среда, 23 октября 2013 г.

Сретенский гараж

Константин Михайлов о том, что один из древнейших монастырей Москвы может лишиться шести старинных зданий ради нового собора
Для строительства нового собора (в центре) в Сретенском монастыре планируют снести шесть исторических зданий конца XIX века  Фотография: pravoslavie.ru
Один из древнейших монастырей Москвы, Сретенский, вскоре станет главной стройплощадкой столицы, если не всей России. Вот только новый грандиозный собор, который задумали построить здесь в память жертв революции 1917 года, скорее станет впечатляющим образом победы современной Церкви над федеральным законом об объектах культурного наследия.

На конец октября намечено заседание комиссии правительства Москвы по градостроительству в охранных зонах (в просторечии — «сносная» комиссия), где будет решаться вопрос о сносе шести зданий рубежа XIX–XX веков в Сретенском монастыре. Ранее рабочая группа комиссии уже дала согласие на разборку старинных домов.
Зачем сносить?
Казалось бы, сама постановка такого вопроса для современной Москвы абсурдна: какой может быть снос в монастыре, тем более в Сретенском, и так безмерно пострадавшем при советской власти: в конце 1920-х – начале 1930-х здесь снесли три древних храма и колокольню. Однако реалии таковы, что 80 лет назад хранителям городской старины приходилось защищать ее от внешних агрессоров, а сегодня инициатива сноса исходит «изнутри», от монастырского начальства. Снос задуман, конечно же, не ради сноса, а ради нового строительства.
К 2017 году в монастыре должен подняться новый собор с символическим посвящением — «Храм Новомучеников и Исповедников Российских на крови, что на Лубянке».
Так, по замыслу влиятельного настоятеля Сретенского монастыря о. Тихона (Шевкунова), должен быть отмечен юбилей революции 1917 года, с которого Церковь, собственно, и ведет мартиролог Новомучеников. Именно так и именно здесь — в конце Большой Лубянки, в начале которой в первые советские годы расположилось учреждение, так много сделавшее для умножения числа Новомучеников.
Идея, безусловно, красивая, возвышенная и символичная. Тем более древний монастырский собор 1679 года, единственный уцелевший в обители, по воскресеньям и в праздники не вмещает большого числа прихожан, и людям приходится молиться под открытым небом. Новый собор, рассчитанный на 3000 человек, должен решить и эту проблему.
Собственно, против строительства нового храма как такового никто и не возражает. Обе идеи, вызывающие к жизни строительство нового храма, бесспорны. Желание отдать дань памяти жертвам революции и заодно позаботиться о прихожанах вызывает только уважение. Речь — о воплощении этих благородных идей. А здесь случай особый: один из древнейших монастырей Москвы превращается в полигон для воплощения амбициозного проекта, который преобразит его до неузнаваемости.
«Эсхатологический образ победы Церкви»
В статье на одном из православных интернет-ресурсов о.Тихон (Шевкунов) подробно рассказывает и о задании, которое было дано участникам конкурса на проектирование нового собора, и о критериях выбора победителя — проекта архитектурной мастерской Д. Смирнова. Последние формулируются так: «Нас по-настоящему порадовало то, как авторы проекта смогли найти эсхатологический образ победы Церкви, образ Града Небесного, Нового Иерусалима, в центре которого Агнец — Господь наш Иисус Христос в торжестве Своей победы».
Задачи архитекторов были весьма многогранны — от выражения идеи «небесного торжества Новомучеников» до вместимости храма и подземных автостоянок.
Поразительно одно: в условиях конкурса, как их перечисляет в своей статье о. Тихон, нет ни малейшего упоминания о необходимости соблюдать требования законодательства об объектах культурного наследия, каковым является Сретенский монастырь. И архитекторы проектируют так, словно этого законодательства нет.
Прямо посреди зоны предполагаемого строительства располагается официально утвержденная Росохранкультурой в 2010 году территория объекта культурного наследия. По закону на ней вообще нельзя ничего строить. Вся остальная территория будущей стройки — охранная зона, в которой возможно только восстановление (регенерация) утраченных ранее элементов исторической среды. По схемам, граница строительного котлована глубиной более 8,5 м должна пройти в 5 м (!) от древнего собора. Четыре из шести предназначенных к сносу зданий Сретенского монастыря имеют, согласно официальному сайту Мосгорнаследия, статус «ценных градоформирующих объектов» — специально для тех, кто уже начал рассуждать, что «эти здания не имеют никакой ценности».
Показательно, что в жюри конкурса участвовал руководитель департамента культурного наследия Москвы Александр Кибовский, который, казалось бы, первый должен настаивать на соблюдении требований закона. Однако жюри с его участием признало абсолютно не считающийся с ними проект победителем конкурса. Более того, в сентябре 2013 года Александр Кибовский направил письмо министру культуры России Владимиру Мединскому, в котором, отметив, что «размещение объекта нового строительства на территории объекта культурного наследия вступает в противоречие с требованиями законодательства», просит министра дать поручение рассмотреть проектные материалы этого самого нового строительства и сообщить «о готовности согласовать необходимый для реализации строительства новый проект охранной зоны», а также о сроках выпуска нового документа об измененных границах территории памятника.
Оставляя в стороне эсхатологию, можно заключить, что новый собор, если он будет построен, станет впечатляющим образом победы Церкви над федеральным законом об объектах культурного наследия. При активном участии руководителя городского департамента культурного наследия. Слово «охраны» из названия этого ведомства исчезло еще семь лет назад.
Превыше Успенского собора
Не смею судить, насколько архитектура нового собора соответствует образу «Града Небесного», хорошо ли она отражает мемориальный замысел. На то есть другие мыслители и критики, тем более критика — субъективна. Поэтому поговорим об объективном: о размерах, по которым виден масштаб — и замыслов, и помыслов.
Листаю «Альбом предпроектных материалов» — с печатью, подписью архитектора и весьма точными цифрами. Здание общей площадью более 10 тыс. кв. м, размером 39,5 х 35 м имеет два подземных и семь надземных этажей. А его высота (с крестом) — 55 м. Это, напомню, собор, который планируют построить в сравнительно небольшом городском монастыре. А размеры его под стать кафедральному храму столичного размаха. Новый собор Сретенского монастыря окажется превыше Успенского собора в Московском Кремле (45 м), некогда главного храма Московской Руси. Он будет выше Софии Киевской (29 м до зенита купола). И равен по высоте главной исторической святыне православного мира — Софии Константинопольской. Воистину, это дерзновенный замысел.
О том, что старинный Владимирский собор Сретенского монастыря будет визуально подавлен новым храмом и перестанет главенствовать над монастырской территорией, излишне и говорить.
Страницы: 1 2

Комментариев нет:

Отправить комментарий