Еп. Іустинъ (Полянскій) († 1903 г.)
Аще кто хощетъ по Мнѣ ити, да
отвержется себе, и возъметъ крестъ
свой и послѣдуетъ Ми (Лук. 9, 23).
Аще кто Мнѣ служить, Мнѣ да
послѣдствуетъ: и идѣже есмъ Азъ,
ту и слуга Мой будетъ (Іоан. 12, 26).
Но иже аще постыдится Мене и Моихъ
словесъ, сего Сынъ человпческій
постыдится... (Лук. 9, 26). Аще кто не
грядетъ въ слѣдъ Мене, той не можетъ
Такъ сказалъ Тотъ, Кто здѣсь предлежитъ въ такомъ видѣе.отвержется себе, и возъметъ крестъ
свой и послѣдуетъ Ми (Лук. 9, 23).
Аще кто Мнѣ служить, Мнѣ да
послѣдствуетъ: и идѣже есмъ Азъ,
ту и слуга Мой будетъ (Іоан. 12, 26).
Но иже аще постыдится Мене и Моихъ
словесъ, сего Сынъ человпческій
постыдится... (Лук. 9, 26). Аще кто не
грядетъ въ слѣдъ Мене, той не можетъ
Кого мы видимъ здѣсь предлежаща, такъ уничиженна и умаленна паче, всѣхъ сыновъ человѣческихъ. Кто Сей въ терніи, уязвленный, нагъ, мертвъ и не погребенъ?
О, глубина богатства и премудрости Божіей (Рим. 11, 33)! Се Судія, Творецъ и Богъ нашъ! Судія живыхъ и мертвыхъ, осужденный на позорнѣйшую смерть! Творецъ всяческихъ—мертвъ и бездыханенъ! Богъ страдаетъ въ видѣ раба-преступника! Кто можетъ постигнуть cie таинство? Цѣлой вѣчности и всѣхъ вмѣсте умовъ человѣческихъ недостанетъ для того, чтобы вполнѣ обнять мыслію великость сего событія!
Но что было причиною такого неслыханнаго, неизречен наго и ужаснаго событія? Что заставило Сына Божія содѣлаться Сыномъ человѣческимъ и претерпѣть все то, что только можетъ изобрѣсти злоба человѣческая?
Любовь къ человѣку-преступнику, любовь къ погибающему человѣчеству содѣлали таковыя чудеса.
О, человѣкъ! ты, который, за беззаконіе свое и ожесточеніе, не стоишь ни малѣйшаго помилованія, о, человѣкъ!—ты, душа твоя, твое блаженство причиною того, что 1исусъ Христосъ, невиннейшей Агнецъ, былъ закланъ днесь. Потому что, если бы Іисусъ Христосъ не изволилъ пострадать нашего ради спасенія, то не бы убо спаслася всяка плоть; тогда бы все несчастное племя Адамово погибло вовѣки и безвозвратно, тогда никто и никогда бы не могъ быть въ царствіи небесномъ, ни за какія заслуги и никакими страданіями.
Но се, нынѣ, по великой милости Іисуса Христа, всякій, кто только хочетъ, можетъ получить первобытное блаженство во царствіи небесномъ. Ныне всякій имѣетъ возможность достигнуть царства небеснаго: двери отверсты, путь показанъ и, по возможности, очищенъ, и даже готовы помощь и утѣшеніе на всякомъ шагу онаго.
Но путь, которымъ можно достигнуть царствія небеснаго, только одинъ для всѣхъ; нѣтъ и не было, и не будетъ вовѣки другаго пути въ царствіе небесное, кромѣ того, который показалъ намъ Іисусъ Христосъ и которымъ Онъ Самъ прошелъ.
Но каковы путь сей, и какъ должно идти по нему? Мы побесѣдуемъ нѣсколько о семъ при гробѣ Того, Кто первый прошелъ симъ путемъ.
Іисусе, Слове Божій! даждь разумъ и слово мнѣ, Твоему слабѣйшему служителю, дабы я могъ и нынѣ, и всегда достойно возвѣщать слово царствія Твоего, и коснись Твоею благодатію сердецъ нашихъ, дабы всякое слово Твое доходило до нашего слуха сердечнаго.
При сотвореніи перваго человѣка, путь къ блаженству или къ царствію небесному, отъ самаго начала онаго и до безконечности, былъ легокъ, гладокъ, чистъ, широкъ и усыпанъ розами, такъ что идти по сему пути—значило переходить отъ радости въ радобть, отъ удовольствія къ удовольствію и отъ торжества къ торжеству.
Но когда горькій плодъ древа познанія добра и зла палъ на семъ пути, то въ то же время волчцы и тернія произрасли на немъ и до того заглушили и заградили его, что человѣкъ, при всѣхъ усиліяхъ разума своего, не могъ отыскать онаго; а тѣхъ, которые великими подвигами своими приближались къ нему, пламенный мечъ Херувима прогонялъ; а по тому, до пришествія Іисуса Христа въ Міръ сей, никто не могъ войти въ царствіе небесное.
Іисусъ Христосъ, Великій Спаситель нашъ, первый показалъ намъ сей путь и первый прошелъ симъ путемъ. Но кто, кто можетъ изъяснить тѣ скорби и страданія, которыя Онъ встрѣтилъ на семъ пути?!
Но поелику мы для того-то и собрались здѣсь, чтобы вспоминать и прославлять страданія Іисуса Христа, а потому обратимъ наше вниманіе на оныя и, сколько можемъ, вспомянемъ ихъ.
