понедельник, 22 октября 2012 г.

Аѳонская икона Пресвятыя Богородицы Акаѳистная-Предвозвѣстительница, или Борьба Аѳонцевъ за св. Православіе Восточной Церкви и страданія ихъ за несогласіе на унію съ Римомъ и подчиненіе папѣ


Акафистная Зографская икона Божией Матери  Подлинная чудотворная икона эта находится въ Славяно-Болгарскомъ Зографскомъ Георгіевскомъ монастырѣ на Аѳонѣ и достопамятна въ исторіи борьбы Аѳонцевъ, и именно славянскихъ, а также и другихъ иноковъ, за святое Православіе Восточной Церкви противъ нечестивыхъ замысловъ римскихъ епископовъ — папъ, и даже при содѣйствіи имъ самихъ греческихъ — царя и патріарха «ради политическихъ нуждъ», — лестію и дарами, огнемъ и мечемъ и всевозможнымй насиліями замануть и загнать въ ловушку святогорскихъ монаховъ, накинуть на нихъ петлю — унію, и подчинить Аѳонъ — Риму, а монаховъ — папѣ, т. е. признать ложь за истину, а заблужденія за правоту. Эта икона Богоматери есть, такъ сказать, явная латинъ Обличительница, а православныхъ Предвозвѣстительница, Покровительница и Защитительница...

