вторник, 4 июня 2013 г.

Парадигмы предоглашения в древней церкви и их значение для современной практики предоглашения

Дашевская З.М.
Доклад на семинаре по предмету «Проблемы миссиологии, катехетики и гомилетики».
Апостолы и отцы церкви. Храм Всех Святых, стенопись 1992. Тбилиси
Данное сообщение посвящено рассмотрению основных парадигм1,   т.е. элементов, форм и концепций предоглашения в древней церкви в доникейский период ее истории, в связи с особенностями современной предогласительной практики.

Вначале предполагается дать краткую характеристику современного процесса предоглашения, затем рассмотреть источники (литургико-канонические памятники и свидетельства церковных писателей-апологетов и учителей церкви) для выявления примеров древней церковной практики, соответствующих предоглашению; в заключении будут обозначены те черты древней практики, которые могли бы быть востребованы при проведении предоглашения в современных условиях.
1. Предоглашением взрослых (речь пойдет именно о взрослых «нормальных» катехуменах) в настоящее время в практике, принятой в Содружестве малых православных братств, обозначают период, предваряющий собою первый этап оглашения. Содержание процесса предоглашения подробно изложено в диссертации проф. -свящ. Георгия Кочеткова2  и его же статье «Воспитательная миссия (воцерковление)»3.  Предоглашение имеет конкретную цель и задачи, принципы, средства и границы4.   Определяющим является сделанный предоглашаемым выбор, который может быть выражен в ответе на вопрос, считает ли человек себя верующим в Единого Бога и Христа Его5,  что позволяет прочитать над ним молитву 1-го оглашения. Формы проведения предоглашения сочетают (обычно последовательно) личные беседы, миссионерско-просветительские встречи различных типов, миссионерские открытые встречи, цикл регулярных встреч в группах. В настоящее время практика предоглашения еще не устоялась, но наиболее опытные катехизаторы считают достаточным предогласительный период в 2-3 месяца.
Предогласительные встречи в группах посвящены обсуждению основных тем миссионерских открытых встреч, т.е. вопросов веры, жизни, призвания человека. Из Священного Писания на предоглашении читаются и обсуждаются книги Премудрости и одно из синоптических Евангелий. К предоглашаемым не предъявляются строгие этические требования, участие в личной и церковной молитве не регламентируется. В современной практике предогласительные встречи имеют следующие особенности: большее внимание уделяется индивидуально каждому, превалирует личное общение, обсуждаются мотивы обращения, духовный путь пришедших. Катехизаторы отмечают принципиальное значение «обратной связи» с предоглашаемыми; характерной особенностью встреч является диалогичность6. В настоящее время в Содружестве малых православных братств используется форма тематического цикла бесед с элементами практики альфа-курса, который частично или полностью адаптируется катехизаторами с учетом православного контекста.
Указания на условные границы предогласительного периода мы находим в Священном писании7.   К содержанию предогласительной керигмы следует отнести призыв к покаянию и вере, т.е. к целостному изменению пути своей жизни и к обретению экзистенциальной основы для новой жизни, личностно обращенное призвание «не праведников, но грешников». Начатки веры во Христа могут еще не соединиться в этот период у предоглашаемых с полным осознанием глубины собственного выбора. Можно сказать, что семя веры, посеянное в человеке, за этот период дает первые всходы, и, услышав благую и радостную весть о Пути, Истине и Жизни, Полноте, Любви и Свободе, Спасении, Красоте и Творчестве, человек должен как бы «дозреть» до ответственного личностного вопроса: «Что мне делать?», подтверждая сделанный выбор веры осознанным желанием креститься и продолжить свое воцерковление8.
2. Обратимся к анализу источников, предварив его необходимым пояснением.
Термин «предоглашение» в отношении к древней церковной практике можно употребить достаточно условно; более корректное употребление предполагает непредвзятый поиск соответствия современного опыта традиционной церковной огласительной практике. Следует также учесть, что содержание термина «предоглашение», который мы находим у свт. Кирилла Иерусалимского, отличается от современного его употребления, т.к. соответствует беседе с оглашаемыми перед переходом ко 2-му оглашению.
2.1. Литургико-канонические памятники

