вторник, 16 июля 2013 г.

Зарубежной Церкви нравится консерватизм Москвы

Первоиерарх РПЦЗ об особенностях православия в США, отношениях с Россией и приходской толерантности
Мария Дорфман
 Мария Дорфман с Первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) Митрополитом Иларионом (Капралом)
Американский автор Мария Дорфман побеседовала в Нью-Йорке с Первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) Митрополитом Иларионом (Капралом), задав вопросы, которые волнуют как православных американцев, так и россиян.

– Ваше Высокопреосвящество, когда, по вашему мнению, завершится процесс воссоединения Зарубежной Церкви и Московского Патриархата?
– Мы в Церкви предпочитаем говорить об урегулировании, примирении, улаживании разногласий. В прошлом году мы отметили пятую годовщину Акта о каноническом общении двух частей Русской Православной Церкви – той, что в России, и той, что оказалась в диаспоре. Тогда, в 2007 году, была достигнута главная цель примирения, когда после многих десятилетий мы смогли впервые вместе совершать Божественную литургию и все церковные богослужения. Наша главная цель была в том, чтобы Русская Православная Церковь вновь стала единой. И это, слава Богу, случилось. После долгого диалога мы смогли разрешить те противоречия, которые существовали. У нас не было различий в догматике, но были различные позиции в отношении церковной жизни в прошлом и настоящем.
Мы всегда рассматривали РПЦЗ как неотделимую часть Русской Православной Церкви. Однако в силу исторических причин – разрухи в церковной жизни в России, из-за страшных преследований и давления на Церковь в Советском Союзе – наши архиереи вынуждены были временно ввести полуавтономное управление и ожидать времен, когда исчезнут факторы, которые привели к разладу. Путь к примирению открыло падение коммунизма и воинствующего атеизма, угнетавших церковную жизнь. По разным причинам (в немалой степени психологическим) нашим людям, нашему клиру понадобилось еще 15 лет, чтобы понять, что Церковь в России теперь свободна, что исповедание православного христианства больше не подвергается государственному давлению. И тогда мы решили, что настало время начать диалог с архиереями Московского Патриархата. Этот диалог привел нас к примирению.
Сейчас, когда примирение достигнуто, остаются многие вопросы, разрешение которых мы оставили на будущее. Например, в прошлом году мы, все русские православные епископы диаспоры, собрались в Лондоне, чтобы обсудить вопросы: как служить за пределами канонической территории Московского Патриархата, как окормлять нашу паству – русских эмигрантов, поселившихся в разных странах, как строить наше сотрудничество дальше, как сохранить церковную жизнь и поддержать существующие приходы, как обеспечить пастырское напутствие тем, кому оно необходимо, как наладить церковное образование и через миссионерскую деятельность помочь людям найти дорогу в Церковь. (Архиерейское совещание в Лондоне епископов московской и зарубежной Церквей, служащих за пределами России, Украины и Белоруссии, в мае 2012 года под председательством митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) решило, что приходы РПЦЗ в Европе постепенно переходят под прямое управление Москвы, а патриаршие приходы в Северной Америке, а также различные приходы РПЦ по всему миру за пределами Европы – под управление РПЦЗ. – «НГР»).
– Как дочь русских эмигрантов я знаю, что мои взгляды, как и взгляды моих родителей, на советский период истории были крайне негативными. В то же время мне понятно, что и православные верующие в России придерживаются совсем иных взглядов на историю. Создает ли такое противоречие проблемы сближения двух Церквей и как оно разрешимо?
– Мы шли отдельными путями почти 90 лет. Это был искусственный разрыв между православными христианами в России и в диаспоре. Православные люди жили в различной среде, в различных обстоятельствах. Многое было сильно преувеличено. Понятно, почему у людей в митрополии и в диаспоре формировалась разная ментальность. Обе стороны часто не понимают друг друга. Там часто не понимают, через что мы прошли, здесь не понимают, что люди пережили там. Требуется время, чтобы достичь взаимного понимания. Мы теперь встречаем все больше и больше людей из России и из бывших республик СССР и можем лучше понять их позиции в различных вопросах.
Я думаю, все больше наших людей становятся более сочувствующими к людям из России. Было много сомневающихся, определенная часть Церкви была против примирения, но это не имеет сейчас большого значения, потому что в результате мало кто из них отпал от Церкви. Наши священники и архиереи были сильно удивлены, что так много людей оказалось за примирение. Мы ожидали куда более сильной оппозиции, но ее не оказалось. Как раз наши священники были куда более осторожны в деле примирения, чем паства. Однако это наш епископский и пастырский долг – заботиться о людях и не принимать поспешных решений.
– Вы думаете, молодежь окажется более терпимой, чем старшее поколение?
– Я верю, что молодежь окажется более терпимой. Хотя среди церковной молодежи есть люди, которые ничего не знали, кроме ужасов, слышанных от своих родителей, от бабушек и дедушек. Поэтому они не в ладу с тем, что происходит, особенно если они ничего не читали о Церкви в России. Порой зашоренный взгляд объясняется закрытостью умов. Однако большинство наших людей задавали себе другой вопрос: а почему наши родители так закрыты, почему они давно не начали искать примирения? Многие уже не видят никакой разницы между Русской Православной Церковью в России и в диаспоре.
Я встречаю в церквах верующих, отколовшихся от РПЦЗ после объединения с РПЦ.
– Я надеюсь, что они вернутся в Церковь, но на это требуется время. Однако всегда есть и такие, кому нравится все делать вопреки. Им нравится, что другие с ними не согласны, и они будут настаивать на своем назло другим. Зато другие отколовшиеся спросят себя, правильно ли, что находятся в крошечной «Церкви», где только сами себя считают истинным православием? Наша Церковь процветает, молится и растет, привлекает прихожан, меняет жизнь людей, приводит их ко Христу, а там живут лишь мыслью, что они единственные истинные верующие.
Страницы: 1 2 3

