суббота, 5 ноября 2011 г.

С праздником иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

с
Икона Божией Матери Всех Скорбящих Радость

Икона Божией Матери Всех Скорбящих Радость

Икона царевны Натальи Алексеевны в драгоценном окладе (литография 1862 года)
Около 1710—1711 года царевна Наталья Алексеевна (сестра Петра I), переезжая вместе со двором в Санкт-Петербург, вывезла икону «Всех скорбящих Радость» из церкви Преображения на Ордынке. Все справочники по богородичным иконам по этому пункту расходятся во мнениях: некоторые считают, что она увезла список, другие, что список был оставлен в Москве вместо оригинала. В любом случае, обе иконы — московская и петербургская равно почитались как чудотворные. Сообщается, что эта икона была в рядах русских войск в Прутском походе 1711 года.
Икона, привезённая царевной в Петербург, была украшена окладом и поставлена в домовой церкви Воскресения Христова при её дворце за Литейным двором на Шпалерной улице. Уже при Наталии Алексеевне икона богато украшалась — для неё изготовили серебряный оклад, украшенный фамильными драгоценностями царевен, закрепили на ней частицы реликвий и мощей святых. В 1713 году при дворце была устроена богадельня, к ней после смерти царевны в 1716 году приписали её домовой храм. Императрица Екатерина II также почитала икону и в 1768 году во время эпидемии оспы ходила к ней на богомолье перед тем как сделать прививку от этой болезни себе и наследнику Павлу Петровичу.[5] При Екатерине II был создан также новый оклад для иконы. В 1817—1818 годах по проекту архитектора Л. Руска церковь полностью перестроили, и икону установили в особой нише справа от иконостаса.
Список иконы был выполнен на кипарисной доске размером 69, 0 × 51, 2 см. В 1858 году для него по рисунку Ф. Г. Солнцева изготовили из золота новый, третий по счёту оклад. На изготовление оклада ушло около 6, 7 кг золота, он был богато украшен бриллиантами, сапфирами, изумрудами, рубинами, гранатами, топазами, аметистами и жемчугом.[9] В него поместили мощи многих святых и после торжественного освящения 3 августа, совершённого митрополитом Григорием (Постниковым) возложили на икону.

Икона Божией Матери Всех Скорбящих Радость

Икона Божией Матери Всех Скорбящих Радость

Уменьшенный точный список с московской иконы (1710 год)
Икона Божией Матери Всех Скорбящих Радость

Икона Божией Матери Всех Скорбящих Радость

Преображенская Скорбященская церковь, Москва. Точный мерный список с чудотворной иконы из Скорбященской церкви на Ордынке . 1688 год

Икона Божией Матери Всех Скорбящих Радость
Икона Божией Матери Всех Скорбящих Радость
Икона Божией Матери Всех Скорбящих Радость
Икона Божией Матери Всех Скорбящих Радость
Икона Божией Матери Всех Скорбящих Радость
Икона Божией Матери Всех Скорбящих Радость
Икона Божией Матери Всех Скорбящих Радость
Икона Божией Матери Всех Скорбящих Радость
Икона “Богородица Всем скорбящим радость”

Икона “Богородица Всем скорбящим радость”.

Россия, Москва, последняя треть XIX го века, 44, 5 х 37 х 3 см.
Икона Божией Матери

Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Бессарабия, XIX век 53, 5 x 44, 5

2 Дальше »

Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» прославилась чудотворением в 1688 году.

Родная сестра патриарха Иоакима (1674-1690) Евфимия, жившая в Москве, долгое время страдала неизлечимой болезнью. Однажды утром, во время молитвы, она услышала голос: «Евфимия! Иди в храм Преображения Сына Моего; там есть образ, именуемый «Всех скорбящих Радость». Пусть священник отслужит молебен с водосвятием, и получишь исцеление от болезни». Евфимия, узнав, что такая икона, действительно, есть в Москве, в храме Преображения на Ордынке, исполнила повеление Пресвятой Богородицы – и исцелилась. Это произошло 24 октября 1688 года.

