Продолжение. Начало Здесь.
Авва
Павел, настоятель монастыря аввы Феогния, передавал нам, что говорил
ему один старец-подвижник: «Однажды я сидел в своей келье и занимался
рукоделием, плел корзины и пел псалмы, как вдруг через окно вошел в
келью как бы отрок-сарацин, одетый в мазарий и, став передо мною, начал
плясать.
«Старик, хорошо ли я пляшу?» — спросил меня. Я ничего не ответил. «Как тебе нравится моя пляска, старик?» — снова спросил он меня. С моей стороны — полное молчание. «Что ж, по-твоему, негодный старик, ты что ль великое дело делаешь? Так я тебе скажу, что ты соврал в шестьдесят пятом, в шестьдесят шестом и в шестьдесят седьмом псалмах» Тогда я встал и повергся пред Богом, и он тотчас исчез.
Глава 161. Жизнь аввы Исаака из Фив и о явлении ему демона в виде юноши
Глава 162. Ответ аввы Феодора пентапольского относительно разрешения на вино
Глава 163. Жизнь аввы Павла из Еллады
Глава 164. Ответы аввы Виктора малодушному иноку
Глава 165. О разбойнике Кириаке
Один христолюбец рассказывал нам о разбойнике по имени Кириак. Кириак разбойничал в окрестностях Эммауса, что теперь Никополь. Он отличался такой жестокостью и бесчеловечием, что его прозвали Волком. В его шайке были не только христиане, но иудеи и самаряне. Однажды некоторые из окрестностей Никополя отправились в Великую Субботу во св. град для крещения детей своих. После крещения они возвращались в свое место, чтобы дома отпраздновать день Светлого Христова Воскресения. Навстречу им попались разбойники, но без атамана. Мужчины спаслись бегством. Разбойники, евреи и самаряне, побросав новокрещенных детей, захватили женщин и совершили над ними насилие. Бежавших мужей встретил атаман и, остановив, спросил: «Что вы бежите?» Те рассказали ему обо всем. Вернув их, он отправился к своей шайке и нашел детей, брошенных на земле. Узнав, кто совершил гнусное злодеяние, он отрубил негодяям головы и велел мужьям взять детей, чтобы женщины не смели касаться их, так как были осквернены. Атаман охранял их на пути до самого их местожительства. Спустя немного времени Кириак был схвачен и просидел в тюрьме десять лет, и ни один из начальников не казнил его. Впоследствии он и совсем был освобожден. «Ради спасенных детей я избежал злой смерти, — говорил он. — Они явились мне во сне и говорили: не бойся! Мы молим за тебя!» Я и авва Иоанн, пресвитер монастыря Евнухов, разговаривали с ним, он нам рассказал то же самое, и мы воздали славу Богу.
Страницы: 1 2
Бл. Иоанн Мосх
Малая пещера — больше горы Синая
Глава 160. О явлении демона одному старцу в виде отрока, как бы сарацинаМалая пещера — больше горы Синая
Я встал и повергся пред Богом.
«Старик, хорошо ли я пляшу?» — спросил меня. Я ничего не ответил. «Как тебе нравится моя пляска, старик?» — снова спросил он меня. С моей стороны — полное молчание. «Что ж, по-твоему, негодный старик, ты что ль великое дело делаешь? Так я тебе скажу, что ты соврал в шестьдесят пятом, в шестьдесят шестом и в шестьдесят седьмом псалмах» Тогда я встал и повергся пред Богом, и он тотчас исчез.
Глава 161. Жизнь аввы Исаака из Фив и о явлении ему демона в виде юноши
Поклонился ему в ноги, и мы примирились!
В Фиваиде есть город Ликос. От города на расстоянии шести миль —
гора, на которой обитают иноки: одни — в пещерах, другие — в кельях.
Придя туда, мы явились к авве Исааку, родом из Фив. Вот что рассказал
нам старец: «Тому, о чем я хочу рассказать вам, прошло пятьдесят два
года. Однажды я занимался своим рукоделием, плел большую сетку от
комаров. Сделав ошибку, я очень горевал, что не мог найти ее. Целый
день я раздумывал и не знал, что делать, как вдруг через окно входит
юноша и говорит мне: «Ты ошибся. Дай-ка мне, я исправлю». «Ступай вон! —
говорю ему. — Прочь от меня...» «Но ведь ты введешь себя в изъян, если
плохо сработаешь» «Это — мое дело...» «Но мне жаль тебя, что потеряешь
даром свой труд» «На зло принесло тебя сюда...» «Да ведь ты сам заставил
меня придти сюда, и ты — мой...» «Почему это?» «Да потому, что ты три
воскресенья причащаешься, тая злобу на своего соседа» «Лжешь ты...»
