воскресенье, 28 октября 2012 г.

Страсти и добродетели. Глава 1. Борьба со страстями

– Геронда, скажите нам что-нибудь на
прощание.
– Что вам сказать ? Я столько наговорил !
– Скажите что-нибудь, чтобы мы над
этим работали до Вашего возвращения.
– Ну, если настаиваете, скажу… Есть одна
добродетель – смирение, а так как вы
этого не понимаете, то прибавлю ещё и
любовь. Но в ком есть смирение, у того
разве нет и любви?
Борьба со страстями — это постоянное сладкое мученичество за соблюдение заповедей ради любви ко Христу
— Геронда, что просил у Бога пророк Давид, когда го­ворил: “Духом владычним утверди мя”1 ?


— Давид просил у Бога дара руководства, так как он управлял людьми. Но дух владычень нужен каждому человеку, чтобы он управлял самим собой и им не повелевали страсти.
— Геронда, что такое страсти?
— Я думаю, что страсти — это силы души. Бог даёт чело­веку не пороки, но силы2. Но если мы не употребляем эти силы во благо, то приходит тангалашка3, начинает сам их направлять, и они становятся страстями, а потом мы ропщем и пеняем на Бога. Но если мы будем правильно пользоваться этими силами, направляя их против зла, то они помогут нам в нашем духовном подвиге. Например, гнев. Если он есть в человеке — это значит, что у души есть мужество, а оно полезно в духовной жизни. У кого нет гнева — у того нет и мужества, тому нелегко справиться с собой. Человек гневливый, когда использует силу, кото­рой обладает, для духовной пользы, похож на дорогую машину, которая едет по хорошей дороге, — включаешь скорость, и никто тебя не может догнать. А если он этой силой пользуется неправильно и не контролирует себя, то он похож на машину, которая на огромной скорости летит по разбитой дороге и то и дело попадает в ямы.
Человек должен знать силы, которые у него есть, и на­правлять их на благо. Так, с помощью Божией, он придёт в доброе духовное расположение. Свой эгоизм, напри­мер, пусть он направляет против диавола и не сдаётся, когда тот его искушает. Склонность к пустой болтовне пусть освящает, упражняясь в молитве. Разве не лучше общаться со Христом и освящаться, чем пустословить и грешить? В    зависимости   от того, как человек будет использовать силы своей души, он будет становиться либо лучше, либо хуже.

Не надо оправдывать свои страсти
— Геронда, некоторые считают, что у них нет необхо­димых предпосылок для духовной жизни и говорят: «Не­чего взять с неимеющего»4.
— Ещё хуже, когда люди говорят, что имеют страсти по наследству, и тем себя оправдывают.
— А если, геронда, это действительно так?
— Послушай, что я тебе скажу. У каждого человека от рождения есть некоторые задатки, хорошие и плохие. И человек должен потрудиться, чтобы избавиться от недостатков и развить то хорошее, что в нём есть, чтобы стать образом Божиим.
Плохие задатки — это не препятствие для духовного совершенствования, потому что если человек подвизает­ся, хоть немного, но с ревностью и желанием, то это оз­начает, что он находится в области действия духовных законов, в области чуда, и тогда все его наследственные недостатки изглаживает Благодать Божия.
Бог особенно любит и помогает той душе, которая, имея от рождения не очень хорошие задатки, ревност­но подвизается в духовной жизни и стремится на Небо, пытаясь оторваться от земли и подняться ввысь на своих немощных крыльях, ослабленных дурной наследствен­ностью. Я знаю многих людей, которые, приложив не­которое усилие, получили сильную помощь от Бога и освободились от того, что их обременяло. Для Бога та­кие люди настоящие герои. Ведь что преклоняет к нам Бога ? Труд, который мы полагаем, чтобы победить ветхого человека.
— Геронда, а Крещение не изглаживает дурную на­следственную предрасположенность?
— В Крещении человек облекается во Христа, осво­бождается от первородного греха, на него сходит Бо­жественная Благодать, но плохие наследственные задат­ки остаются. Неужели Бог не может и их изгладить святым Крещением ? Может, но оставляет их человеку, чтобы он подвизался, чтобы победил и в конце получил победный венец.
— Геронда, я, когда предаюсь какой-нибудь страсти, говорю себе: «Такой уж я уродилась» ...
— Этого ещё не хватало. Может, скажешь, что всеми пороками тебя наделили родители, что пороки твоих предков в тебе проявились, а все таланты и добродетели отошли к другим ? Может, и на Бога будем пенять ? Если человек говорит: «Такой у меня характер, таким уж я родился с дурными наклонностями, в таких условиях вырос, значит, исправиться не могу», он словно говорит: «Виноваты в этом не только мои отец и мать, но и Бог».
Знаете, как тяжело мне слышать такие слова? Ведь че­ловек не только хулит своих родителей, но и Бога. Ког­да он начинает так думать, Благодать Божия перестаёт действовать.
— Геронда, некоторые считают, что когда недостаток сидит в самом существе человека, то его невозможно ис­править.
— Смотри, что происходит: некоторым выгодно так говорить, потому что так они себя оправдывают и даже попытки не делают избавиться от недостатка, который в них сидит. “Мне, — говорит такой человек, — Бог не дал способностей! Я в чём виноват? Зачем с меня требуют то, что выше моих сил?” Вот тебе и лазейка. Человек оправдывает себя, успокаивает свой помысел и живёт, как ему удобно. Если мы начнём говорить: “Это наследствен­ное, то — свойство характера”, как тогда будем исправ­ляться? Такое отношение лишает духовного мужества.
— Да, геронда, но...
— Опять “но”? Ну что ты за человек такой? Изворот­ливая, как угорь. Всё время придумываешь какие-нибудь оправдания.
— Я же не нарочно.
— Не говорю, что нарочно. Но если Бог дал тебе такой ум, что на лету всё схватываешь, тогда почему не можешь понять, что оправдание — это очень плохо! В такой не­большой головке так много ума, и не понимаешь!
Я заметил, что некоторые умные люди защищают неправильное, потому что так им удобнее, так они оп­равдывают свои страсти. Другие, наоборот, не оправды­вают себя, но имеют неистребимый помысел, что есть в их характере что-то, что они не могут исправить, вот и впадают в отчаяние. А диавол, он что делает ? Одним препятствием к духовному совершенствованию ставит самооправдание, других уловляет их повышенной чувст­вительностью и приводит к отчаянию.
Чтобы отсечь страсть, человек должен не оправды­вать себя, а смиряться. Если он говорит, например: “Мне не дано любить, а другому дано”, и не старается стяжать любовь, то как может он духовно преуспеть ? Без борь­бы нет преуспеяния. Разве вы не читали у Святых отцов, какие первоначально у некоторых подвижников были пороки и на какую степень духовного совершенства они потом взошли ? Превзошли многих очень добро­детельных. Например, авва Моисей Мурин, какой был преступник и кем стал потом ! Вот что Благодать Божия делает !
По моему рассуждению, человек, имеющий дурную наследственную предрасположенность, когда борется ради стяжания добродетелей, получает большую награду, чем тот, кто унаследовал добродетели от своих родителей и не проливал пота, чтобы их приобрести. Потому что один пришёл уже на всё готовое, в то время как друго­му пришлось много потрудиться, чтобы их стяжать. Ведь, посмотри, и люди больше уважают тех, кто, унаследовав от своих родителей долги и трудясь не покладая рук, смог не только расплатиться с долгами, но и собрать собствен­ное имущество, чем тех, кто получил от своих родителей в наследство состояние и сохранил его.
Страницы: 1 2

