Кириченко О.В.

Революция
и советская власть сильно изменили социальное положение черничек.
Монахини, осевшие в селах после закрытия монастырей, в 1930-е гг.,
встретили здесь множество дев-черничек
25. Статус сельских черничек в деревнях и селах отличался от статуса обычных деревенских жителей.
Хотя они были частью сельчан, но имели свою социальную нишу — не
занимались специально сельскохозяйственным трудом, часто жили отдельно
на средства от чтения Псалтири по покойным, обучая, преимущественно
девочек, церковной грамоте, рукоделию, духовным песнопениям. В 1930-е
гг. авторитет черничек для абсолютного большинства сельского населения
был очень высок, но для органов власти они являлись частью сельского
мира, и на них не обращали специального внимания. Положение изгнанных из
монастырей монахинь было другим. Хотя многие из них вернулись в места,
где была их родина, но, объявленные уже один раз врагами существующего
строя, они были постоянно под подозрением. При этом духовный авторитет
монахинь в селах был выше, чем у черничек. Чернички приняли старшинство
монахинь, и те выступили духовными учителями для основной массы
дев-черничек. Через черничек или напрямую монахини действовали как
обличители обновленчества. Рядом с монахинями чернички начинали вести
аскетический и уставной образ жизни, со временем вливаясь некоторой
своей частью в число монахинь. Именно в советское время мы наблюдаем
процесс массового пострижения
26 дев-черничек в монашество, а также другие серьезные изменения в составе этой количественно немалой социальной группы
27.
В 1960-е гг. в Воронежской области в рамках борьбы с религией
проводились мероприятия по сбору сведений о религиозности сельского и
городского населения области. Там, где речь заходила о черничках, их
однозначно связывали с монашеским статусом. М. Тепляков, организовавший
многолетние исследования в области, писал: «Чернички — это келейницы
монахинь, возвратившихся из монастырей в села, то есть они — послушницы,
а потом наследницы имущества монахинь»
28.
Наши полевые опросы пожилых священников Воронежской епархии позволили
сделать вывод о том, что для молодых священников в 1940—1960-е гг.
монахини выступали не только умелыми помощницами при подготовке и
проведении богослужений, но и учителями и наставницами. Эту их функцию
отмечают и обновленцы в своих отчетах: «Монашки занимают посты церковных
старост, просфорен, певчих и просто ловких агитаторов Тихоновцев», —
пишет благочинный 4-го благочинного округа Воронежской епархии
«протоиерей» Александр. Город Грязи и его округа называются оплотом
«тихоновщины». «Самые крепкие тихоновские приходы: в селах Таволжанка,
Большой Самовец и Каменное. Всего тихоновских приходов Сергиевской
ориентации — 32, в то время как обновленческих — 2. И в каждом
тихоновском храме имеется несколько человек монашек и черничек. Во всем
благочинии их насчитывается до 50 человек»
29. Обновленческий
благочинный пишет о невозможности внедряться в среду, где действуют
монахини и чернички, так как она крепка духом единства веры и
единомыслия: «Благодаря своей крепкой спайке, благодаря близости к
верующей массе, благодаря дружной работе Тихоновских священников с
монашками, Тихоновщина в благочинии крепка, живуча и влиятельна на
народ. Монашки создают авторитет в приходе своим руководителям.
Таволжанка, Большой Самовец, Ярлуково, Княж Бай-гора, Каменное сильны
благодаря влиянию монашек-черничек, которых наблюдается в этих приходах
до 10 и более. В Таволжанке они организовали в январе (1935 г.) бунт
против обновленцев. Палками, кулаками обезумевшая толпа выбила из храма
обновленцев. В Большом Самовце в феврале чернички своей группой выгнали
из храма группу ВЦС. В Каменном силою захватили ключи, свечи, деньги,
церковное имущество. В Ярлуково — тоже»
30.
В отчете «протоиерея» Андрея Юменского по 3-му благочинническому округу
Воронежской митрополии подчеркивается, что там, где наблюдается
отсутствие монахинь и черничек, победа обновленцам всегда обеспечена.
«Монашествующих в округе почти нет». В результате, во всем благочинии
нет ни одного действующего «сергианского» храма, в то время как
обновленческих храмов насчитывалось семнадцать
31.
Пещерный монастырь. Костомарово.
