Продолжение. Начало Здесь.
Однажды во время варварского нашествия та местность подверглась страшному погрому. Варвары случайно проходили мимо затворника. Увидав выглянувшего из оконца старца, один из варваров извлек меч и замахнулся, чтобы поразить отшельника, но его простертая рука вдруг осталась без движения. При виде этого чуда пораженные изумлением остальные варвары поверглись перед старцем с мольбою. Сотворив молитву, старец исцелил наказанного и отпустил их с миром.
Глава 71. Поучение от разбойника
Глава 72. О старике-убийце, оклеветавшем юношу—христианина
Глава 73. Жизнь воина Иоанна
Глава 74. Плоды ересей
Глава 75. Небесный покров
Глава 76. Потопление Марии грешницы
Страницы: 1 2
Бл. Иоанн Мосх
Малая пещера — больше горы Синая
Глава 70. Жизнь затворника АдолыМалая пещера — больше горы Синая
Простертая рука вдруг осталась без движения.
Вот что еще рассказывал нам старец. После аввы Давида пришел некий инок
по имени Адола, также родом из Месопотамии. Поселившись в окрестностях
города затворником в кленовом дупле, он устроил себе оконце, через
которое и говорил с приходившими к нему.Однажды во время варварского нашествия та местность подверглась страшному погрому. Варвары случайно проходили мимо затворника. Увидав выглянувшего из оконца старца, один из варваров извлек меч и замахнулся, чтобы поразить отшельника, но его простертая рука вдруг осталась без движения. При виде этого чуда пораженные изумлением остальные варвары поверглись перед старцем с мольбою. Сотворив молитву, старец исцелил наказанного и отпустил их с миром.
Глава 71. Поучение от разбойника
После того как, вочеловечившись, Он умер за нас, человек уже не умирает вечной смертью.
Тот же авва Палладий рассказывал нам, что в фиваидской области, в
городе Арсиноэ схвачен был убийца. После многих пыток он приговорен был к
отсечению головы. Его нужно было отвести для казни за шесть миль (1/5
нем. мили) от города — на то место, где он совершил убийство. Вместе с
другими за осужденным шел монах посмотреть на его казнь. Идя на казнь,
преступник увидал монаха. «Отче, должно быть, у тебя нет ни кельи, ни
рукоделия?» «Прости меня, брат, — возразил инок. — У меня есть и келья, и
занятие». «Так что ж ты не сидишь в келье и не предаешься сокрушению о
грехах?» — спросил осужденный. «Правда твоя, брат мой! — отвечал монах. —
Я вовсе не забочусь душе своей. Потому-то и иду посмотреть на твою
казнь, чтобы хоть через это придти в сокрушение». «Ступай-ка лучше,
отче, сиди в своей келье и благодари Бога Спасителя нашего: после того
как, вочеловечившись, Он умер за нас, человек уже не умирает вечной
смертью».Глава 72. О старике-убийце, оклеветавшем юношу—христианина
Получив спасение сверх ожидания, юноша сделался иноком.
Авва Палладий рассказал нам также следующее. Один старик-мирянин
задержан был за убийство. Во время пытки, по александрийским законам, он
заявил, что у него был еще сообщник в убийстве. Тот, на кого указывал
старик, был юноша лет двадцати. И тот и другой подвергнуты были жестоким
истязаниям. Старик продолжал стоять на своем: «Ты был со мною при
совершении убийства!» Юноша не признавался. «И в убийстве я не
участвовал, и с ним вместе не был». После многих пыток они оба были
присуждены к повешению. Их отвели за пять миль от города, на обычное
место казни. В одной стадии от города находились развалины храма Крона
(Сатурна). Прибыв на место казни, толпы и воины пожелали, чтобы первым
повешен был юноша. Бросившись к ногам воинов, юноша вскричал: «Ради
Господа, сделайте милость — повесьте меня лицом квостоку, так чтобы мне
смотреть в ту сторону, когда буду висеть». «Зачем это?» — спросили
воины. «Ох, милостивые государи, не прошло и семи месяцев, как
несчастный, удостоился св. крещения и стал
христианином». Это признание до слез тронуло воинов. Между тем, старик
затрясся от злобы и громко крикнул: «Ради Сераписа, повесьте меня лицом к
Крону!» Тогда воины, услыхав это богохульство, оставили юношу и сперва
повесили старика. Лишь только они покончили со стариком, как вдруг
прискакал всадник, посланный наместником Египта (августалием). «Юношу не
велено казнить. Возвратите его обратно!» Воины и народ чрезвычайно
обрадовались этому и, вернувшись с юношей, представили его в судилище,
откуда он был освобожден августалием. Получив спасение сверх ожидания,
юноша сделался иноком. Мы записали это для пользы многих. Глава 73. Жизнь воина Иоанна
Господи, от тайных моих очисти мя!
Вот и это рассказ аввы Палладия. В Александрии был воин по имени
Иоанн. Он вел следующий образ жизни: каждый день с утра до девятого часа
сиживал он в монастыре близ входа во храм св. Петра. Он был одет во
вретище и плел корзинки, все время молчал и совсем ни с кем не
разговаривал. Сидя у храма, он занимался своей работой и только одно
возглашал с умилением: «Господи, от тайных моих очисти мя» (Пс.18), «да
не постыжуся в молитве». Произнеся эти слова, он погружался в
продолжительное молчание и затем снова, по прошествии часа и более,
повторял то же восклицание. Так он возглашал раз семь в течение дня, ни
слова не говоря ни с кем. В девятом часу он снимал вретище и одевался в
воинские одежды, т.е. в свою хламиду, и шел к месту своей службы. С ним я
пробыл около восьми лет и нашел много назидания и в его молчании и в
его образе жизни.Глава 74. Плоды ересей
Расколы и ереси ведут к ослаблению любви.
