воскресенье, 2 декабря 2012 г.

Православный календарь 3 декабря (20 ноября ст.ст.)

Рождественский пост.
В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Предпразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Преподобного Григория Декаполита (816).
Святителя Прокла, архиеп. Константинопольского  (446—447),
Мученика Дасия Никомидийского (284-305)
Священномученика Макария (Кармазина), еп. Екатеринославского, (1937).
Свщмч. Владимира Медведюка пресвитера (1937).
Свщмч. Иоанна Сарва пресвитера и с ним прпмч. Арсения (Дмитриева) игумена, прпмц. Иоанникии (Кожевниковой) игумении, свщмч. Василия Канделяброва, Николая Покровского, Емилиана Панасевича, Николая Зеленова пресвитеров, 1937 года.
Прп. Диодора Юрьегорского (1633).
Мчч. Евстафия, Феспесия и Анатолия (312).
Свщмчч. Нирсы епископа и Иосифа, ученика его, Иоанна, Саверия, Исакия и Ипатия, епископов Персидских, Мчч. Азата скопца, Сасония, Феклы, Анны и иных многих мужей и жен, в Персиде пострадавших (343).
Прпмц. Татианы Фомичевой (после 1937).
Соболевской иконы Божией Матери
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Тропарь преподобного Григория и святителя Прокла
, глас 4
Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.
Тропарь преподобного Григория Декаполита, глас 3
Образ был еси воздержания,/ Божественным Духом вся просветив:/ правоверия течение совершил еси,/ учением мир просветил еси/ и зловерных обличил еси смыслы,/ отче преподобне Григорие,/ Христа Бога моли даровати нам велию милость.
Кондак преподобного Григория, глас 3
Светлое тя солнце Церковь познавает,/ добродетелей красотами и исцелений лучами/ всех просвещая, Христов угодниче:/ темже празднуем честную память твою/ и почитаем подвиги твоя,// всеблаженне отче премудре Григорие.
Тропарь святителя Прокла, архиепископа Константинопольского, глас 4
Иже Божественным началом премудрости,/ страхом Господним утверждся,/ оттуду священными восхождении возшел еси/ во ученичество Златоуста,/ и архиерейскаго того престола достоин быв чистоты добротами,/ апостольским правилом себе вообразив,/ не себе живый, но Христу и стаду твоему./ Тем в нетленный живот апостольски вселился еси,/ иерарше Прокле,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.
Кондак святителя Прокла, глас 4
Достойно днесь торжествует/ всех градов честнейший воистинну в честном преставлении твоем,// отче отцев, Прокле мудре.
Ин кондак святителя Прокла, глас 8
Всечестнаго святителя, Царскаго града престол украсившаго/ и сокровищем безценным того обогащшаго, пречестными мощмй Златоустовыми,/ имже слово животно стяжа, просвещая верно чтущия его,/ песньми похваления того радостно ублажим, зовуще:/ радуйся, архиерею, отче священный.
Тропарь предпразднства, глас 4
Радость предобручает всем Анна ныне,/ печали сопротивный плод прозябши, едину Приснодеву,/ Юже и приводит, молитвы исполняющи,/ днесь веселящися, в храм Господень,// яко сущий храм Бога Слова и Матерь чистую.
Кондак предпразднства, глас 4
Веселия днесь/ вселенная исполнися вся/ в благознаменитом празднице/ Богородицы, зовущи:// Та есть сень Небесная.
Pages: 1 2 3

Автокефалия – это путь к погибели

Игорь Друзь,
председатель «Народного Собора» Украины
В последнее время вновь подняли голову внутрицерковные автокефалы, приунывшие было после осуждения Синодом архиепископа Александра (Драбинко) за хулу на Святого Духа, недостойный образ жизни и интриганство.

Опять крутится в СМИ заезженная пластинка украинских националистов: снова подняты на щит вопросы «единства церквей», «необходимости» украинизации богослужения, и т.д. Особенно ярко это проявилось в «праздник голодомора». Да, день памяти жертв голода давно стал политическим шоу.
