среда, 13 февраля 2013 г.

Страданіе святаго мученика Трифона

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)
 Жития Святых Святителя Димитрия Ростовского  Святый Трифонъ родился въ странѣ Фригійской, въ селеніи Кампсадъ, близъ города Апамеи1. Еще съ юныхъ лѣтъ почила на немъ благодать Божія и Господь даровалъ ему силу чудотворенія2, дабы не только изъ устъ сего младенца, но и изъ чудесныхъ его дѣлъ совершить Себѣ хвалу.

Святой мученик Трифон
Въ Великихъ Минеяхъ Четіяхъ3 много повѣствуется объ исцѣленіяхъ отъ всякихъ болѣзней, совершенныхъ святымъ отрокомъ Трифономъ, и объ изгнаніи имъ бѣсовъ изъ людей, обращавшихся къ нему. Мы же сначала разскажемъ объ одномъ изъ многихъ его чудесъ, свидѣтельствующихъ о великой благодати Божіей, почивавшей на немъ, а затѣмъ будемъ повѣствовать объ его страданіи за вѣру Христову.
Въ двѣсти тридцать восьмомъ году на престолъ римскій вступилъ императоръ Гордіанъ4, который, хотя и былъ идолопоклонникъ, но христіанъ не преслѣдовалъ. Этотъ царь имѣлъ взрослую дочь, по имени Гордіану, — дѣвицу, отличавшуюся умомъ и красотою, такъ что многіе великіе и славные князья желали взять ее въ жены своимъ сыновьямъ. Но эту дѣвицу, а съ нею вмѣстѣ и все ея семейство, постигло великое несчастье: по Божію попущенію въ нее вошелъ діаволъ, который жестоко мучилъ ее, ввергая ее въ огонь и въ воду; приводимые къ больной дѣвицѣ, извѣстные своею мудростію врачи не могли помочь ей. Но вотъ, обитавшій въ дѣвицѣ, нечистый духъ самъ, по повелѣнію Божію, провѣщалъ:
— «Никто не можетъ изгнать меня отсюда, кромѣ отрока Трифона».
Царь тотчасъ послалъ искать повсюду Трифона. Много было приводимо къ царю людей, носившихъ то же имя, но ни одинъ изъ нихъ не могъ изгнать бѣса изъ царской дочери. Наконецъ, привели къ царю святаго отрока Трифона, котораго нашли во Фригіи, въ селеніи Кампсадѣ, гдѣ онъ пасъ гусей при одномъ озерѣ; — отроку было тогда семнадцать лѣтъ. Когда святый приближался къ Риму, діаволъ, узнавъ объ его приходѣ и начавъ еще сильнѣе мучить дѣвицу, громко закричалъ:
— «Не могу больше здѣсь жить, потому что приближается Трифонъ, и на третій день придетъ сюда, не могу болѣе терпѣть».
Прокричавъ такъ, нечистый духъ вышелъ изъ дѣвицы.
На третій день въ городъ пришелъ святый Трифонъ и тотчасъ былъ приведенъ въ царскія палаты, гдѣ былъ весьма привѣтливо принятъ царемъ, ибо царь узналъ въ немъ того Трифона, о которомъ упоминалъ діаволъ, выходя изъ дѣвицы. Но чтобы больше убѣдиться въ томъ, что именно Трифонъ исцѣлилъ его дочь, царь умолилъ его показать діавола воочію такъ, чтобы можно было видѣть его тѣлесными очами. Святый согласился на просьбу царя и шесть дней пребывалъ въ постѣ и молитвѣ и послѣ того получилъ свыше еще бóльшую и сильнѣйшую власть надъ духами нечистыми. На седьмой день, при восходѣ солнца, царь пришелъ къ блаженному со всѣмъ своимъ синклитомъ, желая видѣть діавола. Тогда Трифонъ, исполненный Святаго Духа, и духовными очами взирая на невидимаго духа злобы, сказалъ ему:
— «Тебѣ говорю, духъ нечистый, во имя Господа моего Іисуса Христа, явись воочію передъ находящимися здѣсь, и покажи имъ свой мерзкій и безстыдный образъ, и яви немощь свою».
И тотчасъ діаволъ предсталъ предъ всѣми въ видѣ чернаго пса, который имѣлъ огненные глаза, а голову влачилъ по землѣ.
Святый обратился къ нему съ вопросомъ:
— «Кто послалъ тебя, демонъ, сюда, чтобы войти въ отроковицу, и какъ ты дерзнулъ войти въ созданную по образу Божію, самъ будучи столь безобразенъ и немощенъ, и исполненъ всякой мерзости?»
Діаволъ отвѣчалъ:
— «Я посланъ отцомъ моимъ — сатаною, начальникомъ всякаго зла, пребывающимъ въ адѣ, отъ котораго я получилъ повелѣніе мучить эту отроковицу».