Страданія Іисуса Христа начались не съ того только времени, когда Онъ былъ преданъ въ руки человѣковъ; но вся жизнь Іисуса Христа, отъ яслей и до Голгоѳы, была не иное что, какъ безпрерывная и тяжкая цѣпь многоразличныхъ и многообразныхъ страданій, такъ что, отъ самаго Его рождества до того времени, когда Онъ испустилъ духъ Свой на крестѣ, не было даже минуты во всей Его тридцати-трехлѣтней жизни, въ которую бы Его чистѣйшая душа не страдала, и крестъ, на коемъ умеръ Іисусъ Христосъ, есть только конецъ Его земнаго поприща.
Страданія Іисуса Христа были и внутренія, и наружный, и духовныя, и душевныя, и тѣлесныя. Духовныя страданія Іисуса Христа начались съ того самаго времени, въ которое Онъ сошелъ съ небесъ , и воплотился, или, скажемъ лучше: Іисусъ Христосъ есть Агнецъ заколенный и закалаемый отъ сложенія мipa и до тѣхъ поръ, когда Онъ все во вселенной, умиротворивъ Своею Кровію, предастъ Отцу Своему, покоршему Ему всяческая, и потому духовныя Его страданія мы даже вообразить себѣ не можемъ.
Душевныя же и тѣлесныя страданія Іисуса Христа начались вмѣстѣ съ Его земною жизнію, и, Боже мой! сколько самоотверженій, сколько бореній, сколько противностей, сколько огорченія, сколько горестей внутреннихъ долженъ былъ перенести Іисусъ Христосъ! Евангеліе не описываетъ подробно всяческихъ страданій Іисуса Христа, впрочемъ, потому, что скорѣй можно исчислить и описать каждую песчинку всѣхъ міровъ, нежели исчислить всѣ душевныя страданія Іисуса Христа: но Евангеліе замѣчаете только нѣкоторые изъ таковыхъ случаевъ, и мы здѣсь, по возможности, исчислимъ оные.
Іисусъ Христосъ, Царь небесъ и земли, рождается въ нищетѣ, отъ убогой Матери, въ пещерѣ, среди зимы и лишенный всякой человѣческой помощи, ибо мнимый отецъ Его былъ бѣдный плотникъ; Тотъ, Кого не могутъ вмѣстить небеса, вмѣщается въ самое тѣсное пространство яслей; Тотъ, Кто всегда былъ, есть и будетъ,—сталъ временнымъ мла- денцемъ; Тотъ, Коего силою и крѣпостію воздвигнуты громады міровъ,—былъ слабый младенецъ; Тотъ, Кто далъ Моисею законъ на горе Синайской и Кто всякому начертываетъ законъ на сердцѣ,— подвергается кровавому закону обрѣзанія; за Того, Кто пришелъ искупить міръ,—Мать Его платите выкупъ, какъ платили бѣднѣйшіе родители за своихъ первенцевъ; Того, Кто въ десницѣ Своей имѣетъ и хранитъ жизнь всѣхъ тварей,—Иродъ ищете убить; Тотъ, отъ Лица Коего нѣкогда побѣгутъ небо и земля,—долженъ былъ бѣжать въ Египетъ; Тотъ, Коего манію повинуется все во вселенной,— Самъ повинуется Своей Матери; Тотъ, Кому слу- жатъ тьмы Ангеловъ,—служилъ мнимому отцу Сво ему, какъ добрый сынъ, и Своими руками труждался и дѣлалъ; Тотъ, Кому небеса—престолъ, земля—подножіе, не имѣлъ уголка на землѣ, гдѣ бы могъ подклонить главу Свою; Тотъ, Кто всѣ сокровища міровъ имеѣтъ въ рукѣ Своей,—былъ самый бѣднѣйшій человѣкъ; Тотъ, о имени Коего нѣкогда поклонится всякое колѣно небесныхъ, земныхъ и преисподнихъ,—попустилъ діаволу искушать Себя; Тотъ, Имже царіе царствуютъ и Кто есть Всемогущій Царь небесъ и міровъ,—платитъ дань царю земному, какъ подданный.
Всякое слово будетъ слабо для изображенія духовныхъ и душевныхъ страданій Іисуса Христа, какъ Богочеловѣка!
Теперь взглянемъ на Его страданія во время Его великаго служенія.
Возможно ли думать, чтобы такого великаго Пророка, сильнаго словомъ и дѣломъ предъ Богомъ и всѣми людьми, не приняли и не почтили люди? Но нѣтъ, Онъ былъ въ Mipe, и міръ, Имъ сотворенный, не позналъ своего Творца; Онъ явился къ Своимъ единоплеменникамъ, но свои Его не приняли, и не только не приняли, но Его поносили, охуждали и презирали и, изъ презрѣнія, называли плотниковымъ сыномъ. Его почитали обманщикомъ и льстецомъ; Его называли ядцею, винопійею и другомъ отъявленныхъ грѣшниковъ; Его считали имѣющимъ бѣса въ Себѣ; въ одномъ мѣсте хотѣли Его сбросить съ горы, какъ несноснаго въ обществѣ; много разъ хотѣли Его побить каменьями, какъ богохульника; за благодѣянія Его платили Ему лютѣйшею неблагодарностію; ученіе Его называли лестію; многіе или совсѣмъ не хотели слушать Его, просто какъ пріятнаго разсказчика, или слушали для того только, чтобы уловить Его на словахъ. Если Онъ творилъ чудеса, то враги Его говорили, что Онъ это дѣлаетъ силою сатаны. Онъ воскрешалъ мертвыхъ, а Его Самого хотятъ и ищутъ убить.
Вотъ слабый очеркъ страданній Іисуса Христа, какъ пророка и проповѣдника.
Наконецъ, воззримъ на послѣднія Его страданія, какъ человѣка и ходатая человѣковъ.
Страницы: 1 2
Комментариев нет:
Отправить комментарий