Вот что пишет по этому поводу известный журналист Д.Скворцов: «Накануне празднуемого на Украине «Дня памяти жертв голодоморов» Предстоятель Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) митрополит Владимир выступил с посланием. Я не случайно написал «празднуемого», дело в том, что образ нации – извечной жертвы всех и вся давно уже стал на Украине если не государственной идеологией, то чем-то вроде национальной идеи. По крайней мере, этно-некрофилия всячески приветствуется всеми гуманитарными институтами Украинской власти, кто бы её ни возглавлял. И роль одного из таких институтов с некоторых пор, увы, исполняет УПЦ МП. Так, официальный церковный сайт сообщил следующее: "Ко дню памяти жертв Голодомора в Киево-Печерском заповеднике откроется выставка ‘1937 год: Голгофа Церкви’. Причем тут 1937 год к голоду 1932—1933 гг. оставалось неясным даже после прочтения данного анонса.
Разве что, при сильном желании, можно провести связь между перечнем организаторов выставки, где значился синодальный отдел «Церква і культура» и музей «Православна Україна», руководимые игуменьей Серафимой Шевчик и абзацем, где рассказывалось, что та же матушка Серафима «несколько лет назад по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира, подготовила книгу ‘Пост от диявола’, посвященную Голодомору». Речь идет о книге, в которой митрополит Владимир впервые отождествил голод 30-х с геноцидом украинской нации. Благо дело, православные в массе своей не заметили тогда этого высказывания – видимо издание оказалось настолько бездарным, что не привлекло внимания верующих. Пришлось геноцидную формулу повторять в обращении Синода УПЦ МП от 11 ноября 2008 г., когда идеология, которую исповедует часть окружения Предстоятеля Церкви, максимально сблизилась с мировоззрением русофоба Ющенко.
И все же – причем тут не блещущая оригинальностью названия «Голгофа Церкви» к «голодомору»? Похоже, что в своем желании угодить «гуманитарными блокам» (повторим – любого из сменяющихся на Украине правительств) «оранжевая» группа в УПЦ оказалась слишком ретивой и не заметила, как День памяти жертв политических репрессий был перенесен на май. Остался лишь «голодомор». Ту же ошибку, очевидно, допустил и митрополит Владимир, опубликовав «Послание по случаю 75-летия подвига христиан, пострадавших во время террора 1937 года». Увы, это оказалась не последней ошибкой Предстоятеля. Так, 1937 год назван в послании апогеем большевистского террора, хотя численность репрессированных в этот год уступает как 1936 г., так и всем последующим сталинским годам, за исключением 1944-го. Природу феномена «1937» еще в прошлом веке раскрыл Солженицын, пояснив, что тогда по этапу пошли просто самые заметные – жители элитного Дома на Набережной – та самая «ленинская гвардия»».
Большинство украинского «политикума» и сейчас, как и при «оранжевом» режиме вовсю давит на Церковь. Все время поднимаются вопросы о «необходимости» создания «независимой церкви». Причем всегда речь идет не о греко-католиках, имеющих своим центром Ватикан, не о протестантских деноминациях, многие центры которых находятся в Евросоюзе и США. Нет же, речь обычно идет только об Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, которая якобы просто «обязана» разорвать отношения с Русской Матерью – Церковью, хотя этого не хочет большая часть ее клириков и почти все миряне. Причем практически всегда эту тему поднимают журналисты и политики советского, и/или либерального воспитания, которые в храм никогда не ходили, и ходить не собираются, однако очень любят получать западные гранты. Эта надуманная «проблема» носит чисто политический характер. Либеральные идеологи Запада все время обвиняли Православие в «реакционности», а его правители всячески поддерживают множество сект, а также практически все церковные расколы, от Черногории до Суздаля.