Одним из центров сосредоточения женского монашества в 1930-е гг. в
Воронежской области был сам Воронеж и находящиеся недалеко от него
монастыри в гг. Землянске, Нижнедевицке, Усмани
32, с. Сомовке
Курской обл., а также два монастыря в г. Задонске Липецкой области. В
рамках обновленческой Воронежской митрополии Воронеж относился к 1-му
благочиническому округу, в самом городе имелось три обновленческих
храма, в Усмани — один.
Пещерный монастырь. Костомарово.
В данном благочинии на 1 января 1935 г. было зарегистрировано 8
обновленческих приходов и 20 «староцерковных», из которых 12 относились к
«сергианским». Обновленческий благочинный в своем отчете указывает на
методы борьбы, которые применяли здесь монахини и чернички против
обновленцев. «Свою разрушительную деятельность они совершают повсюду, но
очень скрытно. Местопребывание и личности трудно установить. Часть
монахинь проживают у своих родственников или знакомых как частные лица.
Несомненно, у них проходят молитвенные собрания, они устраивают у
себя нечто вроде малых монастырей с разными матушками игуменьями и
казначеями и т. п. Поминовение умерших исключительно перешло в их руки и
служит главным источником их дохода. Обновленчество они ненавидят и
распространяют о нем всякие небылицы». Из окружающих Воронеж сел, судя
по отчету, антиобновленческой активностью отличались Углянец,
Трехсвятское и Большая Приваловка. Именно сюда в праздничные дни
направлялись потоки богомольцев из города. В с. Углянец в это время
служил иеромонах Иоаннн Склеров, в самой Усмани — иеромонах Гавриил
(Казмин) и псаломщик Владимир Никульшин, в с. Парижская Коммуна — о.
Василий Садовский. Вокруг них и объединились монахини и чернички Усмани
33.
Казанский Свято-Амвросиевский женский монастырь. Шамордино
Отчет обновленческого «архиепископа» Острогожской епархии
34
Сергия (Танаевского) содержит не менее красноречивые свидетельства
противодействия православных монахинь и черничек обновленчеству, хотя
данная епархия по числу обновленческих приходов была в числе ведущих.
Здесь было 60 обновленческих приходов (7 городских и 53 сельских), 36 —
«сергианских», 32 — ВЦС и 1 «буевский»
35.
В Елецкой обновленческой епархии Воронежской митрополии к 1935 г.
наблюдалось почти равное соотношение «сергианских» (62) и обновленческих
приходов (65). Здесь также просматривается антиобновленческая
активность со стороны монахинь из разоренных монастырей. «Архиепископ»
Василий (Павлов) указывает на их большое количество в епархии, говоря,
что их так много, что «подсчитать дело невозможное». Монахини действуют
под руководством духовных авторитетов — епископа Уара, иеромонаха
Феодосия (Некрасова), «батюшки Волобуева», странника Иллария и
нескольких матушек
36.
Коломенское. Николо-Корельский монас тырь, церковь Вознесения Господня, построенная в 1532 г
К 1927 г. обновленцам принадлежало 338 церквей и 400 священников.
После ареста в 1926 г. тихоновского архиерея архиепископа Петра
(Зверева) обновленцы пошли в наступление. Начался захват храмов. За
полгода к ним перешло 14 церквей. Таким образом, к середине 1926 г. у
обновленцев было 36% храмов, 13% — в ведение ВЦС под омофором
митрополита Русанова, ставленника ВЦС. Тихоновцам принадлежал 51%
церквей. Ими руководил митрополит Сергий Страгородский. Обновленцы
поставили задачу любыми средствами привлечь простой народ к себе, для
этого они подняли святыни — мощи свт. Митрофана Воронежского и пошли
крестным ходом по улицам города. «Староцерковники во время крестного
хода с мощами в 3-х попутных церквах не звонили в колокола и даже
отвязали веревки у колоколов. Когда мощи проносили мимо них, они не
крестились, стояли на паперти». «Также обновленческий митрополит
Корнилий совершил крестный ход по улицам Задонска с мощами святого
Тихона Задонского в день его памяти. В крестном ходе участвовало много
тысяч крестьян». Но при этом, когда начиналась обычная повседневная
церковная жизнь, на богослужение к обновленцам никто не ходил, «дохода
никакого», «священники бегут отсюда», — отмечали они в отчетах. Народ
узнавал правду о живоцерковниках от монахов-тихоновцев, живших рядом с
закрытыми монастырями и от монахинь из разоренных женских обителей
37.
Страницы: 1
2 3