«Нет, не лгу. Ты злишься на него из-за чечевицы. Не правда ли? А я — дух
злопамятства, и ты отселе — мой...» Услыхав это, я вышел из кельи,
поспешил к брату, поклонился ему в ноги, и мы примирились. Возвратившись
в келью, я увидел, что он сжег сетку и циновку, на которой я молился,
злобствуя на наше примирение».Глава 162. Ответ аввы Феодора пентапольского относительно разрешения на вино
Древние отцы были велики.
В двадцати милях от Александрии есть лавра, называемая Каламон,
лежащая в середине между Октодекатом и Мафорой. Туда мы прибыли вместе с
софистом Софронием к авве Феодору и спросили его: «Хорошо ли, отче,
если мы придем к кому или к нам придет кто-нибудь, и мы разрешили бы
вино?» «Нет!» — отвечал старец. «А как же разрешали древние отцы?»
«Древние отцы были велики и сильны — они и могли разрешать и опять
запрещать. А наш род, чада, не может разрешать и запрещать. Если мы
разрешим, то уже не выдержим строгого подвижничества»Глава 163. Жизнь аввы Павла из Еллады
Я заповедал ему!
Авва Александр в Каламонском монастыре, что близ св. Иордана,
рассказывал нам: «Однажды я был у аввы Павла из Еллады в его пещере, и
вот кто-то, подойдя, постучался в дверь. Старец пошел и отворил ему.
Потом вынес хлеб и моченые бобы, предложил пришедшему, и тот стал есть. Я
подумал, что это странник, но, выглянув в окно, вижу, что это лев.
«Зачем, старче, ты кормишь его? — скажи мне» «Я заповедал ему не
нападать ни на человека, ни на скота. «Приходи, — сказал я ему, —
ежедневно ко мне, и я буду давать тебе корм. И вот семь месяцев, как он
приходит ко мне дважды в день, и я кормлю его». Спустя немного времени я
снова пришел к нему, чтобы купить сосуды для вина. «Ну, что, старче,
как твой лев?» «Плохо!» — отвечал он. «Что ж такое случилось?» «Вчера
приходит ко мне за пищей, и я вижу подбородок его в крови. «Что это
значит? — спрашиваю. — Ты ослушался меня и ел мясо? Благословен Господь!
Не стану больше кормить тебя пищей отцов, кровожадный! Ступай прочь!»
Но он не хотел уходить. Тогда, взяв веревку и свив ее втрое, три раза
ударил его и прогнал».Глава 164. Ответы аввы Виктора малодушному иноку
То — болезнь души!
Однажды в Елусскую лавру зашел брат к авве Виктору затворнику и
сказал ему: «Что мне делать, отче: одолевает меня нерадение...» «То —
болезнь души, — отвечает старец. — Подобно тому, как больные глазами при
усиливающейся болезни не могут смотреть на свет, находя его слишком
ярким для себя, между тем как здоровым он вовсе не кажется ярким, так и
нерадивые от незначительного не радения уже приходят в беспокойство,
между тем как бодрые духом скорее радуются при испытаниях»Глава 165. О разбойнике Кириаке
Один христолюбец рассказывал нам о разбойнике по имени Кириак. Кириак разбойничал в окрестностях Эммауса, что теперь Никополь. Он отличался такой жестокостью и бесчеловечием, что его прозвали Волком. В его шайке были не только христиане, но иудеи и самаряне. Однажды некоторые из окрестностей Никополя отправились в Великую Субботу во св. град для крещения детей своих. После крещения они возвращались в свое место, чтобы дома отпраздновать день Светлого Христова Воскресения. Навстречу им попались разбойники, но без атамана. Мужчины спаслись бегством. Разбойники, евреи и самаряне, побросав новокрещенных детей, захватили женщин и совершили над ними насилие. Бежавших мужей встретил атаман и, остановив, спросил: «Что вы бежите?» Те рассказали ему обо всем. Вернув их, он отправился к своей шайке и нашел детей, брошенных на земле. Узнав, кто совершил гнусное злодеяние, он отрубил негодяям головы и велел мужьям взять детей, чтобы женщины не смели касаться их, так как были осквернены. Атаман охранял их на пути до самого их местожительства. Спустя немного времени Кириак был схвачен и просидел в тюрьме десять лет, и ни один из начальников не казнил его. Впоследствии он и совсем был освобожден. «Ради спасенных детей я избежал злой смерти, — говорил он. — Они явились мне во сне и говорили: не бойся! Мы молим за тебя!» Я и авва Иоанн, пресвитер монастыря Евнухов, разговаривали с ним, он нам рассказал то же самое, и мы воздали славу Богу.
Страницы: 1 2