Архимандрит Ефрем, настоятель
монастыря Ватопед Святой Горы Афон, посетил Данилов монастырь и по
приглашению наместника архимандрита Алексия преподал братии слово
назидания и ответил на вопросы:

– Я очень рад, что я с вами, особенно в таком монастыре, который
сыграл огромную роль в духовной жизни России, как мне уже рассказал
о.наместник. Монастырь, конечно, находится в миру, но это не является
препятствием к преуспеянию монаха. Не будем, братие мои, забывать того
дня, когда мы покинули этот мир, не будем забывать о нашей цели, не
будем забывать о тех обетах, которые мы дали Богу в час нашего пострига,
и будем весьма внимательны в хранении нашей совести.
Потому что монах удостоен великого благословения от Бога, и я думаю,
что нет большего дара Бога человеку, как призвание к монашеству. Потому
что – что же делает монах? Благодать Божия направляет его в какой-то
монастырь, и ему даются духовные предписания к тому, чтобы освятить свою
душу. И поэтому три большие добродетели, которыми мы должны обязательно
обладать – это нестяжательность, девство и послушание. Не будем
забывать об этих трех великих добродетелях даже во сне, но будем всегда
непрестанно просить Божию Матерь, Которая является по преимуществу
покровительницей монашества и первой монахиней после самого первого
монаха, которым являлся Сам Христос, чтобы Она нам помогала и мы
постоянно получали благодать Святого Духа.
Мы можем достичь этого только в том случае, если будем отсекать свою
волю. Не существует большего препятствия для монаха, как его собственная
воля. Альфа и омега в испорченном человеческом естестве – это
соблюдение собственной воли. Поэтому и святые отцы говорили, что воля
человека – это медная стена, воздвигнутая между Богом и человеком. Эта
стена не состоит из камней и глины, но медная стена – настолько человек
отделен от Бога этой стеной, когда он творит собственную волю. Потому
что сохранение собственной воли предполагает следование своим желаниям,
своим наслаждениям, предполагает любовь к самому себе, предполагает
эгоизм. Хранение собственной воли и смирение никогда не могут сочетаться
друг с другом. Поэтому Христос, придя в этот мир и родившись ради нас и
нашего ради спасения, как Он Сам нам открыл и исповедал: Я сошел с
небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.
Поэтому, братие мои, будьте внимательны, не смотрите на все большие
или малые события, которые случаются с вами, лишь человеческим взглядом.
Преподобный Иоанн Лествичник, который является покровителем
общежительного монашества, говорит следующее: тот, кто повелевает,
является видимым; невидим же Тот, Кто повелевает повелевающему.
Например, о. игумен зовет монаха и отправляет его на какое-то
послушание. Он зовет конкретного брата не случайно, но в сердце
повелевающего говорит Первый Повелевающий, и таким образом
осуществляется приказание. Мы видим: уставщик приходит на службу; он
идет и смотрит на монахов, находящихся в церкви, и, допустим, пятому по
счету монаху говорит: «Ты будешь читать Псалтирь». Он говорит это ни
первому, ни второму, ни третьему, но именно пятому. И уставщик в данном
случае является органом Божественной благодати – потому что именно Бог
вдохнул ему заповедь, чтобы он дал повеление монаху читать Псалтирь.
Мы, являясь монахами, никогда не будем задаваться вопросом: почему
именно мне он сказал делать то-то или то-то. Мой старец о.Иосиф,
которому сейчас 88 лет и идет 89 й год, был духовным чадом великого
аскета, подвижника о.Иосифа Исихаста. Он рассказывал, что о.Иосиф
говорил: слово «почему» является для монахов богохульством против
Святого Духа. Никогда не будем произносить это слово «почему». Никогда
не будем иметь недовольства на кого-либо. Если кто-то на кого-то кем-то
недоволен, это означает, что в нем гнездится эгоизм. Мы должны быть
недовольны только собой. И когда мы возлагаем ответственность только на
себя самих, когда источником испорченности (болезни, извращенности) мы
считаем только себя, тогда мы примиряемся со всеми братьями и со всем
миром. Как говорит преподобный авва Исаак Сирин: примирись с Богом,
тогда примирится с тобой вся бессловесная и словесная природа. А
преподобный Серафим – ваш святой, который является вселенским святым, –
говорил: потщись обрести мир внутри себя, и тогда примирятся люди,
которые встречаются с тобой. Потому что мир не является каким-то
отвлеченным философским понятием, не является никакой теорией. Это Лицо.
Христос есть мир наш. Также мир не является спокойствием, как говорят
некоторые психологи. Мир – это не психологическое состояние. Мир – это
плод Святого Духа. И мы, монахи, имеем право быть первыми носителями
этого мира. У нас будет этот великий дар мира, если мы действительно
будем подавлять собственную волю. И первое подвижническое действие,
самое важное дело монаха – это отсечение собственной воли.
Один великий подвижник, который умер несколько лет назад, – не знаю
слышали ли вы о нем, – отец Ефрем Катунакский говорил: монах, если ты
хочешь узнать, доволен ли тобой Бог, причем узнать это весьма легким
способом, спроси своего старца, доволен ли старец тобой. И если ты
получишь положительный ответ, значит и Бог доволен тобой. Блажен тот
монах, которым доволен старец. Потому что апостол Павел говорит:
Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся
о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с
радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно. Я желаю от всей
души, чтобы благодать строителя этого монастыря преподобного Даниила
освятила ваши сердца, ваши души, чтобы со смирением и послушанием вы
проходили этот подвижнический путь, уповая на начальника и совершителя
веры Иисуса. Никогда не теряйте вашего дерзновения, но попытайтесь иметь
постоянное и непрерываемое общение со Христом посредством короткой
молитвы.
– Как часто братия причащаются?
– Мы причащаемся во вторник, четверг, субботу и воскресенье – в те
дни, которым предшествует пост. Но поскольку Божественная Литургия
совершается каждый день во многих церквях монастыря (примерно 10
литургий одновременно служатся каждый день, некоторые братия имеют
благословение причащаться в той или иной церкви дополнительно в те дни,
когда общего причастия нет.
– А как причастие связано с исповедью?
– Нет, исповедь никак не связана со святым Причастием. Братия
исповедуются очень часто, и должен вам сказать, что половина братии
исповедуются каждый день – в том месте, где они находят старца: на
послушании, в церкви, в трапезе… они подходят к нему и исповедуются.
– А что значит – старца? У кого они исповедуются?
– Старец – имеется в виду духовник братии.
– У всей братии один духовник?
– Настоятель монастыря является духовным отцом всей братии. Есть,
конечно, и другие духовники в обители, но они для мирян. Когда
отсутствует игумен или он занят чем-нибудь, братия исповедуют этим
духовникам второстепенные проступки или грехи.
Но духовным наставником, тем, кто руководит всей духовной жизнью, является непосредственно настоятель монастыря.
– И он же совершает и постриг?
– Да, конечно.
Страницы: 1
2 3 4