Продолжение. Начало
Здесь
О том, что должно всегда бодрствовать
1. Сказал
авва Антоний: я знал монахов после многих трудов павших и пришедших в
исступление ума: потому что вознадеялись на свое дело, как угодное Богу,
и потому что извратили заповедь Того, Кто сказал
: вопроси отца твоего, и возвестит тебе, — старцы твоя, и рекут тебе (Втор. 32, 7).
2. Сказал опять: монах вполне должен полагаться на
старцев, если можно, сколько ему ходить шагов, или сколько пить капель в
своей келии, чтобы как-нибудь ему в этом не погрешить. Брат,
погрешивший в этом, нашел в пустыни уединенное и тихое место, и просил
отца своего, говоря: позволь мне поселиться в нем; я надеюсь на Бога и
на твои молитвы; ибо я имею много потрудиться. И не позволил ему авва
его, говоря: истинно знаю я, что ты много имеешь трудиться, но потому,
что ты не имеешь старца, не можешь надеяться, что твое дело угодно Богу,
и потому, что ты дерзаешь думать, что исполняешь дело совершенно
монашеское, этим погубляешь труд свой и рассуждение.
3. Сказал авва Антоний: бьющий кусок железа (кузнец —
ред.)
наперед смотрит мыслию, что намеревается сделать: серп, меч, или топор.
Так и мы должны размышлять: к какой добродетели приступить нам, чтобы
не трудиться понапрасну.
4. Брат спросил авву Арсения, желая слышать от него
слово. И старец сказал ему: всею силою своею подвизайся так, чтобы
внутреннее делание было по Богу, и победишь внешние страсти.
5. Сказал опять: если взыщем Господа, Он явится нам. А если будем удерживать Его, то пребудет с нами.
6. Сказал авва Даниил: в один день позвал меня авва
Арсений, и говорит мне: успокой отца твоего, дабы он мирно отшел ко
Господу, — и он помолится Ему о тебе, и
благо ми будет (Исх. 20,12).
7. Сказал авва Анувий: с того времени, как имя Божие наречено на мне, ложь не исходила из уст моих.
8. Сказал авва Агафон: монах не должен доводить себя до того, чтобы совесть обличала его в каком-либо деле.
9. Сей авва Агафон, когда хотел умереть, пребыл три
дня с открытыми глазами. Братья толкнули его, говоря: авва Агафон, где
ты? Он отвечал им: я стою пред судищем Божием. Они спрашивают его: и ты
боишься? Он отвечает им: я по силе моей делал, дабы соблюсти заповеди
Божии; но я — человек, почему знать: угодил ли я Богу? Братья говорят
ему: и ты не уверен в делах своих, что они по Богу суть? Старец
отвечает: не имею дерзновения, пока не предстану Богу: ибо иное суд
Божий, и иное суд человеческий. Когда же они хотели спросить его еще о
другом слове, он говорит им: сделайте любовь, не говорите больше со
мною, я не свободен — и скончался в радости. Ибо братья видели его
отходящим из сей жизни с таким же нежным выражением, как когда кто
прощается с своими друзьями и возлюбленными. А имел он великую
бодрственность во всем: ибо без сей бодрственности человек не успеет ни в
одной добродетели.
10. Говорили об авве Аммое, что когда ходил он в
церковь, не позволял ученику своему идти подле себя, но поодаль. И когда
ученик подходил спросить его о помыслах, то, как скоро давал ответ ему
авва, тотчас отдалял его, говоря: я для того не позволяю тебе быть подле
меня, чтобы, когда мы говорим о пользе души, к этому не примешался бы
посторонний разговор.
11. Авва Аммой говорил авве Асею в начале беседы:
как ты смотришь на меня теперь? Сей отвечал ему: как на ангела, отче! И
потом через несколько времени опять спросил его: как теперь смотришь на
меня? Он отвечал: как на сатану. Ибо, хотя бы ты сказал мне и слово, я
принимаю его как меч.
