суббота, 6 октября 2012 г.

Не заглушайте совесть свою!

Сегодня одна из самых насущных проблем современной России – проблема выбора. Выбора между правдой и ложью. Живя в чудовищном по своей силе информационном потоке, неимоверно увеличившимся за последние пару десятилетий, различать их становится все сложнее и сложнее…
Как нам не ошибиться? Как отделить зерна от плевел, как внять несущему истину и отвергнуть лжесвидетельствующего?

Об этом и многом другом корреспондент «Московских ведомостей»  Мария Медведева беседует с протоиереем Александром Салтыковым, настоятелем московского храма Воскресения Христова в Кадашах, деканом факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
— Отец Александр! Что такое лжесвидетельство и почему это – тяжкий грех?
— Вопрос о лжесвидетельствовании очень актуален. В мире  постоянно  идет  борьба  добра и   зла, правды и  лжи. Дело в том, что в этом грехе соединяются две вещи — ложь и свидетельство. Свидетельство предполагает, конечно, истину. Ложь — это обычно некоторое публичное высказывание, направленное на достижение намеченной  цели любым путем. Ложь,  конечно,  аморальна. В христианстве, как  нигде,  показывается  колоссальная  греховность лжесвидетельства.  В  Евангелии  сказано,  что  отец лжи – дьявол. В лжесвидетельстве  ложь  выдает  себя  за  истину  с  особенной, я  бы  сказал,  наглостью.  Если говорить о Христе — помните его лжесвидетелей на суде?  «Пришли  два  лжесвидетеля и  сказали: Он  говорил: могу  разрушить  храм  Божий и в  три  дня создать  его (Матф. 26, 41). Имеются  ввиду действительные слова  Христа: разрушьте  храм  сей  и  Я  в  три  дня воздвигну  его (Ин.2, 19)». И  здесь  же  подчеркивается,  что  Христос   храмом  назвал  Самого  Себя,  имея ввиду  будущую  казнь и  Свое  воскресение из мертвых (Ин.2, 21). Причем  Он   не  говорил: «могу  разрушить  храм», а  указал,   что Его  оппоненты  сами  его  разрушат. Но Его  слова  были  искажены.  В этом тексте очень хорошо показана природа лжесвидетельства.
Лжесвидетельство бывает разным. Бывает в виде чистой клеветы. А бывает так, что лжесвидетельствующий берет правду и ее переворачивает. Как бы выворачивает наизнанку. Как старались это делать нечестивые иудеи против Иисуса Христа в только  что  приведенном  примере. Или   в  другом  эпизоде: «Отвещаша ему иудее: мы закон имамы, и по закону нашему должен есть умрети, яко Себе Сына Божия сотвори» (В русском переводе: «Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим». (Св. Евангелие от Иоанна 19:7)
Это было, конечно, самое явное лжесвидетельство, потому что Он был истинным Сыном Божиим, что и  показано очень  ясно всем учением  Иисуса  Христа и  прочими текстами  Нового  Завета Они же его называют клеветником, лжецом и именно лжесвидетелем. Хотя лжесвидетели — они! Этим совершается страшнейший в истории человечества грех. Интересно, что Пилат, услышав это, «паче убояся». То есть, Пилат, услышав, что речь идет о Сыне Божием (он ведь тоже был человеком по-своему верующим) убоялся. Это были такие вопросы, значения которых он сам не понимал, но тем не менее чувствовал, что это вопросы чрезвычайно большие, нечто огромное, вопросы о глубочайшем отношении человека с Богом. Он испугался. А они не испугались. Настолько это лжесвидетельство было в их душах сильно укоренено.
Ошибка, намерение и «шестое чувство»
— Отличается ли с духовной точки зрения лжесвидетельство намеренное, т.е. когда человек подготовился к этой лжи (в суде или перед другим человеком свидетельствует) и ситуация, когда человек, недостаточно разобравшись в деле, будучи неуверенным, правда это или ложь, передает ее. Несут ли они равную ответственность с том и другом случае?
— Если человек лжет сознательно  и его свидетельство разумно, то его слова в таком случае являются очевидной клеветой.  А если он по неведению что-то сказал, то это ошибка, невольная клевета.
— Если нечистоплотные люди человеку наговорили, вложили ему эту мысль, ввели человека в заблуждение и он не разобрался, не проверил, и в сердцах идет и свидетельствует ложь?
— Это ошибка. Но ведь совесть человека должна взаимодействовать с разумом! Разум и совесть в каком-то роде перекликаются в нас. Разум говорит: вот так-то, а совесть говорит: нет, не так. Замечательно, что Бог  вложил  в  человеческую  душу особый  проверяющий  орган – совесть. И через нее каждый человек как-то  действительно слышит глас Божий.
Бывает и так,  что  человек  слышит  голос  совести — а слышит  его  каждый – но  старается  его  заглушить. Это  значит,  что  у   него -  поврежденная  совесть. Тогда человек сочиняет клевету, а совесть свою  заглушает. То есть орган взаимодействия с Богом  частично бездействует.
К сожалению, это  встречается  очень  часто.  Но следует  иметь   в виду,  что есть еще  и понятие «сожженная совесть». В древней Руси, в древней письменности было это крайне  важное понятие — сожженная совесть. То есть, возможна, к  сожалению,  ситуация, когда она перестает работать и даже  может  как бы  умереть. Когда ее голоса нет. Вообще, с Богом мы взаимодействуем через сердце (по Евангелию). Но есть еще совесть, которая, конечно же, связана с сердцем.  Из сердца исходят и добрые, и злые мысли. Но совесть — это тот  удивительный  орган души, из которого из которого  исходят только добрые помышления. Совесть — особый орган для взаимодействия души с Высшим началом.
— А насколько обосновано мнение, что совесть — это Ангел-хранитель человека?
— Нет, это не в прямом смысле Ангел-хранитель. Потому что Ангел-Хранитель — это личность, отдельная от нас, хотя   и  приставленная   к  каждому   из  нас. А совесть — это орган взаимодействия души с  Богом. Это такой «радиопередатчик», который ориентирован на Высшее.
— Как шестое чувство?
— Да, если хотите, особое чувство, но я предпочитаю  говорить -  орган души. Ведь душа состоит из многих органов: как органами тела являются руки, ноги, глаза, уши и прочие, так и   душа имеет органы: разум, затем веер чувств, также воля, стыд, совесть, любовь…
Но для нас в данном случае речь идет о совести, потому что совесть есть орган, который проверяет с помощью Божией, посредством общения с Богом истинность наших слов и решений. Почему мы об этом заговорили?
Потому что если человек сознательно клевещет, подавляет в себе совесть или ее не слышит — это очень тяжелая вина. Если человек несознательно клевещет, то он обманут сам.
Страницы: 1 2 3 4 5

Комментариев нет:

Отправить комментарий