек, которого мне пришлось когда-либо встретить. Выйдя из его келии, я чувствовал, что у меня выросли крылья, я не шел, а летел по монастырской тропинке. Об этом чувстве после общения со старцем свидетельствуют все у него побывавшие.
После того, как юный инок Никита сподобился стать причастником Божественной благодати, в его жизни произошли значительные перемены. Господь исполнил его духовных даров, подобно тому, как исполнил апостолов после сошествия на них Святого Духа в день Пятидесятницы.
Первый раз эти дары явно проявились, когда его старцы возвращались к себе в келию из дальнего путешествия, и отец Никита издалека увидел их. Он видел их так, как будто он был рядом с ними, хотя они находились вне его поля зрения. Он исповедывал происшедшее своему старцу, отцу Пантелеимону, который посоветовал относиться к этому дару с большой осторожностью и никому об этом не говорить. Отец Никита строго следовал этому совету до тех пор, пока ему не было повелено больше не скрывать его.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Старец Порфирий (Баирактарис): Да будут все едино



С читателями «Татьяниного дня» архимандрит Георгий поделился своими воспоминаниями о своем духовном отце старце Порфирии (Баирактарисе).

Встреча со старцем
Старец Порфирий был великим старцем не только для Греции, но и для всего православного мира, и для России. Он всегда говорил, что благодать от Бога он получил через русского подвижника старца Димаса в Кавсокаливах на Афоне. Старец Порфирий пришел туда в возрасте двенадцати лет. И до последних мгновений жизни вспоминал того русского аскета.
– Как Вы познакомились со старцем Порфирием?
–  Это произошло в 1985 году. Уже тогда он был известен в Греции. После первой встречи в моей душе появилось горячее желание встретить его снова и спросить, есть ли воля Божия стать мне монахом. В декабре того же года я вернулся к старцу. Посетителей в тот момент у него не было. Он встретил меня словами: «Я ждал тебя».

Отец Порфирий с духовными чадами
Я спросил о монашестве. «А чем ты занимаешься?», – поинтересовался он. «Несу воинскую службу в Афинах». Он переспросил: «Чем-чем?» Тогда я ответил, что у меня есть большой участок земли, на котором я посадил много оливок и хотел в дальнейшем заниматься земледелием, чтобы быть ближе к Богу. Он описал в деталях мой участок и добавил: «Напротив того склона, где ты посадил оливки, находится монастырь Богородицы. Между монастырем и твоим участком есть река, но вода в ней на зиму пересыхает…» Я в недоумении слушал его, думая, откуда же все это ему известно. Он тотчас ответил на мои мысли: «Откуда я это знаю? С детства я жил с подвижниками на Святой горе Афон. Я и сейчас там» (хотя беседовали мы в Мелеси). Тут я понял, что Господь посреди нас, и Он открыл старцу мою жизнь. Это был потрясающий опыт!
Дальше Геронда сказал, что на вершине участка стоит домишко. Я ответил, что там у нас действительно есть один сарайчик. «На том месте  хорошо бы устроить небольшой монастырь», –  озвучил он мою сокровенную мечту, о которой не знал никто, кроме Господа. Я спросил отца Порфирия: «Геронда, откуда Вы это знаете?» Он ответил: «Я просто это знаю». Так старец Порфирий покорил мое сердце. Он дал мне номер телефона, по которому ему звонили духовные чада. И попросил меня хранить втайне наш разговор и его дар прозорливости: «Поезжай в Трикалу, никому не рассказывай о том, что я сказал тебе, и все так и произойдет».