Вразумляя нас однажды, старец говорил нам: «Поверьте мне чада!
Расколы и ереси ни к чему не ведут во святой Церкви, к только к
ослаблению любви к Богу и ближнему». Глава 75. Небесный покров
Поручаю вас Владычице Богородице!
Когда мы в другой раз пришли к авве Палладию, он рассказал нам
следующее. Однажды жил один человек в Александрии. Он был христолюбив
сострадателен и радушно принимал иноков. У него была жена, отличавшаяся
скромностью и соблюдавшая ежедневный пост. Дочери его было около шести
лет. Однажды ему понадобилось отправиться в Константинополь, потому что
он был купцом. Оставив в доме жену с дочерью и при них одного раба, он
собрался в путь. При отплытии жена спрашивает его: «На кого же ты нас
оставляешь, господин мой?» «Поручаю вас Владычице Богородице», — отвечал
муж. Однажды жена сидела дома за работой. При ней была и дочь. Раб, по
дьявольскому наущению, вознамерился убить хозяйку вместе с дочерью,
захватить из дому имущество и бежать. Взяв на кухне нож, он пошел в
столовую, где сидела госпожа. Дойдя до двери столовой, он внезапно был
поражен слепотой и не мог ни войти в столовую, ни возвратиться назад в
кухню. Целый час бился он, употребляя всевозможные усилия над собой,
чтобы войти в столовую, выбившись из сил, он принялся кричать и звать
госпожу: «Подойди сюда!» Та пришла в крайнее изумление, видя, что он
стоит в дверях, не подходит к ней и кричит. «Подойди лучше ко мне!» —
сказала хозяйка, не подозревая его слепоты. Но слуга продолжал заклинать
ее, чтобы она приблизилась к нему. Госпожа с клятвой заявила ему, что
она не тронется с места. «Пошли хотя бы дитя ко мне!» Но та и этого не
допустила, сказав: «Если хочешь, подойди сам». Тоа раб, в совершенном
изнеможении, ударил себя ножом и упал.Увидав это, госпожа подняла
громкий крик. Сбежались соседи. Скоро прибыли и власти, нашли раба еще
живым и узнали от него обо всем. И все прославили Бога, явившего
знамение и сохранившего мать с ее дочерью.Глава 76. Потопление Марии грешницы
За мои-то грехи и вы все погибнете!
Вот что еще рассказал нам тот же авва Палладий. Хозяин одного
корабля лично передавал ему, что однажды ему нужно было плыть с
пассажирами обоего пола. Вышли в море. Между тем как другие корабли
благополучно поплыли: одни — в Константинополь, другие — в Александрию,
третьи — в иные места и для всех были попутные ветры, мы одни только не
могли тронуться в путь и простояли неподвижно на одном месте целых 15
суток. Уныние и даже отчаяние овладели всеми. В особенности я, как
хозяин корабля, сокрушался и о судьбе судна, и о пассажирах. И
обратился я с молитвою к Богу. И вот однажды слышится мне голос кого-то
незримого: «Брось в море Марию — и совершишь благополучно свое
плавание!» Долго я размышлял в недоумении: что это значит. Ктотакая эта
Мария? И вот снова тот же голос: «Я сказал тебе: брось в море Марию — и
вы спасетесь!» Среди размышлений об этом я вдруг вскрикнул: «Мария!» Я
ведь и не знал никакой Марии. Женщина, лежавшая на своем ложе,
отозвалась на мое восклицание и спросила: «Что тебе надо, господин?»
«Сделай милость, подойди сюда!» — сказал я ей. Та встала и подошла.
Удалившись от других, я обратился к ней со следующими словами: «Видишь
ли, сестра Мария, какой я грешник — и все вы погибнете из-за меня».
«Нет, господин мой, это я грешница», — глубоко вздохнув, произнесла она.
«Какие же у тебя грехи?» «Увы, нет греха, которого бы я не совершила, и
за мои-то грехи и вы все погибнете...». После этого она мне ответила
следующее: «Я, государь мой, несчастная, была замужем, и у меня было
двое детей: одному исполнилось девять лет, другому — пять. Муж мой
скончался, и я осталась вдовой. Неподалеку от меня жил воин, и мне
захотелось, чтобы он взял меня в жены. Я сама подсылала к нему кое-кого.
Воин ответил: «Я не желаю брать за себя женщину, у которой есть дети
от другого мужа». Узнав, что он не желает взять меня за себя из-за
детей, но вместе с тем любя его, я, несчастная, зарезала своих детей и
объявила ему: «Вот, теперь у меня нет никого!» Узнав о моем поступке с
детьми, воин воскликнул: «Жив Господь Бог мой, Иже на небесах! Не возьму
я ее за себя!» Испугавшись того, как бы не открылось мое злодеяние, и
боясь смерти, я бежала». Выслушав рассказ женщины, я, однако, медлил и
не решался бросить ее в море. Дай, думаю, еще сделаю опыт. «Смотри, —
говорю ей. — Вот я войду в лодку, и если корабль поплывет — знай, что
мои грехи причиной его стоянки». Зову матроса, и говорю ему: «Спусти
лодку!» Схожу в лодку — ничего: ни корабль, ни лодка не двигаются с
места. Тогда, взойдя на корабль, обращаюсь к женщине: «Сойди-ка ты
теперь в лодку». Та исполнила мое требование, и в ту же минуту лодка
закружилась и, повернувшись раз пять, пошла ко дну. Между тем, корабль
понесся с такой быстротой, что в три дня мы совершили плавание, которое
продолжалось обыкновенно пятнадцать дней.Страницы: 1 2
Комментариев нет:
Отправить комментарий