Акафист Пресвятей Владычице нашей Богородице в честь иконы Ея, именуемой «Всех скорбящих Радость»

Молитва Пресвятей Владычице нашей Богородице в честь иконы Ея, именуемой «Всех скорбящих Радость»
Икона Божией Матери Всех Скорбящих Радость

Проповеди:

Поученіе въ день Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, Всѣхъ скорбящихъ Радости, 24 Октября. Архіеп. Никаноръ Бровковичъ

32. Слово въ день Божіей Матери — Всѣхъ скорбящихъ Радости. Архіеп. Димитрій Муретовъ


Православный календарь 6 ноября ( 24 октября по ст.ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1688).
Сщмчч. Лаврентия, еп. Балахнинского, Алексия пресвитера и мч. Алексия (1918).
Блж. Елезвоя, царя Ефиопского (ок. 553-555).
Свт. Афанасия, патриарха Цареградского (после 1311).
Преподобного Арефа Затворника, в Ближних Пещерах
Мученика Арефа и с ним 4299 мучеников
Преподобного Арефы Валаамского
Мученик Алексей Нейдгардт
Св. Зосимы (Верховского) старца Сибирского (1833).
Сщмчч. Иоанна и Николая пресвитеров (1937).
Сщмч. Петра пресвитера (1938).
Прпп. Сисоя (XIII) и Феофила (XII-XIII), затворников Печерских, в Ближних пещерах.
Мц. Синклитикии и двух дщерей ее (VI).
Прп. Иоанна, затворника Псково-Печерского.
Мч. Акакия Армянского.
Прп. Сеноха, игумена Турского (Галл.).
Мч. Себастьяна Хераклиевского Трайского (86)
Св. Маглория игумена Саркского.

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы

Иконы Богородицы «Всех скорбящих радосте». Тропарь, глас 4.
К Богородице прилежно ныне притецем,/ грешнии и смиреннии, и припадем,/ в покаянии зовуще из глубины души:/ Владычице, помози, на ны милосердовавши,/ потщися, погибаем от множества прегрешений,/ не отврати Твоя рабы тщи,/ Тя бо и едину надежду имамы.

Божией Матери пред иконой Ее 'Всех скорбящих Радость. ин тропарь, глас 4.
Не умолчим никогда, Богородице,/ силы Твоея глаголати недостойнии:/ аще бо Ты не бы предстояла молящи,/ кто бы нас избавил от толиких бед;/ кто же бы сохранил доныне свободны;/ не отступим, Владычице, от Тебе:/ Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых.

Божией Матери пред иконой Ее Всех скорбящих Радость. Тропарь, глас 8.
Ко источнику приснотекущему милосердия,/ Пречистей Деве Богородице,/ притецем, людие вси, священницы же и иноцы,/ мужие, и жены, и чада, здравии и болящие,/ в покаянии вопиюще и умильно глаголюще:/ Владычице, помози грешным рабом Твоим,/ яви яко Благая славу Твою,/ присно потщися умилосердитися на ны,/ испросити очищение душ и телес наших/ от Источника жизни нашел, Бога,/ Егоже родила еси, едина Благословенная.

Божией Матери пред иконой Ее 'Всех скорбящих Радость'. Ин тропарь, глас 4.
Днесь пресветло красуется славнейший град Москва,/ имея чудотворную икону Владычицы нашея Богородицы:/ та бо, верным являющи чудеса,/ низпосылает дары целебныя./ Сего ради и мы с верою припадающе молимся,/ и на Тоя пречистый образ взирающе,/ яко истинную Самую зрим Владычицу нашу Присно деву Богородицу,/ и умильно глаголем:/ воззри, Мати Божия, оком милости,/ простри к нам руце Твои пречистыя,/ якоже на иконе Твоей сие зрится,/ и подаждь всем скорбящим радость,/ больным от всех недугов исцеление и от бед избавление,/ яко Ты еси скорая Предстательница о душах наших.