Земной удѣлъ Царицы Небесной подобенъ видимому нами небосклону, или поднебесью, сіяетъ многоразличными и многоблагодатными звѣздами — чудотворными и благодати причастными иконами Всепречистыя Владычицы Богородицы и святыхъ угодниковъ Божіихъ, непрестанно изливающими небесную благодать на всѣхъ смиренныхъ насельниковъ и благоговѣйныхъ посѣтителей Аѳона, по всей Россіи, и по многимъ мѣстамъ во всѣхъ странахъ свѣта, т. е. по всей вселенной, и красуется небесными согражданами и святыми на «сей горѣ святой» просіявшими — святителями, мучениками, исповѣдниками и преподобными, — этими земными ангелами и небесными человѣками, престолу Божію предстоящими и за весь міръ молящимися...
Въ числѣ одной изъ таковыхъ иконъ Богоматери на Аѳонѣ есть въ Зографскомъ монастырѣ небольшая икона Ея, называемая «Акаѳистною» и «Предвозвѣстительницею», а въ числѣ святыхъ въ обители этой — 26 славныхъ исповѣдниковъ и страдальцевъ за святое Православіе Восточной Церкви. Съ этою иконою и съ этими мучениками сопряжено цѣлое историческое событіе, къ которому тѣсно соприкасается другое. Оба знаменательны и исторически документально достовѣрны. Одно изъ нихъ можно озаглавить: «Борьба Аѳонцевъ противь уніи съ Римомъ», а второе — «Страданія Аѳонцевъ за несогласіе на унію съ Римомъ».
Прежде еще неудачныхъ слѣдствій Флорентійскаго собора (въ 1439 г.), и даже за все время отпаденія Западной церкви отъ Вселенской-Каѳолической и отсѣченія отъ нея Восточною Церковію, Западъ, въ лицѣ своихъ гордыхъ, упрямыхъ и «безгрѣшныхъ» папъ, всяческими способами и средствами, силился увлечь, все болѣе и болѣе съ теченіемъ времени потрясаемую политическими обстоятельствами, Византійскую имперію къ уніи Восточной Церкви съ Западною, т. е. къ единенію, но подъ непремѣннымъ условіемъ главенства римскихъ папъ... Самъ Византійскій императоръ Михаилъ VII Палеологъ (1260—1282), вступившій на престолъ, или вѣрнѣе похитившій его отъ своего предмѣстника, законнаго наслѣдника юнаго императора Іоанна IV Ласкариса (1259), котораго потомъ онъ ослѣпилъ, — содѣйствовалъ въ томъ Западу, во исполненіе своей клятвы, данной имъ чрезъ своего представителя на Ліонскомъ соборѣ (въ 1274 г.) папѣ Григорію X (1271—1276). Властолюбивый похититель престола только чрезъ это соединеніе, или несчастную и гибельную унію съ Римомъ, надѣялся при помощи папы отвлечь намѣреніе западныхъ католическихъ государей снова идти для завоеванія Константинополя, 58 лѣтъ передъ тѣмъ бывшаго во владѣніи латинянъ, и даже получить отъ нихъ военную помощь и этимъ спасти свою ослабѣвшую имперію отъ близко надвинувшихся турокъ, отъ сосѣдственныхъ народовъ, отъ дикихъ воинственныхъ племенъ и отъ самихъ латинъ, на себѣ же удержать императорскую корону.
Въ 1273 г. Палеологъ отправилъ почетное посольство къ папѣ въ Римъ изъ сторонниковъ «уніи» для разсужденій объ условіяхъ уніи и заключенія уніи съ Римомъ. Хитрый Палеологъ еще съ папою Климентомъ IV (1265—1268) завелъ сношенія о соединеніи церквей. Послѣ смерти Климента въ періодъ около трехъ лѣтъ междупапства поддерживалъ ихъ съ кардиналами — блюстителями папскаго престола и по восшествіи на престолъ Григорія X возобновилъ, продолжалъ и довелъ до... прискорбнаго конца...
Всякій разъ и каждое посольство Падеолога въ дѣйствительности состояло изъ приверженцевъ не уніи, а его самого, — кто страха ради наказанія, кто достиженія ради почестей, ожидаемыхъ или обѣщанныхъ, кто по другимъ какимъ не безгрѣшнымъ причинамъ, — и никто, конечно, не по убѣжденію совѣсти, что унія дѣйствительно необходима, и что римская церковь дѣйствительно безъ погрѣшностей и заблужденій, а греческая и съ погрѣшностями и въ заблужденіяхъ, и что непремѣнно надобно подчиниться «святому» и «безгрѣшному» папѣ римскому... Воля императора на словахъ была: «спасать имперію», а въ его умѣ: «удержать на своей головѣ корону». И вотъ за это... онъ рѣшился и уполномочилъ пословъ: подчинить папѣ Восточную Церковь... спасти тѣло... и погубить душу... Въ общемъ итогѣ всѣхъ этихъ замысловъ императора было одно: за какую бы то ни было цѣну, но спасти имперію... и такъ или иначе совершить соединеніе — унію съ Римомъ. Константинопольскій патріархъ тогдашняго времени Іосифъ Исповѣдникъ (1268—1274; 1282—1283), узнавъ о такихъ глубоко-прискорбныхъ намѣреніяхъ императора, которому до патріаршества былъ духовникомъ, немедленно разослалъ окружное посланіе (энциклику) къ епископамъ и всѣмъ православнымъ, предостерегающее ихъ отъ задуманной императоромъ уніи съ Римомъ и затѣмъ (2 января 1274 г.) оставилъ патріархію и удалился въ монастырь.
Святогорцы-иноки не остались безучастными зрителями опасной для Церкви затѣи царя и не побоялись гнѣва царева, но всѣ сообща написали и представили Михаилу Палеологу «вѣроисповѣдное посланіе», въ которомъ основательно доказали, что ни первенствъ, ни главенствъ папы, ни поминовеніе его въ церквахъ, ни служеніе Евхаристіи на опрѣснокахъ, ни прибавленіе къ Символу Вѣры «и отъ Сына», — не могутъ быть терпимы, и, назвавъ латинянъ и ихъ сообщниковъ еретиками, умоляли Михаила оставить многотревожное и опасное предпріятіе1.
Преемникъ Іосифа, патріархъ Іоаннъ XI Веккъ (1275—1282), бывшій хартофилаксомъ2 и сначала усерднымъ противникомъ уніи, по избраніи на патріаршество, дѣйствовалъ по властолюбію, согласно преступной волѣ и намѣреніямъ императора, и принялъ постановленіе Ліонскаго собора (въ 1274 г.) о состоявшейся на ономъ уніи, чѣмъ и подчинилъ Восточную Церковь римскому папскому престолу.
Это несчастное согласіе и единеніе «ради политическихъ нуждъ и опасностей», имѣло весьма прискорбныя послѣдствія для Православной Восточной Церкви, такъ какъ латиняне и латиномудренные убѣждали православныхъ къ уніи не силою Евангельскаго слова и постановленій Апостольскихъ и Соборныхъ, и писаній Отцевъ и Учителей Церкви, а обнаженнымъ мечемъ, обманами, насиліями и всевозможными неистовствами. Тысячи жертвъ падали подъ ихъ мечемъ, а еще больше были гонимы, мучимы, ограбляемы и страдали за вѣрность чистотѣ и святости Православной Восточной Церкви.
Но такъ какъ Святая Гора всегда оставалась и остается оплотомъ страждущей Церкви на Востокѣ, то, чтобъ сокрушить основныя утвержденія Православія, латиняне на пути въ Константинополь вторглись на Аѳонъ. Здѣсь они убѣждали монашествующихъ словомъ, увлекали обѣщаніями, принуждали угрозами и мучительствами къ уніи съ Римомъ, т. е. къ признанію надъ Аѳономъ главенства и власти римскаго папы.
Немногіе изъ иноковъ увлекались силою латино-папистскихъ убѣжденій, да и то только наружно, боясь пытокъ и смерти и, пока висѣлъ мечъ надъ головой, соизволяли на ненавистную и проклятую унію и все таки отрекались отъ вѣры отцевъ своихъ — преподобныхъ Аѳонскихъ. Большая же часть иноковъ-святогорцевъ кровію запечатлѣли и жизнь свою отдали за свое исповѣданіе и вѣрность къ Православной Восточной Церкви. Они съ твердостію обличали (въ лицѣ незванныхъ посланниковъ) папу, въ его святотатственномъ усвоеніи себѣ главенства церкви и намѣстничества Іисуса Христа, Который одинъ только и былъ, и есть, и будетъ Главою Своей Святой Церкви.
Страницы: 1 2 3 4 5 6

Комментариев нет:

Отправить комментарий