среда, 31 октября 2012 г.

Луг Духовный, главы 170-179


Продолжение. Начало Здесь.
Бл. Иоанн Мосх
Малая пещера больше горы Синая
Глава 170. Жизнь двух превосходных мужей — Феодора философа и Зоила чтеца
 Кто из них проявил более терпения?
 В Александрии жили два дивных и добродетельных мужа: философ авва Феодор и чтец Зоил. С тем и другим мы имели близкое знакомство: с одним ради науки, с другим вследствие того, что мы были одной родины и одинаковых привычек. Авва Феодор философ ничего не имел, кроме плаща и нескольких книг, спал на скамье и когда только можно было, ходил в церковь. Потом он постригся в киновии Салама и там скончался. Чтец Зоил отличался таким же бескорыстием, и он также никогда ничего не имел, кроме плаща, притом весьма ветхого, и нескольких книг. Его занятие состояло в списывании книг. И Зоил скончался о Господе и был погребен в Лифазомене, в монастыре аввы Палладия. Некоторые из отцов, придя к господину Косме схоластику, спрашивали его об авве Феодоре философе и чтеце Зоиле: «Кто из них проявил больше мужества и терпения в подвижничестве?» Тот отвечал: «Одинаковы были у того и другого и пища, и ложе, и одежда, и воздержание от всего лишнего. И тот и другой отлича­лись одинаковым смирением, нестяжательностью и умереннос­тью. Авва философ, босой, весьма слабый глазами, изучил Ветхий и Новый Заветы. Но он имел утешение в общении с братией, в посещении друзей и находил большое развлечение, когда зани­мался сам и изъяснял другим. Относительно чтеца Зоила следует сказать, что не только его жизнь на чужой стороне достойна по­хвалы, но и его уединение, труд без конца и молчаливость... У не­го не было ни друзей, ни близких, и ему не с кем было разговари­вать... Чуждый всему мирскому, он ни в чем не видел утехи... Ни­когда он не желал пользоваться чужими услугами: сам готовил себе пищу, сам стирал... Даже не искал отдыха в чтении, но сам всегда готов был служить другим. Он не обращал внимания ни на холод, ни на зной, ни на болезни... Не знал ни смеха, ни печали, ни скуки, ни рассеяния... Кроме грубости одежды, он терпел от мно­жества паразитов, никогда не падал духом. Впрочем, и он, сравни­тельно с первым, имел немалую отраду в прогулках — свободно и без опасений днем и ночью ходил он всюду, хотя эту свободу уменьшала громадность его труда, делавшая его как бы изъятым из круга житейских отношений. Каждый получит свою награду соот­ветственно своим подвигам и по мере своего усовершенствова­ния, чистоты ума и сердца, страха Божия и любви, по мере своего служения на пользу общую, беспрерывного славословия и молит­вы, глубочайшей веры и сокрытого от людей, но явного для Бога богоугодного совершенства».

Глава 171. Жизнь схоластика Космы
 Мы запишем только то, чему сами были очевидцами!
 О господине Косме схоластике очень многие рассказывали нам весьма много, одни одно, другие другое. Мы запишем для поль­зы читателей только то, чему сами были очевидцами или что тщательно расследовали и проверили. Этот муж отличался смиренно­мудрием, сострадательностью, воздержанием, целомудрием, молча­ливостью, кротостью, обходительностью, страннолюбием и любовью к бедным. Этот удивительный муж принес нам большую пользу не потому только, что мы видели его и учились у него, но и потому, что у него было большое собрание книг — больше, чем у кого-либо в Александрии, и он охотно предоставлял пользоваться ими каждому желающему. Впрочем, он был очень беден: во всем его доме нельзя было увидать ничего другого, кроме книг, кровати и стола. Всякий человек мог свободно придти к нему, спросить о чем-нибудь для пользы душевной и читать. Я ежедневно приходил к нему и — скажу сущую правду — всегда заставал его или читаю­щим или пишущим против иудеев, так как у него была большая рев­ность к обращению их на путь истины. Поэтому он и меня часто посылал к некоторым евреям рассуждать с ними от Писания, пото­му что он редко выходил из дому. В одно из своих посещений, пользуясь его откровенностью со мной, я спросил его: «Сделай милость, скажи мне, сколько лет ты живешь в уединении?» Он молчал. Не дождавшись ответа, снова спрашиваю: «Ради Господа, скажи мне». Помолчав немного, он ответил: «Тридцать три года». Услышав это, я прославил Бога. В другой раз придя к нему, я спросил: «Сделай великую милость, зная, что я спрашиваю для пользы душевной, скажи мне: после стольких лет уединения и воздержания чего достиг ты?» Сильно и из глубины души вздохнув, он ответил: «Чего же может достигнуть человек-мирянин, тем более, сидя в своем доме?» Но я снова стал просить его: «Ради Господа, скажи мне, ведь это принесет мне пользу». Побежденный моими мольбами, он ответил: «Прости мне, полагаю, что я успел в трех отношениях: научился не смеяться, не клясться, не говорить неправды».
 
