вторник, 25 декабря 2012 г.

Какъ мы, христіане, должны встрѣчать Новый Годъ?

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)
Се, гряду скоро, и возмездіе Мое со Мною,
чтобы воздать каждому по дѣламъ его (Апок. 22, 12).

Вотъ и еше одинъ годъ нашей жизни канулъ въ вѣчность. Благость Божія даровала намъ   н о в ы й   годъ. Цѣнимъ ли мы эту милость Божію къ намъ, благодаримъ ли Бога за это?

Увы! какъ мало осталось нынѣ людей, которые встрѣчаютъ новый годъ молитвой. Едва ли не подавляющее большинство встрѣчаютъ его ничѣмъ не оправдываемымъ безумнымъ, безсмысленнымъ, разнузданнымъ веселіемъ, а наши «православные» русскіе люди дѣлаютъ это нерѣдко даже дважды — и по новому и по старому стилю, какъ бы желая использовать лишній поводъ къ веселію. Хотя повода тутъ, строго говоря, никакого нѣтъ.
О чемъ напоминаетъ намъ наступленіе новаго года, какъ не о томъ, прежде всего, что еще на одинъ годъ сократилась наша земная жизнь, что еще на одинъ годъ стали мы ближе къ общему для всѣхъ концу — могилѣ, а для многихъ изъ насъ — что этотъ новый годъ, быть можетъ, будетъ   п о с л ѣ д н и м ъ   годомъ ихъ жизни.
Есть ли тутъ поводъ къ веселію?
Еще святитель Ѳеофанъ Вышенскій и приснопамятный о. Іоаннъ Кронштадтскій во второй половинѣ прошлаго [XIX — прим. А. К.] вѣка горько укоряли русскяхъ людей за то, что они, подражая Богоотступническому Западу, стали по-язычески встрѣчать новый годъ, «вертясь съ бокалами въ рукахъ», ибо это только язычники темные вѣрили, что чѣмъ веселѣе они встрѣтятъ наступающій новый годъ, тѣмъ удачнѣе и счастливѣе онъ для нихъ будетъ. Вотъ и пили они и плясали до упаду. А намъ, христіанамъ, это совсѣмъ не къ лицу!
Насъ, христіанъ, наступленіе новаго года должно, наоборотъ, располагать къ сугубой серьезной настроенности и къ горячей молитвѣ Богу.
А особенно серьезными и молитвенно-сосредоточенными должны мы быть   т е п е р ь,   въ переживаемое нами время, когда съ каждымъ новымъ годомъ все болѣе и болѣе умножаются страшныя знаменія неизбѣжно приближающагося къ намъ конца всего. Еще такъ недавно жизнь человѣчества текла болѣе или менѣе нормально, вполнѣ оправдывая изреченіе премудраго Екклесіаста: «Что было, то и будетъ, и что дѣлалось, то и будетъ дѣлаться, — и нѣтъ ничего новаго подъ солнцемъ» (Еккл. 1, 9). Но вотъ, съ нѣкотораго времени, особенно послѣ страшной кровавой катастрофы, постигшей нашу несчастную Родину-Россію, нѣчто какъ-будто бы «новое» стало сильно и ярко проявлять себя. И въ самомъ дѣлѣ: вдумаемся глубже во все то, что сейчасъ происходитъ въ мірѣ, и мы убѣдимся, что происходитъ теперь нѣчто такое новое и страшное, чего никогда прежде не было въ такихъ грандіозныхъ масштабахъ.
Прежде всего: цѣлая   т р е т ь   міра попала въ полное тираническое обладаніе неистовыхъ богоборцевъ и человѣконенавистниковъ, которые главной цѣлью своей жизни и дѣятельности поставляютъ искорененіе во всемъ мірѣ вѣры въ Бога вообще и уничтоженіе Христіанской Церкви, въ частности, и упорно идутъ къ этому, не останавливаясь ни передъ какими самыми жестокими и безчеловѣчными средствами, вплоть до грубыхъ издѣвательствъ, пытокъ, мученій, пролитія крови и убійства.
А   о с т а л ь н ы я   д в ѣ   т р е т и,   составляющія такъ называемый «свободный міръ», съ каждымъ новымъ годомъ, все болѣе и болѣе равнодушно смотрятъ на это и не только не противодѣйствуютъ такому къ небу вопіющему насилію, но нерѣдко и помогаютъ ему, сами у себя, въ сущности, дѣлая то же, но только болѣе осторожными, «мирными» средствами, лицемѣрно, для отвода глазъ, сохраняя видимость полной свободы вѣры и даже покровительства Церкви.
