Архимандрит Епифаний Феодоропулос
VII
Афины, 4 ноября 1970
Господин редактор!

В номере 596-597 Вашего журнала от 15/28 июля этого года продолжается
публикация заметок А. К., посвященных нашему «Эпистолярному трактату».
Прошу Вас, на основании закона о печати, строго следуя его предписаниям,
поместить мой нижеследующий ответ:
А. К. пишет, что я дошёл до того, что клевещу на Церковь, когда говорю, что она «на протяжении целых столетий
терпела
как папу, так и злославие его». И продолжает: «Никто не станет
опровергать то, что папистские заблуждения возникли задолго до 1054
года. Наглая и лукавая ложь учёнейшего автора трактата о том, что
Церковь
терпела ереси... Архимандрит Епифаний (Феодоропулос)
использует в своих интересах распространённое ошибочное представление о
том, что схизма якобы датируется 1054 годом. В действительности же в
1054 году был дописан лишь эпилог раскола. Собор, осудивший папизм...
был созван в Константинополе не при Керуларии
1, но при Фотии, в 867 году».
Никто не спорит с тем, что созванный при Фотиив 867 году собор осудил
папу Николая и его еретические воззрения. Но А. К. забывает нечто
весьма существенное: «злославия» Запада имели место и до 867 года. В
Символ веры Filioque впервые было вставлено в Испании в 589 году, и надо
отметить, что решением
Собора! А. К., вероятно, сказал бы, что
так поступила Испания, Рим же продолжал оставаться православным. Но в
таком случае не налицо ли факт терпимого отношения Римской Православной
Церкви к заблуждениям испанской Церкви? Итак, почему же мнение о том,
что Церковь, поступая по икономии, «терпит на протяжении столетий»
чьи-либо воззрения, искажающие Православие, является «лукавой и наглой
ложью»?
Приведём выдержку из «Церковной истории» В. Стефаниду: «Затем, по
прошествии небольшого срока после 767 года, из Испании прибавление
перешло в Символы веры Франкского государства. Что же касается Рима, то
он, хотя и принял соответствующее учение (соборное послание Римского
папы Мартина I (650 год); см.: 20-е письмо преподобного Максима
Исповедника Марину), но вводить прибавление «и Сына» в Символ веры
отказывался...» (С. 316-317).
Что из этого следует? Православная Восточная Церковь, видя, что Рим
принял учение о Filioque, хотя ещё и не осмелился изменить текст Символа
веры этим прибавлением, могла бы призвать Римскую Церковь к ответу,
потребовать, посредством чёткого и ясного изложения исповедания,
выяснения ситуации и, в случае упорства в заблуждении, отлучить от
своего общения. Но ничего подобного она не сделала. Она
ожидала, терпела, мирилась! И
только когда Рим, настойчиво укореняясь в своём заблуждении, достиг
предела, терпение Православной Восточной Церкви исчерпалось и Рим был
отлучён. Так, ошибочно мнение о «терпимости Церкви» или нет?
Весьма характерен и следующий пример: Папа Николай I, взойдя в 858
году на римский престол, отправил письма константинопольскому императору
Михаилу и патриарху Фотию.
«В них он торжественно заявлял о папистских претензиях на первенство,
находя основание для них в словах Евангелия от Матфея 16, 18» (В.
Стефаниду. С. 320). И что же? Святой Фотий, несмотря на созванный им
почти сразу же (в 861 году) в Константинополе Собор, знаменитый
Двукратный собор,
оставил в стороне еретические претензии Николая!
Пусть кричит А. К., что «Фотий никогда не терпел искажения
вероучения». Исторический факт неопровержимо свидетельствует о том, что
святой Фотий сначала избегал какого бы то ни было осуждения
папы-еретика. Напротив, он написал ему письмо, выдержанное в самом
миролюбивом тоне. И только спустя долгие годы, когда возник болгарский
вопрос и папа дерзко вмешался в дела Болгарской Церкви и попытался и там
навязывать свои па пистские лжевоззрения
2, терпение святого
Фотия и остальных православных епископов иссякло и был созван в 867 году
Собор, который вынес осуждение папе Николаю! Так, является ли «наглой и
лукавой ложью» мнение о терпимости Церкви?
