Дашевская З.М.
Доклад на семинаре по предмету «Проблемы миссиологии, катехетики и гомилетики».

Данное сообщение посвящено рассмотрению основных парадигм
1,
т.е. элементов, форм и концепций предоглашения в древней церкви в
доникейский период ее истории, в связи с особенностями современной
предогласительной практики.
Вначале предполагается дать краткую характеристику современного
процесса предоглашения, затем рассмотреть источники
(литургико-канонические памятники и свидетельства церковных
писателей-апологетов и учителей церкви) для выявления примеров древней
церковной практики, соответствующих предоглашению; в заключении будут
обозначены те черты древней практики, которые могли бы быть востребованы
при проведении предоглашения в современных условиях.
1.
Предоглашением взрослых (речь пойдет
именно о взрослых «нормальных» катехуменах) в настоящее время в
практике, принятой в Содружестве малых православных братств, обозначают
период, предваряющий собою первый этап оглашения. Содержание процесса
предоглашения подробно изложено в диссертации проф. -свящ. Георгия
Кочеткова
2 и его же статье «Воспитательная миссия (воцерковление)»
3. Предоглашение имеет конкретную цель и задачи, принципы, средства и границы
4.
Определяющим является сделанный предоглашаемым выбор, который может
быть выражен в ответе на вопрос, считает ли человек себя верующим в
Единого Бога и Христа Его
5, что позволяет прочитать над ним
молитву 1-го оглашения. Формы проведения предоглашения сочетают (обычно
последовательно) личные беседы, миссионерско-просветительские встречи
различных типов, миссионерские открытые встречи, цикл регулярных встреч в
группах. В настоящее время практика предоглашения еще не устоялась, но
наиболее опытные катехизаторы считают достаточным предогласительный
период в 2-3 месяца.
Предогласительные встречи в группах посвящены обсуждению основных тем
миссионерских открытых встреч, т.е. вопросов веры, жизни, призвания
человека. Из Священного Писания на предоглашении читаются и обсуждаются
книги Премудрости и одно из синоптических Евангелий. К предоглашаемым не
предъявляются строгие этические требования, участие в личной и
церковной молитве не регламентируется. В современной практике
предогласительные встречи имеют следующие особенности: большее внимание
уделяется индивидуально каждому, превалирует личное общение, обсуждаются
мотивы обращения, духовный путь пришедших. Катехизаторы отмечают
принципиальное значение «обратной связи» с предоглашаемыми; характерной
особенностью встреч является диалогичность
6. В настоящее
время в Содружестве малых православных братств используется форма
тематического цикла бесед с элементами практики альфа-курса, который
частично или полностью адаптируется катехизаторами с учетом
православного контекста.
Указания на условные границы предогласительного периода мы находим в Священном писании
7.
К содержанию предогласительной керигмы следует отнести призыв к
покаянию и вере, т.е. к целостному изменению пути своей жизни и к
обретению экзистенциальной основы для новой жизни, личностно обращенное
призвание «не праведников, но грешников». Начатки веры во Христа могут
еще не соединиться в этот период у предоглашаемых с полным осознанием
глубины собственного выбора. Можно сказать, что семя веры, посеянное в
человеке, за этот период дает первые всходы, и, услышав благую и
радостную весть о Пути, Истине и Жизни, Полноте, Любви и Свободе,
Спасении, Красоте и Творчестве, человек должен как бы «дозреть» до
ответственного личностного вопроса: «Что мне делать?», подтверждая
сделанный выбор веры осознанным желанием креститься и продолжить свое
воцерковление
8.
2. Обратимся к
анализу источников, предварив его необходимым пояснением.
Термин «предоглашение» в отношении к древней церковной практике можно
употребить достаточно условно; более корректное употребление
предполагает непредвзятый поиск соответствия современного опыта
традиционной церковной огласительной практике. Следует также учесть, что
содержание термина «предоглашение», который мы находим у свт. Кирилла
Иерусалимского, отличается от современного его употребления, т.к.
соответствует беседе с оглашаемыми перед переходом ко 2-му оглашению.
2.1. Литургико-канонические памятники
Апостольское предание Ипполита Римского датируется
началом III века (215 г.) и считается важнейшим источником сведений о
литургической жизни и о состоянии церковной дисциплины Римской церкви в
начале III в. Апостольское предание свидетельствует, что огласительная
практика Римской церкви четко фиксировала переход к 1-му оглашению;
нормативный период оглашения в Римской церкви составлял три года
9
Глава 15 «О неофитах, приходящих к вере» содержит сведения о людях,
которые впервые приводятся к «слушанию слова», т.е. определяются в
разряд «слушающих». «Они должны быть приведены вначале в присутствии
учителей, прежде чем войдет весь народ, и пусть спросят их о причине,
вследствие которой они обращаются к вере»
10. Такой вопрос
означает, что мотивы обращения к вере должны быть достаточно ясны самому
кандидату; от поручителей также требуется свидетельство. На 1-е
оглашение не принимается «имеющий демона», тщательно исследуется и
профессиональное занятие кандидата. Если он имеет профессию из списка
запрещенных, то должен оставить ее, либо будет отвержен
11.