Но дело не только в политической позиции стран Запада. К сожалению, в последние двадцать лет всякая власть на Украине хочет иметь свою «карманную» Церковь. «Оранжевая» — больше, нынешняя – меньше, но все равно поддержка со стороны правящего класса околоцерковным и церковным автокефалам есть все время. Поэтому, хотя таких людей совсем немного, у них есть ресурсы для организации некоего движения в эту сторону.
Ныне единство Православия у нас находится под угрозой. За последние 7 лет некоторые представители Митрополии УПЦ МП провели неслыханную в истории РПЦ либерализацию и попрание канонов. Так, во многих храмах был введен украинский язык богослужения вместо церковнославянского, в Ужгородской богословской академии служат торжественные заупокойные литии по врагам Церкви, пребывавшим вне ее ограды – Петлюре и Бандере, были внесены незаконные поправки в церковный Устав, делающие его фактически автокефальным.
Новый, «канонический», раскол Церкви может с легкостью посеять вооруженные конфликты и расколоть страну. Несмотря на то, что ныне по-настоящему воцерковлено менее 10% населения, все же большинство народа Украины уважает и считает своей именно УПЦ МП, и народ не позволит незаконно отбирать храмы и монастыри для новосозданной псевдоправославной политической группировки. С другой стороны, в этом случае неразберихой обязательно воспользуются униаты и националисты из «УПЦ КП», которые готовы будут поддержать кучку автокефалов из УПЦ МП всеми силами. Так что ситуация радикального и массового противостояния в этом случае неизбежна.
А для православных людей в этой надуманной проблеме вопросов не возникает: на них давно ответили святые. И своей жизнью, и своими словами они засвидетельствовали вечное духовное единство Русской Земли, включая и Малую, и Великую, и Белую Русь. Родившаяся на Псковской земле и просиявшая христианской верой в Киеве равноапостольная Ольга, она — кто? «Великая украинка», как порой ныне пишут необандеровцы, или все же общерусская святая? А кем был ее внук, равноапостольный Владимир, правивший сначала в Новгороде, а затем в том же Киеве?
А, например, святитель Петр, митрополит Московский и всея Руси, наоборот, родился в Галицко-Волынском княжестве, среди предков нынешних «западенцев», а потом стал архиереем в Москве и духовно окормлял предков современных «москалей».
Неудивительно, что все наследники тех древних святых, жившие уже в 20 веке, когда проблема украинской автокефалии была искусственно раздута русофобскими силами, высказывались об автокефалии очень негативно.
Так, прославленный в лике святых старец Лаврентий Черниговский († 1950; память 29 декабря / 11 января), почти наш современник, бывший очевидцем первой (в 1920-е годы) и второй (в 1940-е) волн автокефального движения на Украине, говорил: «Откалываться и отходить от Матери — Русской Православной Церкви — величайший и непростительный грех и в сей жизни и в будущей — это хула на Духа Святаго».
Страницы: 1 2

В сообществах, объединенных ненавистью, нет Христа

Василий Анисимов
О «политическом православии», результатах выборов, причинах и последствиях прохождения в украинский парламент националистической партии «Свобода» рассказывает Василий Семенович Анисимов, руководитель Пресс-службы УПЦ Московского патриархата
Василий Семенович, принято считать, что Церковь и политика – понятия несовместимые. Так ли это?
— Церковь – это собрание православных христиан, а они составляют большую часть населения страны. Все они не поражены в своих гражданских свободах и правах, в том числе и вправе заниматься активной политической деятельностью, управлять государством. Церковь не контролирует политические убеждения своих верующих, и в этом плане она аполитична. Более того, Церковь с особым уважением относится к политикам как соискателям власти, поскольку в церковном понимании власть – это кропотливое, компетентное, жертвенное служение человеку, народу и Отечеству. Тот, кто стремится этот крест нести, достоин уважения. И в таком понимании смысла власти Церковь воспитывает правящие элиты уже тысячелетие, со времен святого равноапостольного князя Владимира.