Апостольское предание Ипполита Римского датируется началом III века (215 г.) и считается важнейшим источником сведений о литургической жизни и о состоянии церковной дисциплины Римской церкви в начале III в. Апостольское предание свидетельствует, что огласительная практика Римской церкви четко фиксировала переход к 1-му оглашению; нормативный период оглашения в Римской церкви составлял три года9 Глава 15 «О неофитах, приходящих к вере» содержит сведения о людях, которые впервые приводятся к «слушанию слова», т.е. определяются в разряд «слушающих». «Они должны быть приведены вначале в присутствии учителей, прежде чем войдет весь народ, и пусть спросят их о причине, вследствие которой они обращаются к вере»10. Такой вопрос означает, что мотивы обращения к вере должны быть достаточно ясны самому кандидату; от поручителей также требуется свидетельство. На 1-е оглашение не принимается «имеющий демона», тщательно исследуется и профессиональное занятие кандидата. Если он имеет профессию из списка запрещенных, то должен оставить ее, либо будет отвержен11. «Блудница или человек любострастный, … занимающийся делами, о которых непристойно говорить», отвергаются; «чародей» не допускается даже к собеседованию12. Существенно, что испытание происходит не в присутствии всего народа, возможно, чтобы не подвергать опасности жизнь верных, т.к. среди кандидатов могут оказаться люди с разными намерениями.
Апостольские постановления — компилятивный текст, появление которого датируют кон. III в. — не позже кон. IV в. Некоторое время эта книга входила в корпус Священного писания (85-е апостольское правило)13.
VII книга Апостольских постановлений открывается учением о двух путях, содержание которого обращено преимущественно к верным. В отношении огласительной практики порядок, указанный в Апостольских постановлениях, соответствует порядку Апостольского предания Ипполита Римского.
В книге VII, гл. 39 сказано о наставлении «имеющему огласиться словом благочестия», что соответствует, видимо, 1-му оглашению. Содержание катехизиса начинается с изложения  наставления «в ведении о Нерожденном, в познании о Сыне единородном, в убеждении о Святом Духе». Катехумен должен в этот период «изучить порядок творения, пути промысла, … почему создан мир и почему человек поставлен господином мира», познать спасительные Божьи дела — «пусть узнает также, как промышляющий Бог не отвратился от рода человеческого, но в различные времена призывал его от заблуждения и суетности к познанию истины, приводя его от рабства и нечестия к свободе и благочестию, от неправедности к праведности, от смерти вечной к жизни вечной». Учение относится и к личности человека: «пусть изучит природу свою — какова она». Далее на катехумена возлагается рука, совершается молитва14  и после нее оглашаемому должно быть предложено «учение о вочеловечении Господа и о Его страдании, Воскресении Его из мертвых и Вознесении». Содержание огласительного катехизиса, учитывая его длительность, а также и то, что молитва читалась не сразу, видимо, предполагает постепенность и последовательность научения. Можно предположить, что элементы предогласительного научения вошли в период 1-го оглашения, т.к. молитва с возложением руки содержит прошения, в целом соответствующие молитве 1-го оглашения над взрослым15.
Представляет интерес литургическая практика, изложенная в VIII книге Апостольских постановлений. Перед тем, как в собрании совершают молитву оглашаемые, из собрания удаляются «послушающие» и «неверные». После молитвы над оглашаемыми и их отпустом совершается молитва над одержимыми от духов, просвещаемыми и кающимися. Тогда в разряд «неверных» и «послушающих» попадают люди, по статусу соответствующие предоглашаемым, которые уже допущены в собрание, но молитва над ними не совершается, также не молятся и они сами, т.е. голоса в церковном собрании не имеют и должны быть вовремя удалены16. VIII книга Апостольских постановлений, как и Апостольское предание Ипполита Римского, содержит правила о приеме на оглашение и сведения о запрещенных профессиях. Приходящие называются «впервые приходящими к тайне благочестия», устанавливается общий срок оглашения — три года, но, так же, как и в Апостольском предании, отмечается, что «ценится не время, а поведение», т.е. огласительный период может быть сокращен в зависимости от результатов.
Приходящие к «тайне благочестия» уже, видимо, должны были принять решение и избрать некоторый путь, поэтому они могут вместить пусть начальные, но «тайны». Представляется, что в практике древней церкви граница между личным миссионерско-апологетическим свидетельством и приведением к «тайне благочестия» была обозначена более четко, что может объясняться требованиями церковной дисциплины и возникающей для церкви опасностью в периоды гонений.
Рассмотренные литургико-канонические памятники дают представление о существовавшей в древней церкви практике, которую можно условно соотнести с современным предогласительным опытом. Существенным представляется следующее.
Памятники не фиксируют стадию миссии и свидетельства, но определенным образом отражают более строгую доникейскую (Римскую) практику собеседования (испытания) при приеме на первое оглашение в статус «слушающих»». Подвергалась испытанию даже не вера, а жизнь приходящих, их «дела и занятия», т.к. по делам, т.е. по плодам, «познается дерево». Желающий войти в христианское общество должен был вести определенный образ жизни уже к началу 1-го оглашения, в противном случае кандидат на оглашение не принимался. Представляется, что в настоящее время вряд ли возможно ввести такие строгие требования, т.к. трудно ожидать от нашего современника, только определившего для себя направление пути, подобной решимости. Следует отметить и церковную ответственность за приводимых, возложенную на поручителей.

Страницы: 1 2 3 4 5

Комментариев нет:

Отправить комментарий