Сегодня одна из самых насущных проблем современной России –
проблема выбора. Выбора между правдой и ложью. Живя в чудовищном по
своей силе информационном потоке, неимоверно увеличившимся за последние
пару десятилетий, различать их становится все сложнее и сложнее…
Как нам не ошибиться? Как отделить зерна от плевел, как внять несущему истину и отвергнуть лжесвидетельствующего?
— Вопрос о лжесвидетельствовании очень актуален. В мире постоянно идет борьба добра и зла, правды и лжи. Дело в том, что в этом грехе соединяются две вещи — ложь и свидетельство. Свидетельство предполагает, конечно, истину. Ложь — это обычно некоторое публичное высказывание, направленное на достижение намеченной цели любым путем. Ложь, конечно, аморальна. В христианстве, как нигде, показывается колоссальная греховность лжесвидетельства. В Евангелии сказано, что отец лжи – дьявол. В лжесвидетельстве ложь выдает себя за истину с особенной, я бы сказал, наглостью. Если говорить о Христе — помните его лжесвидетелей на суде? «Пришли два лжесвидетеля и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его (Матф. 26, 41). Имеются ввиду действительные слова Христа: разрушьте храм сей и Я в три дня воздвигну его (Ин.2, 19)». И здесь же подчеркивается, что Христос храмом назвал Самого Себя, имея ввиду будущую казнь и Свое воскресение из мертвых (Ин.2, 21). Причем Он не говорил: «могу разрушить храм», а указал, что Его оппоненты сами его разрушат. Но Его слова были искажены. В этом тексте очень хорошо показана природа лжесвидетельства.
Лжесвидетельство бывает разным. Бывает в виде чистой клеветы. А бывает так, что лжесвидетельствующий берет правду и ее переворачивает. Как бы выворачивает наизнанку. Как старались это делать нечестивые иудеи против Иисуса Христа в только что приведенном примере. Или в другом эпизоде: «Отвещаша ему иудее: мы закон имамы, и по закону нашему должен есть умрети, яко Себе Сына Божия сотвори» (В русском переводе: «Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим». (Св. Евангелие от Иоанна 19:7)
Это было, конечно, самое явное лжесвидетельство, потому что Он был истинным Сыном Божиим, что и показано очень ясно всем учением Иисуса Христа и прочими текстами Нового Завета Они же его называют клеветником, лжецом и именно лжесвидетелем. Хотя лжесвидетели — они! Этим совершается страшнейший в истории человечества грех. Интересно, что Пилат, услышав это, «паче убояся». То есть, Пилат, услышав, что речь идет о Сыне Божием (он ведь тоже был человеком по-своему верующим) убоялся. Это были такие вопросы, значения которых он сам не понимал, но тем не менее чувствовал, что это вопросы чрезвычайно большие, нечто огромное, вопросы о глубочайшем отношении человека с Богом. Он испугался. А они не испугались. Настолько это лжесвидетельство было в их душах сильно укоренено.
Ошибка, намерение и «шестое чувство»
— Отличается ли с духовной точки зрения лжесвидетельство намеренное, т.е. когда человек подготовился к этой лжи (в суде или перед другим человеком свидетельствует) и ситуация, когда человек, недостаточно разобравшись в деле, будучи неуверенным, правда это или ложь, передает ее. Несут ли они равную ответственность с том и другом случае?
— Если человек лжет сознательно и его свидетельство разумно, то его слова в таком случае являются очевидной клеветой. А если он по неведению что-то сказал, то это ошибка, невольная клевета.
— Если нечистоплотные люди человеку наговорили, вложили ему эту мысль, ввели человека в заблуждение и он не разобрался, не проверил, и в сердцах идет и свидетельствует ложь?
— Это ошибка. Но ведь совесть человека должна взаимодействовать с разумом! Разум и совесть в каком-то роде перекликаются в нас. Разум говорит: вот так-то, а совесть говорит: нет, не так. Замечательно, что Бог вложил в человеческую душу особый проверяющий орган – совесть. И через нее каждый человек как-то действительно слышит глас Божий.
