воскресенье, 11 ноября 2012 г.

Невинные жертвы проигранной войны

Галина  Пырх
В Новосибирской области продолжается суд над бабушкой-опекуном внучек-сирот …

Сегодня дети, завтра — народ.
В.А. Сухомлинский
   В начале сентября я уже писала в статье «Профессиональное заболевание чиновников — болезненный зуд власти» о печальной истории Елены Борисевич — жительницы села Морозово Искитимского района Новосибирской области. В августе этого года у бабушки, ставшей опекуном родных внучек после смерти дочери, органы опеки отобрали детей якобы из-за не вовремя сданных финансовых отчетов. За прошедшее со дня  публикации время Елена Викторовна пережила два судебных заседания по поводу ее иска к районной опеке по факту незаконного отстранения ее от обязанностей опекуна и изъятия девочек, 12 ноября состоится третье, возможно, решающее.

Окончательный вердикт, который вынесет районный суд, из-за некоторых особенностей «дела Борисевич», возможно, будет иметь большое значение не только для ее собственной судьбы и  судьбы других опекунов — жителей Новосибирской области, но и для российской семейной политики в целом. Но, прежде чем я перейду к рассказу о том, что  стоит за «частным» случаем изъятия Фатимы и Ульяны, давайте поговорим на тему, которая до недавнего времени находилась под негласным запретом, да и сейчас обсуждается крайне редко и неохотно.
Часть 1.
 «Евростандарт» для туземцев
Вы знаете, мне страшно надоело жить в реальности абсурда. Ну, правда, надоело. По-моему, уже ни для кого не секрет, что наше общественное сознание на протяжении многих лет страдает — как бы это помягче выразиться? — своеобразным «раздвоением личности». То есть, с одной стороны, российское государство декларирует заботу о населении страны и даже принимает законы, где наше право на нее документально закреплено в чеканных формулировках соответствующих статей, а с другой, — эта забота настолько «голографична», что полюбоваться на нее можно, особенно издалека, а вот пощупать — нет. Куда ни приведет журналистская тропа, везде «ответственные лица» разных уровней и общественные деятели различного вида много и горячо говорят о том, что ими делается для блага народа, и им веришь, и с интересом читаешь отчеты о их кипучей деятельности, — а выйдешь на улицу, поговоришь с тем самым народом, ради которого они день и ночь трудятся, не покладая рук, и невольно подумаешь: «Или я что-то не понимаю в этой жизни, или все сделанное оборачивается чем-то совсем другим, по бессмертному черномырдинскому выражению: «хотели как лучше, а получилось — как всегда»...
Впрочем, все это — эмоции. На самом деле, причина массового «сдвига по фазе»  лежит на поверхности. Просто мы живем на стыке эпох. Мало того, мы являемся одновременно и свидетелями, и непосредственными участниками кульминации борьбы цивилизаций: постхристианских западно-европейской и американской, эзотерическо-языческих восточных, с одной стороны, — и патриархально-православной славянской, российской, с другой.
К тому же, как в последнее время неоднократно подчеркивал в своих   интервью бывший председатель думского Комитета по экономической политике и предпринимательству, депутат Госдумы Евгений Федоров, с 1991-го года, с момента распада Советского Союза, наше государство считается проигравшим в «холодной войне» и находится в режиме неявной (для населения) политической и экономической оккупации. Наверное, это можно назвать также государственно-политическим и социальным патронатом ведущих держав мирового сообщества.
Если смотреть на прошедшие с того  момента 20 лет именно под этим углом зрения, тогда все становится на свои места, и абсурд ситуации сменяется на абсолютно логичную картину отношений побежденных и победителей.
Падение советской супердержавы означало не просто крах определенной политической системы, а именно — в глазах Запада и США, — практическое подтверждение того, что их цивилизация оказалась более жизнеспособной. Следовательно, они имеют полное моральное право диктовать нам, как надо жить, чтобы соответствовать своему новому статусу «младшего брата». «Российские туземцы» (впрочем, не только российские, поскольку «патронат» распространяется на всю территорию бывшего Советского Союза, включая Кавказ и Среднюю Азию) должны покорно принять те «евростандарты» жизни побежденных, которые нам милостиво предоставляют представители «успешных» цивилизаций — милостиво, особенно если вспомнить колониальные войны европейских стран в XVIII-XIX веках. То, что мы до сих пор еще пытаемся «сметь свое суждение иметь», естественно, воспринимается ими с презрительным недоумением.