Божией Матери пред иконой Ее 'Всех скорбящих Радость'. Тропарь, глас 2.
Всех скорбящих Радосте, / и обидимых Заступнице, / и алчущих Питательнице, / странных Утешение, / обуреваемых Пристанище, / больных посещение, / немощных покров и заступнице, / Жезл старости, / Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая: / потщися, молимся, спастися рабом Твоим.

Божией Матери пред иконой Ее 'Всех скорбящих Радость'. Кондак, глас 4.
Не имамы иныя помощи,/ не имамы иныя надежды,/ разве Тебе, Владычице./ Ты нам помози:/ на Тебе надеемся и Тобою хвалимся,/ Твои бо есмы раби,/ да не постыдимся.

Мч. Арефы и с ним 4299 мучеников. Тропарь, глас 1.
Мужествовавше во Христе противу безбожнаго царя,/ мученицы святии,/ и того неверие иудейское во Христа обличивше,/ прияша мук томление и главам усечение;/ тем восхвалиша тя Ангели,/ и верных роди тя прославляют, Арефо,/ и пострадавших с тобою,/ яко молящихся присно о душах наших.

Мч. Арефы и с ним 4299 мучеников. Кондак, глас 4.
Веселия ходатай нам наста/ светоносный днесь страстотерпец праздник,/ егоже совершающе, славим в Вышних сущаго Господа.

Свт. Афанасия, патриарха Цареградского. Тропарь, глас 1.
Чистоты жития светом страстное терние попалил еси / и течением слез безплодную землю напоил еси, / многоплодну ниву душевную соделав, / Афанасие преблаженне, / светило Царюграду, Патриархом удобрение, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Мч. Арефы и с ним 4299 мучеников. Кондак, глас 2.
В светлую священия одежду одеявся,/ мысленно в Небесныя радостно достигл еси Царства/. Тем восприяша тя селения праведных,/ идеже есть неизглаголанно веселие,/ и слова, и всех святых лицы,/ святителю Афанасие,/ моли непрестанно о всех нас.

Арефы, затворника Печерского, в Ближних пещерах. Тропарь, глас 2.
Богатство твое душевное погубити хотя враг, / помрачил тя бяше богатством тленным исперва, / но всех спасаяй Господь / богатство гибнущее окрасти попусти, / душевное же невредно соблюд, / Небесных сокровищ наследника тя показа, Арефо, / тем тя чтим и ублажаем.

Арефы, затворника Печерского, в Ближних пещерах. Кондак, глас 2.
Иова терпеливодушнаго ревнуя благодарению,/окра дений тленнаго своего имения претерпел еси благодарив, преподобие Арефо,/ тем с ним обрет нетленное имение на Небеси,/ моли Христа Бога о всех нас.

Блж. Елезвоя. Тропарь, глас 4.
Иже Божественным рачением подвигся/ на отмщение пролитыя крови праведных,/ яко Давид от Самуила,/ ты же от Зинона предивнаго,/ пророчески яже сбытися тебе предрекша,/ еже обещанием к нему,/ и того благословением победы на враги и одоления показавшу,/ отнюду же со отложением царства/ постных селений горы жизнь соверши, Елезвое царю,/ моли Небеснаго Царя Христа/ спасти души наша.