— А почему одним разрешают, другим запрещают участвовать в политической жизни, выборах?
— Православная Церковь – не тоталитарная структура, в ней все основано на принципах добровольности. Ограничения наложены самой Церковью, и они касаются лишь священнослужителей, которые составляют долю процента от всех ее членов. Священнослужители не должны быть членами партий, участвовать в политической агитации, а избираться в местные органы власти могут лишь по благословению священноначалия. Наши священнослужители есть в областных, городских, районных советах, где они, как правило, трудятся в социальных, культурно-просветительских и прочих комиссиях – в тех, где желающих работать традиционно не так-то много. В Верховный Совет, место главных политических битв и склок, священнослужителям путь заказан, поскольку парламент политически жестко структурирован. Богу Богово, а кесарю – кесарево.
— Но вас считают представителем так называемого «политического православия»…
— Это все глупости. Если я, скажем, на президентских выборах был аккредитован как журналист в пресс-центре Партии регионов, а до этого десятки статей написал и даже две книги издал против антицерковной политики и практики оранжевой власти – то, конечно, наименован «политическим православием». А вот если бы я, как некоторые наши священники, не вылезал бы из выборных штабов оранжевых, палатки бы на Майдане устанавливал, зажигал бы на митингах сначала у Ющенко, а в 2010 – у Тимошенко вместе с кардиналом Гузарем и анафематствованным Филаретом-Денисенко, клеймя Януковича «тьмой и неволей», то был бы аполитичным, глубоко церковным публицистом-патриотом! Кстати, мои статьи и книги издавались, когда оранжевые были при власти, а не так, как у нас принято: сначала облизывать власть во все дыры, а когда она уходит, запустить вдогонку булыжник – какие недоумки нами управляли! Мы честно полемизировали с властью и при Кучме, и при Ющенко, доказывали, в чем она неправа.
— А с нынешней властью вы не полемизируете?
— Она, слава Богу, ничего антицерковного еще не совершила. Более того, она как бы долгожданная: это первая власть с 1917 года, которая не вмешивается во внутренние дела Церкви, не диктует ей свою волю, как это было и при Союзе, и при Кравчуке, и при Кучме, и при оранжевых. Другое дело, что не выполняет обещанного. У нас же один и тот же политик, находящийся в оппозиции или во власти, – разные люди, с ним, как говорится, нужно по второму разу знакомиться. Я встречался с Николаем Азаровым и Виктором Януковичем, когда они были в оппозиции, накануне президентских выборов, они заверяли, что, когда придут к власти, все церковные проблемы решат. Прошло уже почти три года, а воз и ныне там. Им все время что-то мешает их решать: то разруха, оставленная оранжевыми, то экономический кризис, то Анна Герман, то подготовка к Евро-12, то подготовка к парламентским выборам – Бог весть что. Так же, я полагаю, они выполняют и обещания, данные своему электорату.
— Как Церковь отнеслась к результатам парламентских выборов?
— Правильнее сказать – как в Церкви отнеслись? По-разному, кто за кого голосовал. Думаю, что результаты были неожиданными и для избирателей, и для власти, и для оппозиции. «Провалилась» социология, опросы предрекали одно, вышло – иное. Низкая явка Востока и Юга – электората Партии регионов – предопределила итоги. Хотя регионалы победили, но не с тем результатом, на который рассчитывали. Заискивали перед оранжевыми, и своих избирателей потеряли, и чужих не обрели. Как при Леониде Даниловиче. Еще и галицких коричневых в Киев притянули, и теперь они из региональной проблемы станут общеукраинской.
