вторник, 16 октября 2012 г.

Православная Церковь при новом Патриархе, часть 6-я


Продолжение. Начало Здесь
Социальное служение современной Русской православной церкви как отражение поведенческих стереотипов церковного социума, ч.1

Борис Кнорре
Когда у митрополита Питирима (Нечаева)
 на одной из общественных встреч спросили,
как к нему обращаться, то владыка ответил:
«Обращайтесь ко мне просто — Ваше Высокопреосвященство».
Из современного церковного фольклора

                         Введение
 Социальное служение церкви можно рассматривать с двух разных позиций: с одной стороны, акцентировать внимание на достижения в сфере социального служения и динамики его развития, с другой — исследовать прин­ципы организации социального служения с точки зрения поведенческих особенностей членов церковного социума, т. е. изучать, что представляют собой сами церковные со­циальные работники, на каких принципах строится ор­ганизация инициатив в православном сообществе.

Такой подход может немало сказать о церковной субкультуре, дать эмпирику для понимания «культурного кода» жизни церковного социума. Представляется, что этот разговор актуален, поскольку помогает увидеть, как, в какой мере и что православие может сегодня дать России, в какой сте­пени оно способно содействовать благу в нашей жизни.
Что такое социальное служение? Это достаточно ем­кое и широкое понятие, деятельность, ориентирован­ная не на частные интересы актора, а на благо социума. С одной стороны, это помощь социально не защищенным, не адаптированным, обделенным категориям населения, не сумевшим встроиться в жизнь социума (т. е. духовно­психологическая и материальная помощь тем, кто ока­зался за «социальной чертой»: заключенным, инвалидам, детям-сиротам, страдающим разного рода зависимостями и пр.). С другой стороны, это деятельность, направленная на поддержание или повышение уровня жизни самого социума, ориентированная на вполне встроенных в него членов, в большей степени на тех, кто обладает не реа­лизованным социальным потенциалом, т. е. на молодежь. Это воспитание, образование, организации досуга, созда­ние для молодежи тех или иных перспектив творческой и профессиональной реализации. Сюда также относится диалог общества с государством с целью принятия соот­ветствующих социальных программ, направленных на рост благосостояния населения, на решение демографи­ческих проблем, поддержку семьи и тех или иных соци­альных институтов.
Русская православная церковь (в данной статье мы ограничимся разговором о Русской православной церкви Московского патриархата) активно заявляет о своей осо­бой нише на поле социального служения — о том, что мо­жет привнести в российскую социальную систему новые принципы и стратегии реабилитации людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Одновременно патриарх Кирилл указывает на встречные шаги со стороны государ­ства в сторону большего доверия к церкви в сфере соци­ального служения. Так, 5 апреля 2010 г. был принят закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки соци­ально ориентированных некоммерческих организаций» № 40-ФЗ. Среди социально ориентированных некоммер­ческих организаций — религиозные организации. Патри­арх Кирилл считает, что принятие этого закона является «свидетельством признания той большой работы, которую Русская церковь и другие традиционные религии России осуществляют в социальной области». По его словам, это означает, что сегодня «можно совершенно по-новому стро­ить отношения со светской властью, государством — как на федеральном, так и на региональном уровнях — в пла-не взаимодействия в сфере столь востребованной нашим обществом социальной работы»1.
Заметим, что в 2010 г. между церковью и государством были подписаны также следующие нормативные докумен­ты: «Соглашение между Русской Православной Церковью и МЧС России о взаимодействии в области оказания помо­щи пострадавшему населению в чрезвычайных ситуациях», «Соглашение о взаимодействии между Государственным антинаркотическим комитетом и Русской Православной Церковью», «Соглашение о предоставлении информации Главным управлением МЧС России по г. Москве Сино­дальному отделу по церковной благотворительности и со­циальному служению Русской Православной Церкви (Мос­ковского патриархата)»2.
Как же в реальности осуществляет свое социальное служение церковь?
Доступная и недоступная конкретика
Поговорим сначала о социальном служении, понимаемом в узком смысле, т. е. о делах милосердия и благотворитель­ности. Описывать реальные социальные достижения РПЦ очень непросто, так как картина весьма неоднозначная, не до конца прозрачная и не очень понятная. В чем-то она даже представляет собой загадку — прежде всего в силу того, что церковное социальное служение, хотя оно и по­лучает непременное внешнее выражение, однако связа­но с внутренней жизнью церкви и церковного социума, которые изучены весьма недостаточно и остаются своео­бразной terra incognita.