Бывает и так, что человек слышит голос совести — а слышит его каждый – но старается его заглушить. Это значит, что у него - поврежденная совесть. Тогда человек сочиняет клевету, а совесть свою заглушает. То есть орган взаимодействия с Богом частично бездействует.
К сожалению, это встречается очень часто. Но следует иметь в виду, что есть еще и понятие «сожженная совесть». В древней Руси, в древней письменности было это крайне важное понятие — сожженная совесть. То есть, возможна, к сожалению, ситуация, когда она перестает работать и даже может как бы умереть. Когда ее голоса нет. Вообще, с Богом мы взаимодействуем через сердце (по Евангелию). Но есть еще совесть, которая, конечно же, связана с сердцем. Из сердца исходят и добрые, и злые мысли. Но совесть — это тот удивительный орган души, из которого из которого исходят только добрые помышления. Совесть — особый орган для взаимодействия души с Высшим началом.
— А насколько обосновано мнение, что совесть — это Ангел-хранитель человека?
— Нет, это не в прямом смысле Ангел-хранитель. Потому что Ангел-Хранитель — это личность, отдельная от нас, хотя и приставленная к каждому из нас. А совесть — это орган взаимодействия души с Богом. Это такой «радиопередатчик», который ориентирован на Высшее.
— Как шестое чувство?
— Да, если хотите, особое чувство, но я предпочитаю говорить - орган души. Ведь душа состоит из многих органов: как органами тела являются руки, ноги, глаза, уши и прочие, так и душа имеет органы: разум, затем веер чувств, также воля, стыд, совесть, любовь…
Но для нас в данном случае речь идет о совести, потому что совесть есть орган, который проверяет с помощью Божией, посредством общения с Богом истинность наших слов и решений. Почему мы об этом заговорили?
Потому что если человек сознательно клевещет, подавляет в себе совесть или ее не слышит — это очень тяжелая вина. Если человек несознательно клевещет, то он обманут сам.
Страницы: 1 2 3 4 5
Как нам не ошибиться? Как отделить зерна от плевел, как внять несущему истину и отвергнуть лжесвидетельствующего?
Об
этом и многом другом корреспондент «Московских ведомостей» Мария
Медведева беседует с протоиереем Александром Салтыковым, настоятелем
московского храма Воскресения Христова в Кадашах, деканом факультета
церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного
университета.
— Отец Александр! Что такое лжесвидетельство и почему это – тяжкий грех?— Вопрос о лжесвидетельствовании очень актуален. В мире постоянно идет борьба добра и зла, правды и лжи. Дело в том, что в этом грехе соединяются две вещи — ложь и свидетельство. Свидетельство предполагает, конечно, истину. Ложь — это обычно некоторое публичное высказывание, направленное на достижение намеченной цели любым путем. Ложь, конечно, аморальна. В христианстве, как нигде, показывается колоссальная греховность лжесвидетельства. В Евангелии сказано, что отец лжи – дьявол. В лжесвидетельстве ложь выдает себя за истину с особенной, я бы сказал, наглостью. Если говорить о Христе — помните его лжесвидетелей на суде? «Пришли два лжесвидетеля и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его (Матф. 26, 41). Имеются ввиду действительные слова Христа: разрушьте храм сей и Я в три дня воздвигну его (Ин.2, 19)». И здесь же подчеркивается, что Христос храмом назвал Самого Себя, имея ввиду будущую казнь и Свое воскресение из мертвых (Ин.2, 21). Причем Он не говорил: «могу разрушить храм», а указал, что Его оппоненты сами его разрушат. Но Его слова были искажены. В этом тексте очень хорошо показана природа лжесвидетельства.