Глава 172. Чудо Феодора отшельника, силой молитвы усладившего воду морскую
 Простер руки к небу к Богу, избавляющему от смерти души наши.
 В местности близ св. Иордана жил отшельник по имени Феодор, скопец. Ему необходимо было отправиться в Константинополь, и он сел на корабль. Плавание по морю замедлилось, и прес­ной воды не хватило. Матросы и пассажиры пришли в большое уныние и отчаяние. Тогда отшельник встал, простер руки к небу, к Богу, избавляющему от смерти души наши. Сотворив молитву и осенив море крестным знамением, он сказал матросам: «Благосло­вен Господь! Почерпните воды, сколько нужно!» Они наполнили все сосуды приятной водой из моря, и все прославили Бога.

Глава 173. Чудо низведения дождя по молитве благочестивого кормчего
  Будем лучше молиться Господу!
 Отшельник авва Григорий рассказывал нам: «Уезжая из Византии, я сел на корабль. Вместе со мной на том же корабле один пи­сец с женой отплыл на богомолье во св. град. Хозяин корабля был человек богобоязненный и постник. Во время плавания слуги пис­ца не жалея тратили воду. Среди моря воды не хватило, и настала для всех нас большая беда: жалкое это было зрелище! Женщины, дети, младенцы изнемогали от жажды и лежали, как мертвые. Сре­ди такого бедствия мы пробыли три дня. Надежда на спасение ис­чезла... Тогда писец, не вынеся горя, извлек меч и порывался умерт­вить хозяина корабля и матросов. «Это они виновники нашей ги­бели, так как не запаслись в достаточном количестве водой», — говорил он. Я начал его уговаривать: «Не делай этого. Будем лучше молиться Господу нашему Иисусу Христу, истинному Богу нашему, творящему великая и дивная, им же несть числа. Ты посмотри, и сам хозяин корабля уже третий день постится и молится». Писец при­шел в себя и успокоился. На четвертый день, около шести часов, хозяин вдруг встал и закричал громким голосом: «Слава Тебе, Хри­сте Боже наш!» — так, что мы вздрогнули от его крика. «Растяните кожи!» — сказал он. Лишь только разложили кожи, внезапно обла­ко явилось над кораблем, и пошел проливной дождь, пока не удов­летворена была потребность в воде. При этом вот что особенно было поразительно в чуде: корабль несся по ветру, и облако шло за ним, и дождь падал только на корабль».

 Глава 174. Об императоре Зеноне и его сострадательности
Один из отцов рассказал нам об императоре Зеноне. Однажды он оскорбил одну женщину в лице ее дочери. Жен­щина часто молилась в храме Пресвятой Владычицы нашей Бого­родицы Марии, взывая к Ней со слезами: «Накажи императора Зенона». Долгое время она поступала таким образом, и вот Пресвятая Богоматерь, явившись ей, говорит: «Поверь Мне, женщина, Я бы давно наказала его, но его десница удерживает Меня». А он был очень сострадателен.
Страницы: 1 2

Комментариев нет:

Отправить комментарий