среда, 21 августа 2013 г.

Иисус Христос (продолжение)

Анри Дидон
Книга первая. Происхождение Иисуса
Глава пятая. Отрочество и юность Иисуса. Его воспитани
Анри Дидон, Иисус Христос Жизнь Христа-Младенца и Отрока в Назарете может быть рассказана  двух словах: «Он был в повиновении и преуспевал...»1. Он был в повиновении у отца и Матери и «преуспевал в премудрости и в возрасте и любви у Бога и человеков».

Ничего необыкновенного, выдающегося, ничего, по-видимому, что превосходило бы собой законы общечеловеческие. Физически Он развивается как и все прочие дети и из года в год выказывает ум и достоинство, силу и прелесть, свойственные Его возрасту. Никакое препятствие не останавливает этого совершенного развития. Страсти при своем пробуждении производят смятение и волнение, нарушающие равновесие в человеческом организме,— в душе Иисуса все полно гармонии. Зло в какой бы то ни было форме даже слегка не коснулось Того, Кто родился святым2, и в Котором "обитает вся полнота Божества телесно"3.
Материальное существо его находится под властью души, всецело его изменяющей, а душа проникнута Духом Святым, который наполняет ее, делает божественной. Никакая психология не в состоянии изучить проникновения божественного в душу Иисуса, и никакая наука никогда не поймет всю красоту этого тела, развивающегося и вибрирующего под лучами и импульсом души, всецело объятой Бесконечным, Его веянием, Его благостью.
Он — Младенец, идеальный Отрок, как со временем Он будет идеальным Мужем. Между Ним и сынами земли следующая разница: лучшие из нас стремятся к совершенству, никогда не достигая его, а Христос является истинным его олицетворением. Полное личное единство божеской и человеческой природы делало Его достоянием бесконечную истину и любовь и непрерывную, бесконечную красоту; но оно не мешало развитию в Его уме опытных знаний, добродетелей, усилий воли, а также не исключало для Него возможности труда, физической усталости и страданий. Это неотъемлемое достояние сына земли. Иисус пожелал быть им вполне, со всеми его слабостями, невзгодами, даже смертностью. Его единство с Богом освобождает Его только от греха и несовершенства.
Душа может заключать в себе самые разнообразные свойства и настроения, которые живут в ней одновременно, ни мало не уменьшая и не исключая друг друга. Вдохновение божественное совместно с опытным знанием, небесные радости — с невыразимыми муками и энергичная борьба — с невозмутимым спокойствием.
Nazareth, city where Jesus grew up, becoming a carpenter
...Иисус воспитывался в маленьком городке Назарете, как и все галилеяне Его возраста.
Младенцем Он принимал участие в их тихих забавах. Юношей Он вмешивался в толпу Своих сверстников, беседовал с ними, жил их жизнью; Он изумлял их Своей мудростью, но ореол благости — достояние душ смиренных и кротких — постоянно осенял Его.
В воспитании молодых израильтян в Иудее во времена Ирода нет ни малейшего сходства с нашим современным воспитанием. В наше время главную роль в нем играет школа, она отрывает ребенка от родительского дома с самого детства и кончая юношеским возрастом. В это время ребенок всецело находится в руках учителей. У евреев в то время школ еще не было. Только в Иерусалиме существовала одна школа под названием «Бэт- Гассефер» — Дом Книги. Открытая за сто лет до Рождества Христова неким фарисеем по имени Симон Бен Шэтах4, она сделалась образцом для всех прочих, которые с 64 года стали открываться по всем городам и селениям по приказу первосвященника Иисуса Бен Гамала5.
Еврейский ребенок воспитывался в родительском доме, в синагоге, в мастерской. Дома он пользуется советами отца и матери; в синагоге учится читать Тору; в мастерской изучает какое-нибудь ремесло.
Иисус в мастерскойплотника Иосифа
Домашнее воспитание евреев, исключительно религиозное и патриотическое, сосредоточивалось на законе, нравственности и истории. Цель его была формировать сознание, запечатлевать в нем Закон Божий, верность его предписаниям и любовь к своему народу. Он был честью и силой народа, наиболее верного своим преданиям. У домашнего очага под его влиянием загорается патриотизм в душе ребенка; в сердцах отца и матери черпает он вместе со страхом Божиим познание заповедей божественных и знакомится с национальными стремлениями Израиля, с его великим назначением.