Приведём в качестве классического примера терпимости Церкви историю с
блаженным Августином (она так широко известна). Церковь, как мы
ужеписали, — это не суд первой инстанции и не чрезвычайный военный
трибунал. Она — Царство благодати и поэтому смотрит далеко вперёд и,
прежде чем принять решение, учитывает многие факторы. Так вот, принимая
во внимание многие факторы, она
никогда в течение пятнадцати
столетий не осуждала Августина за его лжеучение об абсолютном
предопределении» (как и за некоторые другие). Итак, является ли «наглой и
лукавой ложью» мнение о терпимости по икономии Церкви? Более того, мы
видим, что терпение Церкви бывает не только временным — иногда оно
постоянно...
Перейдём к вопросу о папе Иоанне VIII. Великий Фотий, спустя три года
после смерти последнего, написал о нём следующее: «Сей наш Иоанн,
мужественный умом, мужественный же и благочестием... Сей благодатный
римский архиерей...» («О священнодействии Святого Духа», гл. 89). Эти
слова святого Фотия я поместил в своём «Эпистолярном трактате» для того,
чтобы показать, что последний не с суровостью, но с терпением и
снисхождением, всегда в духе икономии, смотрел на Иоанна и писал о нём
так любезно.
А. К. обвиняет меня в следующем: а) что я сознательно урезал слова
святого Фотия, и б) что я несправедлив по отношению к Фотию, представляя
его терпимым по отношению к папе Иоанну, тогда как в действительности
Иоанн был православным, и, следовательно, Фотий справедливо написал о
нём то, что написал.
Скажем в ответ, что фраза, которую я опустил, звучит так:
«мужественный, он ненавидел и побеждал всякую несправедливость и
нечестие». Эти слова, как утверждает А. К., показывают, что Фотий считал
папу Иоанна совершенно православным, почему, собственно, так его и
восхваляет. Призываю Бога в свидетели, что вышеприведённая цитата была
урезана не умышленно и злонамеренно, как утверждает А. К., но только
краткости ради. Если бы, конечно, и я полагал, что эти слова имеют
существенное значение, то не опустил бы их,
так как это изменило бы дух текста. Но я считал и считаю эти слова
свидетельством большой любви, большой терпимости и снисходительности
святого Фотия, терпевшего до той поры, пока ситуация не достигла
крайнего предела. Объясню подробно: в 866 (или в 867) году Фотий
обличает латинян во многих
искажениях вероучения, из которых
величайшее — Filioque: «Священный и святой Символ они исказили ложными
суждениями и противозаконно приписанными словами, и дерзким
преувеличением истолковав по-новому, что Дух Святой не только от Отца,
но и от Сына исходит («Восточным архиепископским кафедрам», гл. 8).
Столь тяжким считает это заблуждение великий Фотий, что и одного этого
заблуждения, «даже если не было совершено большени одной из описанных
дерзостей, было бы достаточно, чтобы подвергнуть их бесчисленным
анафемам» (там же, гл. 33). Всё это относится к 866 году.
Спустя
целых двадцать лет (в 885 году) Фотий написал вышеприведённые слова о папе Иоанне.
Что же за эти двадцать лет? Может быть, Иоанн отлучил от общения
принимающих осуждённые Фотием нововведения Запада, в особенности же
Filioque? Может быть, он отлучил от общения, по крайней мере, Испанскую
Церковь, которая к тому времени уже три столетия как
официально и торжественно
ввела прибавление «Filioque»? Конечно же, нет! Все эти нововведения
сохранялись на Западе и при Иоанне, равно как и при его предшественнике,
Николае I, против которого Фотием был созван Собор, где последний папа и
был осуждён. Иоанн на Западе совершенно ничего не сделал для
искоренения ни Filioque, ни других латинских иноверческих учений, но
либо соглашался с ними, либо, по крайней мере, терпел их. Однако не надо
смешивать
прибавление к Символу веры и
учение о
Filioque. Иоанн согласился (в лице своих представителей) на
Константинопольском соборе 879 года с Символом веры без прибавления. Но
не стал осуждать учения о Filioque, которое уже имело повсеместное
распространение в Западной Церкви, ничего не предпринял, как мы уже
говорили, и против Испанской Церкви, которая не только имела учение о
Filioque, но и прибавление Filioque к Символу веры. Это всё, что
касается Filioque. (Мы не принимаем во внимание некое письмо Иоанна
против Filioque, так как оно является подделкой, появившейся спустя
столетия после его смерти.)
Страницы: 1
2