суббота, 25 мая 2013 г.

Душа и ее окрестности

Разговор с наместником Сретенского монастыря архимандритом Тихоном, чья книга «Несвятые святые» бьет рекорды читательской популярности
 Архимандритом Тихон (Шевкунов)
Это действительно так: книга, написанная отцом Тихоном (в миру Георгием Александровичем Шевкуновым), разошлась несколькими тиражами — свыше 1,2 млн экземпляров. И продолжает читаться без всяких директив и рекламной раскрутки.

Зто странно: просто истории из жизни верующих, без закрученных сюжетов и энергичного утверждения добра над злом. А оторваться трудно, да и после прочтения долго носишь в себе какое-то виноватое вопросительное чувство: а правильно ли устроена твоя жизнь, не разменял ли ты на медные медяки что-то действительно важное и дорогое? С этим я отправился к отцу Тихону в его обитель.
— Вы знаете песню Бориса Гребенщикова «Сокол»?
— Нет, не слышал. Я не очень знаком с сегодняшней эстрадой.
— Ну, это не совсем эстрада, скорее, художественный пример того, как трудно искать себя, свою душу... Так вот, вы можете различить, когда человек искренен в таком поиске, а когда, пусть и талантливо, всего лишь имитирует процесс?
— Не совсем понимаю, зачем это надо имитировать. Был такой христианский апологет Тертуллиан, который однажды сказал, что каждая душа по природе своей христианка. Просто люди об этом забывают или не желают задуматься над главным, оставляя себя суете. Но эти вопросы: откуда мы, зачем мы, какова цель человеческой жизни — как их характеризовал Достоевский, «проклятые вопросы» — они все равно встают перед человеком. Как сказано в Апокалипсисе? «Стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, а он со Мною...» Цель сокровенная, многими не осознанная, в том и состоит, чтобы встретить Бога, открыть себя для Него.
— Но у нас сегодня возник целый класс людей, которые не столько ищут себя, сколько стремятся к ритуалу, к форме, не вникая в содержание. В народе их еще называют «подсвечниками».
— Ну, это на самом деле не столь прямолинейная вещь... Я не стал бы их жестко судить. Потому что знаю по опыту самого разного общения: порой человек формально подходит к вере по той лишь причине, что пока не дорос духовно до ее сути. Пока. И эта его попытка следовать обряду встречает высокомерное и насмешливое отношение — почему? Это движение к Богу, пусть и неуклюжее порой, разве достойно осуждения? Даже формально переступая порог храма, человек переступает через стереотипы, страхи свои, сомнения. А потом: человеку свойственно меняться. Посмотрите на современников Христа. Матфей — вчера был мытарем, сборщиком налогов, а сегодня апостол. А Петр и Андрей? Неграмотные рыбаки, а через несколько лет — великие апостолы!
— Отец Тихон, вы человек не старый и даже не пожилой...
— Как сказать, все же 55 лет.
— Ну, это позволяет вам наглядно сравнить две эпохи: советскую и нынешнюю. На ваш взгляд, когда было легче сохранить душу — тогда или теперь?
— Сложный вопрос. Многое было легче тогда, все было для христианина определеннее: вот свои — вот чужие. Сейчас нет таких гонений, но теперь иные испытания и соблазны. Для тех, кто ищет веру, укрепляется в ней, в помощь сегодня есть множество книг, храмы, священники, возрастающая христианская община. Но надо сказать и о другом: общество советское в чем-то было намного здоровее нынешнего. При всей порочности коммунистической идеологии в русском обществе — будь то крестьянство, городские слои, интеллигенция — существовали устои, принятые и оберегаемые если не всеми, то большинством. Жертвенная любовь к Родине, порядочность, доброта, предпочтение ближнего, а не себя самого — к этим ориентирам стремились. Да и зло называлось своими именами: воровство, предательство, эгоизм...
Сейчас такой определенности нет, многое сместилось. Изощренно воруешь, преуспел в стяжательстве — молодец, прохиндей, но успешный. Взял от жизни все — здесь и сейчас. Под этим лозунгом выросло целое поколение... Ложные герои, ложные ориентиры — это огромная опасность. Посмотрите, с какой яростью либеральное сообщество отстаивает своих кумиров-разрушителей. Их возводят на пьедестал, даже если они занимаются откровенной гнусью: организуют оргию в музее, кощунствуют в храме, устраивают безумные развлечения с морожеными курицами. Но идет внушение, промывание мозгов: вот они, герои вашего времени, образцы для подражания, и других героев у вас быть не должно. Вот что внушают.
— А вообще человек по мере познания законов природы, развития науки и техники становится лучше или хуже?
— Могу только ответить словами Экклезиаста: «Что было, то и будет... и нет ничего нового под солнцем». Человек остается человеком. В Священном писании сказано, что под гнетом зла люди когда-нибудь придут к грани самоуничтожения и перейдут эту грань. Но когда — никто не знает. Мы, священники, часто видим, как умного, мужественного, яркого человека болезнь ломает — он становится капризным, мстительным, эгоистичным, это как минимум. Вот так и человечество подойдет к черте, когда болезни сделают жизнь на земле невыносимой.
Страницы: 1 2

