понедельник, 15 октября 2012 г.

О причастии, церковнославянском языке, церковной литературе и священстве

Беседовал Павел Минка
    Протоиерей Георгий  Захарченко  — настоятель первого больничного храма в Украине (во имя св. Космы  и  Дамиана, больница Мечникова), благочинный больничных храмов в Днепропетровской  и  Павлоградской епархии.
   О   причастии 

 Отец Георгий: Прежде всего я хотел сказать, что самое главное дело в нашей жизни – это наш ответ на предложение Христа. А предлагает Он себя в таинстве вочеловечения. Он пришел, приняв человеческий образ – «зрак раба приим».


А какой наш ответ? Он Плотью с нами. Он предлагает нам Ее, а мы принимаем. Это синергичное действие, наше совместное с Богом делание.  Очень много в жизни человека может быть синергичных действий с Богом, ответных и  совместных действий. И  если человек отвечает Богу, то это хорошо. Так правильно жить.
Павел Минка: Отец Георгий, а вот Ваш личный опыт: какая частота причащений должна быть? 1 раз в неделю, в месяц?
Отец Георгий: Причащаться нужно часто. Но для одного часто – это каждую неделю, для другого – раз в пост хотя бы, когда он сможет подготовиться, а третий, например, говорит: «Я причащаюсь раза три в год». Бывает, что верующий интенсивно занят, путешествует, не может сосредоточиться толком на этом святом деле, и  говорит: «Хочу, чтобы это три раза было в год». Как правило, это к Пасхе, к Рождеству и  на свой день ангела или день рождения – в какую-то личную памятную дату.  И  он в это время уединяется, делает добрые дела, постится – старается компенсировать все те недостатки, которые в жизни имеет. И  это для него «часто».
Павел Минка: А как Вы относитесь к практике ежедневного причащения, как это, скажем, было в Апостольской Церкви или в современной Элладской?..
Отец Георгий: …В Элладской Церкви нет такой практики, точнее, не везде!..  А сравнивать первохристианскую Церковь с современной даже по темпу жизни, по церковному быту и  прочему совершенно невозможно.
Павел Минка: …Не везде!..
Отец Георгий: …Лично я был свидетелем такой практики ежедневного причащения в Элладской Церкви, когда литургия очень сокращена, идет, может быть, от силы полчаса-минут сорок. Идет  верующий, скажем, на работу, мимо проходит, и  раз – быстро причастился, и  пошел дальше. В общем, настолько это обыденно, хотя, с другой стороны, мне трудно оценить, насколько духовно человек подошел к этому. Мы же тоже хлеб каждый день едим, и  для нас это обыденно, мы же не едим хлеб как торт на праздник, и  тем не менее это неплохо! «Хлеб наш насущный даждь нам днесь»! С одной стороны, это необходимость, с другой, привычка, и  как баланс между этим найти – я не знаю. Каждому – индивидуально. Есть духовные руководители, они должны мудро побеспокоиться о  том, для кого как часто причащаться. Я не думаю, что в современных условиях у человека работающего и  заботящегося о  семье или обремененного какими-то жизненными обязанностями будет достаточно времени и  сил готовиться к ежедневному причастию. Дай Бог хотя бы каждую неделю! Отмечу еще, что есть такая категория верующих, которые приходят каждый день на службу и  причащаются, но они просто бездельники, они не работают, никому не помогают, и  для них смысл жизни – это ежедневное причастие, и  все! Причастие ради причастия, служба ради службы, а не «во оставление грехов»…
Павел Минка: Древняя практика Церкви заключается в том, что если ты не причащаешься без уважительной причины больше трех недель, то ты автоматически выпадаешь из Церкви…
Отец Георгий: Да, считалось, что отсутствие регулярного причастия – это безумие…  Но это в практике Древней Церкви, и  мы не можем провести прямых аналогий между современным церковным бытом и  тем, который был в древности. Там все было по-другому: и  время иначе текло, и  молитвы можно было читать неспешно, в полном разнообразии, но у современного человека, как правило, нет столько времени, и  мышление не так настроено – оно более конкретно, более прагматично. И  это неплохо. Так есть и  есть… Конечно, мы устанавливаем высокую планку, ориентируясь на образцы из прошлого, скажем, нужно много канонов прочитать перед причастием, но это нереально, это фактически нереально, разве что для бабушки пенсионерки, которая внуками даже не обременена. Вот она может это сделать! Лучше пусть это будет искренняя молитва, всего лишь несколько слов ко Господу, например, была одна старица, она говорила: «Что для молитвы надо? Говоришь Господу: «Господи, помилуй!»
Павел Минка: Отец Георгий, Вам не кажется, что причастие очень часто ставят на планку ниже, чем исповедь? Что исповедь, покаяние, самобичевание, очень часто нездоровое, занимает много времени в жизни у очень многих и  многих православных прихожан?
Отец Георгий: Это вопрос соотношения Креста и  Пасхи – Страстной седмицы и  праздника Пасхи. Без покаяния невозможно нормальное причастие, без очищения невозможно принять в себя Христа. Вы гостя принимаете в грязном доме или вы его вычищаете, а потом принимаете дорогого гостя? Вот так и  душа. Она должна быть как-то подготовлена к принятию Такого Великого Гостя.
Церковнославянский язык
Павел Минка: Есть такая проблема – проблема того, что очень многие православные прихожане, которые давно ходят в церковь, не могут понять всю службу на церковнославянском  языке . Может, например, литургию они и  понимают в большей степени, но какие-то отдельные тексты им недоступны. Хоть и  говорят, что церковнославянский просто и  выучить его можно за две недели, реалии оказываются не такими радужными. Кроме того, проблема усугубляется тем, что многие священники не всегда понимают церковнославянский, т.е. они его выучили или читают, и , может быть, частично они ухватывают примерный смысл текста, но перевести его не могут. Когда речь о  церковнославянском  языке  была еще с началом перестройки, потом в 90-е, то был оптимизм, что, мол, пройдет время, верующие воцерковятся и  проблема с церковнославянским отпадет. Но сейчас уже по-настоящему много воцерковленных прихожан, и  они не понимают церковнославянский. При том, большая часть тех, кто приходит в церковь, это не прихожане, а захожане, т.е. те, которые верят по праздникам и  не очень серьезно относятся к православию. И  когда они приходят на службу, они тем более мало что понимают на церковнославянском , и  если бы служба шла на русском языке , то для них это было бы более полезно – их бы это воспитывало. Что Вы можете сказать по этому поводу?
Страницы: 1 2 3 4

Комментариев нет:

Отправить комментарий