Православный календарь 29 октября (16 октября ст.ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Мученика Лонгина сотника, иже при Кресте Господни (I).
Преподобного Лонгина, вратаря Печерского, в Дальних пещерах (XIII—XIV),
Преподобного Лонгина Яренгского (1544—1545).
Прпеподобного Лонгина Коряжемского
Священномученик Алексий Никонов пресвитер (1938),
Священномученик Иоанн Заседателев пресвитер(1942
Св. Георгия Троицкого исп., пресвитера (1931),

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Молитвы:
Мученика Лонгина сотника. Тропарь, глас 4.
Мученик Твой, Господи, Лонгин,/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего:/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами/ спаси души наша.
Мученика Лонгина сотника. Кондак, глас 4.
Весело возрадовася Церковь/ в памяти днесь приснопамятнаго страдальца Лонгина, взывающи:/ Ты моя держава, Христе, и утверждение.
Прп. Лонгина, вратаря Печерского, в Дальних пещерах. Тропарь, глас 1.
Преподобне и Богоблаженне отче Лонгине, / врат монастырских опасный хранителю, / опаснейший же и неусыпный своих чувствий / от всякаго мирскаго суетствия затворителю, / моли нарекшаго Себе дверь Господа Славы, / да отверзет нам дверь милости Своея.
Прп. Лонгина, вратаря Печерского, в Дальних пещерах. Кондак, глас 8.
Вратом земным приседя и оным с послушания внешнима очима наблюдая,/ Небесная врата присно умныма своима очима наблюдал еси, преподобие Лонгине,/ в няже уже вшед и тамошния красоты сподобився, молися Господеви,/ да и мы получим вход Царствия Небеснаго.
Прп. Лонгина Яренгского. Тропарь, глас 1.
Свыше Божественною благодатию просветився Богомудре, / многим терпением во временней жизни течение совершил еси, / темже и по успении источаеши чудесем благодать, / иже с верою приходящим к тебе, Лонгине всеблаженне. / Слава Давшему ти крепость, / слава Прославльшему тя в чудесех, / слава Действующему тобою всем исцеление.
Прп. Лонгина Яренгского. Кондак, глас 2.
Вышних улучоти, премудре, желая,/ долу красных, мудре, преобидел еси,/ и Христови обнищавшему, сообнища,/ радуяся, последовал еси, Лонгине,/ к Нему же прилежно непрестай моляся о всех нас.
Прп. Лонгина Коряжемского. Тропарь, глас 1.
От мятежа мирскаго удаловся,/ к немерцающему Свету притекл еси, преподобие отче Лонгине,/ и ныне чосте зриши Святую Троицу,/ Юже моли за ны недостойныя,/ да спасет души наша.
Прп. Лонгина Коряжемского. Кондак, глас 8.
По словеси Учителя Христа, крест на рамо твое приял еси,/ вся житейская отринув,/ и образ Животворящаго Древа в пустыню принесл еси,/ идеже доныне изцеления неоскудно источаются/ с верою приходящим к тебе.
Pages: 1 2 3