Православный календарь 26 мая (13 мая ст.ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Святителя Серватия первого епископа Маастрихтского (384)
Мученицы Гликерии девы и с нею мч. Лаодикия, стража темничного (ок. 177).
Праведной Гликерии девы, Новгородской (1522).
Прмчч. Макария, архим. Каневского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца (1688).
Мученика Александра Римского (284-305).
Преподобного Амфилохия Глущицкого (1452)
Преподобного Евфимия Нового, осн. Иверского м-ря и его сподвижников (Греч.).
Св. Леандра Севильского (660).
Святителя Павсикакия, еп. Синадского (606).
Преподобного Иоанна Иверского, Афонского (Греч.).
Сщмч. Василия Соколова, протоиерея,(1922)
Сщмч. Александра Заозерского, протоиерея, (1922)
Сщмч. Христофора Надеждина, священник, (1922)
Прмч. Макария (Телегина), иеромонаха (1922)
Мч. Сергия Тихомирова, мирянина (1922).
103 новомчч. Черкасских.(XX)
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Молитвы:

Мц. Гликерии девы. Тропарь, глас 4.
Агница Твоя, Иисусе, Гликерия,/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя,/ да и живу с Тобою,/ но, яко жертву непорочную, приими мя, с любовию пожершуюся Тебе./ Тоя молитвами,/ яко Милостив, спаси души наша.
Мц. Гликерии девы. Кондак, глас 3.
Деву любящи и Богородицу Марию,/ соблюла еси нетленно твое девство,/ любовию же ко Господу усердствовавши,/ пострадала еси мужемудренно даже до смерти./ Сего ради и сугубым тя, дево мученице, венцем венчает Христос Бог.
Прмч. Макария, архим. Каневского. Тропарь, глас 4.
Христу, нас ради с Небес сошедшему,/ последовал еси в подвизех твоих,/ Макарие, отче наш./ Егоже моли о нас, ублажающих тя,/ прощение прегрешений даровати нам,/ любовию же и смирением сердца наша озарити/ и спасти души наша.
Прмч. Макария, архим. Каневского. Ин тропарь, глас 4.
Божественным желанием весь сам себе от юнаго возраста Господеви возложив,/ явился еси светильник светлый граду твоему,/ поучая всех истинней вере и житию богоугодному,/ священно-мучениче Макарие, Овручская похвало./ Сего ради, яко агнец непорочный, гонимый от распрелюбивых врагов,/ возшел еси во обитель Каневскую,/ идеже, яко пастырь добрый, душу твою положил еси за овцы твоя./ И ныне ко всечестней раце многоцелебных мощей твоих/ мы, грешнии, со умилением притекающе,/ дар исцеления приемлем, многострадальне:/ ты бо присно источаеши болящим здравие, печальным утешение/ и всем, чтущим тя, всякое исполнявши требование,/ моляся Христу Богу спастися душам нашим.
Прмч. Макария, архим. Каневского. Ин тропарь, глас 8.
Ко всечестней раце многоцелебных мощей твоих,/ преподобномучениче Макарие,/ мы, грешнии, притекающе, дар исцеления приемлем:/ ты бо присно источаеши болящим здравие, печальным утешение/ и всех, чтущих тя, всякое исполнявши требование,/ молящеся Христу Богу спастися душам нашим.
Прмч. Макария, архим. Каневского. Ин кондак, глас 2.
Постническое и равноангельное житие твое/ страдальческими уяснил еси подвиги/ и Ангелом совсельник, Богоблаженне, явился еси, Макарие,/ с нимиже Христу Богу моляся не престай/ о всех нас.
Прмч. Макария, архим. Каневского. Кондак, глас 4.
Нетленною красотою смиреннаго жития твоего/ Бога на земли прославил еси/ и Божественный веры чистоту/ сохраняти люди научил еси,/ страдальческими же подвиги кончину прием,/ от Бога прославлен явился еси,/ преподобномучениче Макарие, отче наш.
Прав. Гликерии девы, Новгородской. Тропарь, глас 8.
Вышния красоты желающи,/ нижния сласти телесныя далече от себе отринула еси/ и, нестяжание паче суетнаго мира возлюбивши,/ ангельское житие провождала еси, Гликерие, дево блаженная,/ моли Христа Бога спастйся душам нашим.
Прпп. Амфилохия, Макария, Тарасия, и Феодосия, Глушицких чудотворцев. Тропарь, глас 8.
Светильники светлыя явльшеся,/ доброту земную мудренно оставльше,/ и идоша во внутреннюю пустыню, Амфилохие, Макарие, Тарасие и Феодосие,/ смирение и всякую добродетель извыкше,/ и обретоша безсмертие,/ постом и бдением и прочим воздержанием себе приносите Христу,/ и ныне на Небесех Престолу Христову предстоите./ Молите, отцы Богомудрии, Амфилохие, Макарие, Тарасие и Феодосие,/ умирити мир и спастися душам поющих вас/ и согрешений оставление даровати/ чтущим всечестную память вашу.
Прпп. Амфилохия, Макария, Тарасия, и Феодосия, Глушицких чудотворцев. Кондак, глас 2.
Яко незаходимая светила мысленнаго Солнца,/ просветисте вселенную/ и, верных души и телеса лучами чудес ваших озаряюще,/ независтно подаваете от недуг исцеление./ Темже, сошедшеся, верою вас в песнех восхваляем,/ яко наши премудрыя наставники и к Богу ходатаи,/ и непрестанно вопием: радуйтеся, отцы Богомудрии,/ Амфилохие, Макарие, Тарасие и Феодосие.
Pages: 1 2 3

В Киеве участников гей-перада забросали дымовыми шашками

В Киеве участников гей-перада забросали дымовыми шашками
Около 50 человек (женщины и мужчины) собрались около студии имени Довженко, а вокруг них – несколько сотен правоохранителей, ограждение с автобусов, чтобы не допустить беспорядков. Ведь угрозы со стороны противников гей-парада были нешуточные.
Читать далее »