Синдром массовой нелюбви
Тем, кто во взрослом возрасте пережил весь кошмар 90-х годов, думаю, не надо особо напоминать, как это было: бандитские перестрелки на улицах мирных городов, «веерные» отключения от электроэнергии стратегически важных объектов, больниц, целых населенных пунктов, массовое закрытие предприятий, научных институтов, толпы растерянных людей, вдруг ставших ненужными родному государству, забастовки озлобленных и отчаявшихся шахтеров, врачей, учителей, повальные самоубийства, смерть от стрессов и элементарного голода тысяч, десятков тысяч бывших советских людей- ветеранов, победивших в самой кровавой войне XX века, пенсионеров, поднявших страну из руин и под конец жизни ее потерявших...
И посреди этого хаоса — первое за 45 послевоенных лет поколение детей, так никогда и не узнавших, что это такое — счастливое, беззаботное детство, веселые песни у пионерского костра, радостное ожидание поездки с родителями на Черное море в летние каникулы, азартные игры во дворе в пионербол, футбол, в «резиночку», чистые, светлые фильмы по телевизору и в кинотеатре.
Вместо этого — страх за себя, за близких, ушедший глубоко в подсознание, обида на отца и мать, занятых проблемами выживания и не имеющих ни времени, ни сил лишний раз приласкать, пожалеть, просто выслушать, тюремный шансон, доносящийся отовсюду, и «девятый вал» жестокости, пошлости, матерщины, обрушившийся с телеэкранов на потрясенную внезапным крахом всех прежних идеалов страну и необратимо искореживший детские души.
Миллион с лишним, а по некоторым данным, до трех миллионов детей в те годы оказались лишенными даже замотанных и невнимательных, даже пьющих родителей, даже неуютного дома. Их детство проходило в теплотрассах, в общении с такими же малолетними изгоями, беспризорниками, выкинутыми на обочину жизни вихрем предательски, «втихую» проигранной войны...
А потом они выросли.
Авторы некоторых публикаций, направленных против ювенальной юстиции, в эмоциональном запале напрочь отрицают проблемы, существующие во многих современных семьях, и тем самым «подставляются под удар» сторонников ЮЮ, заостряющих внимание общества и СМИ как раз на  «болевых точках» взаимоотношений нынешних родителей и детей.
Одной из таких «точек» является так называемый «синдром родителей 90-х». Стрессы, пережитые в последнее десятилетие прошлого века, нанесли мощный удар по психике, мировоззрению и нравственным установкам молодого поколения родителей, сделав их излишне жесткими и агрессивными, склонными решать возникающие семейные конфликты не полюбовно, а с неоправданным применением силы, в том числе и физической.
Кроме родительского, налицо и детский синдром, поскольку дети 90-х  пострадали, на самом деле, гораздо больше взрослых — это уже сказывается, в свою очередь, на том, как они, теперь 25-30-летние, относятся к своим чадам.
«Быстро подошел, я сказала! Что, не понял? Быстро подошел и надел капюшон!» — так молодая мамаша при мне обращалась к маленькому сыну. Слова падали, как удары топора. Малыш робко подошел, вжав голову в плечи, а когда мать, надевая капюшон, резко встряхнула его, инстинктивно зажмурился...
И это не единичный случай. Современные мамы и папы нередко грубы, нетерпеливы, резки как со своими родителями, так и со своими детьми. Недолюбленные сами, зачастую они не могут дать им того, чего не имеют — терпеливой, всепрощающей, великодушной родительской любви. И... по этой причине автоматически попадают в сферу внимания сотрудников (сотрудниц) органов опеки. Таких же — резких, нетерпеливых, склонных рубить с плеча... матерей. Конечно, далеко не все матери такие и не все работники опеки — матери, но и «опекатели», и «под-опечные» прошли через «мясорубку» 90-х годов и имеют сходные черты характера. При этом первые вовсю используют их для утверждения своей власти над вторыми, угрожая изъятием ребенка, если те начнут, в свою очередь, утверждать ее над своими детьми. Такой вот получается «круговорот», в основе которого лежит пережитая в детстве «недо-любовь». А крайними, как всегда, остаются дети — невинные жертвы «поколения 90-х». Потому что ни к нормальным отношениям в семье, ни, тем более, к истинной защите их интересов то, что сегодня зачастую происходит, не имеет никакого отношения.
Страницы: 1 2 3 4 5 6

Комментариев нет:

Отправить комментарий