Воспитание вменялось родителям в священную обязанность. В первенце своем они видели благословение Божие; бездетная семья казалась им обездоленной, проклятой; вот происхождение того горячего чувства любви, связывающего родителей и детей у евреев, и давшая еврейским семьям ту тесную сплоченность, которой нет у язычников. Римлянин имеет право убивать своих детей, лишать их наследства, бросать на произвол судьбы — еврей же считал своим священным долгом строго смотреть за своими детьми для вящего процветания семьи и величия народа. Евреи гордились численностью и благочестием своих потомков.
Еврейский законодатель внушает отцу семейства непрерывно поучать сына заповедям Божиим и постоянно говорит ему о милосердии Божием, дома ли, в пути ли, даже за столом; детям же он вменяет в обязанность почитать родителей. Эта заповедь следует в законе непосредственно
за поучениями об обязанностях к Богу.
Повинующихся ожидает благословение Божие, возмущение наказывается смертью. Стоит прочесть, как в Притчах6 Премудрость Божия поучает ребенка слушаться наставлений отца и не пренебрегать советами матери.
Дом, где вырос Иисус, совершенно похож на те, в которых живут палестинские арабы. Тип восточных домов не изменяется веками; обыкновенно он бывает квадратный, земляной или же сложенный из камней; вместо стен по большей части грубый плетень, вымазанный глиной, которая в свою очередь высушена на солнце и обмазана известкой. Крыша представляет собой террасу с балюстрадой; на нее взбираются снаружи с помощью передвижной лестницы или же прямо устраивают лестницу у стены. На террасе расположена так называемая верхняя комната, служащая местом молитвы; в жаркое время года на ней строится шалаш из ветвей или тростника, где можно провести ночь.
В домах обыкновенно бывает одна, реже две комнаты, и часто одно только отверстие — дверь; перед домом — дворик, обнесенный оградой из камней, не скрепленных цементом, или же из связок высушенного хвороста.
В одном из углов двора, около двери, хлебная печь, маленькое, круглое, глиняное сооружение; она закрывается подвижной крышкой, а дно ее выложено камнями, на которые кладется тесто.
Меблировка — самого первобытного свойства: две-три скамьи, стол, подушки, брошенные вдоль стен, матрацы и циновки; подсвечники, в одном из углов лампа, в которой горит масло; большой сундук для белья и платья, плетеная подушка, несколько урн и базальтовый жернов для зерна. Камин или, вернее сказать, очаг помещается иногда посреди комнаты; у двери каждого жилища привешен продолговатый ящичек, «мезуза»; в нем лежит свиток пергамента, на котором написаны фрагменты Закона, взятые из книги Второзакония7.
Источник девы Марии в Назарете. Поленов 1882 г. Источник девы Марии в Назарете. Поленов 1882 г.
Дом плотника Иосифа был первой истинной школой для Иисуса. Там рос Он около отца и Матери, научился у них читать Писание и слышал из их уст заповеди Божии и историю Своего народа. Отрок, чувствовавший и сознававший Себя Сыном Отца небесного, выслушивал приказания земного отца и Матери Своей, поучался от них заповедям Божиим; они посвящали Его, подобно прочим детям, в жизнь человеческую и ее познание.
Иисус был первенец и единственный Сын Своей пречистой Матери. Те, кого называли Его братьями и сестрами, в действительности только его двоюродные братья по Матери: отец их был Клеоп, а мать — Мария, сестра Матери Иисуса8. Все они были одной семьи, одного племени, одной крови с Ним; Он жил среди них. По-видимому, родственники Иисуса не были посвящены в божественные надежды, возлагаемые на Него и таинственно сиявшие над домом Иосифа и Марии. После ярких знамений Божиих над Отроком-Мессией опустилась завеса таинственности. Поставленный в обычные условия человечества, Он подвергался всем его законам. Только одна вера, поддерживаемая неизгладимыми воспоминаниями, да ежедневное лицезрение высоких добродетелей Отрока указывали Его родителям на необыкновенные и божественные свойства природы Иисуса.
Страницы: 1 2 3 4

Комментариев нет:

Отправить комментарий