Блж. Елезвоя. Кондак, глас 4.
Высоту земнаго царства, и венца венец светлости,/ и багряницу отложшаго любве ради Царя Христа,/ от Негоже на Небесех славно венчана, Елезвоя царя мудраго,/ иже тленным царством и мимоходящим, Царство Вечное изменшаго,/ в пениих песненных восхвалим,/ молитвенника о мире велика.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(Гал. 6, 11-15; Лк. 16, 19-31). Притча о богатом и Лазаре показывает, что те, которые жили не как должно, спохватятся, но уже не будут иметь возможности поправить свое положение. Глаза их откроются и они ясно будут видеть, в чем истина. Вспомнив, что на земле много слепотствующих, подобно им, они желали бы, чтобы кто-нибудь послан был к ним из умерших для уверения, что жить и понимать вещи надо не иначе, как по указанию Откровения Господня. Но и в этом им откажется, ради того, что Откровение для желающих знать истину само удостоверительно, а для не желающих и не любящих истины неубедительно будет и самое воскресение кого-либо из умерших. Чувства этого приточного богача наверное испытывают все отходящие отселе. И следовательно, по тамошнему убеждению, которое будет убеждением и всех нас, единственное для нас руководство на пути жизни — Откровение Господне. Но там уже такое убеждение для многих будет запоздалым; здесь оно лучше бы пригодилось, да не у всех оно. Поверим, по крайней мере, свидетельству тамошних, перенося себя в состояние их. Сущие в муках не станут лгать; жалея нас, они хотят, чтобы открылись очи наши, да не придем на место их мучения. Об этом предмете нельзя так говорить, как говорим нередко о текущих делах: «авось, как-нибудь пройдет». Нет, уж то не пройдет как-нибудь. Надо быть основательно удостоверенным, что не попадем в место богатого.

День за днемъ. Краткие духовные размышления на каждый день
Прекрасное душеполезное чтение для любой православной семьи.

«Твердаго духомъ Ты хранишь въ совершенномъ мирѣ, ибо на Тебя уповаетъ онъ». (Ис. 26, 3).

Миръ обѣщанъ тому, кто уповаетъ на Господа. Въ чемъ же состоитъ это удивительное свойство, дарованное Самимъ Богомъ и сохраненное Имъ въ цѣлости, для насъ? Миръ, это то тихое, невозмутимое чувство удовлетворенiя, которое спокойнѣе и прочнѣе обыкновенной радости, достойнѣе и выше чувства удовольствiя. Удовольствiе можетъ развлечь насъ на время и проходящая радость заглушаетъ горе на короткiй срокъ, но миръ несравненно глубже и того, и другого. Вникните въ состоянiе человѣка, обладающаго совершеннымъ миромъ и вы увидите, что этотъ миръ проникаетъ до самой глубины его души, покрывая собою все и составляя основу всей его жизни. Довольство и заботы, радость и горе, здоровье и болѣзнь, постоянно смѣняются въ теченiе жизни, но миръ преобладаетъ «въ твердомъ духомъ», независимо отъ всего остального.

Замѣтьте, какъ рѣдко встрѣчается слово «миръ», въ разговорѣ свѣтскихъ людей, для нихъ онъ какъ будто недостижимъ и по ихъ понятiямъ, совершенный миръ не существуетъ на землѣ. Говоря о спокойной жизни, они разумѣютъ лишь отсутствiе внѣшнихъ тревогъ. Но миръ духовный, въ христiанскомъ смыслѣ, вовсе не зависитъ отъ внѣшнихъ обстоятельствъ. Жизнь наша можетъ протекать въ непрестанномъ движенiи, дѣятельность выпавшая на нашу долю можетъ быть тяжка, утомительна, тревожна, даже противна намъ, но все же мы можемъ съ помощью Господа и среди самаго безпокойнаго образа жизни, сохранить въ душѣ невозмутимый миръ духовный — «миръ Божiй, который превыше всякаго ума». [Фил. 4, 7].

Публикуется по изданию 1908 года

Слово въ недѣлю двадцать первую по Пятьдесятницѣ. Прав. Іоаннъ Кронштадтскій

Слово Божіе будетъ судить насъ. Мысли въ недѣлю 21-ую по Пятидесятницѣ. Архіеп. Аверкій Таушевъ

Pages: 1 2