среда, 24 апреля 2013 г.

Сати


Сати Са́ти (санскр. सती) — похоронная ритуальная традиция в индуизме, в соответствии с которой вдова подлежит сожжению вместе с её покойным супругом на специально сооружённом погребальном костре. На сегодня — это явление редкое и запрещённое.

Сати
Слово сати — прилагательное женского рода на санскрите, означающее «настоящая», «существующая», а также «правдивая», «честная». Название произошло от имени богини Сати, известной также под именем Дакшаяни, которая принесла себя в жертву, будучи не в силах снести унижения, которым её отец Дакша подверг избранного ею бога Шиву.
Сати
Добровольная смерть на похоронах описана в Северной Индии до периода Империи Гупт. Эта практика носила название «анумарама». В отличие от сати, самопожертвования были действительно добровольными, без элемента принудительности, и могли распространяться не только на вдов, но и на других родственников, слуг, идейных последователей или друзей обоего пола, тех, кто желал таким образом выразить свою преданность усопшему. Иногда эти смерти были следствием клятвы верности, данной ещё при жизни покойного.
Сати
По нынешним сведениям, сати распространились по всему субконтиненту примерно к X веку. Традицию продолжали соблюдать вплоть до начала XIX века в разных районах с большей или меньшей регулярностью.
Сати
В своей основе акт самосожжения — сати — дело сугубо добровольное. В некоторых общинах считалось естественным, что вдова должна его совершить, и все соответственно ожидали от неё этого. Достоверно неизвестно, насколько это было добровольно и какова была степень давления со стороны общины. Часто высказывалось мнение, что у вдовы будущее было слишком бесперспективным, особенно если она была бездетной. Тем не менее, были также и случаи, когда желание вдовы совершить акт сати не приветствовалось, и члены общины пытались воспрепятствовать её самоубийству.
Сати
Есть сведения о самых различных формах совершения сати. В большинстве случаев вдова сидела или лежала на погребальном костре около тела мёртвого мужа. Есть также многочисленные описания, когда вдова входила или прыгала в огонь уже после того, как костёр разгорался. Описываются также случаи, когда вдова сама поджигала костёр, сидя внутри.
Сати
Обряд кремации покойника и сожжения вдовы на  его  погребальном  костре сохранился в Индии  и  поныне.  Сожжение  одновременно  с  мужем  называется саха-ма-рана (совместная смерть). Одиночное сожжение называется  ану-марана.
Если в день, когда назначена кремация мужа, у вдовы  месячные,  то  ее  сати откладывается.
Сати
Совершив  обряд  омовения,  облачившись  в  лучшие  одежды,   вдова   с распущенными волосами следует на берег реки или озера -  традиционное  место совершения сати. При этом она окружена  родственниками,  которые,  образовав вокруг женщины круг, идут рядом. Исследователь  этого  обряда  И.  Караванов пишет, что, “согласно традиции, каждый, кто встретит на своем пути  траурную процессию, должен присоединиться к ней.
Носилки с покойным устанавливают  на  погребальном  костре,  устроенном наподобие ложа. Поверх него  набрасывается  покрывало,  расшитое  ритуальным узором.
Сати
У костра вдова снимает все украшения и раздает их близким. А те угощают ее  засахаренными  фруктами  и  передают  устные   сообщения   для   усопших родственников. Женщину трижды обводят вокруг умершего,  поддерживая  ее  под руки. В последний момент  силы  часто  оставляют  вдову,  и  она  беспомощно повисает на руках сопровождающих. Жрец быстро произносит траурные  мантры  и окропляет ее водой из Ганга . Вдове помогают подняться на костер. Она садится с  левой  стороны  от мужа и кладет его голову себе на колени.
Сати
Кто-нибудь из  родственников  поджигает  поленья…  Чтобы  женщина  не выбросилась из костра,  ее  ноги  приковывают  к  тяжелым  плахам  железными цепями. Раньше бывало, что брахман  дубинкой  оглушал  обезумевшую  от  боли женщину, если она выскакивала из костра. Чтобы притупить боль,  вдовы  перед самосожжением часто принимают особый наркотический напиток”.
Страницы: 1 2

Комментариев нет:

Отправить комментарий