— Однако «Свобода» позиционирует себя как европейская партия…
— Что в ней европейского? Я смотрел по европейским и мировым каналам отклики на прохождение тягнибоковцев в парламент. Первыми выступили лидеры мировых еврейских организаций, которые, как вы понимаете, фашистов затылком чувствуют. Они были поражены, как людей и партию с такой идеологий в европейской стране вообще могли допустить к выборам. По телевидению и в Интернете показали записи выступлений их лидеров – мрачная картина: люди ущербные, злобные, да и лексика соответствующая – «москали», «жидовня», «дерьмократы», «чемодан, вокзал – Москва» и т.д. Настоящее «лицо ненависти»! А рядом, что любопытно, со свободовцем непременно стоит униатский священник, благостно внемлет. Они вот в такой спайке – уния и фашисты – со времен «Нахтигаля» и дивизии СС «Галичина» находились. Можно документальную кинохронику посмотреть тех времен. Кстати, кардинал Гузар, нынешний глава униатов на пенсии, в те годы драпал вместе с отступающими фашистами, поскольку его родители сотрудничали с оккупантами и боялись расплаты. До Америки добежал. А нынче учит на грантоедских сайтах, какими должны быть депутаты новоизбранной Верховной Рады. Лучше бы объяснил, что есть христианского в тягнибоковцах, коих уния в парламент тащила. И теперь вся эта братия пробралась в Киев. А дальше может пойти по сценарию Альбера Камю: сначала появляются крысы, затем – чума.
— Но ведь свободовцы нашли поддержку не только в Галиции, но и в других регионах...
— Это тоже объяснимо. Люди устали, унижены проблемами, которым не видно конца, терпение иссякает. В таких условиях востребован радикализм, обещающий все проблемы решить «сапогом по зубам», как сказал один деятель культуры. Кстати, Кличко тоже использовал агрессивный лозунг – пришло время УДАРА! – и нашел много сторонников. В Европе экономический кризис приводит к полевению общества, к поиску солидарных отношений между богатыми и бедными, взаимной поддержке, консолидации. А у нас, как в Африке, – воинственность, агрессивность, жажда насилия. Мало кто хочет бананы выращивать, но многие готовы их отбирать и делить.
— Надо все-таки заметить, что коричневые появились в Украине не сегодня…
— Конечно, два десятилетия русофобии, переписывания истории, оголтелого национализма приносят свои плоды. В Галиции еще при Кравчуке стали называть улицы в честь эсэсовцев. Оттого и вырастили там «50 оттенков коричневого». Они начинали 20 лет назад с погромов Православной Церкви, потом переключились на ветеранов Великой Отечественной, русскую культуру, язык. Киев по-барски относился к этой проблеме: бьют, крушат, русофобствуют, ксенофобствуют, антисемитствуют и т.д., но ведь не убивают. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не вешало. Так и говорили. Их стремились локализовать в пределах Галиции, полагая, когда жизнь наладится – бытие определяет сознание, – все само рассосется: перебесятся и успокоятся. Конечно, они совершали вылазки в Киев, но здесь им давали отпор то витренковцы, то казаки, то милиция.
— А сегодня их выпустили за пределы своего региона?
— Всем, по-моему, ясно, что тягнибоковцев использовали как грязную политическую технологию. На всех провластных телеканалах – и Киселев, и Шустер, и кто угодно – пиарили их, как могли, вытягивали рейтинги с одной лишь целью – чтобы они как можно больше голосов у тимошенковцев отобрали, но сами не прошли. Вспомните последнюю «великую» политику Евгения Киселева, куда пригласили лидеров лишь четырех партий, которые, по мнению власти, пройдут в парламент. Тягнибок там и не подразумевался. Но просчитались: технология вышла из-под контроля. И теперь головная боль и у власти, и у общества: коричневые в парламенте, в городе-герое!
Но политическая элита как-то спокойно отреагировала на нынешнюю ситуацию...
— Можно, конечно, не обращать на них внимания. Но, я думаю, они сами не дадут этого сделать. Будут организовывать провокации, заварушки, маршировать с факелами и т.д. – словом, заниматься тем, что они только и умеют. Вот зарегистрируются, получат неприкосновенность – и танцуй губерния. Болезнь вылезла наружу.
Страницы: 1 2