Продолжение. Начало
Здесь
О том, что должно быть страннолюбивым и творить милостыню с радушием
1. Однажды
некоторые оз отцев пришли к авве Иосифу в Панефо спросить у него, как
принимать братий, издалека приходящих к ним: должно ли снисходить им и
говорить с ними свободно? И прежде нежели они спросили старца, старец
сказал ученику своему: смотри, что я хочу сегодня делать, и жди. Старец
поставил два стула, — один по левую, а другой по правую сторону себя и
сказал: садитесь.
И взошедши в келию свою, надел на себя ветхую одежду, и, выйдя из
келии, прошел посреди их. И возвратясь, надел свою одежду, и, опять
вышедши, сел в середине их. Отцы же с изумлением смотрели на действия
старца. И сказал им старец: видели ли вы, что я сделал? Да, говорят они.
Говорит им: переменился ли я от презренного одеяния? Отвечают: нет.
Старец еще говорит: не переменился ли я от хорошего одеяния? Отвечают:
нет. На это сказал им: и так, если я один и тот же в том и другом
одеянии, как первое не изменило меня, так и другое не повредило мне, то и
мы таким образом должны поступать в принятии братий,
Кесарева Кесареви, и Божия Богови
(Матф. 22, 21). Итак, когда приходят братия, будем принимать их с
радушием; когда же останемся одни, то имеем нужду в сетовании, чтобы оно
пребывало с нами. Они же, услышавши, удивились, что старец сказал им,
что у них было на сердце, еще прежде, нежели они спросили его, — и
прославили Бога.
2. Авва Кассиан сказал: некогда мы пришли из
палестины в Египет к одному из отцев; и когда он принял нас с любовью,
мы спросили его: почему во время принятия чужестранных братий не
соблюдаете правило поста вашего, как мы приняли в Палестине? И старец в
ответ сказал им: пост всегда со мною; а вас я не могу иметь всегда при
себе. Пост хотя дело полезное и необходимое, однако же он в нашей воле; а
дело любви мы исполняем по необходимости, как требует закон Божий.
Итак, принявши одного из вас в виде Христа, как должник, буду служить со
всяким усердием. Когда же отпущу вас, могу восстановить правило поста.
Ибо
не могут сынове брачнии, дондеже жених с ними есть, поститися. Егда же отъимется от них жених, и тогда по власти своей постятся (Марк. 2, 19. 20).
3. Еще сказал: мы пришли к некоему старцу, и он
предложил нам трапезу. Когда мы насытились, он упрашивал нас еще принять
пищи. Когда же я сказал: не могу, — старец отвечал: шесть раз я
предлагал трапезу различным братиям, и, угощая каждого, ел с ними, но и
теперь еще голоден. А ты, поевши однажды, ужели насытился так, что не
можешь есть более?
4. Некогда в Скиту дано было повеление: поститесь
эту неделю, и сделайте пасху. Случилось же братиям из Египта придти к
авве Моисею. Старец приготовил им немного вареного. Соседи его, увидев
дым, сказали клирикам: вот Моисей преступил заповедь отцев, и приготовил
вареное. Они сказали: когда он придет, мы скажем ему. По наступлении
субботы клирики, зная великую жизнь аввы Моисея, говорят ему пред
народом: авва Моисей! ты преступил заповедь человеческую и исполнил
заповедь Божию.
5. Брат пришел к авве Пимену на второй неделе
Четыредесятницы, открыл помыслы, и получив утешение, говорит ему: едва
было я не оставил намерения быть здесь сегодня. Старец говорит ему:
почему же? Брат отвечал ему: я думал, что ради Четыредесятницы ты не
отворишь мне дверей. Авва Пимен говорит ему: мы не учились запирать
дверь деревянную, но более — язык.
6. Брат сказал авве Пимену: когда я даю брату моему
немного хлеба или иное что, то демоны очерняют это подаяние, как
делаемое из человекоугодия. Старец говорит ему: хотя бы это было и из
человекоугодия, но мы должны давать брату нужное. И рассказал ему
следующую притчу: два земледельца жили в одном городе. Один из них,
посеявши, сделал малое и нечистое; другой же, поленившись сеять, не
сделал ничего. Когда же случится голод, кто из двух найдет пропитание?
