Отец Василий Литвинко исповедует приговоренных к смертной казни с 1994 года.
Правда, интервью на эту тему с тех же 1990-х он давать зарекся.
Говорит, как раз в то время активно обсуждался вопрос: быть или не быть
смертной казни в Беларуси? «Тогда ко мне приехала журналистка с
телеканала, чтобы узнать мое мнение. Мы долго говорили, и мою речь потом
порезали так, что вышло, будто я за смертную казнь. Церковь всегда
выступала и выступает против смертной казни. С тех пор я дал себе
обещание никаких интервью на эту тему не давать», — рассказал отец
Василий.
Спустя столько лет накануне очередного Европейского дня борьбы против смертной казни (10 октября) он согласился побеседовать с корреспондентом TUT.BY.
Отцу Василию 62 года. Родился на Туровщине. Женат, имеет троих сыновей (один из них — священник) и пятерых внуков.

Были приговоренные, которые искали у меня ответов на какие-то вопросы. Но я не следователь, я не знаю подробностей дела. Мне надо, чтобы говорил он. Я – всего лишь проводник между ним и Богом. Он должен выговориться Богу. Разговариваем в основном о смысле жизни, о предназначении человека в мире, о душе вечной и о теле, которое дается нам временно.
Исповедовать приговоренных к казни, которые имеют другую веру/религию, отец Василий не может. Встречаться с ними он может только для бесед.
Да, церковь осуждает смертную казнь. Но вопрос наказания за преступление очень спорный сам по себе. А каково человеку, родственника которого убили жестоко? Жертвы тоже приходят ко мне на встречи, я им объясняю, что надо прощать и не желать мести, но не у всех это получается. У нас, к сожалению, мало кто работает с пострадавшими от преступлений.
Страницы: 1 2
Спустя столько лет накануне очередного Европейского дня борьбы против смертной казни (10 октября) он согласился побеседовать с корреспондентом TUT.BY.
Отцу Василию 62 года. Родился на Туровщине. Женат, имеет троих сыновей (один из них — священник) и пятерых внуков.
- Как давно вы исповедуете приговоренных к смертной казни?
- Все началось в 1994 году. Было подписано соглашение о
сотрудничестве между Департаментом исполнения наказаний Беларуси и
Белорусской православной церковью (с католической церковью такого
соглашения нет. — TUT.BY). Я получил архипастырское благословение
владыки митрополита Филарета. От него же получил и указ о том, что кроме
основного послушания в храме св. Александра Невского в Минске, буду
нести послушание в СИЗО №1. С этого времени за всеми исправительными
учреждениями закрытого типа на территории Беларуси были закреплены
священники, стали строиться храмы и часовни, открываться домовые церкви и
комнаты для молитв. В СИЗО-1 тоже создали комнату, с тех пор раз в
неделю я туда хожу.
- Сколько человек с 1994 года вы исповедовали?
- Учета я не вел. Не могу сказать даже примерно. Скажу одно: со
всеми, кто хотел встретиться со священником для духовных бесед и
покаяния, я встречался не один раз, а по много раз.
- Как проходит ваша встреча?
- Разговариваем мы один на один, без конвоиров. Приговоренный к
казни находится в наручниках, они у него застегнуты спереди. Мы
знакомимся, разговариваем, вместе молимся, если он пожелает, и наручники
не мешают молитве. Точно так же осужденный может поставить свечку сам,
креститься, держать книгу в руках.
— О чем вы говорите? И кто говорит больше: вы или приговоренный?
- Бывает, что даже те, кто изъявил желание встретиться, приходят и
молчат, не идут на контакт. Смертники – люди, которые, сидя в камерах в
одиночку, все свои мысли научились держать в себе, и когда приходят ко
мне, бывает, срываются на плач. Я не останавливаю его. Выплачется, а
потом мы говорим.Были приговоренные, которые искали у меня ответов на какие-то вопросы. Но я не следователь, я не знаю подробностей дела. Мне надо, чтобы говорил он. Я – всего лишь проводник между ним и Богом. Он должен выговориться Богу. Разговариваем в основном о смысле жизни, о предназначении человека в мире, о душе вечной и о теле, которое дается нам временно.
— Если чисто по-человечески, вам их жалко?
- Все эмоции, которые я испытываю во время исповеди приговоренных к
казни, — это слишком личное. Я не готов взять и на бумагу это положить, и
не сделаю этого никогда. Смотря от чего плачет приговоренный. Если это
просто слезы тоски и уныния, то это яд, это говорит о том, что не
осознал он, что сделал не так в своей жизни. А когда он плачет и
говорит, что осознал мотивы своего преступления, когда он кается, просит
прощения у Бога, тогда он после своих слез начинает улыбаться, у него
слезы радости.Исповедовать приговоренных к казни, которые имеют другую веру/религию, отец Василий не может. Встречаться с ними он может только для бесед.
- Но вы помните самую сложную исповедь?
- Конечно. Сергеем его звали. Это был первый приговоренный к
смертной казни, которого мне довелось исповедовать. На то время у меня
были знания, но не было опыта работы с такими людьми. Сергей первым
попросил администрацию пообщаться со священником. На вопрос, почему он
решил встретиться со мной, Сергей ответил так: «Я поверил в Бога, молюсь
и читаю Святое Писание. Мне попались слова, которые поразили меня и
заставили пересмотреть всю мою жизнь до этого. Особенно заболела душа о
дочери». Он рассказывал, что понимает, что грехи родителей могут
отразиться на жизни детей и последующих поколениях. Сергей не хотел,
чтобы его дочь как-то потом страдала из-за его поступков при жизни.
— А как в таком случае церковь относится к работе расстрельной команды, которая приводит приговор в исполнение?
- Эти люди тоже несут службу, как и я. У каждого своя служба.
Осуждать их за это? У них такая работа. Если закон предусматривает
расстрел, значит, следуя букве закона, кто-то должен эту работу
исполнять.
— Но расстрел – это ведь тоже убийство. Церковь не осуждает убийство?
- Церковь исходит из того, что не человек дал жизнь другому
человеку, не ему ее и забирать. Именно поэтому церковь против смертной
казни.
- А те люди, которые приводят приговор в исполнение, они к вам приходят?
- Может быть. Во время исповеди я очень редко спрашиваю, кто человек
по профессии. Но не ждите, что эти люди когда-нибудь тоже расскажут вам
о своей работе.Да, церковь осуждает смертную казнь. Но вопрос наказания за преступление очень спорный сам по себе. А каково человеку, родственника которого убили жестоко? Жертвы тоже приходят ко мне на встречи, я им объясняю, что надо прощать и не желать мести, но не у всех это получается. У нас, к сожалению, мало кто работает с пострадавшими от преступлений.
Страницы: 1 2
Комментариев нет:
Отправить комментарий