Развѣ не «новое» — такъ называемое «экуменическое движеніе» — это повальное «братаніе» представителей всѣхъ вѣроисповѣданій, котораго совсѣмъ недавно и вообразить себѣ было нельзя и которое столь многихъ очаровываетъ и прельщаетъ мнимой христіанской любовью, въ то время какъ оно въ дѣйствительности весьма далеко отъ подлинной христіанской любви, нераздѣльно-связанной со стремленіемъ къ истинѣ. А истиной «экуменисты» менѣе всего интересуются. Если бы это было не такъ, то давно бы уже всѣ «экуменисты» пришли къ Православію, а православные, принимающіе въ «экуменическомъ движеніи» участіе, не отходили бы отъ подлиннаго исконнаго историческаго Православія, заражаясь антихристіанскимъ духомъ вольнодумнаго протестантизма.
Того же порядка — и совершенно новое явленіе Ватиканскаго Собора. И какъ характерно и трагично впечатлѣніе отъ этого Собора, высказанное однимъ православнымъ наблюдателемъ: казалось бы, мы должны только радоваться и привѣтствовать наблюдающееся на этомъ Соборѣ стремленіе къ сближенію съ Православіемъ и намѣченныя въ этомъ направленіи реформы, но все это, къ глубокой скорби нашей, носитъ характеръ такого необузданнаго либерализма, готоваго идти и дальше, что римо-католики консерваторы оказываются по духу намъ ближе.
А невѣроятно усиливающаяся преступность, во всѣхъ самыхъ изощренныхъ и виртуозныхъ формахъ, особенно — у малолѣтнихъ, которые въ наше время даже по внѣшнему своему облику, по выраженію глазъ и лица, перестаютъ походить на дѣтей, о коихъ сказалъ въ Свое время Господь, что «таковыхъ есть царствіе небесное» (Марк. 10, 14)!
А умопомрачающій безстыдный развратъ, который не удивителенъ былъ у язычниковъ, не знавшихъ ученія о высокомъ достоинствѣ дѣвства, но совершенно нестерпимъ у христіанъ!
Нѣтъ въ современномъ мірѣ — мірѣ «христіанскомъ» — и того, что было въ древности въ мірѣ языческомъ: ни благородства, ни честности, ни стыда, ни... совѣсти. Черное многіе называютъ бѣлымъ, а бѣлое — чернымъ, ложь называютъ правдою, а правду — ложью. И невольно приходитъ на умъ то, о чемъ говоритъ св. Апостолъ Павелъ въ своемъ 2-мъ посланіи къ Солунянамъ «и пошлетъ имъ Богъ дѣйствіе заблужденія, такъ что они будуть вѣрить   л ж и,   да будутъ осуждены всѣ, не вѣровавшіе истинѣ, но возлюбившіе неправду» (2 Сол. 2, 11-12).
Сколь многіе теперь съ поразительнымъ легкомысліемъ повторяютъ вслухъ, или хотя бы про себя, исполненный драматическаго скепитицизма Пилатовъ вопросъ: «что есть истина?» (Іоан. 18, 33). И отвѣта не находятъ. Да и не ждутъ его...
И вотъ, несмотря на все это, духовно-ослѣпленные люди все еще кричатъ о какомъ-то «прогрессѣ», о «мирѣ всего міра», о благоденствіи человѣчества, якобы ожидающемъ его въ ближайшемъ будущемъ, о какихъ то «заманчивыхъ даляхъ» и «широкихъ горизонтахъ»...
Пусть не говорятъ, что мы «сгущаемъ краски» или проповѣдуемъ пессимизмъ. Тогда и приснопамятнаго святителя Ѳеофана и о. Іоанна Кронштадтскаго и многихъ другихъ великихъ столповъ и свѣтильниковъ нашей Россійской Церкви, предостерегавшихъ русскій народъ о надвигающейся на него стращной карѣ Божіей, надо было бы обвинить въ пессимизмѣ. А между тѣмъ, вѣдь все то, о чемъ они такъ сильно и ярко предрекали, рисуя до чрезвычайности мрачныя картины окружавшей ихъ жизни, цѣликомъ исполнилось.
Мы же здѣсь указываемъ только на общеизвѣстные факты, которые сами за себя говорятъ и не требуютъ обладанія особой прозорливостью для того, чтобы ясно видѣть,   к у д а   они насъ ведутъ.
Страницы: 1 2

Комментариев нет:

Отправить комментарий