Келья старца Порфирия в Священном Исихастирии Преображения Господня в Милеси
Мы попрощались. В келью зашли два военнослужащих, с которыми сперва Геронда отказался говорить. Один из них заплакал. Старец увидел его огорчение и пригласил к себе в келью со словами: «Заходи, земляк Феодора» (так меня звали в миру). Тот стал сопротивляться: «Нет, я родился в Сербии». Но Геронда настаивал: «Ты из Трикалы». Тогда юноша вспомнил, что на самом деле его отец был родом из Трикалы! Выйдя из кельи старца, он радостно сообщил мне: «Старец Порфирий сказал, что ты станешь монахом» (а мне на мой вопрос о монашестве Геронда не ответил). В тот миг я ощутил и радость, и огорчение одновременно. Радость от того, что узнал правду, и моя душа упокоилась, и огорчение потому, что не хотелось рвать связи с миром, с семьей, да и вообще со всем, что у меня было.
Вот так мы познакомились со старцем Порфирием. Накануне Пятидесятницы 1999 года он позвал меня к себе, чтобы спросить о моей жизни (в то время я был послушником в Кавсокаливах). Я отвечал ему с вдохновением и уверенностью, что по его молитвам, слава Богу, все хорошо. «Я дам тебе подарочек, – сказал он, –  чтобы тебя благословить, и тогда придет благодать Божия, без которой ничего в духовной жизни не происходит».
Через шесть месяцев в последний вечер перед его кончиной, он позвал меня к себе снова. Я сидел подле той кроватки, на которой он испустил дыхание. Он хотел мне сказать, что на следующий день я закину сеть в море (я нес рыбацкое послушание в Кавсокаливах). «Те рыбы, которые ты поймаешь, отдай в монастырь в Афинах». Дальше он уже не мог говорить, потому что силы его покинули, но он не хотел, чтобы я уходил от него. Я припал головой к его руке, молясь о последних мгновениях его жизни. Не отпуская меня от себя, Геронда хотел передать мне свои благодать и молитву, чтобы я мог с его благословением служить Господу и Церкви.
Могилка старца Порфирия на Святой Горе Афон
Могилка старца Порфирия на Святой Горе Афон
На следующий день 2 декабря 1999 года он ушел из жизни. Но, уходя, оставил мне его молитву, его благословение. Его последними словами были: «Да будут все едино».
 Из духовного наследия старца1
Важно войти в Церковь, соединиться со своими ближними, с радостями и печалями всех людей. Будем воспринимать их как своих родных, молиться о всех, болеть о спасении их и забывать самих себя. Сделаем для них все, как и Христос для нас. В Церкви мы становимся едино с каждым несчастным, страдающим и грешным.
Никто не должен желать спасения лишь себе, без спасения других людей. Это ошибка – молиться о себе, чтобы спастись самому. Мы должны любить других и молиться, чтобы не погиб никто, чтобы все вошли в Церковь. Когда мы отделяем себя, мы – не христиане.
Для людей Божиих расстояний не существует, пускай это будет даже тысячи километров. Как бы далеко ни находились наши ближние, мы должны поддерживать их. Когда нас соединяет Христос, расстояний нет.
***
Чтобы сохранить единство, мы должны слушаться Церкви, ее епископов. Слушаясь Церкви, мы слушаемся Самого Христа. Христос хочет, чтобы мы стали одним стадом с одним пастырем (Ин.10,16). Будем переживать за Церковь, будем сильно любить ее. Не будем терпеть того, чтобы осуждали ее представителей. На Святой Горе я научился православному духу, глубокому, святому, молчаливому, без раздоров, ссор и осуждения. Не будем верить тем, кто осуждает клириков. Даже если своими глазами увидим, что какой-нибудь клирик делает что-либо предосудительное, не будем этому верить, не будет об этом думать и разносить повсюду. То же и в отношении к мирским членам Церкви, к каждому человеку.
Все мы – Церковь. Когда Церковь осуждают за ошибки ее представителей с той целью, чтобы якобы помочь исправлению, то совершают огромную ошибку. Такие люди не любят Церковь. Не любят, конечно, и Христа. Мы тогда любим Церковь, когда своей молитвой объемлем каждый из ее членов, и делаем то, что делает Христос: жертвуем собою, бодрствуем, делаем все, как и Он, Который, будучи злословим, не злословил взаимно; страдая, не угрожал (1 Петр. 2,23).
Страницы: 1 2 3

Лазурь не знает тяготы…

Продолжение. Начало Здесь
Иеромонах Роман (Матюшин) продолжает разговор с читателями «Столетия»

В адрес отца Романа приходят многочисленные письма с просьбой ответить порой на самые сокровенные вопросы...

Илья 44
Отец Роман, благослови Бог Ваши труды!
Если я успеваю ещё задать Вам вопрос (или это теперь будет постоянная рубрика?):
как Вы относитесь к идее православного социализма, которая все чаще высказывается как политиками, так и церковными деятелями?