Тогда святый спросилъ его опять:
— «Кто же далъ вамъ власть посягать на созданіе Божіе?»
Демонъ, хотя и противъ своего желанія, но принужденный невидимою силою Божіею, долженъ былъ сказать истину.
— «Мы не имѣемъ власти надъ тѣми, — сказалъ онъ, — которые знаютъ Бога и вѣруютъ въ Единороднаго Его Сына — Христа, за Котораго Петръ и Павелъ умерли здѣсь, — отъ этихъ людей мы со страхомъ бѣжимъ, и, только когда намъ бываетъ попущено, мы причиняемъ имъ совнѣ легкія искушенія. Которые же не вѣруютъ въ Бога и Сына Божія и, будучи послушны своимъ похотямъ, творятъ угодныя намъ дѣла, надъ тѣми мы получаемъ полную власть, чтобы мучить ихъ. Угодны же намъ дѣла такія: идолопоклоненіе, хула, прелюбодѣяніе, чародѣйство, зависть, убійство, гордость; этими и имъ подобными дѣлами люди, какъ-бы сѣтьми, опутываются, отчуждаются отъ Бога, Своего Создателя, и самовольно дѣлаются друзьями намъ, и вмѣстѣ съ нами принимаютъ вѣчныя муки».
Услыхавъ это, царь и окружающіе его были поражены великимъ страхомъ и пришли въ ужасъ; и многіе, оставивъ нечестіе; увѣровали во Христа; а вѣрующіе получили еще большее утвержденіе въ своей вѣрѣ, и прославили Бога.
Царь, щедро одаривъ святаго, отпустилъ его съ миромъ домой, но святый все, что получилъ отъ царя, роздалъ дорóгою нищимъ; самъ же, возвратившись въ отечество, предался обычнымъ своимъ занятіямъ, исцѣляя недужныхъ и благоугождая Богу святымъ и непорочнымъ житіемъ.
Послѣ Гордіана римскій престолъ занялъ Филиппъ5, который царствовалъ недолго, будучи убитъ своими воинами; а послѣ него воцарился свирѣпый Декій6, воздвигшій жестокое гоненіе на христіанъ; во время этого гоненія было убито безчисленное множество христіанъ, причемъ многіе изъ боязливыхъ, страшась ужасныхъ мукъ, отвратились отъ Христа, и склонились къ идолопоклонству. Царь этотъ издалъ приказъ своимъ эпархамъ и игемонамъ всюду преслѣдовать христіанъ и убивать ихъ безпощадно. На востокѣ въ это время эпархомъ былъ нѣкто Акилинъ; ему было донесено, что Трифонъ исповѣдуетъ Христову вѣру и, проходя различныя страны, врачуетъ болящихъ, какъ весьма свѣдущій врачъ, и въ то же время учитъ всѣхъ вѣровать во Христа и симъ прельщаетъ многихъ; повелѣнія же царскаго Трифонъ не слушаетъ, насмѣхаясь надъ всѣми богами. Тотчасъ были посланы воины разыскать Трифона, котораго вскорѣ и нашли: ибо не могъ укрыться свѣтильникъ, горящій ревностію по Богѣ и свѣтящій вѣрою и благими дѣлами. Но и самъ святый, узнавъ, что его ищутъ, не бѣжалъ въ пустыню и не скрывался въ горахъ и пропастяхъ земныхъ, но, вооружившись молитвою и крестнымъ знаменіемъ, смѣло вышелъ къ ищущимъ его и, отдавшись имъ въ руки, съ радостію пошелъ къ эпарху Акилину, который въ то время находился въ Никеѣ7. Когда Акилинъ, окруженный оруженосцами, начальниками, слугами и множествомъ людей, возсѣлъ на судѣ, Помпиніанъ, скриніарій8 большого чина, сказалъ ему:
— «Вотъ юноша изъ города Апамеи, присланный въ твоему величеству, предстоитъ предъ свѣтлымъ судомъ твоей власти».
Акилинъ сказалъ:
— «Предстоящій пусть скажеть намъ свое имя и отечество и фортуну»9.
Святый отвѣчалъ:
— «Имя мое — Трифонъ, отечество мое — селеніе Кампсада, близъ города Апамійска, фортуны же мы не признаемъ, ибо вѣруемъ, что все совершается по Божію промыслу и неизреченною Его мудростію, а не фортуною, и не зависитъ ни отъ теченія звѣзды, ни отъ случая, какъ вѣруете вы. Въ жизни я руковожусь свободною своею волею, служа единому только Христу. Христосъ — вѣра моя, Христосъ — похвала моя, и вѣнецъ славы моея».
Страницы: 1 2 3

Комментариев нет:

Отправить комментарий