Интервью насельников Соловецкого монастыря

Матфей (Романюк), иг. Во всем должен быть промысл Божий
Словки. Фото: Елена Коптелова
– Отец Матфей, благословите. Любой рассказ о скитской жизни на Соловках начинается с объяснения, чем скит отличается от монастыря. И любому, кто направляется в паломничество на Секирную гору, становится ясно: скит – это особая форма монашеской жизни, это – уединение. Однако, миновав 12 километров, группа паломников высаживается у подножия горы, и направляется к Свято-Вознесенскому скиту, чтоб нарушить то самое монашеское уединение… Ваш скит – самый посещаемый на Соловках. Как вы преодолеваете эту проблему – необходимость «принимать» множество посетителей?

– Ко всему можно привыкнуть. Паломники – это неизбежность в нашем случае. И слава Богу, что люди хотят прийти помолиться… На самом деле, раньше было тяжелее, – когда скит обустраивался, очень сильно напрягала стройка. Сейчас хотя народа, может, и больше количественно, но эти люди ведут себя более цивилизованно, чем те, кто был здесь во время реконструкции зданий. У нас сейчас меньше случаев и попыток проникновения на территорию скита, – в те части помещений, куда мы посторонних не пускаем. Именно эти попытки, а не то, что люди приходили в наш храм для молитвы, очень смущали братию. Раньше было больше любопытства у приезжающих, как мы живем, как устроен наш быт, наше хозяйство, а нынче и экскурсанты и экскурсоводы стали понятливее.
Наши богослужения происходят ночью, и в то время, когда нас посещают паломники, мы все расходимся на свои послушания – или по корпусу или на огороде. То есть ни наших братьев, ни выполняемые ими послушания посторонние не видят. Поэтому раз поток народа не остановить нашими силами, – зачем смущаться этим…
– Сейчас как раз настает такая пора, когда вы останетесь в совершенном покое от людского внимания…
– Да. Понятно, что зимой нам лучше. Можно спокойно прогуляться вокруг скита. У нас есть такой маршрут, которым многие братия ходят: спускаются из храма и идут сначала к одному кресту, затем – к могилам, потом ко второму кресту, установленному возле места, где обычно останавливаются экскурсионные автобусы, потом – к кресту у озера и к кресту у лестницы.  Маршрут небольшой, нетрудный – по нему можно пройти с молитвой, в созерцании, приложиться к каждому кресту… Этим путем хорошо ходить между вечерним правилом и утреней – с 9 до 11 вечера. Так братия скита и ходит, пока не стало много снега… Именно сейчас самое благодатное время для таких молитвенных прогулок. И весной будет такой же отрезок времени, когда вокруг скита можно ходить, не таясь, не боясь, что сейчас откуда-нибудь выскочит группа туристов и станет все фотографировать, смущая братию.
– Давайте все же вспомним реалии летнего паломнического сезона, и объясним людям, которые бывают недовольны тем, что они не могут принять участие в богослужениях в вашем скиту, почему это так?
– Все вещи должны иметь свое предназначение. Скит создан для монашеского уединения. Зачем же в скиту участие паломников в службах… Для мирян есть приходы. Если не хватает прихода, можно приехать в паломничество в монастырь. А если человек хочет в скит, – пусть становится монахом. Ты поступишь в монастырь, поживешь там, поймешь монашескую жизнь в общежительном монастыре… И тебя, может быть, благословят пойти в скит. Только такой путь возможен, я думаю.
