Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)
«Ч е л о в ѣ к о у б і й с т в о» и «л о ж ь» — вотъ дѣйствительно основныя черты, которыми такъ ярко проявляетъ себя большевизмъ.
Это — такъ, но этимъ далеко еще не все сказано, не исчерпана до конца сущность большевизма, какъ уродливаго явленія духовной жизни. Большевизмъ есть нѣчто гораздо болѣе страшное.
Корни большевизма — въ томъ пагубномъ настроеніи духа свободнаго и разумнаго существа, созданнаго Богомъ, которое Денницу сдѣлало діаволомъ. Возгордился Денница — высшее и совершеннѣйшее твореніе Божіе, залюбовался собой и возомнилъ о себѣ, что онъ иичуть не уступаетъ Богу въ своихъ совершенствахъ, что онъ — равенъ Богу. И это послужило причиной его мгновеннаго страшнаго паденія съ той высоты, на которой онъ находился, въ низины ада, а самъ онъ сдѣлался родоначальникомъ всякаго зла — всякой г о р д ы н и, н е п о с л у ш а н і я и п р о т и в л е н і я Б о г у.
«Какъ палъ ты съ неба, денница, сынъ зари!» — горестно восклицалъ о немъ пророкъ: «а говорилъ въ сердцѣ своемъ: взойду на небо, выше звѣздъ Божіихъ вознесу престолъ мой... взойду на высоты облачныя, буду подобенъ Всевышнему. Но ты низверженъ во адъ, въ глубины преисподней... въ преислоднюю низвержена гордыня твоя, со всѣмъ шумомъ твоимъ...» (Исаіи гл. 14, 11-15).
Ставъ на путь гордыни, непослушанія и противленія Богу, падшій Денница, въ слѣпой злобѣ своей противъ Бога, этому же научилъ и первозданныхъ людей, внушивъ имъ нарушить данную имъ вь раю заповѣдь Божію, и черезъ нихъ ядомъ своей гордыни отравивъ весь происшедшій отъ нихъ человѣческій родъ.
Не всѣ, однако, полностью и цѣликомъ поддались этому богоборчесмому настроенію. По признаку своего отношенія къ нему, по степени своего сопротивленія ему или порабощенія имъ, еще въ самыя древнія времена, какъ свидѣтельствуетъ Библія (см. кн. Бытія гл. 4-6), возникло дѣленіе людей на «сыновъ Божіихъ» и «сыновъ человѣческихъ». Послѣднихъ правильнѣе, впрочемъ, было бы называть теперь «сынами діавола», какъ и назвалъ Господь упорно невѣровавшихъ въ Него іудеевъ.
Между «сынами Божіими», стоявшими за правду Божію, и «сынами діавола», пытавшимися насадить всюду ложь діавольскую, естественно возникла борьба. Эта борьба, въ сущности, и составляетъ главное содержаніе всей такъ называемой «исторіи человѣчества». Она будетъ продолжаться и впредь — до скончація вѣка, ибо діаволу, ненавидящему Бога, ненавистны и служители правды Его — «сыны Божіи». По ясному предреченію Слова Божія, именующаго діавола «княземъ міра сего» (Іоан. 12, 31), ложь діавольская будетъ пріобрѣтать все большую и большую власть и силу въ этомъ мірѣ, о которомъ потому и сказалъ Апостолъ, что онъ «во злѣ лежитъ» (1 Іоан. 5, 19). Мало того: по особому попущенію Божію, въ «послѣднія времена» — времена антихриста — наступитъ кажущееся временное торжество лжи діавольской на землѣ, пока не явится Господь, Который «убіетъ антихриста духомъ устъ Своихъ и истребитъ явленіемъ пришествія Своего» (2 Солун. 2, 8). Тогда ложь діавольская сгинетъ, и восторжествуетъ окончательно правда Божія, которая и будетъ обитать на новомъ небѣ и новой землѣ, послѣ того какъ прежнія «небеса съ шумомъ прейдутъ», а «земля и всѣ дѣла на ней сгорятъ» (2 Петр. 3, 10-13).
Къ этому времени произойдетъ отсѣиваніе «пщеницы» отъ «плевелъ», рѣшительное размежеваніе между «сынами Божіими» и «сынами діавола», которое получитъ свое окончательное утвержденіе на Страшномъ Судѣ (Матѳ. 25, 31-46). Ясные признаки такого «отсѣиванія», или «размежеванія» наблюдаются уже въ наши дни — дни такого явнаго, безстыдно-открытаго богоборчества, дерзкаго бунта, непослушані и противленія Богу, какого никогда еще не знала исторія человѣчества. Вмѣстѣ съ тѣмъ никогда еще не было и такого господства лжи, не являлось столькихъ «прельщеній» всякаго рода, какъ въ наши подлинно «лукавые» дни: съ особо-изощреннымъ искусствомъ облекается нынѣ діавольская ложь въ призрачную видимость правды, дабы «прельстить, аще возможно, и избранныхъ» (Матѳ. 24, 24). И сколь многіе дѣйствительно прельщаются или, по крайней мѣрѣ, становятся втупикъ, не будучи въ состояніи разобраться, гдѣ ложь, а гдѣ правда.
Поистинѣ страшное время мы переживаемъ, и горе тому, кто этого не сознаетъ, не понимаетъ!
А не понимаютъ многіе и не понимаютъ самаго главнаго.
Не понимаютъ того, что большевизмъ уже повсюду торжествуетъ свою духовную побѣду — далеко за предѣлами СССР — и въ другихъ странахъ и въ рядахъ самой нашей русской эмиграціи, будто бы борющейся съ нимъ.
Забываютъ то, что большевизмъ это отнюдь н е о д н а т о л ь к о политическая система, а прежде всего — наиболѣе яркое и откровенное выраженіе, въ наши дни, діавольской гордыни, дерзкаго неистоваго бунта, своеволія, непослушанія и противленія Богу и Его Божественному закону. Именно в ъ э т о м ъ заключается к о р е н н а я сущность человѣкоубійственнаго и исполненнаго діавольской лжи большевизма, а «человѣкоубійство» и «ложь» это только «производныя» — естественныя, такъ сказать, логическія послѣдствія такого богоборческаго настроенія.
На нашихъ глазахъ, не безъ успѣха, стремится большевизмъ къ міровому господству. И при нынѣшнихъ умонастроеніяхъ массъ онъ легко этого можетъ достигнуть, если люди, наконецъ, не поймутъ, что борьба съ большевизмомъ не есть политика и не должна вестись въ области одной только политики. Большевизмъ это — ц ѣ л о с т н о е м і р о в о з з р ѣ н і е, но отнюдь не атеистическое, какъ принято думать а б о г о б о р ч е с к о е. Онъ претендуетъ на то, чтобы стать в с е о б ъ е м л ю щ е й идеологіей, совершенно вытѣснивъ вѣру въ Бога и занявъ мѣсто этой вѣры въ сердцахъ людей. А потому борьба съ большевизмомъ въ сферѣ одной только политики ни къ какому положительному результату привести не можетъ. Цѣлостному міровоззрѣнію большевизма должно быть, прежде всего, противопоставлено столь же цѣлостное міровоззрѣніе, и притомъ не отвлеченное, а жизненное, находящее себѣ дѣйствительное осуществленіе въ жизни людей.
Борьба съ большевизмомъ н а с т о я щ а я, п о с л ѣ д о в а т е л ь н а я, р а з у м н а я — это борьба за правду Божію противъ лжи діавольской.
Это — борьба «сыновъ Божіихъ» противъ «сыновъ діавола».
Страницы: 1 2