Брат сказал в ответ: сделавший малое и нечистое. Старец говорит ему: так
и мы будем сеять хотя немногое и нечистое, чтобы нам не умереть с
голода.
7. Брат спросил его, говоря: скажи мне слово. Старец
отвечает ему: сколько можешь, занимайся рукоделием, чтобы от своего
рукоделия подавать имеющему нужду; ибо написано:
милостыня и вера очищают грехи
(притч. 15, 27). Брат говорит ему: что есть вера? Старец сказал в
ответ: вера здесь значит — жить смиренномудренно и подавать милостыню.
8. Брат пришел к некоему старцу, и, выходя, говорит
ему: прости, авва, что я отвлек тебя от правила твоего. Старец сказал
ему в ответ: мое правило таково, чтобы успокоить тебя и отпустить с
миром.
9. Близ киновии жил отшельник, делающий многие
подвиги. Случилось некоторым придти в киновию, и они принудили его есть
не в свое время. И после сего братия говорят ему: авва! не скорбишь ли
ты теперь? Он сказал им: моя скорбь тогда, когда я исполню собственную
волю.
10. Говорили о некоем старце в Сирии, что он жил при
пути пустыне, и делание его было такое: в какой час приходил монах из
пустыни, с благою предупредительностью делал ему успокоение. Некогда
пришел один отшельник, и старец сделал ему успокоение. Он же не хотел
вкусить пищи, говоря: я пощусь. И старец, опечалившись, сказал ему:
не мини раба твоего
(Быт. 18, 3). Прошу тебя, не презри меня; пойдем помолимся. Вот и
дерево здесь; кому преклоншему колена и молящемуся поклонится оно, тому и
последуем. Отшельник преклонил колена на молитву, — и ничего не было.
Преклонил колена и странноприимец, — и тотчас дерево преклонилось ему; и
получивши такое извещение, они возблагодарили Бога, творящего чудесное.
11. Пришли два брата к некоему старцу. У старца же
был обычай не вкушать трапезы каждодневно. Когда увидел он братьев, с
радостью принял их и сказал: пост имеет награду. И еще: едящий по любви
исполняет две заповеди: потому что он оставляет и собственную волю и
исполняет заповедь, успокоив братьев.
12. Был некто из старцев, живя в пустынном месте.
Был же и другой вдали от него Манихей; и сей был пресвитер из числа
глаголемых у них пресвитеров. Когда Манихей пошел посетить некоего
единоверца своего, то застал его вечер в том месте, где жил старец. И он
колебался, желая постучать в дверь, чтобы взойти ночевать у него; ибо
известно ему было, что старец знал его, как Манихея, и думал он, что
старец не захочет принять его. Но вынужденный необходимостью постучался.
Старец, отворивши дверь и узнавши его, посадил с радостью, и побудил
его помолиться, и, успокоивши, сам почил. Манихей же, пришед в себя во
время ночи, удивлялся, говоря: как же он не возымел на меня никакого
подозрения? — по истине этот человек — Божий. И пришедши, пал к ногам
его, говоря: с сего дня я — православный; и таким образом остался с ним.
13. Некий монах Фивейский имел дар служения Бога,
чтобы каждому из приходящих служить на пользу. Случилось же ему некогда в
некотором селении раздавать христианскую милостыню. И вот пришла к нему
принять милостыню некая жена, одетая в рубище. Увидевши ее, что она
одета в рубище, монах опустил руку, чтобы подать ей много; но сжалась
рука его, и взяла немного. Вот пришла и другая, хорошо одетая; и видя
одежды ее, монах опустил руку подать немного; но простерлась рука его, и
взяла много. И спросил он о той и другой женщине, и узнал: что носящая
хорошие одежды, происходя от знатного рода, обнищала, и только для виду
имела такие одежды; а другая вдова, имея достаточное состояние, нарочито
облеклась в рубище.
Страницы: 1
2