Говорят: у вас женский пол вообще не пускают на службы, – как же это несправедливо. Пожалуйста, сестры, поезжайте в Дивеево, там немало скитов. Много сестер, и всем хватит места, и никого не будете смущать. Мужчины там – только священники. Приезжай, ходи в любой скит и молись. Там прекрасно, там преподобный Серафим Саровский пребывает…
Но я неоднократно слышал жалобы: «Вот я – инокиня, хочу здесь у вас помолиться, почему нельзя?» Я отвечаю вопросом: «Почему именно здесь? В России много женских скитов. Почему нужно пытаться проникнуть в мужской скит?»
Все должно быть на своем месте. Бывали, конечно, у нас исключения из правил. Но это тогда, когда священноначалие благословляло прийти к нам группу со священником. Это особые случаи: для людей очень важно причаститься на Соловках, но у них всего лишь два дня, и катер – завтра утром. Тогда мы разрешали присутствовать на нашей ночной службе. Но это – редкие исключения. Мы служили вместе с приезжими батюшками, и паломники исповедовались и причащались в нашем храме у своего приходского священника. Только так можно принять группу мирян и при этом ничем не нарушить порядок в нашем скиту.
Задают мне иногда и такой вопрос: а к вам сюда прихожане приходят? Какие могут быть прихожане?! У нас здесь скит. Даже не монастырь, а скит. Это принципиально.
– В скиту два храма: нижний посвящен ангельским силам – престол освящен в память чуда архистратига Михаила в Хонех; верхний храм – летний – посвящен Вознесению Господню. Однако прийти помолиться паломники могут только в нижний храм… Почему?
– В верхний храм мы вообще не пускаем паломников. Во-первых, даже из соображений безопасности: туда ведет очень крутая и опасная лестница. Когда строили храм, знали, что скит не приспособлен для массового посещения. Поэтому такая лестница – это абсолютно нормально. И все входы, выходы, лестницы так сделаны, что по ним будет ходить немного людей. Переделывать их под современный поток посетителей не имеет смысла. По воспоминаниям, в монастыре до революции было очень много паломников, но сюда ездили только с благословения наместника. И с сопровождением братии монастыря. Паломникам давали упряжку или бричку, и они отправлялись в особое паломничество, – оно не было возможным для любого желающего.
Чтобы спокойно, не торопясь, наши братия могли молиться в любое время суток, пришлось «разделить»: один храм нам, а другой – паломникам. Где-то, конечно, наши пути пересекаются, но нас это не смущает. Не так много возможностей им пересекаться… Но если везде будут люди, тогда нам останется только в кельях сидеть. Потеряется смысл скита.
– Знаете, строгий молитвенный настрой чувствуется здесь везде, хотя это не видно глазу и неосязаемо…
– Истинно говорят: дух творит себе форму. Это было сказано во II веке, но актуально и сейчас, у нас. Есть такое чувство. Если люди живут в скиту, они создают особый настрой, вокруг них мир приобретает особые формы.
Иеромонах Серафим Роуз так сказал об этом явлении – «есть свой аромат духовный». Ты это чувствуешь сердечным обонянием. Зашел и почувствовал. Это в любом скиту в любом монастыре – особенный настрой, который может почувствовать человек, внимательный к своему духовному состоянию. Он может ощущать, как его душа восприняла сообщество людей, которое здесь молится. Так же не только в монастыре, но и в приходском храме… Насколько сильно развиты способности чувствования у человека, так глубоко человек и поймет место, где оказался
Страницы: 1 2

Православный календарь 17 июля (4 июля ст.ст.)