12. Авва Алоний сказал: если человек не скажет в сердце своем, что в мире я один, да Бог, — не найдет спокойствия.
13. Еще сказал: если захочет человек, то до самого вечера дней своих преуспевает в меру Божественную.
14. Авва Виссарион умирая сказал: монах должен быть, как херувимы и серафимы и весь око.
15. Путешествовали некогда авва Даниил и авва Аммой.
Авва Аммой сказал: когда же мы, отче, сядем в келию? Авва Даниил
отвечает ему: кто же теперь у нас отнимает Бога? И в келии — Бог, и
вне — тот же Бог.
16. Еще сказал: много значит молиться без развлечения, а еще более -петь без развлечения.
17. Он же говорил: помни всегда об исходе твоем, не забывай вечного суда, и не погрешишь в душе твоей.
18. Еще сказал: человек, имеющий обвинение, восходящее к сердцу его, далек от милости Божией.
19. Еще сказал: вот что изгоняет из души память о
Боге: гнев, небрежение, хотение учить и празднословие мира сего; а
долготерпение, кротость и всякое делание по Богу привлекают любовь
Божию.
20. Еще сказал: древние отцы наши говорили, что отшельничество есть бегство от тела.
21. Еще сказал: кто во время искушения обретает
чувство благодарности, тот отгоняет от себя находящие на него помыслы; и
когда ты не думаешь, что труд твой угоден Богу, то сим приобретаешь
помощь Божию, охраняющую тебя.
22. Еще сказал: не имей злобы на человека, чтобы тебе не сделать тщетными труды свои.
23. Еще сказал: человек, имеющий в сердце своем злобу отмщения, погубляет труды свои, и молитва его напрасна.
24. Еще сказал: в том — истинный труд, когда мы имеем бесстрастие в теле и скорбь в сердце.
25. Еще сказал: доколе ты находишься в теле, не
возносись в сердце своем, как сделавший что-нибудь хорошее. Ибо как
человек не может быть уверен в плодах поля своего, прежде, нежели
соберет их, не зная, что может случиться; так и монах не должен
размышлять в сердце своем, что совершенно сделал что-нибудь доброе, пока
имеет дыхание в жизни своей.
26. Сказал авва Петр, ученик аввы Исаии, что говорил
отец мой: тот, кто переносит сделанное ему порицание и кто отрешает
свою волю в отношении к ближнему для Бога, чтобы не дозволить врагу
вполне обнаружиться, показывает в себе человека, истинного делателя.
Если он имеет бодрый ум к снисканию знания, то в этом деле он
седит при ногу Господа Иисуса
(Лук. 10, 39). Когда же он бодрствует и ни о чем другом не заботится,
то старается отсечь свою волю, чтобы не быть отлученным от любви
Господа. А кто, не отсекая, удерживает свою волю, тот и с верными не
живет в мире. Ибо гнев, и малодушие и раздражительность в отношении к
брату свойственны душе, мечтающей только иметь познание, но не имеющей.
27. Еще сказал: малодушие и порицание кого-либо в мысли не дозволяют человеку видеть свет Божественный.
28. Еще сказал: будем просить Бога, чтобы Он дал нам
оплакивать наши грехи, и чтобы мы имели возможность избегать падений
человечества и не иметь теснейшего общения с мирскими людьми, или
говорить тщетные слова, чтобы ум не помрачился в ущерб познания Бога.
Ибо невозможно слушающему или говорящему слова мира
иметь дерзновение сердца пред Богом
(1 Иоан. 3, 21). Говорящий же, что я нисколько не терплю вреда от того,
что слушаю или говорю о мирских делах, подобен слепому, которому если
принесут светильник, не видит света его, равно как и света от солнца,
освещающего весь мир. Это, ясно, происходит от того, что небольшое
набежавшее облако затемняет луч и теплоту его. (Имеющие разум понимают
это).
Страницы: 1
2 3 4 5