Лжесвидетельство бывает разным. Бывает в виде чистой клеветы. А бывает так, что лжесвидетельствующий берет правду и ее переворачивает. Как бы выворачивает наизнанку. Как старались это делать нечестивые иудеи против Иисуса Христа в только что приведенном примере. Или в другом эпизоде: «Отвещаша ему иудее: мы закон имамы, и по закону нашему должен есть умрети, яко Себе Сына Божия сотвори» (В русском переводе: «Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим». (Св. Евангелие от Иоанна 19:7)
Это было, конечно, самое явное лжесвидетельство, потому что Он был истинным Сыном Божиим, что и показано очень ясно всем учением Иисуса Христа и прочими текстами Нового Завета Они же его называют клеветником, лжецом и именно лжесвидетелем. Хотя лжесвидетели — они! Этим совершается страшнейший в истории человечества грех. Интересно, что Пилат, услышав это, «паче убояся». То есть, Пилат, услышав, что речь идет о Сыне Божием (он ведь тоже был человеком по-своему верующим) убоялся. Это были такие вопросы, значения которых он сам не понимал, но тем не менее чувствовал, что это вопросы чрезвычайно большие, нечто огромное, вопросы о глубочайшем отношении человека с Богом. Он испугался. А они не испугались. Настолько это лжесвидетельство было в их душах сильно укоренено.
Ошибка, намерение и «шестое чувство»
— Отличается ли с духовной точки зрения лжесвидетельство намеренное, т.е. когда человек подготовился к этой лжи (в суде или перед другим человеком свидетельствует) и ситуация, когда человек, недостаточно разобравшись в деле, будучи неуверенным, правда это или ложь, передает ее. Несут ли они равную ответственность с том и другом случае?
— Если человек лжет сознательно и его свидетельство разумно, то его слова в таком случае являются очевидной клеветой. А если он по неведению что-то сказал, то это ошибка, невольная клевета.
— Если нечистоплотные люди человеку наговорили, вложили ему эту мысль, ввели человека в заблуждение и он не разобрался, не проверил, и в сердцах идет и свидетельствует ложь?
— Это ошибка. Но ведь совесть человека должна взаимодействовать с разумом! Разум и совесть в каком-то роде перекликаются в нас. Разум говорит: вот так-то, а совесть говорит: нет, не так. Замечательно, что Бог вложил в человеческую душу особый проверяющий орган – совесть. И через нее каждый человек как-то действительно слышит глас Божий.
Бывает и так, что человек слышит голос совести — а слышит его каждый – но старается его заглушить. Это значит, что у него - поврежденная совесть. Тогда человек сочиняет клевету, а совесть свою заглушает. То есть орган взаимодействия с Богом частично бездействует.
К сожалению, это встречается очень часто. Но следует иметь в виду, что есть еще и понятие «сожженная совесть». В древней Руси, в древней письменности было это крайне важное понятие — сожженная совесть. То есть, возможна, к сожалению, ситуация, когда она перестает работать и даже может как бы умереть. Когда ее голоса нет. Вообще, с Богом мы взаимодействуем через сердце (по Евангелию). Но есть еще совесть, которая, конечно же, связана с сердцем. Из сердца исходят и добрые, и злые мысли. Но совесть — это тот удивительный орган души, из которого из которого исходят только добрые помышления. Совесть — особый орган для взаимодействия души с Высшим началом.
— А насколько обосновано мнение, что совесть — это Ангел-хранитель человека?
— Нет, это не в прямом смысле Ангел-хранитель. Потому что Ангел-Хранитель — это личность, отдельная от нас, хотя и приставленная к каждому из нас. А совесть — это орган взаимодействия души с Богом. Это такой «радиопередатчик», который ориентирован на Высшее.
— Как шестое чувство?
— Да, если хотите, особое чувство, но я предпочитаю говорить - орган души. Ведь душа состоит из многих органов: как органами тела являются руки, ноги, глаза, уши и прочие, так и душа имеет органы: разум, затем веер чувств, также воля, стыд, совесть, любовь…
Но для нас в данном случае речь идет о совести, потому что совесть есть орган, который проверяет с помощью Божией, посредством общения с Богом истинность наших слов и решений. Почему мы об этом заговорили?
Потому что если человек сознательно клевещет, подавляет в себе совесть или ее не слышит — это очень тяжелая вина. Если человек несознательно клевещет, то он обманут сам.
Страницы: 1 2 3 4 5
Комментариев нет:
Отправить комментарий