Что она позволяет увидеть? За последние двадцать лет Русской православной церковью было реализовано немало достаточно удачных социальных проектов. Есть социальные центры, получившие всероссийскую и мировую известность: Патриарший центр духовного развития детей и молодежи при Свято-Даниловом монастыре, комплексная служба «Милосердие», действующая при Комиссии по социальному служению епархии г. Москвы, большой социальный много­профильный комплекс в поселке Саракташ Оренбургской области, социальный центр в Нижнем Новгороде, реабили­тационный центр «Вдохновение» в селе Никольском Руз­ского района Московской области, Свято-Дмитриевское сестричество в Москве, Свято-Алексеевская пустынь в Пе­реяславском районе Ярославской области, детский дом в се­ле Ковалеве Нарехтского района Костромской области, Душепопечительский центр им. Святого Праведного Иоанна Кронштадтского и многие другие. Известно о существова­нии немалого числа созданных в РПЦ служб милосердия, патронажных служб, приютов, организаций по поддержке семьи, о центрах реабилитации людей, страдающих разны­ми видами зависимости, о работе в тюрьмах, опеке социаль­но неадаптированных. Принципиально важно, что церковь не только опекает государственные учреждения, больницы, центры социальной опеки, но также смогла создать многие социальные учреждения на собственные ресурсы, часто без привлечения государственных средств.
Однако организация церковной социальной деятель­ности носила во многом хаотический характер. Во время патриаршества Алексия II церкви, как правило, не удава­лось наладить координацию форм социального служения на межъепархиальном общецерковном уровне. Само сотруд­ничество Синодального отдела по церковной благотвори­тельности и социальному служению (ОЦБСС) с епархиями ограничивалось в основном распределением благотвори­тельных вещей и гуманитарной помощи по епархиальным социальным учреждениям. В отчетах ОЦБСС, например, говорилось о распределении обуви в детские дошкольные и образовательные учреждения Южной Осетии, Вологод­ской, Воронежской, Ивановской и Московской областей или о распределении флаконов с гелем для душа и косме­тических наборов в социальные центры нескольких епар­хий. Отмечалась также деятельность Общества право­славных врачей России (согласно отчету ОЦБСС за 2008 г. оно имело отделения в 43 субъектах Российской Федера­ции, что расходится с текущими данными ОЦБСС, в ко­торых указаны отдельные общества православных врачей в 8 субъектах3).
Ситуация дискоординации социального служении от­ражалась и в отсутствии единой свободной информации по церковным социальным центрам. При попытках узнать в синодальных подразделениях конкретные цифры дет­ских домов, патронажных служб, реабилитационных цен­тров в целом по России оказывалось, что общих данных по РПЦ нет. Такой информацией не обладал и ОЦБСС. Там, например, не было реестра, в котором регистрировались бы церковные социальные учреждения. Попытки собрать сводную информацию предпринимались далеко не каждый год, обобщающие сведения презентовались фрагментарно, причем сведения эти вызывали множество вопросов. Так, к концу 2004 г. Отдел по социальному служению подсчитал социальные учреждения РПЦ, располагающиеся в епар­хиях на территории России, — 2253, среди которых бы­ли 161 детский приют, 183 церковных дома престарелых и 1577 благотворительных столовых4. В итоге под вопросом оказались 332 социальных учреждения, о которых не было сказано, какого они характера. В беседах с автором настоящей статьи сотрудники ОЦБСС откровенно призна­вали, что не владеют целостным представлением об орга­низации социальной деятельности в епархиях. Это значит, что социальная деятельность в РПЦ в период патриарше­ства Алексия II на системном уровне не анализировалась и такая задача не ставилась.
Ситуация стала меняться через год после восшествия на патриарший престол Кирилла. Отдел по социальному служению был передан весной 2010 г. в ведение протоие­рея Аркадия (Шатова), известного московского духовника, создавшего эффективно работающую социальную службу «Милосердие» и возглавлявшего к тому времени Епархи­альную комиссию по церковному служению г. Москвы. Он вскоре принял монашеский постриг и был возведен в сан епископа с именем Пантелеимон. (Заметим, что приход­ская община о. Аркадия представляла собой достаточно сплоченную группу людей — их даже называли «шатовцами», им написано множество статей еще до того, как он стал епископом, поэтому мы будем цитировать его под священническим именем — «о. Аркадий Шатов».) Под ру­ководством Шатова ОЦБСС наконец объявил о процессе создания базы данных по церковному служению Русской православной церкви. В итоге в 2011 г. на сайте ОЦБСС появился соответствующий раздел, где представлены дан­ные по церковным социальным учреждениям, проектам, инициативам, кроме того, перечислены государственные учреждения, которым оказывается помощь, категории нуждающихся и виды помощи. Однако в базе данных оказались размещена информация лишь из 45 епархий, дей­ствующих на территории России, и остается сделать вы­вод, что на призыв Синодального отдела откликнулись не все епархии РПЦ.
Итак, в разделе «Церковные социальные учреждения, проекты и инициативы» на начало апреля 2011 г. представ­лены следующие данные5:
благотворительные аптеки — 1;
благотворительные столовые — 108;
благотворительные фонды — 13;
богадельни — 21;
больницы — 2;
братства — 6;
группы милосердия — 124;
группы самопомощи для зависимых людей — 9;
детские дома — 11;
детские лагеря — 47;
детские приюты — 39;
детские сады — 23;
добровольческие объединения — 20;
епархиальные отделы/комиссии — 57;
консультационные и/или справочные службы — 29;
медицинские службы — 16;
молодежные объединения или центры — 34;
общественные организации/ассоциации — 45;
патронажные службы — 5;
православные библиотеки — 37;
проекты/программы — 30;
прочее — 33;
пункты помощи заключенным и/или освободившимся из мест заключения — 7;
пункты проката предметов ухода за больными — 1;
пункты сбора и распределения вещевых и прочих неде­нежных пожертвований — 92;
сестричества — 51;
социальные гостиницы — 36;
центры защиты материнства — 11;
центры социальной адаптации / реабилитационные цен­тры — 30;
церковные ночлежки — 4;
школы/курсы трезвения — 8.
Страницы: 1 2

Комментариев нет:

Отправить комментарий