Проповеди
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Страстотерпцев Императора Николая II, Императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжен  Ольги,  Татианы,  Марии,  Анастасии (1918).
Святого Андрея, архиепископа Критского (740).
Святой праведной Марфы матери прп. Симеона Дивногорца (551).
Святого мученика Феодота епископа Киринейского (310).
Обретение мощей преподобного отца нашего Евфимия, Суздальского чудотворца (1507).
Преподобный Андрей Рублев иконописца (XV)
Святой благоверный князь Андрей Боголюбский (1174)
Св. Урлиха Аугсбургского и Баварского (973)
Обретение мощей прп. Евфимия, Суздальского чудотворца (1507).
Перенесение мощей св. Мартина Милостливого, еп. Торсского (397).
Страдание святых мучеников Феодота и Феодотии
Сщмч. Димитрия пресвитера (после 1937).
Св. Андрея Русского, Каирского.
Свт. Доната, еп. Ливийского (Греч.).
Галатская икона Божией Матери
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Тропарь царственных страстотерпцев
глас 4
Днесь, благовернии людие, светло почтим/ седмерицу честную царственных страстотерпец,/ Христову едину домашнюю Церковь:/ Николая и Александру,/ Алексия, Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию./ Тии бо, уз и страданий многоразличных не убоявшеся,/ от богоборных смерть и поругание телес прияша/ и дерзновение ко Господу в молитве улучиша./ Сего ради к ним с любовию возопиим:/ о святии страстотерпцы,/ гласу покаяния и стенанию народа нашего вонмите,/ землю Российскую в любви к Православию утвердите,/ от междоусобныя брани сохраните,/ мир мирови у Бога испросите// и душам нашим велию милость.
Кондак царственных страстотерпцев глас 8
Избраннии Царем царствующих и Господем господствующих/ от рода царей Российских,/ благовернии мученицы,/ муки душевныя и смерть телесную за Христа приимшии/ и венцы Небесными увенчавшиися,/ к вам, яко покровителем нашим милостивым,/ с любовию благодарне вопием:/ радуйтеся, царственнии страстотерпцы,// за Русь Святую пред Богом усерднии молитвенницы.
Ин тропарь святым Царственным мученикам глас 5
Царства земнаго лишение,/ узы и страдания многоразличныя/ кротко претерпел еси,/ свидетельствовав о Христе даже до смерти от богоборцев,/ страстотерпче великий Боговенчанный царю Николае,/ сего ради мученическим венцем на небесех,/ венча тя с царицею и чады и слуги твоими Христос Бог,/ Егоже моли помиловати страну Российскую/ и спасти души наша.
Ин кондак святым Царственным мученикам глас 6
Надежда царя мученика/ с царицею и чады и слуги укрепи,/ и к Твоей любви окрыли, будущий им покой предвозвестивши,/ тех молитвами, Господи, помилуй нас.
Тропарь святителя Андрея, архиепископа Критского глас 4
Христову Церковь цевницею языка твоего,/ песнословя умильно, возвеселил еси,/ богословием же Препетыя Троицы/ славу всем сказал еси ясно,/ тем тя, яко тайноглагольника, поем,/ Андрее, пастырю Критский,/ и величаем память твою,/ Христа славяще дивнаго во святых Своих.
Ин тропарь святителя Андрея, архиепископа Критского глас 4
Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему,/ Яже вещей истина./ Сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ отче Андрее,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.
Тропарь преподобной Марфы глас 4
Житием чистым и любовию, яже ко Пречистей Божией Матери,/ стяжала еси дар чадородия преславный,/ светильника миру, дивнаго Симеона,/ тем тя, Марфо,/ яко матерь, о чаде веселящуюся, песньми ублажаем.
Кондак преподобной Марфы глас 2
Вострубив ясно Божественная сладкопения,/ явился еси светильник мира светлейший,/ светом сияя Троицы, Андрее преподобне./ Темже вси вопием ти:/ не престай моляся о всех нас.
Тропарь преподобного Андрея Рублева глас 3
Божественнаго света лучами облистаемый,/ преподобне Андрее,/ Христа познал еси, Божию Премудрость и Силу,/ и иконою Святыя Троицы всему миру проповедал еси/ Единство во Святей Троице,/ мы же со удивлением и радостию вопием ти:/ имеяй дерзновение ко Пресвятей Троице,// моли просветити души наша.
Тропарь преподобных Андроника, Саввы и Александра Московских, Даниила Черного, Андрея Рублева глас 2
Плоды добродетелей на земли принесше,/ преподобнии отцы,/ в Небесных чертозех ныне благоухаете, яко райстии цвети,/ и лицем к лицу зрите Пресвятую Троицу,/ Юже дерзновенно молите/ спастися душам нашим.
Кондак преподобного Андрея Рублева глас 8
От юности к Божественней красоте устремляяся,/ чудный иконописец в земли Российстей был еси,/ и богоносным твоим учителем поревновав,/ сиянием добродетелей украсился еси, преподобне Андрее,// темже и явися Церкве нашея похвала и радование.
Кондак преподобных Андроника, Саввы и Александра Московских, Даниила Черного, Андрея Рублева глас 3
Вас молим, преподобнии отцы наши,/ телом почивающий на земли,/ духом же Божию престолу предстоящий:/ молитеся о граде Москве/ и о всех, почитающих честную память вашу.
Тропарь благоверного великого князя Андрея Боголюбского глас 8
Яко благоверен и праведен,/ за любовь Христа Бога от своих смерть приял еси,/ кровь свою пролияв,/ якоже прежде сродницы твой и страстотерпцы Борис и Глеб,/ ихже кровем совопиет и твоя кровь, святе, к Богу,/ якоже Авеля и Захарии праведных,/ благоверный страстотерпче, великий княже Андрее,/ с нимиже Христа Бога моли о стране нашей, еже Богоугодней быти/ и сыновом российским спастися.
Ин тропарь благоверного великого князя Андрея Боголюбского глас 3
Еже во плоти житию твоему удивишася ангельстии чини:/ како с телом к невидимым сплетением изшел еси, преславне,/ и уязвил еси демонския полки./ Отонудуже, Андрее, Христос тебе воздаде богатыми дарованьми:/ сего ради, отче, моли спастися душам нашим.
Pages: 1 2 3