четверг, 27 сентября 2012 г.

Православная духовность. Глава 1-я. Определение понятия «православная духовность»

Митрополит Иерофей (Влахос)
Посвящается моим духовным чадам,
которые последовали «тернистыми путями» пастырского служения и монашеского жительства
Предисловие
Богословие Православной Церкви, по крайней мере в течение некоторого времени, переживало, как известно, состояние своего рода «вавилонского пленения» у бого­словской мысли Запада. Разумеется, речь идет не о святоотеческом богословии нашей Церкви, а о влиянии, ко­торое испытали православные богословские школы.

Это влияние проявляется главным образом в способе формулирования и изложения некоторых истин веры. В качестве примера можно привести понятие так называемо­го «удовлетворения божественной справедливости», мне­ние, согласно которому первородный грех есть наследст­венная вина, передающаяся от поколения к поколению. Результатом этого влияния стало обмирщение в Церкви, в частности в богословии и пастырстве. Следует сказать, что православный народ не претерпел подобного влияния и в большинстве своем остается верным Православному Преданию.
Сейчас многие стремятся обрести и пережить духов­ный опыт нашей Церкви. Этому стремлению способству­ют как богословские сочинения, так и церковные традиции благочестия. Православное Предание направляет и про­низывает всю церковную деятельность: проповедничест­во, пастырское служение, дела милосердия и благотвори­тельность.
Из Православия постепенно изгоняется варлаамизмкак принцип западного богословия и духовной жизни. Изучение и издание святоотеческих творений пробужда­ют интерес к православной церковной жизни, православ­ной духовности.
Однако совершенно необходимо определить основы православной духовности, поскольку нередко, обращаясь к учению святых отцов, мы воспринимаем его в известной мере в толковании западного богословия, то есть неко­торые аспекты святоотеческого учения понимаются не­верно. Таков случай с терминами «практис» (делание) и «теориа» (созерцание), которые часто используются, но при этом толкуются в западном ключе. И мы совершаем ошибку, если перетолковываем эти термины, а не употреб­ляем их в духе Православного Предания.
Содержание настоящей книги составляет краткое вве­дение в православную духовность. Автор не ставит своей целью в полном объеме исследовать данный предмет, а лишь намеревается совершить своего рода «малый вход» в область Православного церковного Предания.
Надо заметить, что смысл термина «духовность» при­менительно к Православной Церкви лучше было бы пере­дать словосочетанием «духовная жизнь», поскольку речь идет не о каком-то абстрактном состоянии (как в западном богословии), но о действии Святого Духа в человеке. Од­нако в этой книге несколько условно используется все же термин «духовность», при том что мы анализируем смысл этого термина с точки зрения Православного Предания и подчеркиваем отличие его от иного, ложного понимания духовности. Таким образом, с одной стороны, мы идем навстречу современному человеку, которому привычнее слово «духовность», а с другой — мы понимаем этот тер­мин в сугубо православном смысле.
В этой книге основные элементы православной духов­ности изложены простыми словами. Чтобы не слишком утомлять читателя, я опускаю многие ссылки, которые ин­тересующиеся могут найти в других моих публикациях.
Данная работа — всего лишь краткое введение, как уже было сказано, «малый вход». Блажен тот читатель, которому она поможет совершить свой «великий вход» в православную духовную традицию, как бы на «литургию верных», причаститься трезвящей и одновременно пьяня­щей благодати Святого Духа.
Архимандрит Иерофей (Влахос)

Страницы: 1 2

Комментариев нет:

Отправить комментарий