«Блудница или человек любострастный, … занимающийся делами, о которых
непристойно говорить», отвергаются; «чародей» не допускается даже к
собеседованию
12. Существенно, что испытание происходит не в
присутствии всего народа, возможно, чтобы не подвергать опасности жизнь
верных, т.к. среди кандидатов могут оказаться люди с разными
намерениями.
Апостольские постановления — компилятивный текст,
появление которого датируют кон. III в. — не позже кон. IV в. Некоторое
время эта книга входила в корпус Священного писания (85-е апостольское
правило)
13.
VII книга Апостольских постановлений открывается
учением о двух путях, содержание которого обращено преимущественно к
верным. В отношении огласительной практики порядок, указанный в
Апостольских постановлениях, соответствует порядку Апостольского
предания Ипполита Римского.
В книге VII, гл. 39 сказано о наставлении «имеющему огласиться словом
благочестия», что соответствует, видимо, 1-му оглашению. Содержание
катехизиса начинается с изложения наставления «в ведении о Нерожденном,
в познании о Сыне единородном, в убеждении о Святом Духе». Катехумен
должен в этот период «изучить порядок творения, пути промысла, … почему
создан мир и почему человек поставлен господином мира», познать
спасительные Божьи дела — «пусть узнает также, как промышляющий Бог не
отвратился от рода человеческого, но в различные времена призывал его от
заблуждения и суетности к познанию истины, приводя его от рабства и
нечестия к свободе и благочестию, от неправедности к праведности, от
смерти вечной к жизни вечной». Учение относится и к личности человека:
«пусть изучит природу свою — какова она». Далее на катехумена
возлагается рука, совершается молитва
14 и после нее
оглашаемому должно быть предложено «учение о вочеловечении Господа и о
Его страдании, Воскресении Его из мертвых и Вознесении». Содержание
огласительного катехизиса, учитывая его длительность, а также и то, что
молитва читалась не сразу, видимо, предполагает постепенность и
последовательность научения. Можно предположить, что элементы
предогласительного научения вошли в период 1-го оглашения, т.к. молитва с
возложением руки содержит прошения, в целом соответствующие молитве
1-го оглашения над взрослым
15.
Представляет интерес литургическая практика, изложенная в
VIII книге Апостольских постановлений.
Перед тем, как в собрании совершают молитву оглашаемые, из собрания
удаляются «послушающие» и «неверные». После молитвы над оглашаемыми и их
отпустом совершается молитва над одержимыми от духов, просвещаемыми и
кающимися. Тогда в разряд «неверных» и «послушающих» попадают люди, по
статусу соответствующие предоглашаемым, которые уже допущены в собрание,
но молитва над ними не совершается, также не молятся и они сами, т.е.
голоса в церковном собрании не имеют и должны быть вовремя удалены
16.
VIII книга Апостольских постановлений, как и Апостольское предание
Ипполита Римского, содержит правила о приеме на оглашение и сведения о
запрещенных профессиях. Приходящие называются «впервые приходящими к
тайне благочестия», устанавливается общий срок оглашения — три года, но,
так же, как и в Апостольском предании, отмечается, что «ценится не
время, а поведение», т.е. огласительный период может быть сокращен в
зависимости от результатов.
Приходящие к «тайне благочестия» уже, видимо, должны были принять
решение и избрать некоторый путь, поэтому они могут вместить пусть
начальные, но «тайны». Представляется, что в практике древней церкви
граница между личным миссионерско-апологетическим свидетельством и
приведением к «тайне благочестия» была обозначена более четко, что может
объясняться требованиями церковной дисциплины и возникающей для церкви
опасностью в периоды гонений.
Рассмотренные литургико-канонические памятники дают представление о
существовавшей в древней церкви практике, которую можно условно
соотнести с современным предогласительным опытом. Существенным
представляется следующее.
Памятники не фиксируют стадию миссии и свидетельства, но определенным
образом отражают более строгую доникейскую (Римскую) практику
собеседования (испытания) при приеме на первое оглашение в статус
«слушающих»». Подвергалась испытанию даже не вера, а жизнь приходящих,
их «дела и занятия», т.к. по делам, т.е. по плодам, «познается дерево».
Желающий войти в христианское общество должен был вести определенный
образ жизни уже к началу 1-го оглашения, в противном случае кандидат на
оглашение не принимался. Представляется, что в настоящее время вряд ли
возможно ввести такие строгие требования, т.к. трудно ожидать от нашего
современника, только определившего для себя направление пути, подобной
решимости. Следует отметить и церковную ответственность за приводимых,
возложенную на поручителей.
Страницы: 1 2 3 4 5