Иеромонах Роман:
Оставим внешнее внешним. И спасающемуся, и погибающему нет никакой внешней преграды: все совершается глубоко внутри. Человеческие задумки часто пишутся вилами по воде, а Божии – в сердцах внимающих. Не нужно сочетать несочетаемое.
Лазурь не знает тяготы,
И тучи не напрасны.
Когда бы не были пусты,
Мы не были б несчастны.
Господь исчислил даже пыль
Во всей Своей Вселенной.
Когда бы не были слепы,
Мы были бы блаженны!
18–19 октября 2003 г., скит Ветрово
Аля
Отец Роман, верите ли Вы, что «Русь еще жива», или уже все кончено? Постоянно ощущается какой-то край...
Но ведь мы не можем бросить все и уйти спасаться в леса, жизнь все равно должна продолжаться?


Иеромонах Роман:
Да, край очень близок. Человечество заталкивают в пропасть. Этому быть. Но Русь жива, пока дышит Св. Православием. Не нужно никуда бежать, исполняйте Заповеди и живите мирно. Ничего не бойтесь! Господь любит и спасает любящих Его на всяком месте.
Анатолий
Но ведь невозможно, чтобы в таком тесном мире рядом жили мусульмане, иудеи, христиане и др., все ходили в свои храмы и тихо-мирно сосуществовали! Это был бы какой-то Рай на земле, где волки и тигры бок о бок с ягнятами и козлятами живут и не убивают последних. Значит, с нашей земли все-таки должны уйти чужие, ведь хозяин в доме тот, кто его построил! Не в прямом смысле, конечно, у нас на стройках как раз полный интернационал. А в духовном, кто построил Россию как государство, кто создал ее — как невиданный феномен духа.
Иеромонах Роман:
Тихо-мирно сосуществовать можно, пока гости не начнут хозяйничать и чужие вносить чужое. Никто с этим не спорит. Но дело ведь не только в гостях и чужих. Я родился и вырос в чисто русском селе, где в храме грохотали трактора (сделали гараж). Молодежь уничтожала себя пьянкой и драками – большинство ребят побывало в местах не столь отдаленных. Каток безбожия уродовал без всяких нашествий. Народ, который с Богом, невозможно уничтожить!
Eva
Спасибо, отец Роман, за Ваш рассказ о том, как чуть не погибли в лесу. Со мнои случилось почти то же самое. И я тот же урок извлекла. Состояние России настолько меня расстраивало, что дошло дело до многодневных мигреней, депрессии. На врагов России поднималась в душе злоба. Чем больше изучала вопросы, тем хуже становилось. Православной я не была, но молилась за спасение России и своих родных, как умела. Жизнь стала разваливаться, причем все ее аспекты рушились (и бизнес, и личная жизнь, и здоровье). Апогеем стала тяжелая авария. Удивительно было то, что удар пришелся по мне, подушка безопасности не сработала, машину разбило всмятку, но я осталась невредимой. Не было даже сотрясения мозга. Медики сначала не поверили, что со мною полный порядок, еле отпустили.
Поняла, что жила не так. Все несчастия последнего времени были вызваны душевнои тоскои (знак неверия)... обратилась к Церкви, и после того, как изменилась я, изменилась и жизнь. И по сей день борюсь с теми же страстями, но по краиней мере теперь знаю их в лицо.
Воистину «Не оплакивайте Россию, глядя на Её уничижение: жива Она! Живы и мы! Нам бы только сплотиться, взмолиться, и Любящий Спаситель сотворит Чудо — выведет! Нет бездорожья в Пути! Нет лжи в Истине! Нет смерти в Жизни! Нет поражения во Христе!»
Иеромонах Роман:
Благодарите Бога, что услышали Его стук! Порадовало Ваше обращение. Помоги, Господи!
горб EVE
У меня было примерно так же, как и у Вас, уважаемая, – путь к Богу через страдания. Мне, правда, пришлось пролежать два года, чтобы осознать всю тщету своей прежней жизни. И как только осознание этого все больше овладевало моим сознанием, так и тело мое начало постепенно восстанавливаться. До конца не восстановилось, но я теперь хожу. Неисповедимы пути Твои, Господи.
Иеромонах Роман:
Путь к Богу через страдания – самый надежный. Получить Истину даром или выстрадать – несопоставимые способы обретения. То, что даром получено, не ценится, потому и неглубоко сидит, а что выстрадано, то уже в сердце. Рад за Вас, потому что с Вами Господь!
О будущем нимало не тужи,
Церковным людям не к лицу тревога.
Всё будет так, как нужно для души:
Нет ничего на свете ближе Бога!
17 ноября 2003 г., скит Ветрово
Страницы: 1 2 3 4